Рабочая программа география 5 класс ФГОС

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Электросталь Московской области

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАОУ «СОШ №13 с УИОП» ___________

В.Н.Лелюк

Приказ № 160-о от 29.08.2015 г.

М.П.




Рабочая программа по географии

5Г класс




Составитель: Сафронова Надежда Николаевна,

учитель биологии второй категории



















2015

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии в 5 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в действующей редакции от 29.12.2014 № 2);

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2015-2016 учебный год.

На основании образовательной программы школы предмет география на средней ступени в МАОУ «СОШ№13 с УИОП» преподается на базовом уровне.

Рабочая программа по географии полностью соответствует целям и задачам школы.

Данная рабочая программа разработана без внесения изменений в авторскую редакцию.

Цели и задачи курса.

Основная цель курса «География. Начальный курс» систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:

- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;

- научить устанавливать связи в системе географических знаний.

Общая характеристика предмета

Курс «География. Начальный курс. 5 класс» - это первый (начальный) курс географии в основной школе.

Главная цель этого курса - за весьма непродолжительное время познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов - географией, пробудить интерес к нему, научить пятиклассников внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

Основными задачами курса являются:

_ знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества - географической картой, с взаимодействием природы и человека;

_ пробуждение интереса к естественным наукам, и к географии в частности;

_ формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Таким образом, на предметном уровне основные задачи курса - пробудить интерес к естественнонаучным дисциплинам, в том числе к географии; познакомить с особенностями живой и неживой природы; познакомить с таким важным источником географической информации, как карта; начать формирование картографической компетенции учащихся; формировать представление о целостности и неоднородности природы Земли.

На метапредметном уровне важно научить планировать свою деятельность; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; участвовать в совместной деятельности; оценивать работу одноклассников.

На личностном уровне важно продолжить формирование ответственного отношения к учебе, коммуникативной компетентности, основ экологической культуры.

Программой предусмотрено выполнение в данном курсе четырех обязательных практических работ:

_ Географические открытия древности и Средневековья.

_ Важнейшие географические открытия.

_ Ориентирование по компасу.

_ Составление простейшего плана местности.

Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.

Коррекционная работа предполагает:

- развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;

- создание комфортной развивающей образовательной среды, способствующей достижению результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями, установленными Стандартом;

-развитие эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся;

- развитие универсальных учебных действий в соответствии с требованиями основного общего образования.

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии 5-9 классов, авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г.

«География. Начальный курс» рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 34 (1 час в неделю).

Ценностные ориентиры содержания предмета

Курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии должны быть сформированы:

  • ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин РФ, житель своего региона);

- осознание роли и места РФ как части мирового географического пространства;

- осознание единства географического пространства РФ как среды обитания всех населяющих ее народов;

- осознание ценности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, ее отдельных частей;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

- любовь к своему Отечеству, региону, местности;

- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде - среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные:

Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметные УУД:

- называть методы изучения Земли;

- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

- приводить примеры географических следствий движения Земли.


Содержание учебного предмета

№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Лабораторно-практические работы

Контроль-ные работы

1

Что изучает география

6

-

1

2

Как люди открывали Землю

5

2

1

3

Земля во вселенной

9

-

1

4

Виды изображений поверхности Земли

4

2

1

5

Природа Земли

11

-

1



Календарно-тематическое планирование по предмету

география

№ урока

Наименования разделов и тем

Характеристика

основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плано-вые сроки

прохождения

Скор-

ректи-рован-ные

сроки

прохождения

Приме-чание

Раздел 1 Что изучает география (6 часов)

1 Введение 01.09.2015

2

Мир, в котором мы живем

Выявлять и знать объекты живой и неживой природы, их отличительные признаки;

работать с текстом, выделять в нем главное.

08.09.2015



3

Науки о природе

Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии.

Знать основные правила работы в кабинете географии Умение работать с текстом, выделять в нем главное

15.09.2015



4

География - наука о Земле

Работа с учебником и электронным

приложением, знакомство с презентацией

22.09.2015



5

Методы географических исследований

Слуховое восприятие текстов. Давать определение понятию картография.

Называть методы географических исследований Земли.

Распознавать отличии методовгеографических исследований.Выявлять источники географических знаний. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала.

Работа над правилами работы с контрольно-измерительными материалами по географии

29.09.2015



6

Обобщение знаний по разделу

«Что изучает география»

Выполнение заданий учителя. Работа

с учебником, атласом

06.10.2015



Раздел 2 Как люди открывали Землю (5 часов)

7

Географические открытия древности и Средневековья

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний.

Определять причины и следствия географических путешествий и открытий.

Определять и показывать на карте маршруты путешествий.

Описывать ход путешествия

13.10.2015



8

Важнейшие географические открытия. Практическая работа №1

Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев.

Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея. Работа с текстом учебника, контурной

картой. Анализ презентации

20.10.2015



9

Открытия русских путешественников

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний.

Определять причины и следствия географических путешествий и открытий.

Определять и показывать на карте маршруты путешествий.

Описывать географические открытия, совершенные русскими путешественниками.

Чтение и анализ карт атласа.

27.10.2015



10

Открытия русских путешественников. Практическая работа №2

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний.

Определять причины и следствия географических путешествий и открытий.

Определять и показывать на карте маршруты путешествий.

Описывать географические открытия, совершенные русскими путешественниками.

Чтение и анализ карт атласа.

10.11.2015



11

Обобщение знаний по разделу

«Как люди открывали Землю»

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий.

Определять и показывать на карте маршруты путешествий.

17.11.2015



Раздел 3 Земля во вселенной

12

Как древние люди представляли себе Вселенную.

Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли. Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал

24.11.2015



13

Изучение Вселенной от Коперника до наших дней.

Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли.

Приводить доказательства шарообразности Земли

Работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал

01.12.2015



14

Соседи Солнца.

Объяснять понятие солнечная система, группы планет солнечной системы, отличия Земли от других планет. Структурировать учебный материал. Работа с текстом и рисунками учебника.

08.12.2015



15

Планеты-гиганты и маленький Плутон.

Называть планеты-гиганты, их общие признаки, планеты-карлики. Определять специфически черты планет

Сравнивать различные объекты, выделять главные особенности

Анализ иллюстраций учебника и диска

15.12.2015



16

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Объяснять различия небесных тел. Работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал

22.12.2015



17

Мир звезд.

Называть крупнейшие звёзды и созвездия

Работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал

12.01.2016



18

Уникальная планета - Земля.

Давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять в каких видах движения участвует Земля, и каковы географические следствия этих движений. Знать кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли.

19.01.2016



19

Современные исследования космоса.

Объяснять значение космических исследований, называть значимые вехи в изучении космоса

Работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации

26.01.2016



20

Обобщение знаний по разделу

«Земля во Вселенной»

Выполнение заданий учителя. Работа

с учебником, атласом

02.02.2016



Раздел 4 Виды изображений поверхности Земли (4 часа)

21

Стороны горизонта

Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта. Давать определение понятию: горизонт, стороны горизонта. Объяснять значимость определения сторон горизонта при ориентировании.

09.02.2016



22

Ориентирование на местности. Практическая работа №3

Определение с помощью компаса сторон горизонта.

Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним.

16.02.2016



23

План местности и географическая карта. Практическая работа № 4

Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности

Составление плана кабинета географии

Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли, и объяснять каковы его особенности.

Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли.

24.02.2016



24

Обобщение знаний по разделу

«Виды изображений

Поверхности Земли»

Ориентирование по плану и карте.

Чтение легенды карты. Самостоятельное построение простейшего плана

местности.

01.03.2016



Раздел 5 Природа Земли (11 часов)

25

Как возникла Земля

Называть различные гипотезы происхождения Земли Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя.

15.03.2016



26

Внутреннее строение Земли

Называть основные слои Земли, их функции.

Анализ текста и рисунков учебника,

определение ключевых понятий

урока, самостоятельное выполнение

заданий учителя.

22.03.2016



27

Землетрясения и вулканы

Делать выводы о причинах возникновения землетрясений и извержений вулканов, объяснять строение вулкана и землетрясения Работа с атласом и контурной картой:

обозначение районов землетрясений

и крупнейших вулканов.

05.04.2016




28

Путешествие по материкам

Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства.

Подготовка по опережающему заданию образного рассказа и презентации

о природе разных материков Земли.

Работа с учебником, атласом.

12.04.2016




29

Вода на земле.

Объяснять географические особенности природы частей гидросферы. Определять специфику природы частей гидросферы. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части гидросферы и описывать их отличительные черты. Показывать на карте составные части гидросферы.

Работа с контурной картой: обозначение на контурной карте материков

и океанов Земли.

19.04.2016




30

Воздушная одежда Земли.

Объяснять особенности атмосферы Земли, её специфику.

Определять отличия атмосферы от других оболочек. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии

Анализ текста учебника с целью

определения ключевых понятий урока.

26.04.2016




31

Живая оболочка Земли

Объяснять особенности биосферы Земли, её специфику.

Определять отличия биосферы от других оболочек.

03.05.2016




32

Почва - особое природное тело

Объяснять особенности почвы, её состав, строение и свойства.




33

Человек и природа

Приводить примеры позитивного и негативного влияния человека на природу, уметь видеть пути охраны природы

Работа

с картами. Повторение географической номенклатуры и основных

понятий и терминов (географический

диктант).

10.05.2016




34

Контрольная работа

Выполнение заданий учителя. Работа

с учебником, атласом

17.05.2016




35

Обобщение знаний по разделу

«Природа Земли»

Выполнение заданий учителя. Работа

с учебником, атласом

24.05.2016








Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


  1. Баринова И.И. География. Начальный курс. 5 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений/ И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2012

  2. Баринова И. И. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2012

  3. Сонин Н. И. География. Начальный курс . 5 класс.: Рабочая тетрадь к учебнику И.И.Бариновой, А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «География. Начальный курс. 5 класс»/Н.И.Сонин, С.В.Курчина. - М.: Дрофа, 2012

  4. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание. - М.: Дрофа, 2012

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

  6. Проектная деятельность школьников. Автор К.Н. Поливанова.

  7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.

  8. Метеостанция.

  9. Стенд для постоянных и временных экспозиций.

  10. Компьютер.

  11. Мультимедиа-проектор.

  12. Интерактивная доска.

  13. Коллекция медиаресурсов.

  14. Выход в Интернет.

  15. Стенд портретов выдающихся географов и путешественников.

  16. Справочно-информационная и научно-популярная литература.

  17. Глобус большой.

  18. Глобусы лабораторные.

  19. Теллурий.

  20. Физическая карта полушарий.

  21. Физические карты материков.

  22. Карта великих географических открытий.

  23. Карта Мирового океана.

  24. Компасы.

  25. Календарь погоды.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Ученик научится:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР Нарижная С. И.

27.08.2015г.



© 2010-2022