- Преподавателю
- География
- Конспект НОД в старшей группе Вода-удивительное чудо по технологии ТРИЗ
Конспект НОД в старшей группе Вода-удивительное чудо по технологии ТРИЗ
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Малкова Л.И. |
Дата | 25.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Вода - удивительное чудо».
( по технологии ТРИЗ)
Цель: Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды, о круговороте воды в природе, ее значение в жизни человека растений и животных; закреплять умение сравнивать и анализировать свойства объектов неживой природы, моделировать с помощью ММЧ.
Задачи:
Образовательные:
Учить детей проводить несложные опыты с водой.
Расширить знания детей о свойствах воды и о ее значении в жизни животных, растений и человека, роль в природе.
Развивающие: Развивать мышление, умение анализировать. Развивать навыки проведения лабораторных опытов, любознательность.
Воспитательные:
Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.
Предварительная работа:
Чтение поговорок, потешек, загадок о воде, рассматривание иллюстраций о воде, беседа о воде её значение в жизни растений, животных и человека, заучивание стихов о воде, проведение опытов по ознакомлению со свойствами воды, подбор и изготовление наглядно- демонстрационного материала, карточек для ММЧ для индивидуального использования.
Оборудование:
Сюжетные картинки с изображением воды в разных состояниях (жидком, твердом, газообразном) и способами её использования, вода в стакане, различные сосуды, лёд, кипяток, стекло, глобус, яблоко, карточки для ММЧ по количеству детей.
Вводная часть. Организационный момент.
(все дети)
В этот чудесный, добрый день,
Нам здороваться не лень!
Руку протягивай не зевай,
Улыбку веселую всем посылай.
(Дети проходят на стулья и садятся)
II. Основная часть
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о воде. «Вода - удивительное чудо» - почему так говорят?(потому что без воды всё умрёт).И сегодня мы с вами это докажем. Сейчас каждый из вас сможет превратиться в капельку и рассказать нам для чего она нужна. ( метод эмпантии по ТРИЗ)
Ну, волшебник, не зевай нам водичку оживляй! Ребёнок - волшебник превращает детей в капелек и оживляет. Капельки берут иллюстрации с изображением воды и рассказывают для чего они нужны. Н-р: Я-капелька живу в реке и нужна для того, чтобы люди могли купаться, плавать.
Воспитатель: Значит капельки живут и в реке, и в снежинке, и в тумане?
Об этом ребята расскажут стихотворения:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить. Н. Рыжова
Воспитатель: Ребята, как по- научному можно объяснить, что капелька живёт везде? (три состояния воды) Это мы сейчас докажем в своей лаборатории, проведя несложные опыты.
Опыт №1 Текучесть воды
Воспитатель: Ребята, как показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.
( попереливать воду в разные сосуды)
Моделирование: Какими человечками мы можем это показать? ( человечками жидкости, так как они не держатся за руки, но стоят рядом, их легко переставить, поэтому они легко занимают любые формы.)
Итак, мы сделали вывод: вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.
Опыт №2 Лёд
Воспитатель показывает лёд детям: Какой лёд? (Твёрдый, холодный, гладкий)
А что надо сделать со льдом, чтобы он превратился в воду? (положить в воду или в тепло)
Берём льдинку, кладём на ладошку. Что получилось? (льдинка тает и превращается в воду)
Моделирование: Какими человечками можно показать льдинки? А когда лёд растаял?
Вывод: лёд - это тоже вода, только в твёрдом состоянии.
Опыт №3 Как поймать пар?
Цель: показать, что пар превращается в воду при охлаждении.
Воспитатель над кипятком размещает холодное стекло. Что происходит? (пар поднимается, охлаждается и превращается в воду)
Вывод: пар при охлаждении превращается в воду.
Воспитатель: Проведя эти опыты мы с вами доказали, что вода, пар и лёд сёстры. (Рассматривание человечков льда, воды и пара)
Физкультминутка: В-ль:На одной ножке повернись, в человечков превратись.
Моделирование: вода, пар, лёд, вода в стакане…
Воспитатель: На одной ножке повернись, в детей превратись.
Работа с карточками ММЧ:
Дети моделируют и поднимают нужные карточки - сосулька, вода, снежинка, айсберг, вода в стакане, в стакане лимонад.
Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, что вода путешествует в природе. Давайте сейчас с вами поиграем в игру «Ходит капелька по кругу и вспомним как это происходит» Дети превращаются в тучку, ручеёк, речку, океан, солнце, остальные - капельки.
Воспитатель : Жили мама-тучка и детки-капельки(капельки окружают тучку прыгают вокруг неё, водят хоровод) Один раз мама-тучка отпустила деток погулять на землю и дала им задание - полить цветочки, капельки спустились на землю полили цветочки, а потом собрались в ручеёк ( встали друг за другом возле ручейка), затем ручейки образовали реку( дети возле реки становятся в два ряда), затем реки впадают в море ( дети делают круг), а из морей образуются океаны (дети делают широкий круг). Появляется солнышко, пригревает, капельки кружатся и возвращаются к маме - тучке.
Вывод: Вот так постоянно происходит круговорот воды в природе.
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим глобус. Какого цвета на глобусе больше?
А что голубой цвет обозначает?
Значит воды на планете сколько?
Воспитатель: Ученными доказано, что воды на Земле больше, чем суши. Для того, чтобы вам проще это представить, возьмем яблоко - это наша Планета, разрежем яблоко на 4 части. Вот 1 часть - составляет суша, а эти 3 части все водные ресурсы. Кажется, что воды очень много и ее должно хватить всем. Но это не так. Человек не может пить соленную воду, которая содержится в океанах, морях. Нам необходима, какая вода? ( чистая, пресная)
А ее остается все меньше и меньше, потому что люди не соблюдают правила бережного отношения к воде. Они не задумываются о своем отношении к ней, не правильно ведут себя во время отдыха на берегу реки, бросая в воду мусор, моют машины, оставляют на долгое время открытыми краны с водой (показ картинок).
Мы, люди, должны быть благодарны природе за чистую воду и каждый из нас должен беречь ее, потому что вода - это удивительное чудо природы, это наша жизнь.
Итоги: Какие правила нужно соблюдать, чтобы сберечь воду?
( Не бросайте мусор в воду, закрывайте кран)
Не зря говорят: Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться!