Конспект НОД в старшей группе Вода-удивительное чудо по технологии ТРИЗ

Предлагаю вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Вода-удивительное чудо" по технологии ТРИЗ.Цель: обобщить знания детей о воде, состояниях и свойствах воды, о круговороте воды в природе, её значении в жизни человека, растений и животных, закреплять умение сравнивать, анализировать свойства объектов неживой природы, моделировать с помощью маленьких человечков(ММЧ). Задачи:учить детей проводить несложные опыты с водой, развивать мышление, любознател...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Вода - удивительное чудо».

( по технологии ТРИЗ)

Цель: Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды, о круговороте воды в природе, ее значение в жизни человека растений и животных; закреплять умение сравнивать и анализировать свойства объектов неживой природы, моделировать с помощью ММЧ.

Задачи:

Образовательные:

Учить детей проводить несложные опыты с водой.

Расширить знания детей о свойствах воды и о ее значении в жизни животных, растений и человека, роль в природе.

Развивающие: Развивать мышление, умение анализировать. Развивать навыки проведения лабораторных опытов, любознательность.

Воспитательные:

Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.

Предварительная работа:

Чтение поговорок, потешек, загадок о воде, рассматривание иллюстраций о воде, беседа о воде её значение в жизни растений, животных и человека, заучивание стихов о воде, проведение опытов по ознакомлению со свойствами воды, подбор и изготовление наглядно- демонстрационного материала, карточек для ММЧ для индивидуального использования.

Оборудование:

Сюжетные картинки с изображением воды в разных состояниях (жидком, твердом, газообразном) и способами её использования, вода в стакане, различные сосуды, лёд, кипяток, стекло, глобус, яблоко, карточки для ММЧ по количеству детей.

Вводная часть. Организационный момент.

(все дети)

В этот чудесный, добрый день,

Нам здороваться не лень!

Руку протягивай не зевай,

Улыбку веселую всем посылай.

(Дети проходят на стулья и садятся)

II. Основная часть

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о воде. «Вода - удивительное чудо» - почему так говорят?(потому что без воды всё умрёт).И сегодня мы с вами это докажем. Сейчас каждый из вас сможет превратиться в капельку и рассказать нам для чего она нужна. ( метод эмпантии по ТРИЗ)

Ну, волшебник, не зевай нам водичку оживляй! Ребёнок - волшебник превращает детей в капелек и оживляет. Капельки берут иллюстрации с изображением воды и рассказывают для чего они нужны. Н-р: Я-капелька живу в реке и нужна для того, чтобы люди могли купаться, плавать.

Воспитатель: Значит капельки живут и в реке, и в снежинке, и в тумане?

Об этом ребята расскажут стихотворения:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить. Н. Рыжова

Воспитатель: Ребята, как по- научному можно объяснить, что капелька живёт везде? (три состояния воды) Это мы сейчас докажем в своей лаборатории, проведя несложные опыты.

Опыт №1 Текучесть воды

Воспитатель: Ребята, как показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.

( попереливать воду в разные сосуды)

Моделирование: Какими человечками мы можем это показать? ( человечками жидкости, так как они не держатся за руки, но стоят рядом, их легко переставить, поэтому они легко занимают любые формы.)

Итак, мы сделали вывод: вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.

Опыт №2 Лёд

Воспитатель показывает лёд детям: Какой лёд? (Твёрдый, холодный, гладкий)

А что надо сделать со льдом, чтобы он превратился в воду? (положить в воду или в тепло)

Берём льдинку, кладём на ладошку. Что получилось? (льдинка тает и превращается в воду)

Моделирование: Какими человечками можно показать льдинки? А когда лёд растаял?

Вывод: лёд - это тоже вода, только в твёрдом состоянии.

Опыт №3 Как поймать пар?

Цель: показать, что пар превращается в воду при охлаждении.

Воспитатель над кипятком размещает холодное стекло. Что происходит? (пар поднимается, охлаждается и превращается в воду)

Вывод: пар при охлаждении превращается в воду.

Воспитатель: Проведя эти опыты мы с вами доказали, что вода, пар и лёд сёстры. (Рассматривание человечков льда, воды и пара)

Физкультминутка: В-ль:На одной ножке повернись, в человечков превратись.

Моделирование: вода, пар, лёд, вода в стакане…

Воспитатель: На одной ножке повернись, в детей превратись.

Работа с карточками ММЧ:

Дети моделируют и поднимают нужные карточки - сосулька, вода, снежинка, айсберг, вода в стакане, в стакане лимонад.

Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, что вода путешествует в природе. Давайте сейчас с вами поиграем в игру «Ходит капелька по кругу и вспомним как это происходит» Дети превращаются в тучку, ручеёк, речку, океан, солнце, остальные - капельки.

Воспитатель : Жили мама-тучка и детки-капельки(капельки окружают тучку прыгают вокруг неё, водят хоровод) Один раз мама-тучка отпустила деток погулять на землю и дала им задание - полить цветочки, капельки спустились на землю полили цветочки, а потом собрались в ручеёк ( встали друг за другом возле ручейка), затем ручейки образовали реку( дети возле реки становятся в два ряда), затем реки впадают в море ( дети делают круг), а из морей образуются океаны (дети делают широкий круг). Появляется солнышко, пригревает, капельки кружатся и возвращаются к маме - тучке.

Вывод: Вот так постоянно происходит круговорот воды в природе.

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим глобус. Какого цвета на глобусе больше?

А что голубой цвет обозначает?

Значит воды на планете сколько?

Воспитатель: Ученными доказано, что воды на Земле больше, чем суши. Для того, чтобы вам проще это представить, возьмем яблоко - это наша Планета, разрежем яблоко на 4 части. Вот 1 часть - составляет суша, а эти 3 части все водные ресурсы. Кажется, что воды очень много и ее должно хватить всем. Но это не так. Человек не может пить соленную воду, которая содержится в океанах, морях. Нам необходима, какая вода? ( чистая, пресная)

А ее остается все меньше и меньше, потому что люди не соблюдают правила бережного отношения к воде. Они не задумываются о своем отношении к ней, не правильно ведут себя во время отдыха на берегу реки, бросая в воду мусор, моют машины, оставляют на долгое время открытыми краны с водой (показ картинок).

Мы, люди, должны быть благодарны природе за чистую воду и каждый из нас должен беречь ее, потому что вода - это удивительное чудо природы, это наша жизнь.

Итоги: Какие правила нужно соблюдать, чтобы сберечь воду?

( Не бросайте мусор в воду, закрывайте кран)

Не зря говорят: Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться!


© 2010-2022