Реализация компетентностного подхода в обучении географии через практические работы

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Реализация компетентностного подхода в обучении географии через практические работы.

Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,
Все формы, все цветы, вобрать в себя глазами,
Пройти по всей Земле горящими ступнями,
Всё воспринять - и снова воплотить.
М.Волошин

В проекте федерального государственного образовательного стандарта общего образования (стандарт второго поколения) рассмотрено три компонента требований:

  • требования к структуре основных общеобразовательных программ,

  • требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ,

  • требования к условиям реализации программ.

Я остановлюсь на второй части компонентов Стандарта. Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ представляют собой описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями, что необходимо в условиях нынешней эпохи, её динамичности, информационной насыщенности. Следовательно, велика роль учителя в приближении предмета «география» к ученику, учитель может стать мостиком между школьной географией и нынешней эпохой. Мир становится единым, взаимосвязанным и взаимозависимым.

Стратегическая цель учебного предмета географии - формирование в сознание учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении географической среды, готовность к активной деятельности в быстроменяющемся мире.

Таким образом, ориентация школьного географического образования на компетентностный подход предполагает усиление его практической направленности. Именно поэтому практическая работа как форма организации учебной деятельности выступает необходимым средством познания и определённым этапом формирования географического мышления школьников.

География как учебная дисциплина представляет собой единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей. Это также единственный предмет, знакомящий их с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на социально-экономические процессы посредством региональной политики.

Усиленная практическая направленность позволяет овладеть географическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.

К таким умениям относятся, например,

- свободная ориентация в географической и политической информации, публикуемой в периодической печати, справочных пособиях;

- пользование географическими и топографическими картами городов и сельской местности;

- составление по памяти схематических планов маршрута или небольшого участка местности;

- определение поясного, московского, среднеевропейского времени прибытия самолета или поезда в пункт назначения;

- правильный выбор вида транспорта, одежды, обуви, других дорожных принадлежностей для поездки в различные страны или в другие районы России.

Специфика географии как школьного предмета заключается в том, что необходимым условием его усвоения является наличие у школьников умений пользоваться различными источниками географической информации для получения знаний. Овладеть этими умениями можно только в ходе выполнения практических работ.

Практические работы - неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими как чтение, анализ, сопоставление физических карт, статистических материалов и т.п. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности.

Обучение географии требует проведения большого количества практических работ и упражнений. Значительная часть их предусматривается программой.
Цель этих работ - помочь учащимся применить теоретические знания на практике, более глубоко осмыслить изученный материал, прочнее его усвоить, а также способствовать формированию практических умений и навыков.

Некоторые практические работы проводятся на природе.

Час, проведенный на природе с учащимися,

может оказаться более полезным и

значимым, чем многие дни школьных занятий

К. Д. Ушинский

Краеведческий принцип в преподавании географии осуществляется путем использования разнообразных методов и приемов учебной работы выбор

которых зависит от дидактической цели, содержания и структуры урока.

изучение местного края способствует повышению интереса к предмету и улучшению успеваемости по географии, так как:

1) Краеведение способствует лучшему усвоению физической и экономической географии России. При правильном использовании краеведческого материала, что предполагает отличное знание его самим преподавателем, многие темы можно проводить на конкретном местном материале и тем самым ликвидировать формализм в преподавании этого предмета.

2) Краеведение воспитывает любовь к Родине, патриотизм. Для детального изучения всех районов и стран нет и не может быть времени, а следовательно, и возможности. Свой же край (город, район, область) учащиеся должны знать отлично, так как у каждого из них любовь к Родине связывается прежде всего с тем местом, где он родился и где он учится. «Патриотизм, -писал Илья Эренбург, начинается с самого простого: с дерева возле дома,

переулочка, сбегающего вниз к речке, с запаха антоновских яблок…».

3) Краеведение способствует выработке практических навыков и умений наблюдать и работать непосредственно на местности, что нередко вызывает затруднения у ученика.

Таким образом, использование широкого спектра возможностей краеведения позволяет сделать учебный процесс не только более доступным, но и содержательным и привлекательным.

Практической работе обычно предшествует изучение теоретического материала и демонстрация учителем приемов ее выполнения. Так, проведению практической работы по составлению плана местности при изучении начального курса географии в 6 классе предшествует ряд уроков, на которых учащиеся узнают, что такое план, как он составляется, видят образец составленного плана, проводят повторные действия по образцу, выполненному учителем, т. е. выполняют тренировочную работу с целью выработки определенных умений.





Построение местности способом маршрутной съемки плана

Нарисуйте путь, который прошли школьники.

Обозначьте азимуты стрелками, а объекты, которые проходили, условными знаками плана местности. Расстояние до каждого следующего поворота на плане всегда должно быть равно 4 см.

Выйдя из школы (1), мы двинулись по А=00, и прошли через пришкольный фруктовый сад до проселочной дороги, и по А=450 достигли берега реки. Справа от нас лежал луг, а слева - редколесье. Реку мы пересекли по деревянному мосту. Затем мы взяли А=900 и двинулись по шоссе вдоль линии электропередачи. Справа продолжался луг, а слева был ельник. Затем по А=1800 мы свернули к поселку, где пополнили запасы воды из колодца. Пройдя по А=1350, мы вышли на берег озера, где остановились на привал. Справа от нас находилось небольшое болото, а слева по берегу озера рос смешанный лес.

Реализация компетентностного подхода в обучении географии через практические работы

Лишь после они проводят практическую работу по составлению плана местности. При ее выполнении детям приходится самостоятельно пользоваться теоретическими знаниями и применять приемы работы, усвоенные на уроках

Рассмотрим практическую работу в 6 классе « Глазомерная съемка местности». Работа проводится на пришкольном участке.

Ученикам выдается инструктивная карточка, в которой расписан алгоритм выполнения работы




Инструктивная карточка

1 этап. Вычерчивание футбольного поля.

1.Установите планшет у угла футбольного поля (А) и ориентируйте его по сторонам горизонта

2. С помощью компаса определите направления на три других угла футбольного поля (Б,В,Г) .

Направления выражают в градусах, то есть определяют азимут.

3. Измеряют расстояние до углов футбольного поля и откладывают их в масштабе в 1 см 5 метров (1:500)

2 этап. Вычерчивание изгороди вокруг спортивной площадки

1.От углов футбольного поля последовательно определяют азимуты на изгибы забора.

3 этап. Вычерчивание трибуны

4 этап. Вычерчивание хоккейной, волейбольной и баскетбольной площадок

5.этап.Нанесение объектов природы ( луг, деревья, кусты) на план местности с помощью условных знаков.

Затем ученики, используя простейшие приборы: линейка, карандаш, компас отправляются на школьную территорию и начинают выполнять работу.








1 этап. Вычерчивание футбольного поля.

1.Установите планшет у угла футбольного поля (А) и ориентируйте его по сторонам горизонта

Реализация компетентностного подхода в обучении географии через практические работы

2. С помощью компаса определите направления на три других угла футбольного поля (Б,В,Г) .

Направления выражают в градусах, то есть определяют азимут.

Реализация компетентностного подхода в обучении географии через практические работы


3. Измеряют расстояние до углов футбольного поля и откладывают их в масштабе.

2 этап. Вычерчивание изгороди вокруг спортивной площадки

1.от углов футбольного поля последовательно определяют азимуты на изгибы забора.

Реализация компетентностного подхода в обучении географии через практические работы

Реализация компетентностного подхода в обучении географии через практические работы

3 этап. Вычерчивание трибуны

4 этап. Вычерчивание хоккейной, волейбольной и баскетбольной площадок

Реализация компетентностного подхода в обучении географии через практические работы





5.этап.Нанесение объектов природы ( луг, деревья, кусты) на план местности с помощью условных знаков.

Реализация компетентностного подхода в обучении географии через практические работы






Все задания учащиеся выполняют под непосредственным наблюдением учителя.

Задание на дом учащимся дается следующее: оформить план согласно правилам условных знаков в цвете.

Реализация компетентностного подхода в обучении географии через практические работы

Программные практические работы ориентированы на формирование

следующих умений: называть и показывать различные географические объекты; описывать и характеризовать объекты, явления, территории, взаимосвязи между компонентами, определять направления, географические координаты; измерять расстояния, азимуты; наблюдать за различными компонентами природы, различные географические, экологические и другие ситуации; прогнозировать изменения, взаимоотношения различных явлений и процессов

Организуя практические работы, надо помнить, что программа задает лишь общее направление работы, а учитель, конкретизирую содержание, определяет конкретную территорию, объем задания.



© 2010-2022