• Преподавателю
  • География
  • Программа факультативного курса Проектная и исследовательская деятельность обучающихся по географии, биологии и краеведению

Программа факультативного курса Проектная и исследовательская деятельность обучающихся по географии, биологии и краеведению

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа факультативного курса «Проектная и исследовательская деятельность учащихся по географии, экологии и краеведению»

для 6-11 классов


Сроки реализации программы

2012 - 2015 гг. 3 года

Пояснительная записка.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • Конвенция ООН о правах ребенка.

  • Закон РФ «Об образовании».

  • Устав школы.

  • Концепция модернизации российского образования.

В системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности школьника вообще и личности одарённой в частности.

С целью реализации компетентностного подхода в обучении необходимо осуществить переход «от человека знающего - к человеку умеющему». Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.

Для этого необходимо активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

В нашей школе уже сложилась определённая система работы с одарёнными детьми. Не нарушая принципа равных шансов на образование для всех, мы по выстраиваем пространство заинтересованного и продуктивного образования для желающих учащихся.

Вовлечение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность - процесс длительный и сложный. На этом пути можно выделить два направления:

  • учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках;

  • учебные исследования и работа над проектами во внеурочной деятельности учащихся.

Урочная и внеурочная деятельность организуется как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, чтобы каждый ученик мог реализовать свои возможности в самых разных сферах деятельности.

В Концепции модернизации российского образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Формирование ключевых компетентностей, к которым относится исследовательская компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования.

Раздел III «Индивидуальные исследовательские работы» планируется ежегодно в приложениях.

Цели курса:


  1. формирование у учащихся целостного представления об этапах исследовательской деятельности;

  2. создание образовательной среды для развития творчества и исследовательской деятельности детей при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений, сопровождающихся презентацией, на различных учебно-практических конференциях и конкурсах.

Задачи курса:

Образовательные:

  • расширение и углубление знаний, повышение эрудиции детей в интересующих их областях науки;

  • формирование исследовательских умений и навыков;

  • знакомство с методами и приёмами научного поиска;

  • приобретение специальных знаний по вопросам организации учебно-исследовательской деятельности с целью усовершенствования процесса обучения;

  • создание условий для предъявления результатов учебно-исследовательской деятельности через проведение научно-практических конференций.


Развивающие:

  • развитие познавательных и творческих способностей детей;

  • создание условий для расширения кругозора детей в области достижений науки;

  • вовлечение детей в процесс самообразования и саморазвития;

  • совершенствование умений и навыков самостоятельной работы;

  • развитие интереса к научной литературе.

Воспитательные:

  • создание условий для гармоничного развития личности, совершенствования духовных потребностей детей;

  • выработка организаторских навыков, умения вести себя в коллективе;

  • воспитание чувства товарищества, доброжелательности и личной ответственности.

Результаты освоения курса:

  1. Повышение качества обучения.

  2. Издание творческих и исследовательских работ обучающихся.

  3. Нормативное и методическое обеспечение процесса исследовательской деятельности.

  4. Расширение диапазона мероприятий (олимпиады, конференции, выставки, конкурсы, фестивали, соревнования) для раскрытия творческих способностей обучающихся.

  5. Создание условий для развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей обучающихся.

  6. Организация информационно-продуктивного пространства для самостоятельной работы детей.

Планирование занятий факультатива «Проектная и исследовательская деятельность учащихся по географии, экологии и краеведению»

для 6-11 классов

№ за-нятия

Название раздела, темы занятий

Коли-чество часов


Раздел 1.

Общие сведения об исследовательской работе.

8

1

Принципы организации исследовательской деятельности.

1

2

Роль науки в решении важных жизненных вопросов.

1

3

Рефераты и доклады как одна из форм самостоятельной деятельности.

1

4

5

Выступление - один из методов апробации исследовательской деятельности.

2

6

Специфика монолога-выступления на научно-практической конференции.

1

7

Композиция выступления на научно-практической конференции.

1

8

Вопросы и замечания - непременные атрибуты механизма дискуссий, брифингов.

1


Раздел II. Основные действия при выполнении исследовательской работы.

9

9

Основные этапы исследования.

1

10

Выбор темы исследовательской работы. Её актуальность, цели, задачи.

1

11

12

Методы и способы исследования

2

13

Правила оформления работы в печатном варианте.

1

14

Основные требования к презентации исследовательской работы.

1

15

Работа с презентацией. Слайды и их структура, макеты слайдов.

1

16

Дизайн слайдов. Вставка. Шрифты.

1

17

Переходы. Анимация.

1

18-27

Раздел III. Индивидуальные исследовательские работы (см. приложения).

10


Раздел IV. Проектная деятельность.

7

28

Принципы организации проектной деятельности.

1

29

Структура и содержание проектов.

1

30

Выбор темы проекта. Выделение подтем. Подготовка материала.

1

31

32

Разработка проекта.

2

33

Оформление результатов проекта.

1

34

Итоговое занятие.

1


Всего

34





Приложение № 1.

Индивидуальные исследовательские работы учащихся

в 2011 - 12 учебном году (план III раздела)


№ за-нятия

Название раздела, темы занятий

Коли-чество часов


Раздел III. Индивидуальные исследовательские работы.


18

Организация исследовательских работ по темам «Причины и следствия распространения борщевика в окрестностях посёлка Солгинский» и «История автомобильного вантового моста через реку Вель в посёлке Солгинский».

1

19

Организация исследовательских работ по темам «Вель - река наша» и «Определение наиболее благоприятных домашних условий для улиток ахатин».

1

20

Организация работы над проектом «Начальник медицинской службы военно-морского флота России - выпускник нашей школы».

1

21

Сбор материала для исследовательских работ «Причины и следствия распространения борщевика в окрестностях посёлка Солгинский» и «История автомобильного вантового моста через реку Вель в посёлке Солгинский».

1

22

Сбор материала для исследовательских работ «Вель - река наша» и «Определение наиболее благоприятных домашних условий для улиток ахатин».

1

23

Сбор материала для проекта «Начальник медицинской службы военно-морского флота России - выпускник нашей школы».

1

24

Оформление исследовательских работ по темам «Причины и следствия распространения борщевика в окрестностях посёлка Солгинский» и «История автомобильного вантового моста через реку Вель в посёлке Солгинский».

1

25

26

Оформление исследовательских работ по темам «Вель - река наша» и «Определение наиболее благоприятных домашних условий для улиток ахатин».

2

27

Оформление проекта «Начальник медицинской службы военно-морского флота России - выпускник нашей школы».

1



2. Список индивидуальных исследовательских работ учащихся в 2011 - 12 учебном году


№ рабо-ты


Название работы


Направле-ние

Фамилия, имя участника


Класс

1

Причины и следствия распространения борщевика в окрестностях посёлка Солгинский.

Экология


2

Вель - река наша

География


3

История автомобильного вантового моста через реку Вель в посёлке Солгинский

Краеведение


4

Определение наиболее благоприятных домашних условий для улиток ахатин

Биология


5

Проект «Начальник медицинской службы военно-морского флота России - выпускник нашей школы»

Краеведение













Приложение № 2.

Индивидуальные исследовательские работы учащихся

в 2012 - 13 учебном году (план III раздела)


№ за-нятия

Название раздела, темы занятий

Коли-чество часов


Раздел III. Индивидуальные исследовательские работы.

10

18


Организация исследовательской работы «Проблема полиэтиленовой угрозы на планете и пути её решения».

1

19


Организация исследовательской работы «Плодоносящий лимон на подоконнике».

1

20

21

Сбор материала для исследовательской работы «Проблема полиэтиленовой угрозы на планете и пути её решения».

2

22

23

Сбор материала для исследовательской работы «Плодоносящий лимон на подоконнике».

2

24

25

Оформление исследовательской работы «Проблема полиэтиленовой угрозы на планете и пути её решения».

2

26

27

Оформление исследовательской работы «Плодоносящий лимон на подоконнике».

2

2. Список индивидуальных исследовательских работ учащихся в 2012 - 13 учебном году


№ рабо-ты


Название работы


Направле-ние

Фамилия, имя участника


Класс

1

«Проблема полиэтиленовой угрозы на планете и пути её решения».

Экология


2

«Плодоносящий лимон на подоконнике».

Биология







Приложение № 3.

Индивидуальные исследовательские работы учащихся

в 2013 - 14 учебном году


(факультатива нет)


Список индивидуальных исследовательских работ учащихся в 2013 - 14 учебном году


№ рабо-ты


Название работы

Направле-ние

Фамилия, имя участника


Класс

1

История одного дома в деревне Заподюжье

Краеведение

Мосягин Анатолий

5










Приложение № 4.

Индивидуальные исследовательские работы учащихся

в 2014 - 15 учебном году (план III раздела)

№ за-нятия

Название раздела, темы занятий

Коли-чество часов


Раздел III. Индивидуальные исследовательские работы.

10

18


Организация исследовательской работы «Состояние древесной растительности в окрестностях нашего посёлка».

1

19


Организация исследовательской работы «История Солгинского ДСК».

1

20


Организация исследовательской работы «Прадеды для победы».

1

21


Сбор материала для исследовательской работы «Состояние древесной растительности в окрестностях нашего посёлка».

1

22


Сбор материала для исследовательской работы «История Солгинского ДСК».

1

23

24

Сбор материала для исследовательской работы «Прадеды для победы».

2

25

Оформление исследовательской работы «Состояние древесной растительности в окрестностях нашего посёлка».

1

26

Оформление исследовательской работы «История Солгинского ДСК».

1

27

Оформление исследовательской работы «Прадеды для победы».

1

2. Список индивидуальных исследовательских работ учащихся в 2014 - 15 учебном году


№ рабо-ты


Название работы


Направле-ние

Фамилия, имя участника


Класс

1

«Состояние древесной растительности в окрестностях нашего посёлка».

Экология


2

«История Солгинского ДСК».

Краеведение


3

«Прадеды для победы».

Краеведение




10


© 2010-2022