- Преподавателю
- География
- Программа факультативного курса Проектная и исследовательская деятельность обучающихся по географии, биологии и краеведению
Программа факультативного курса Проектная и исследовательская деятельность обучающихся по географии, биологии и краеведению
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мосягина Л.А. |
Дата | 27.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа факультативного курса «Проектная и исследовательская деятельность учащихся по географии, экологии и краеведению»
для 6-11 классов
Сроки реализации программы
2012 - 2015 гг. 3 года
Пояснительная записка.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
-
Конвенция ООН о правах ребенка.
-
Закон РФ «Об образовании».
-
Устав школы.
-
Концепция модернизации российского образования.
В системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности школьника вообще и личности одарённой в частности.
С целью реализации компетентностного подхода в обучении необходимо осуществить переход «от человека знающего - к человеку умеющему». Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.
Для этого необходимо активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
В нашей школе уже сложилась определённая система работы с одарёнными детьми. Не нарушая принципа равных шансов на образование для всех, мы по выстраиваем пространство заинтересованного и продуктивного образования для желающих учащихся.
Вовлечение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность - процесс длительный и сложный. На этом пути можно выделить два направления:
-
учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках;
-
учебные исследования и работа над проектами во внеурочной деятельности учащихся.
Урочная и внеурочная деятельность организуется как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, чтобы каждый ученик мог реализовать свои возможности в самых разных сферах деятельности.
В Концепции модернизации российского образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Формирование ключевых компетентностей, к которым относится исследовательская компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования.
Раздел III «Индивидуальные исследовательские работы» планируется ежегодно в приложениях.
Цели курса:
-
формирование у учащихся целостного представления об этапах исследовательской деятельности;
-
создание образовательной среды для развития творчества и исследовательской деятельности детей при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений, сопровождающихся презентацией, на различных учебно-практических конференциях и конкурсах.
Задачи курса:
Образовательные:
-
расширение и углубление знаний, повышение эрудиции детей в интересующих их областях науки;
-
формирование исследовательских умений и навыков;
-
знакомство с методами и приёмами научного поиска;
-
приобретение специальных знаний по вопросам организации учебно-исследовательской деятельности с целью усовершенствования процесса обучения;
-
создание условий для предъявления результатов учебно-исследовательской деятельности через проведение научно-практических конференций.
Развивающие:
-
развитие познавательных и творческих способностей детей;
-
создание условий для расширения кругозора детей в области достижений науки;
-
вовлечение детей в процесс самообразования и саморазвития;
-
совершенствование умений и навыков самостоятельной работы;
-
развитие интереса к научной литературе.
Воспитательные:
-
создание условий для гармоничного развития личности, совершенствования духовных потребностей детей;
-
выработка организаторских навыков, умения вести себя в коллективе;
-
воспитание чувства товарищества, доброжелательности и личной ответственности.
Результаты освоения курса:
-
Повышение качества обучения.
-
Издание творческих и исследовательских работ обучающихся.
-
Нормативное и методическое обеспечение процесса исследовательской деятельности.
-
Расширение диапазона мероприятий (олимпиады, конференции, выставки, конкурсы, фестивали, соревнования) для раскрытия творческих способностей обучающихся.
-
Создание условий для развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей обучающихся.
-
Организация информационно-продуктивного пространства для самостоятельной работы детей.
Планирование занятий факультатива «Проектная и исследовательская деятельность учащихся по географии, экологии и краеведению»
для 6-11 классов
№ за-нятия
Название раздела, темы занятий
Коли-чество часов
Раздел 1.
Общие сведения об исследовательской работе.
8
1
Принципы организации исследовательской деятельности.
1
2
Роль науки в решении важных жизненных вопросов.
1
3
Рефераты и доклады как одна из форм самостоятельной деятельности.
1
4
5
Выступление - один из методов апробации исследовательской деятельности.
2
6
Специфика монолога-выступления на научно-практической конференции.
1
7
Композиция выступления на научно-практической конференции.
1
8
Вопросы и замечания - непременные атрибуты механизма дискуссий, брифингов.
1
Раздел II. Основные действия при выполнении исследовательской работы.
9
9
Основные этапы исследования.
1
10
Выбор темы исследовательской работы. Её актуальность, цели, задачи.
1
11
12
Методы и способы исследования
2
13
Правила оформления работы в печатном варианте.
1
14
Основные требования к презентации исследовательской работы.
1
15
Работа с презентацией. Слайды и их структура, макеты слайдов.
1
16
Дизайн слайдов. Вставка. Шрифты.
1
17
Переходы. Анимация.
1
18-27
Раздел III. Индивидуальные исследовательские работы (см. приложения).
10
Раздел IV. Проектная деятельность.
7
28
Принципы организации проектной деятельности.
1
29
Структура и содержание проектов.
1
30
Выбор темы проекта. Выделение подтем. Подготовка материала.
1
31
32
Разработка проекта.
2
33
Оформление результатов проекта.
1
34
Итоговое занятие.
1
Всего
34
Приложение № 1.
Индивидуальные исследовательские работы учащихся
в 2011 - 12 учебном году (план III раздела)
№ за-нятия
Название раздела, темы занятий
Коли-чество часов
Раздел III. Индивидуальные исследовательские работы.
18
Организация исследовательских работ по темам «Причины и следствия распространения борщевика в окрестностях посёлка Солгинский» и «История автомобильного вантового моста через реку Вель в посёлке Солгинский».
1
19
Организация исследовательских работ по темам «Вель - река наша» и «Определение наиболее благоприятных домашних условий для улиток ахатин».
1
20
Организация работы над проектом «Начальник медицинской службы военно-морского флота России - выпускник нашей школы».
1
21
Сбор материала для исследовательских работ «Причины и следствия распространения борщевика в окрестностях посёлка Солгинский» и «История автомобильного вантового моста через реку Вель в посёлке Солгинский».
1
22
Сбор материала для исследовательских работ «Вель - река наша» и «Определение наиболее благоприятных домашних условий для улиток ахатин».
1
23
Сбор материала для проекта «Начальник медицинской службы военно-морского флота России - выпускник нашей школы».
1
24
Оформление исследовательских работ по темам «Причины и следствия распространения борщевика в окрестностях посёлка Солгинский» и «История автомобильного вантового моста через реку Вель в посёлке Солгинский».
1
25
26
Оформление исследовательских работ по темам «Вель - река наша» и «Определение наиболее благоприятных домашних условий для улиток ахатин».
2
27
Оформление проекта «Начальник медицинской службы военно-морского флота России - выпускник нашей школы».
1
2. Список индивидуальных исследовательских работ учащихся в 2011 - 12 учебном году
№ рабо-ты
Название работы
Направле-ние
Фамилия, имя участника
Класс
1
Причины и следствия распространения борщевика в окрестностях посёлка Солгинский.
Экология
2
Вель - река наша
География
3
История автомобильного вантового моста через реку Вель в посёлке Солгинский
Краеведение
4
Определение наиболее благоприятных домашних условий для улиток ахатин
Биология
5
Проект «Начальник медицинской службы военно-морского флота России - выпускник нашей школы»
Краеведение
Приложение № 2.
Индивидуальные исследовательские работы учащихся
в 2012 - 13 учебном году (план III раздела)
№ за-нятия
Название раздела, темы занятий
Коли-чество часов
Раздел III. Индивидуальные исследовательские работы.
10
18
Организация исследовательской работы «Проблема полиэтиленовой угрозы на планете и пути её решения».
1
19
Организация исследовательской работы «Плодоносящий лимон на подоконнике».
1
20
21
Сбор материала для исследовательской работы «Проблема полиэтиленовой угрозы на планете и пути её решения».
2
22
23
Сбор материала для исследовательской работы «Плодоносящий лимон на подоконнике».
2
24
25
Оформление исследовательской работы «Проблема полиэтиленовой угрозы на планете и пути её решения».
2
26
27
Оформление исследовательской работы «Плодоносящий лимон на подоконнике».
2
2. Список индивидуальных исследовательских работ учащихся в 2012 - 13 учебном году
№ рабо-ты
Название работы
Направле-ние
Фамилия, имя участника
Класс
1
«Проблема полиэтиленовой угрозы на планете и пути её решения».
Экология
2
«Плодоносящий лимон на подоконнике».
Биология
Приложение № 3.
Индивидуальные исследовательские работы учащихся
в 2013 - 14 учебном году
(факультатива нет)
Список индивидуальных исследовательских работ учащихся в 2013 - 14 учебном году
№ рабо-ты
Название работы
Направле-ние
Фамилия, имя участника
Класс
1
История одного дома в деревне Заподюжье
Краеведение
Мосягин Анатолий
5
Приложение № 4.
Индивидуальные исследовательские работы учащихся
в 2014 - 15 учебном году (план III раздела)
№ за-нятия
Название раздела, темы занятий
Коли-чество часов
Раздел III. Индивидуальные исследовательские работы.
10
18
Организация исследовательской работы «Состояние древесной растительности в окрестностях нашего посёлка».
1
19
Организация исследовательской работы «История Солгинского ДСК».
1
20
Организация исследовательской работы «Прадеды для победы».
1
21
Сбор материала для исследовательской работы «Состояние древесной растительности в окрестностях нашего посёлка».
1
22
Сбор материала для исследовательской работы «История Солгинского ДСК».
1
23
24
Сбор материала для исследовательской работы «Прадеды для победы».
2
25
Оформление исследовательской работы «Состояние древесной растительности в окрестностях нашего посёлка».
1
26
Оформление исследовательской работы «История Солгинского ДСК».
1
27
Оформление исследовательской работы «Прадеды для победы».
1
2. Список индивидуальных исследовательских работ учащихся в 2014 - 15 учебном году
№ рабо-ты
Название работы
Направле-ние
Фамилия, имя участника
Класс
1
«Состояние древесной растительности в окрестностях нашего посёлка».
Экология
2
«История Солгинского ДСК».
Краеведение
3
«Прадеды для победы».
Краеведение
10