• Преподавателю
  • География
  • Выступление на пед. совете по теме: Какие условия нужно создавать на уроке и во внеурочное время для развития мотивации успеха к учебно – познавательной деятельности

Выступление на пед. совете по теме: Какие условия нужно создавать на уроке и во внеурочное время для развития мотивации успеха к учебно – познавательной деятельности

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





СООБЩЕНИЕ

ДЛЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА



Выполнила: учитель географии

Гринько Е.А

ТЕМА:

Какие условия нужно создавать на уроке и во внеурочное время для развития мотивации успеха к учебно - познавательной деятельности.

Успех любой познавательной деятельности в значительной степени зависит от мотивации. В настоящее время мы сталкиваемся с проблемой снижения уровня познавательной активности школьников на уроке, нежеланием самостоятельно работать да и просто учиться .

Учение - это очень сложная деятельность и перед нами стоит задача организовать ее, определить содержание, продумать формы, пути и средства подачи учебного материала, направить ученика на поиск наиболее рационального способа действия с ним, оказать необходимую помощь.

Создание данных условий на уроках географии осуществляется через организацию активной познавательной деятельности учащихся на каждом занятии путем вовлечения каждого ребенка в процесс освоения знаний, умений и навыков.

Ощущение самостоятельности поиска знаний обеспечивается путем практико-ориентированного обучения через использование задач с практическим содержанием. Данные задачи имеют необычную формулировку, связь с жизнью, межпредметные связи, вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности и творческой активности. Школьников захватывает сам процесс поиска путей решения. Например, как, используя компас, ориентироваться на местности? Используя глобус, определять географические координаты точек?

Современный урок немыслим без активного применения информационных технологий. Мультимедийное оборудование, позволяющее использовать текст, графику, видеоматериалы, значительно расширяет возможности компьютера в учебном процессе.

При объяснение нового материала используются компьютерные презентации, видеоматериалы. Рекомендую учащимся при подготовке домашнего задания использовать ресурсы сети Интернет. Это не только способствует активизации познавательного интереса учащихся и позволяет использовать на уроке новейший фактический материал, отсутствующий в учебнике, но и формирует крайне необходимые в учебном процессе компетенции.

Интерактивные методы обучения ориентируют личность на самостоятельное управление процессом усвоения знаний. Методы: учебная дискуссия, учебный диалог наиболее эффективны при изучении разных взглядов ученых на географические процессы.

Для активизации деятельности каждого ученика используются следующие приемы:

- «минуты разминки»;

- «заполнение таблички»: знал, узнал, хочу узнать больше;

- «пометки на полях»;

Данные приемы необходимы, чтобы сформировать самооценочные умения учащихся, они должны четко представлять, что усвоено, а что требует дополнительного объяснения. Незнание мотивирует учащихся на самостоятельный поиск информации.

Ощущение свободы выбора формируется через использование элементов современных педагогических технологий: проблемное обучение, исследовательская деятельность, проектная деятельность. Проблемные ситуации целесообразно использовать для актуализации знаний учащихся, что сразу ставит их в активную познавательную позицию.

Исследовательские задания рекомендуются при изучении нового материала, так как понятия, приобретенные в ходе самостоятельной работы, являются наиболее значимыми и осознанными.

Отрабатываются умения работать с научной и научно- популярной литературой, проводить наблюдения и эксперименты. Творческие проекты применимы в ходе закрепления, что дает большие возможности по использованию полученных знаний в новых нестандартных ситуациях.

Ощущение успешности, позволяет обеспечить групповая форма организации учебного процесса. Такая деятельность ведет к осознанному и прочному усвоению знаний, развивает способности к самообразованию, самоорганизации, обогащает коммуникативным опытом. Занятия организуются таким образом, чтобы на уроке ученики говорили, рассуждали, овладевали способностями участвовать в принятии групповых решений, разрешать спорные проблемы, принимать и уважать иную точку зрения. Формируются равные по силе группы, при этом между школьниками возникают более широкие контакты, они совместно переживают за решение задачи. Сильные ученики оказывают поддержку слабым учащимся, которые в свою очередь, начинают предлагать свои способы решения задачи. При этом важен вклад каждого учащегося, поэтому ребята лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке. При этом можно проводить уроки в нетрадиционной форме: урок - игра, урок - экскурсия, урок - презентация, урок - путешествие. Смена привычной обстановки создает атмосферу праздника и снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.

Дифференцированный подход к подбору тестовых заданий, включающих базовый, повышенный и высокий уровни. Каждый учащийся может реализовать свои знания на том или ином уровне. Данная форма контроля знаний используется при изучении всех тех курсов географии 5-11 классов, что является подготовкой к ГИА и ЕГЭ и поддерживает мотивацию учащихся, планирующих выбор будущей профессии, связанной с изучением географии.

Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса?

1.Развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска, «открытия « новых знаний, решает задачи проблемного характера.

2. Для проявления интереса к изучаемому предмету, необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.

3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существующими у школьника ранее, также способствует повышению интереса к новому материалу.

4. Обучение должно быть трудным и посильным.

5. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.

6. Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения поощрения, понимания и поддержки.

7. В обучении должны создаваться возможности для творчества, необходима дифференциация обучения.

8. Создание на уроке ситуации успеха для учащихся. . Самый простой способ для создания успеха - определенность домашнего задания. Ученики должны четко знать, если они выполнят домашнее задание в полном объеме и рекомендуемым способом, то их ответ будет успешным. Для этого каждый урок оговаривается, что и как нужно сделать.

Ученик, приходя в школу, должен попадать в большую семью, где ему будет интересно, где его каждый день будут учить новому и полезному. В этой семье он будет чувствовать себя спокойно, в безопасности, будет уверен в том, что его достижения не останутся без внимания, а его ошибки не будут осмеяны.

Великая гуманистка 20 века Мать Тереза сказала: «Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с большой любовью». Не эта ли мысль должна стать путеводной звездой для каждого из нас?

Литература:

2. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4,5. - Ростов н/Д: Учитель, 2007.

3. Левин Э.А. Самообразование детей в школе: новаторская методика. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

5. ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/6.html



© 2010-2022