• Преподавателю
  • География
  • ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА

В работе предложены материалы по формированию социально-коммуникативной кмпетентности у дошкольников. Социальная компетентность – означает способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу, и позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач. Коммуникативная компетентность – означает готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и циви...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

В ПРОЦЕССЕ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА

Курынова С.С., педагог-психолог

АНО ДО «Планета детства «Лада»

д/с №193 «Земляничка»,

г.о. Тольятти, Самарская обл.


Учитывая основные требования Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) ступень дошкольного образования рассматривается как предмет особой государственной политики, направленной на личностное развитие ребёнка.

В ДС № 193 «Земляничка» г.о.Тольятти на протяжении нескольких лет осуществляется медико-социо-психолого-педагогическое сопровождение развития дошкольников. Это комплексная технология, которая подразумевает особую культуру поддержки и помощи ребёнку в решении задач его развития, обучения, воспитания и социализации [2:9].

Ведущей идеей сопровождения выступает положение о необходимой самостоятельности ребенка в решении актуальных для его развития проблем, развитие адаптивности и субъектности, т.е. способности самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающим, как в благоприятных, так и в экстремальных ситуациях [4:47].

Сопровождение развития ребёнка в нашем понимании очень созвучно основной идее Концепции компетентностно-ориентированного образования Самарской области - овладение воспитанниками ключевыми компетентностями, которые позволят детям легко адаптироваться к часто меняющимся условиям жизни [3]. Компетентностей, которыми должны овладеть дети дошкольного возраста, три: технологическая компетентность, информационная компетентность, социально-коммуникативная компетентность.

Определение социально-коммуникативной компетентности включает в себя два понятия - социальная компетентность и коммуникативная компетентность.

Объединение социальной и коммуникативной компетентностей, на наш взгляд, оправдано, т.к. благодаря этим компетентностям налаживаются контакты с разными людьми, устанавливается взаимодействие с ними, человек находит своё «я» в обществе людей и учится видеть, использовать и уважать возможности других.

Социальная компетентность - означает способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу, и позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач [3].

Коммуникативная компетентность - означает готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей и позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач [3].

Объединение социальной и коммуникативной компетентностей в работе с дошкольниками, на наш взгляд, оправдано, т.к. благодаря этим компетентностям у детей налаживаются контакты с разными людьми, устанавливается взаимодействие с ними, ребёнок находит своё «я» в обществе людей и учится видеть, использовать и уважать возможности других.

Социально-коммуникативная компетентность подразумевает развитие следующих умений:

1. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

2. Умение спокойно отстаивать своё мнение.

3.Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.

4.Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т.д.)

5.Умение уважительно относиться к окружающим людям.

6. Умение принимать и оказывать помощь.

7. Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях и др. [1:7]

Деятельность педагогического коллектива ДС в рамках комплексного сопровождения предполагает взаимодействие с детьми следующих типологических групп:

  • соматически ослабленные дети (часто болеющие и диспансерные);

  • дети «группы риска» (с проявлениями гиперактивности, агрессивности, замкнутости);

  • дети с трудностями в обучении;

  • дети с ярко выраженными способностями;

  • дети без особенностей в развитии.

В работе с детьми каждой типологической группы мы обращаем внимание на развитие умений социально-коммуникативной компетентности, которые мы изложили выше. Особо нуждаются в этом дети «группы риска». Очень важно научить ребёнка понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого, потому, что именно это умение составляет основу развития эмпатии - способности сопереживать, а впоследствии и содействовать. Это важный аспект работы с агрессивным ребёнком, которого взрослый учит уважительно относиться к окружающим людям, спокойно (без кулаков) отстаивать своё мнение, применять на практике умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других детей, умение принимать и оказывать помощь, очень необходимы детям с проявлениями гиперактивности, которые в большинстве своём импульсивны, не сдержанны, не внимательны к другим.

Для замкнутых детей жизненно необходимы умение вести простой диалог с взрослыми и сверстниками, умение принимать участие в коллективных делах, умение получать необходимую информацию в общении.

Таким образом, формирование социально-коммуникативной компетентности, в первую очередь у детей с проблемами в развитии, становится в нашем д/с неотъемлемой частью работы по сопровождению развития дошкольника, по созданию условий для его благополучного становления как личности.



Литература.

1. Дыбина О.В., Анфисова С.Е., Кузина А.Ю., Груздова И.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. / О.В. Дыбина, С.Е.Анфисова, А.Ю.Кузина, И. В. Груздова - Москва, 2008.- 64 с.

2. Карабанова Н.А., Курынова С.С., Руденко И.В., Тумакова О.Е. Экология детства./ Н.А Карабанова, С.С. Курынова, И.В. Руденко, О.Е. Тумакова - Тольятти, 2005.- 132 с.

3. О Концепции компетентностно-ориентированного образования в Самарской области - Постановление Правительства Самарской области № 24 от 19.05 2004г.

4. Шипицына Л.М. ред. Комплексное сопровождение развития детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицына - СПб, Речь, 2003.- 231 с.












© 2010-2022