Самоанализ учителя географии Ненько Веры Викторовны

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Уваровская СОШДС»

Нижнегорского района Республики Крым

Самоанализ педагогической деятельности

за 2014/2015 учебный год

Ненько Веры Викторовны,

учителя географии и экономики




2015 г.

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если он имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если же учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он - совершенный учитель»

Л. Н. Толстой

«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель»

А. Дистервег

Полностью согласна со словами Льва Николаевича, главное качество учителя - это любовь к своему делу, нераздельно связанная с любовью к ученикам. Отсюда в моем сознании постепенно вырисовывается модель значимых качеств учителя: ум, культура, знание, эрудиция, дисциплинированность, коммуникативность, интеллигентность, умение слушать, порядочность, тактичность, справедливость, доброта, трудолюбие, чувство юмора, увлеченность, активность, креативность, любовь к детям, профессионализм, благородство.

Приоритетными задачами образования и школы являются подготовка разносторонне развитой личности, формирование у школьников не только системы знаний, умений и навыков, но и формирование полноценной, психически и физически здоровой личности, способной к самореализации в социуме.

Основная цель географического образования заключается в овладении учащимися законченной системой знаний и умений, а так же с возможностями их применения в различных жизненных ситуациях. Школьное образование ориентируется на формирование всесторонне образованной и инициативной личности учащихся.

Специфика географии - ее естественно-общественная сущность. География интегрирует естественные, общественные и технические элементы научного знания. Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи и взаимодействия в географической действительности, представляющей собой целостную систему «человек - природа - хозяйство - окружающая среда».

Пространственно-временные закономерности взаимодействия природы и общества, сохранение воспроизводящей способности природных систем, прогноз эволюции природно-техногенных геосистем стали ключевыми проблемами географии в современных условиях.

Школьная география - это единственный учебный предмет, который рассматривает прямые и обратные связи между природными и социально-экономическими объектами, явлениями и процессами в условиях современной цивилизации, которые оказывают грандиозное воздействие на окружающую людей географическую действительность.

Расширение и углубление взаимодействия человека с окружающей средой, обострение экологического конфликта между обществом и природой, истощение природных ресурсов обусловливают интеграцию различных дисциплин в познании географического пространства. Практически все дисциплины, входящие в географическую науку, рассматривают те или иные аспекты целостного геопространства, взаимосвязи и взаимодействия в системе «человек - природа - хозяйство -окружающая среда». Целью моей работы является повышение качества образования и воспитания школьников, выведение учебно-воспитательного процесса на новый уровень, соответствующий требованиям времени. Исходя из охарактеризованной выше цели были поставлены следующие задачи: -способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в процессе обучения, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явления и др.); - учить обучающихся думать критически (творчески); - развивать у них умение работать совместно с другими членами коллектива; - создать на уроке атмосферу партнёрства, совместного поиска и творческого решения проблем;

- развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения географии;

- повышение своего уровня профессионального мастерства;

- разумное использование ИКТ и интернет ресурсов на уроках географии.

В своей работе я руководствуюсь следующими нормативными документами: - Закон об образовании; - Концепция модернизации Российского образования; - Программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки Российской Федерации; -Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

В МБОУ «Уваровская СОШДС» работаю в должности учителя географии 32 года.

Окончила Симферопольский государственный университет имени .М.В.Фрунзе ,в 1990 году. В 2015 году была аттестована на высшую категорию.

Образование - высшее, квалификация по диплому - географ, преподаватель географии.

С 2005 по 2010 годы присваивалась высшая квалификационная категория. В 2015 году была аттестована на высшую категорию. С 2010 по 2014 годы обучалась на курсах повышения квалификации в Крымском республиканском институте последипломного педагогического образования для учителей географии, экономики ( свидетельство №4860 от 16.11.2012г.); курсы повышения квалификации резерва руководителей общеобразовательных учебных заведений (свидетельство №2690 от 15.06.2012год); курсы федерального государственного автономного учреждения « Федеральный институт развития образования» по проблемам «Концептуальные положения и методы преподавания географии в соответствии с требованиями российского законодательства и ФГОС»( удостоверение №316/06/103/23 от 23.06.14г.).

За успехи в профессиональной деятельности награждена Почетной грамотой МОН Украины №106260 (2005г.), Почетной грамотой МОН Украины (Приказ №394-к от 22.09.2010г.); грамотой Нижнегорской районной государственной администрации ( 2011г.), грамотой МО АРК №428 от 27.08.2003г, грамотой РОО (2006 г.), грамотой президиума Нижнегорского районного совета от 24.05.2013г., Почетной грамотой Нижнегорского РОО (1984г.). В 2006 году приняла участие в районном профессиональном конкурсе «Учитель года», заняла 1-е место; в 2014году приняла участие в муниципальном профессиональном конкурсе «Учитель года России».

Заведую кабинетом географии, который занимает первое место в районе (приказ №355 от 02.08.2010г.,смотр кабинетов /приказ №513 от 01.10.2014г.). Для реализации поставленных задач я использую различные методы работы: репродуктивный, проблемного обучения, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый и исследовательский. Все эти методы направлены на развитие учебного успеха ученика на уроках географии. Формы организации учебной деятельности на уроках разнообразны: индивидуальная, групповая, коллективная. Довольно эффективна групповая работа. Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы для совместного решения поставленной на уроке учебно-познавательной задачи. Групповые технологии обучения позволяют решать комплекс задач, и прежде всего, повышать интенсификацию урока, развивать самостоятельность учащихся, их самоуправление, способствовать углубленному усвоению программного материала, отрабатывать комплекс практических умений и навыков.
Групповая форма обучения одновременно решает три основных задачи: 1. конкретно - познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
2. коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
3. социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
Данная технология применима при решении всех дидактических задач на всех этапах урока: на этапе изучения нового материала, закрепления, проверки знаний, итоговом контроле, а также во внеклассной работе по предмету. Наиболее применима и целесообразна она при проведении практических работ. Групповые формы работы успешно применимы при проведении нетрадиционных уроков: урока-конференции, урока-путешествия, интегрированных уроков, урока-ярмарки, географического футбола, географического марафона.

Например, предлагаю группе одинаковые задания, допускающие неоднозначные решения, с тем, чтобы завершить работу дискуссией между группами. Или даю группам разные задания по одной теме, обсуждение - отчёт каждой группы позволяет всем учащимся познакомиться с содержанием темы в целом. /урок-путешествие «Заповедные места Крыма», «Топливно-энергетический комплекс России», «Центральная Россия» и др./

Перечень выполненных групповых работ за 2014/2015 учебный год:

1. Изучение изменений природных комплексов разного ранга под влиянием деятельности человека.

2.Изучение круговорота основных веществ и энергии в географической оболочке.

3.Изучение принципов и правил создания культурных ландшафтов. 4. Выявление источников естественного и техногенного загрязнения своей местности, района; основных типов загрязнений окружающей среды: механического, физического, химического, биологического; особо опасных загрязнителей окружающей среды и их воздействие на человека.

5.Экономико-географическая оценка природных ресурсов, их территориальных сочетаний, основных типов природопользования.

6. Составление комплексной характеристики одной из рек мира.

7. Составление схемы биологического круговорота в природе. Объяснение роли разных групп организмов в переносе веществ.

8. Сравнение демографических показателей на различных материках.

9. Сравнение демографических показателей на различных материках.

10. Выявление на основе опроса рейтинга профессий и их соотношения на рынке труда в своем регионе.

11. Анализ агроклиматических ресурсов своей местности для развития сельского хозяйства.

12. Разработка маршрута речной «кругосветки» по водным путям России.

13. Составление схемы «Виды предприятий по формам собственности».

14. Оценка степени доступности сферы услуг и удовлетворения потребностей различных слоев населения на примере своей местности.

15. Оценка экологической ситуации в различных регионах России на основе экологической карты, материалов периодической печати.

16. Определение положительных и отрицательных черт географического положения России.

17. Центральная Россия. Построение схемы внешних территориально-производственных связей.

Считаю актуальной коллективную форму организации учебной деятельности, которая развивает умение сотрудничать, кооперировать свои усилия, рационально организовывать совместный труд. В своей работе на уроках использую методики коллективного способа обучения: опрос мнений, турнирная методика, методика взаимного тренажа и другие. Осуществляю дифференцированный подход к учащимся в обучении предмета, что обеспечивает каждому ученику условия для максимального развития его способностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов. Строю учебный процесс в соответствии с реальными учебными возможностями каждой группы. Использую приёмы обучения, отвечающие особенностями каждой группы. Предлагаю детям задания разного уровня сложности: творческие, проблемные или репродуктивные. Осуществляю дифференци-ацию также и по характеру помощи учащимся. Для уроков географии особую ценность представляют задания, выполнение которых требует использование разнообразных источников знаний, а результаты помимо словесного отчёта оформлены в виде картосхем, графиков, схем и т. д. Часто провожу метапредметные уроки. Такие уроки показывают связь предметов, учат применять на практике теоретические знания, отрабатывают навыки работы, активизируют умственную деятельность учеников, дают возможность продемонстрировать знания за пределами предмета географии. Я же имею возможность увидеть ребёнка не только через призму собственного предмета, раскрыть в нём скрытые таланты. На таких уроках каждый ученик работает активно и увлечённо, у ребят развивается любознательность, познавательный интерес. Особое внимание уделяю проблеме профессионального самоопределения. Профориентационные уроки в системе специализированной подготовки учащихся к жизни помогают им сознательно выбрать будущую профессию.

Другим важным аспектом в своей работе считаю использование ИКТ при подготовке и проведении уроков. Использование компьютера в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, активизирует мыслительную деятельность и позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать все задачи урока. Одним из ведущих преимуществ применения ИКТ в школе - является содействие индивидуализации обучения, позволяющее ученику развиваться в соответствии с его способностями и особенностями.

Я использую компьютер как способ и средство обучения многопланово: как обучающее устройство, как тренажер, как средство аудио и визуальной наглядности, как типография, для создания раздаточного материала.

Работаю над проблемой « Внедрение элементов проектных технологий в учебный процесс через использование ИКТ», а проблема МБОУ «Уваровская СОШДС» - «Активизация мыслительной деятельности учащихся на основе применения информационно - коммуникационных технологий».

Проблема, над которой работаю, соответствует проблеме школы, проблеме районного методического кабинета, районного методи-ческого объединения учителей географии и экономики.

Инновационный характер образования становится важнейшим инструментом в его конкуренции с другими социальными институтами на подрастающее поколение. В современной социально-экономический ситуации не только содержание, но и формы, технологии обучения важны для создания позитивной ориентации молодёжи на выбор образовательного учреждения. Развитие новых методов и каналов образования становится настоятельной необходимостью.

Результаты инновационной деятельности были представлены на республиканском семинаре «Использование информационно-компьютерных технологий в преподавании географии» (03.05.2012г.), районном семинаре для заместителей директоров по УВР в 2012 году, заседании районного методического объединения учителей географии в 2014 году.

Была экспертом межрегионального сетевого телекоммуникационного проекта «О войне узнали мы из книг» (для обучающихся 5-11 классов). Проект проводился на региональном сайте проектной деятельности «WikiВладимир» в марте - мае 2015 года.

Являюсь членом творческой группы учителей географии и основ экономики при лаборатории мониторинга качества образования КРИППО, членом творческой группы районного методического кабинета, членом жюри на региональном этапе олимпиады (приказ №424 от 24.12.2014г.), членом жюри муниципальных этапов всероссийской олимпиады по географии и экономике (приказ №12 от 13.01.2014г., приказ №405 от 02.10.2012г., приказ №547 от 10.09.2011г., приказ №428 от 08.09.2011г., приказ №479 от 04.10.2012г., приказ №533 от 08.10.2014г.; приказ №2 от 04.01.2014г.).

Являюсь наставником учителя математики Умеровой Н.З. (приказ №211 от 01.09.2014г.).

Учащиеся школы в системе принимают участие во II туре ученических олимпиад, в защите научно - исследовательских работ МАН «Искатель», районных, республиканских, всероссийских конкурсных программах.

Результаты II тура Всеукраинских, Всероссийских олимпиад по географии, экономике

год

география

экономика

общее

2010г.

Ненько Артем (2место)

Новик Марина(3место0

Погорельцев Эдуард(3место)

6

2011г.

Ненько Артем(2 место)

-

2012г.

Ненько Артем (1 место)

-

4

2013г.

Демяненко Юлия(3место)

Ненько Артем(2место)

Ненько Артем (1место)

7

2014г.

Колодич Анастасия(3место)

Ковтун Анна(2 место)

4

2014 - 2015уч.г.

Баева Алина (участник)

Колодич Анастасия (призер)

-

С 2010 по 2014 год подготовила 1 призера республиканского этапа по географии, 10 призеров муниципального этапа по географии, экономике.( приказ №5 от 02.01.2013г., протокол №2 педагогического совета Уваровской ОШ от 19.03.2012г.; приказ №547 от 30.09.2013г.приказ №12 от 13.01.2014г.; приказ №538 от 09.10.2014г.; приказ №479 от 04.10.2012; приказ №428 от 08.09.2011г.)

Приняли участие в региональном конкурсе «Туристическая мозаика Крыма», где стали призерами (Колодич Анастасия).

Анализируя, результаты II тура ученических олимпиад и защиты научно-исследовательских работ сессии МАН «Искатель», участия в республиканских, Всероссийских конкурсных программах можно сделать выводы о том, что работа с одаренными детьми ведется на достаточном уровне. Краеведческий материал - необходимый компонент школьных курсов физической географии. Множество явлений окружающей природы хорошо знакомы детям из повседневной жизни. Поэтому географические понятия, которые они усваивают на примере родного края, оказываются наиболее убедительными, легко запоминающимися. Связь с природным окружением придаёт практическую направленность преподаванию: у детей вырабатываются навыки поведения в природе, наблюдательность, появляется интерес к экологическим и народнохозяйственным проблемам. Природа своей местности - это та «учебная лаборатория», которая нужна географу в той же степени, как физику или химику - школьная лаборатория по их предметам. При систематической краеведческой работе очень важно ввести её в некоторые организационные и пространственные рамки, использовать большой опыт, накопленный отечественным краеведением в советское время. Такими рамками целесообразно считать границы того административного района, в котором расположена школа. Дело в том, что такой район является сложившимся народнохозяйственным единством. Поэтому краеведческая деятельность в границах района приобретает большую значимость. В самой школе ведётся накопление справочной фототеки природных условий района. Она включает в себя несколько разделов: типичные природные комплексы, ландшафтные процессы, воздействие человека на природу, объекты, требующие охраны. Все сделанные фотографии сопровождены подписями. Вот пример одной из них: «Верховья степной речки Карасевки. Русло реки сплошь заросло цветущей кубышкой. В реку недопустим сброс вод с ферм, нельзя выводить в неё и сеть мелиоративных канав, по которым переносится избыточное количество воды». У нас в школе практикуются работы анкетного характера с такими, например, вопросами: 1) Какие тебе известны случаи нарушения природного равновесия на территории села и как бы ты их устранил? 2) Какие коренные изменения в условиях жизни и быта населения района произошли за последние 25 лет? 3)Чем примечательны природные комплексы, изображённые на прилагаемых фото? Отмечу, что изучение природы района воспитывает у детей ответственное отношение за сохранение природы, патриотическое чувство, гордость за свою землю. География является единственным естественно-общественным предметом, охватывающим практически все аспекты жизни на Земле: изучает природу, хозяйство, население, регионы, страны. Наука эта так же прекрасна и разнообразна, как жизнь на планете. Я считаю, что именно с помощью географии можно сильно влиять на моральное становление растущего человека. Тем более что все более актуальным для нашей эпохи является ослабление любви к ближнему, родному краю, Родине.

Ежегодно проводятся дни естественно-математического цикла в школе.

В рамках дней естественно-математического цикла проходят внеклассные мероприятия (географический марафон «Что?Где?Когда?», КВН«Беги, решай, выдумывай»,конкурс географических стенных газет на тему «Что мы оставим потомкам?», викторина «По странам и континентам»).

Активный участник круглых столов, семинаров: выступление на педсовете «Использование ИКТ в преподавании географии и экономики», «Эффективные формы и методы организации работы с родителями», «Исследовательская деятельность школьников как условие формирования универсальных учебных действий» .

Помимо всего выше описанного, мною регулярно проводится работа по самообразованию и повышению квалификации. В этом учебном году мною было прослушано 18 вебинаров для учителей географии на сайтах издательства «Вентана граф» и издательства «Просвещение» (ссылка prosv.ru/umk/spotlight), регулярно консультирую молодых учителей по вопросам методики преподавания, провожу занятия в школе молодого учителя.

Осуществляю работу по самообразованию через чтение научно-методической литературы, использую материалы из приложения к газете «Первое сентября», регулярно читаю журнал «География в школе», изучаю материалы, опубликованные на образовательных сайтах в Интернете. Систематизировала материал по теме самообразования «Исследовательская деятельность школьников как условие формирования универсальных учебных действий », с результатами чего выступила на школьном педагогическом совете (от 29.04.2015 г.).

Также регулярно ведется работа по принятию опыта внедрения ФГОС с систему образования Республики Крым. Для обогащения навыков педагогического мастерства, мною регулярно посещаются занятия опытных коллег и проводятся анализы этих занятий.

На данный момент имею полноценный персональный сайт учителя географии и экономики (ссылка учительский сайт/ Ненько Вера Викторовна ), над которым регулярно работаю, пополняя сайт рабочими материалами, личными разработками, электронными документами для портфолио (свидетельство о регистрации сайта на образовательном портале http://multiurok.ru/nenko/ - серия mus139789; учительский сайт/ Ненько Вера Викторовна -серия 103525.)

Разработанные мною материалы регулярно публикуются на ресурсах сети интернет, таких как сайт prodlenka.org/ и kopilkaurokov.ru/, на все публиковавшиеся материалы имеется свидетельства о публикации. Ссылки на сертификаты о публикациях:

Infourok.ru/dolgozhdannoe_svidanie_s_krymom-385813.htm

Infourok.ru/10_klass_mirovoy_transport-381776.htm

Infourok.ru/10_klass_otraslevaya_i_territorialnaya_struktura_mirovogo_hozyaystva-381803.htm

Infourok.ru/9_klass_centralnaya_rossiya_sostav_geograficheskoe_polozhenie_prirodnye_usloviea_i_resursy.381739.htm

Infourok.ru/9_klass_moskva_i_podmoskovye.381703.htm

Infourok.ru/ 8_klass_toplivno-energeticheskiy_kompleks_ugolnaya_promyshlennost. 381635.htm

Infourok.ru/geografiya_7_geograficheskoe_polozhenie_istoriya_issledovaniya_i_osobennosti_prirody-386246.htm

multiurok.ru/nenko/files/godovoi-plan-raboty-mo-uchitieliei-ghieoghuafii-economiki.htmi

multiurok.ru/nenko/files/ godovoi-plan-raboty-mo-uchitieliei-khimii-biologhii.html

В течение года мною было проведено несколько внеклассных школьных мероприятий, таких как викторины, фотовыставки, выставки проектных работ, творческий проект ко Дню Победы. Являюсь членом жюри при проведении школьных конкурсов и смотров, оказываю активную поддержку при организации школьных мероприятий.

Имеются положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ и высокие показатели динамики их достижений.


Не аттестовано

Всего учащихся

5

4

3

успешность

качественный показатель

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс Ненько В.В.

1

17

6

3

7

94%

53%

6 класс Ненько В.В.

0

13

2

8

3

100%

76%

7 класс Ненько В.В.

0

15

3

10

2

100%

87%

8 класс Ненько В.В.

0

17

1

10

6

100%

65%

9 класс Ненько В.В.

0

12

4

5

3

100%

75%

10 класс Ненько В.В.

0

13

3

7

3

100%

77%

11 класс Ненько В.В.

0

14

1

5

8

100%

43%

.

ИТОГО

1

101

20

48

32

99%

67%



нач.школа

0

0

0

0

0

0%

0%

осн.школа

1

74

16

36

21

72%

70%

ст. школа

0

27

4

12

11

59%

59%





© 2010-2022