Рабочая программа по Географии Бурятии

Раздел География
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Администрация МО «Заиграевский район»

Управление образования администрации МО «Заиграевский район»

МБОУ Шпалозаводская средняя общеобразовательная школа
_____________________________________________________________________________

671332, Бурятия, Заиграевский район, с. Новоильинск, ул. Полевая, 1, тел. 45-4-02, 45-4-25



Утверждаю :____________ Согласованно:_________ Программа рассмотрена

Директор МБОУ Зам. директора по УВР и одобрена на заседании

Шпалозаводской СОШ МБОУ Шпалозаводской СОШ кафедрального объединения

Тулаева Е.В. Вторушина О.И. Протокол № __________

Приказ № ___________ «___»___________20__г. от «___»__________20__г.

от «___»__________20___г.









Рабочая программа

по географии Бурятии

11 класс

учитель Вишнякова Наталья Михайловна


















с. Новоильинск



  1. Пояснительная записка.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;

  • примерные программы по географии, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта - 2004 год.

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

  • Локальные акты школы;


Программа географии Бурятии 11 класса разработана на основании примерной программы по географии, по М.О Эрдынеева, Б.А.Чернов «География Бурятии» 8-9 класс. Данная программа рассчитана на обучение географии учащихся 11 класса муниципального бюджетного образовательного учреждения «Шпалозаводская СОШ». При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 9-10 классе.

Обоснованием выбора программы является актуальность, которая состоит в последовательном развитии идей гуманизации и экологизации школьного географического образования, включающем изменение целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения и возрастает в связи с изменениями в сферах общественной жизни, связанными с передачей накопленной культуры и развитием человека в непрерывном процессе смены поколений. Главным объектом изучения в географии Бурятии, является родной край. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений сформированных у детей при изучении курса окружающий мир в начальной школе и в среднем звене. При изучении этого курса завершается формирование у учащихся представлений о географической картине родного края и мира в целом, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Программа полностью реализует идеи новой концепции экологизации географического образования. Данная программа содержит учебно-тематический план изучения материала по курсу географии, которому предшествуют преемственность его содержания с пропедевтическими курсами. Программа рассчитана на обучение географии учащихся 11 класса муниципального бюджетного образовательного учреждения «Шпалозаводская СОШ». При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 8-9-10 классах при изучении курсов «География России» и «Географии мира».

Цель: содействие формированию у школьников целостное представление о современном мире, создание природного образа малой родины, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам, формирование экологической культуры у учащихся.

При изучении курса географии Бурятии решаются задачи:

Образовательные:

  • сформировать знания учащихся о рельефе, климате, вод суши, биосфере, на местном материале ввести понятия о природном комплексе;

  • показать положительное и отрицательное влияние человека на компоненты и природный комплекс;

  • научить читать топографический план, физико-географическую картину своей республики;

  • Ознакомление учащихся с глобальными и экологическими проблемами, путями их решения;

  • Актуализация представлений о разнообразии природы своей республики, своей страны, мира и сложности протекающих в ней процессов;

  • Актуализация специфических географических и общеучебных знаний, умений;

  • формирование представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;

  • формирование знаний об истории заселения и освоения территории республики.

Воспитательные:

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, ориентации на своеобразие духовных традиций народов мира, бережного отношения к окружающей среде;

  • воспитание патриотического отношения к своей Родине: стремления к активному соучастию в решении социально-экономических, экологических, этнических и других проблем, как в государстве, так и в мире в целом;

  • воспитание основ экологической культуры, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих;

  • формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части Земли;

  • коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.

Развивающие:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • развитие способности к целевому, причинному и вероятностному анализу ситуаций;

  • закрепление знаний, навыков, опыта деятельности и эмоционально-ценностных отношений, необходимых в повседневной жизни каждого человека;

  • развитие эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды, и убеждения в возможности решения;

  • продолжить работу по обучению школьников приёмам пространственного ориентирования в условиях своего населённого пункта и в сельской местности;

  • создавать основу для приобщения учащихся к простейшей исследовательской деятельности; в практической деятельности использовать метод наблюдения полевых исследований, сравнительный и картографический.

  • Развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;

Валеологические:

  • использование кабинета географии, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН;

  • отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.;

  • использование различных наглядных средств, средств ТСО, мультимедиа-комплексов, компьютера в соответствии с требованиями САНПиН;

  • активное внедрение оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствие условий в классе для проведения таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений.

  • наблюдение за посадкой учащихся; чередование поз в соответствии с видом работы.

  • наличие на уроках эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.д.

  • благоприятный психологический климат на уроке, учет возрастных особенностей учащихся при работе на уроке;

  • соответствие урока основным нормам САНПиНа.

  • актуализация ранее полученных знаний по жизнесохранению, их углубление: наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей.

  • формирование отношение к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.

Характеристика предмета.

В курсе география Бурятии 11 класса главным объектом изучения является родной край. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений сформированных у детей при изучении курса окружающий мир в начальной школе и в среднем звене. В программе рассматриваются историко-географическая составляющая, персоналии краеведов, учёных. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе - формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края. Основной подход в географическом краеведении - геоэкологический. Он означает изучение природных условий как среды жизни и деятельности населения и каждого человека в отдельности; состояние природы и местных экологических проблем. Большое внимание обращено на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой культурой учащихся. Это умение ориентироваться в городской и сельской местности по компасу, солнцу, местным признакам, свободно пользоваться планом своего населённого пункта, объяснить дорогу другому человеку с помощью схематического рисунка.

По содержанию предлагаемый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Геоэкологический подход позволяет убедить школьника в необходимости проведения единой всемирной экологической политики по спасению биосферы, решению проблемы устойчивого развития. На протяжении всего курса учащиеся рассматривают территорию своей Родины в мелком, среднем и крупном масштабах. Большое внимание уделяется продолжению изучения своей местности для накопления знаний, которые будут использоваться в дальнейшем.

Место учебного предмета.

- Государственный образовательный стандарт обучения географии 2010 г.

- Базисный учебный план

Данная программа базируется на учебно-методическом комплексе: "География Бурятии" издательства "Улан-Удэ", в который входят:

  • Учебник М.О Эрдынеева, Б.А.Чернов «География Бурятии» 8-9 класс - У-Удэ, 1994. - 128 с.

  • Методические пособия для учителя, атласы и контурные карты;

  • Программно-методические комплексы (ПМК), электронные учебники;

  • Интерактивная доска, мультимедиапроектор, компьютер;

  • Кабинет географии, подготовленный к учебному процессу в соответствии с требованиями и нормами САНПиНа.

Форма организация образовательного процесса (методики и пед. технологии).

Методы обучения призваны обеспечить усвоение всех компонентов содержании географического образования, способствовать развитию и воспитанию учащихся. На уроках используется следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский, ТСО.

Связь программы с имеющимися разработками по данному направлению, со смежными дисциплинами. При составлении программы учитывались базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 8-9-10 классах при изучении курсов «Географии России и мира».

Для реализации программы используются следующие педагогические технологии:

1.Технология (методика) формирования приёмов учебной работы.

2. Логические опорные конспекты.

3. Технология интенсификации.

4. Игровые технологии.

5. Технология проектной деятельности.

6.Технология личностно-ориентированного обучения.

7. Технология проблемного обучения.

8. Технология уровневой дифференциации.

9. Технология саморазвивающего обучения.

10.Новые информационные технологии (НИТ). (Приложение № 1).

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой внутренние (внутрипредметные) и внешние (межпредметные) связи. Внутренние связи наиболее четко прослеживаются в постепенном усложнении сведений на основе сформированных понятий. Для курса география Бурятии характерны следующие межпредметные связи:

Введение - 1 час - астрономия, картография, история, математика, физика, литература.

Становление республики Бурятия - 2 часа - экономика, геология, черчение, математика, астрономия, биология, история

Природа республики Бурятия - 10 часов - почвоведение, литература, экология,

Население республики Бурятия. - 5 часов - демография, история, экология, экономика.

Народное хозяйство республики Бурятия - 14 часов - история, биология, экономика, социология, черчение, математика.

Обобщающее повторение. Экскурсия по топонимам села Новоильинск - 1 час - экология, биология, физиология, экономика, политология, социология, история.

Характеристика компетенций, которыми должны владеть учащиеся.

Ключевые: (приложение № 2)

  • Ценностно-смысловые компетенции.

  • Общекультурные компетенции.

  • Учебно-познавательные компетенции

  • Информационные компетенции

  • Коммуникативные компетенции.

  • Социально-трудовые компетенции

  • Компетенции личностного самосовершенствования

Предметные:

  • Умение пользоваться различными материалами по географии;

  • Применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования);

  • Умение применять знания при изучении местности.


Виды и формы текущего и итогового контроля.

Контроль - неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:

  • Предварительный - установление исходного состояния разных сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь - индивидуального уровня каждого ученика.

  • Текущий - необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запроектированными.

  • Итоговый - учащиеся всегда должны знать, что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться. (приложение № 3).

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса.

В результате изучения курса обучающийся должен знать основные географические понятия, понимать вопросы природоохранной деятельности, уметь использовать полученные знания в жизни, применять способы создания простейших планов местности, ориентирования на местности, пользоваться дополнительной литературой, картой, владеть культурой географического языка.



  1. Требования к уровню подготовки учащихся.

Обучающийся должен:

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• образовательные результаты - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм соб-ственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллек-тивах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
• умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.





















  1. Учебно-тематический план.

Для изучения предлагаемого курса в 11 классе по учебнику " М.О Эрдынеева, Б.А.Чернов «География Бурятии» 8-9 класс - У-Удэ, 1994, согласно базисному плану существует следующее тематическое планирование:

Раздел.

Тема

Наименование.

Кол-во часов.

п/р

к/р


Введение.

1



1.

Становление республики Бурятия.

2



1.

Формирование территории Р.Б.

1

1


2.

Географическое положение республики.

1

1


Природа республики Бурятия.

10



Рельеф и ресурсы..

3

1


4.

Озеро Байкал.

2

1

1

5.

Природные комплексы.

5


1

2.

Население республики.

6



6.

Заселение территории. Численность

2

1

1

7.

Национальный состав. Религия.

1

1


8.

Трудовые ресурсы.

3

1

1

3.

Народное хозяйство республики.

14

1

1

9.

Топливно-энергетический комплекс

4



10.

Агропромышленный комплекс.

2



11.

Социальный и транспортный комплекс.

3

1


12.

Экологические проблемы в Р.Б.

3

1


13.

Экономические связи республики.

2




Обобщающее повторение.

2




14.

Топонимическая карта с. Новоильинск.

1





Всего.

35 часа

10

5



Программа составлена на основе государственного стандарта и в соответствии с примерными программами общеобразовательных учреждений.













  1. Содержание учебного предмета.



Тема

часы

дата


Виды и формы контроля

Оснащение

Примечание

1

Введение.

1

1 раб.нед.

сентябрь

предварительный



2

Формирование территории Р.Б.

1

2 раб.нед.

сентябрь

Текущий



3

Географическое положение республики.

1

3 раб.нед.

сентябрь

п/р, тест

географическая карта

атлас

4

Рельеф.

1

4 раб.нед.

сентябрь

Текущий, тест

Таблица

схема

5

Полезные ископаемые.

1

5 раб.нед.

сентябрь

Текущий тест

Таблица, географическая карта

атлас

6

Водные ресурсы республики.

1

6 раб.нед.

октябрь

п/р, тест

Таблица, географическая карта

атлас

7

Озеро Байкал.

1

7 раб.нед.

октябрь




8

Природные комплексы.

1

8 раб.нед.

октябрь

Текущий, опрос

Таблица

макет

9

Лесостепи и степи.

1

9 раб.нед.

октябрь

п/р, к/р

географическая карта


10

Горная тайга.

1

10 раб.нед.

ноябрь

Текущий, опрос

Глобус


11

Проблемы природопользования в республики.

1

11 раб.нед.

ноябрь


Таблица, географическая карта

схема

12

Топонимическая карта п.Новоильинск.

1

12 раб.нед.

ноябрь


атлас


13

Самостоятельная работа.

1

13 раб.нед.

декабрь

п/р,

географическая карта, атлас

схема

14

Заселение территории.

1

14 раб.нед.

декабрь

Текущий, опрос

географическая карта, атлас


15

Численность населения, городское и сельское население.

1

15 раб.нед.

декабрь

к/р

атлас


16

Национальный состав. Религия.

1

16 раб.нед.

декабрь

Текущий

Таблица, географическая карта, атлас

схема

17

Трудовые ресурсы.

1

17 раб.нед.

январь

Текущий, опрос

географическая карта, атлас

схема

18

Трудовые ресурсы.

1

18 раб.нед.

январь

Текущий, опрос

Таблица

Схема, макет

19

Самостоятельная работа.

1

19 раб.нед.

январь

Текущий, опрос

Таблица, атлас


20

Топливно-энергетический комплекс.

1

20 раб.нед.

февраль

Текущий, тест,

Таблица, атлас


21

Горнодобывающий комплекс.

1

21 раб.нед.

февраль


Таблица

макет

22

Лесная промышленность.

1

22 раб.нед.

февраль




23

Практическая работа.

1

23 раб.нед.

февраль


географическая карта, атлас

схема

24

Агропромышленный комплекс.

1

24 раб.нед.

март

п/р



25

Животноводство.

1

25 раб.нед.

март

к/р

географическая карта, атлас

схема

26

Социальный комплекс.

1

26 раб.нед.

март

Текущий, опрос, к/р

Географическая карта,


27

Транспортный комплекс.

1

27 раб.нед.

март


п/р

атлас

макет

28

Самостоятельная работа.

1

28 раб.нед.

апрель


Текущий, тест

географическая карта, атлас


29

Экологические проблемы в Р.Б.

1

29 раб.нед.

апрель


п/р

географическая карта, атлас


30

Природоохранная деятельность на территории села Новоильинска.

1

30 раб.нед.

апрель


Текущий, тест, п/р



31

Природно-хозяйственные районы Р.Б.

1

31 раб.нед.

апрель


к/р

Таблица

гербарий

32

Экономические связи республики.

1

32 раб.нед.

май


Текущий, тест

Таблица,

географическая карта, атлас

33

Самостоятельная работа.

1

33 раб.нед.

май

к/р

Таблица


34

Обобщающее повторение.

1

34 раб.нед.

май

к/р

Таблица


35

Экскурсия по топонимам села Новоильинск.

1

35 раб.нед.

май

опрос



Общее количество часов

35

















  1. Контрольно-измерительные материалы.

Контрольно-измерительные материалы находятся в логической связи с содержанием учебного материала и соответствуют требованиям к уровню освоения учебного предмета, возрастным, психическим и физиологическим особенностям обучающихся.

Важнейшими принципами контролирования обученности (успеваемости) учащихся - как одного из главных компонентов качества образования - являются:

  • объективность,

  • систематичность,

  • наглядность (гласность).

Объективность заключается в научно обоснованном содержании контрольных заданий, вопросов, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность контролирующих, или как часто говорят в последнее время - диагностических процедур, означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов.

Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели.

Принцип наглядности (гласности) заключается, прежде всего, в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса - от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении.

На основании этих принципов были разработаны практические, тестовые, контрольные задания, позволяющих оценить уровень и качество знаний на предварительном, промежуточном, итоговом этапах изучения предмета.















  1. Оснащение учебного процесса.


Для успешной реализации программы целесообразно использовать следующее оборудование, соответствующее требованиям и нормам САНПиНа:


Натуральные объекты:
Модели:
1. Глобус Земли физический. 1 шт.(масштаб 1:40 000 000)
Карты:
2. Карта океанов - 1 шт.
3. Народы и плотность населения мира - 1 шт.
4. Политическая карта мира - 1 шт.

5. Экономическая карта мира - 1 шт.
6. Почвенная - 1 шт.
7. Природные зоны - 1 шт.
8. Физическая карта мира - 1 шт.
9. Физическая полушарий - 1 шт.
Раздаточный материал:
10. Набор контурных карт
Программно-методические комплексы (ПМК), электронные учебники
11. Интерактивная доска, мультимедиапроектор, компьютер.

12. Контрольно-измерительные материалы.

13. ГИС


  1. Список литературы.

Литература для учителя

  • Андреева В.Н. Предметная неделя география в школе / изд.-2-е - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 224 с.

  • Болотникова Н.В. География. Уроки-игры в средней школе. - Волгоград: Учитель, 2004. - 139 с.

  • Жижина Е.А., Никитина Н.А. В помощь учителю по географии 10 класс. М.: ВАКО, 2006. - 320 с.

  • Эрдынеева М.О., Б.А.Чернов «География Бурятии» 8-9 класс - У-Удэ, 1994. - 128 с.

  • Социально- экономическая география мира. / под ред. В.В.Вольского. М.: Дрофа, 2001. - 560 с.

  • Современный справочник. Страны мира. / под ред. А.Н. Шабанова, М.: ООО «Мир книги», 2004.- 416 с.

  • Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. - Санкт-Петербург, «Полиграфуслуги», 2006. - 96 с.



Литература для учащихся


  • Большая Российская энциклопедия. М.: научное издательство, 2005.

  • Большой справочник школьника. География. М.: Дрофа, 1998.

  • Большой справочник по географии. М.: «Олимп», изд-ство Астрель, 2000 - 368 с.

  • Новейший полный справочник школьника 5 - 11 класс. Естественные науки. / под ред. Т.И. Максимовой. - М.: Эксмо, 2009. - 576 с.

  • Современный справочник. Страны мира. / под ред. А.Н. Шабанова, М.: ООО «Мир книги», 2004.- 416 с.

  • Энциклопедия для детей. Все тайны мира. - М.: Аванта +, 2001. - 336 с.

  • Энциклопедия Я познаю мир. М.: АСТ: Астрель, 2007. - 397 с.

  • Энциклопедия для детей. Экология. - М.: Аванта +, 2007. - 448 с.

  • Интернет - ресурсы.






Приложение № 1.

Система способов обучения, определяющих чётко спланированный учебно-воспитательный процесс с заданными результатами называется педагогической технологией.

В данной программе используются следующие педагогические технологии:

1.Технология (методика) формирования приёмов учебной работы, позволяет направлять работу учащихся виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик географических объектов.

2. Логические опорные конспекты. Применение опорных знаний, которые используются в виде отдельных слов, рисунков, графиков, схем. Позволяют учащимся выделить главное и существенное в изучаемом материале, а также установить причинно-следственные связи и логику между смысловыми частями учебного материала.

3. Игровые технологии. Игра позволяет проявить потребность детей познавать окружающий мир, развивать интеллектуальные, волевые качества, формирующие личность в целом. На уроках географии в 6 классе применяются обучающие, ролевые и компьютерные игры.

4. Технология проектной деятельности. Разработка проектов на основе проблемных заданий и создание проблемных ситуаций. В начальном курсе географии формируется основа для развития проектной деятельности учащихся в будущем.

5.Технология личностно-ориентированного обучения. Направлена на выявление и «окультуривание» индивидуального субъектного опыта ребёнка путём согласования с результатами общественно-исторического опыта, т.е. перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие.

6.Новые информационные технологии (НИТ). Позволяют сделать учебный процесс более продуктивным, наглядным, насыщенным; дают возможность широкого выбора дидактического материала, тестов, справочного материала и т.д.

Педагогические технологии по классификации Г.К.Селевко.

1. На основе личностной ориентации педагогического процесса:

  • Педагогика сотрудничества: два субъекта одного процесса должны действовать как партнёры составляя союз более старшего и опытного с менее опытным, но обладающим преимуществами молодости. Не один из них не может стоять над другим.

2. На основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

  • Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала - опорно-схематических конспектов - ОСК (техника опорных сигналов В.Д.Шаталова позволяет сформировать ЗУНы) у всех детей с любыми индивидуальными данными, экономит время.

  • Игровые технологии, включающие группу методов и приёмов организации педагогического процесса (обучающие, развивающие, репродуктивные, творческие).

3. На основе эффективности управления и организации учебного процесса:

  • Групповые технологии, которые включают способы: классно-урочная организация; лекционно-семинарские занятия; дидактические игры.

  • Технология проблемного обучения: постановка и решение проблемной ситуации, которая требует дифференцированного и индивидуального подхода. Личностный подход и мастерство учителя способны вызвать активную познавательную деятельность подростка.

  • Технология уровневой дифференциации при которой учитель работает с группами учащихся различающихся по уровню умственного развития, личностно-педагогическому типу (мышлению, темперамету).

  • Технология саморазвивающего обучения, основанная на использовании мотивов самоусовершенствования личности. Педагогика сотрудничества, в которой ведущую роль играют теоретические знания.

  • Компьютерная технология обучения: включает наличие компьютерной информационной среды на современном уровне базы информации: гипертекст; мультимедиа; электронные коммуникации (сети).

При организации образовательного процесса используются элементы технологий:

  • личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;

  • объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) знаний;

  • формирования учебной деятельности школьников, которая направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи, которые решаются по ходу урока, в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов;

  • проектной деятельности, где школьники учатся оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные изменения конкретных ситуаций в зависимости от действия человека;

  • дифференцированного обучения, где учащиеся класса делятся на условные группы с учётом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учёбе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя;

  • учебно-игровой деятельности, которая даёт положительный результат при условии её серьёзной подготовки, когда активен и ученик и учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где чётко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приёмы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов;

  • технология проблемного подхода;

  • технология интеграции, которая предусматривает взаимопроникновение курса литературы с другими предметами и различными видами искусства. Данная технология является «сквозной» технологией преподавания литературы.

Одной из ведущих технологий является технология интегрирования, в частности «Интегрированные уроки (занятия)». Также при реализации программы использовали и традиционные технологии, такие как технология формирования приёмов учебной работы, практически все методы организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся:

  • по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый);

  • по источникам знаний (словесные, наглядные, практические);

  • по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные);

  • по степени самостоятельности учащихся.


Приложение №2.

Образовательная компетенция - это совокупность смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.

Ключевыми образовательными компетенциями при изучении начального курса географии являются следующие:

1. Ценностно-смысловые компетенции. Ориентация развивающегося ребенка на общечеловеческие, вечные ценности, перевод их в личные ценности каждого ученика на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества. К числу таких ценностей относятся человек, семья, Земля, Отечество, малая родина, мир между людьми, народами и государствами, труд, знания, культура.

2. Общекультурные компетенции. Понимание разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, понимание и развитие личностного отношения, как к своей малой Родине, так и государству в целом - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир. Шестиклассники в процессе изучения Начального курса географии приобретают опыт освоения научной картины мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенции ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включает в овладение креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

4. Информационные компетенции. Использование информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

5. Коммуникативные компетенции. Включают навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, задать вопрос, вести дискуссию, работать как индивидуально, так и в группе и др.

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, профессионального самоопределения.
Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенции личностного самосовершенствования. Реальным объектом в сфере данных компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, культуры мышления и поведения, внутренняя экологическая культура.


Приложение № 3.

Критерии оценки устного ответа:

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. не делает выводов и обобщений.

  3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1) не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2) полностью не усвоил материал.

Примечание.

По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Критерии оценки самостоятельных письменных и контрольных работ:

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2) или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  1. не более двух грубых ошибок;

  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. не приступал к выполнению работы;

2) или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Важнейшими принципами контролирования обученности (успеваемости) учащихся - как одного из главных компонентов качества образования - являются:

  • объективность,

  • систематичность,

  • наглядность (гласность).

Объективность заключается в научно обоснованном содержании контрольных заданий, вопросов, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность контролирующих, или как часто говорят в последнее время - диагностических процедур, означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов.

Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели.

Принцип наглядности (гласности) заключается, прежде всего, в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса - от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении.

Назначение предварительного контроля состоит в установлении исходного уровня разных сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь - индивидуального уровня каждого ученика. Успех изучения любой темы (раздела или курса) зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, положений и т.д., которые изучались на предшествующих этапах обучения. Если информации об этом у педагога нет, то он лишен возможности проектирования и управления в учебном процессе, выбора оптимального его варианта. Необходимую информацию педагог получает, применяя пропедевтическое диагностирование, более известное педагогам как входная диагностика. Сравнение исходного начального уровня обученности с конечным (достигнутым) позволяет измерять "прирост" знаний, степень сформированности умений и навыков, анализировать динамику и эффективность дидактического процесса, а также сделать объективные выводы о "вкладе" педагога в обученность учащихся, эффективности педагогического труда, оценить мастерство (профессионализм) педагога.

Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Обратная связь позволяет преподавателю получать сведения о ходе процесса усвоения у каждого учащегося. Обратная связь должна нести сведения не только о правильности или неправильности конечного результата, но и давать возможность осуществлять контроль за ходом процесса, следить за действиями обучаемого. Текущий контроль необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запроектированными. Кроме собственно прогностической функции текущий контроль и учет знаний, умений стимулирует учебный труд учащихся, способствует своевременному определению пробелов в усвоении материла, повышению общей продуктивности учебного труда.

Обычно текущий контроль осуществляется посредством устного опроса, который все время совершенствуется: педагоги все шире практикуют такие его формы, как уплотненный, фронтальный, магнитофонный и др. Тестовые задания для текущего контроля (их количество обычно не превышает 6-8) формируются так, чтобы охватить все важнейшие элементы знаний, умений, изученные учащимися на протяжении последних 2-3 уроков. После завершения работы обязательно анализируются допущенные обучаемыми ошибки.

Учащиеся всегда должны знать, что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться. Это означает, что кроме контроля, который выполняет функцию обратной связи, необходим другой вид контроля, который призван дать представление о достигнутых результатах. Этот вид контроля обычно называют итоговым. Итог может касаться как отдельного цикла обучения, так и целого предмета или какого-то раздела. В практике обучения итоговый контроль используется для оценки результатов обучения, достигнутых в конце работы над темой или курсом. Итоговый контроль осуществляется во время заключительного повторения в конце каждой четверти и учебного года. Именно на этом этапе дидактического процесса систематизируется и обобщается учебный материал. С высокой эффективностью могут быть применены соответствующим образом составленные тесты обученности. Главное требование к итоговым тестовым заданиям - они должны соответствовать уровню национального стандарта образования.

Интегративные тенденции, характерные для науки, получили свое отражение и в курсе географии России. Интеграция в реальной практике географического образования ведет к необходимости синтеза, поиску новых форм подготовки, появлению в теоретических работах категорий, значительно более общих, чем географические знания и умения, таких, как географическое сознание, географическое мышление, географическая культура и т.п. Явление интеграции многогранно, ярче всего оно проявляется при комплексной характеристике явления или объекта или при рассмотрении их в развитии.

Базой для формирования умения давать всестороннюю комплексную характеристику рассматриваемому процессу, явлению или объекту является умение систематизировать знания. О необходимости этого умения в практике обучения свидетельствуют дидактические работы по проблемам межпредметных связей. Связи между понятиями, входящими в комплекс, не раскрываются перед учениками сами собой. Учащихся необходимо вооружить познавательными действиями для "конструирования" такого комплекса, а этого можно достичь лишь благодаря формированию у них умения систематизировать сведения из разных школьных предметов.

Следующим шагом является формирование умения рассматривать объект, процесс или явление в развитии. Это становится возможным на основе межпредметного умения устанавливать причинно-следственные связи.

Общие педагогические требования к познавательной деятельности учащихся таковы:

1-й уровень получение "готовых" знаний со слов учителя;
2-й уровень самостоятельное приобретение знаний в процессе учебных исследований;
3-й уровень изучение основ географии в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес (ученики выступают в роли юных ученых-исследователей.


































Контрольная работа

I вариант

  1. В какую эпоху складчатости началось формирование рельефа Северо-Востока Сибири?

  1. байкальской; б) каледонской; в) герцинской; г) мезозойской.

  1. В какой горной системе располагается высшая точка Северо-Востока Сибири?

  1. Верхоянский хребет;

  2. Юкагирское плоскогорье;

  3. хребет Сунтар-Хаята;

  4. хребет Черского.

  1. Какая древесная порода преобладает в таёжных лесах Северо-Востока Сибири?


а) ель; б) лиственница; в) пихта; г) сосна.

  1. В какой горной системе располагается высшая точка Южно-Сибирского региона?

  1. Алтай;

  2. Восточный Саян;

  3. Западный Саян;

  4. Кузнецкий Алатау.

  1. В какой горной системе располагается гора Коч-Агач, в районе которой зафиксирован минимум годовых осадков на территории России (166 мм/год)?


а) Алтай; б) Восточный Саян; в) Становое нагорье; г) Яблоновый хребет.

  1. Какой заповедник располагается в районе озера Байкал?


а) Баргузинский; б) Буреинский; в) Вишерский; г) Тебердинский.

  1. Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные - словом «Нет».


1


На полуострове Чукотка начинается гигантский «оловянный пояс», протянувшийся вдоль восточного побережья Евразии




2


В городах Верхоянске и Оймяконе наблюдаются температуры воздуха ниже -70°С




3


Большинство рек Северо-Востока Сибири относится к бассейну моря Лаптевых




4


Мощность многолетней мерзлоты в регионе достигает 400-600 м




5


Наиболее распространённый природный комплекс данной территории - светлохвойная тайга




6


Многолетняя мерзлота играет роль водоупорного слоя




7


В горах Южной Сибири много действующих вулканов, большинство из которых сосредоточено в горных хребтах Забайкалья




8


Высшая точка региона - гора Белуха является и высшей точкой нашей страны




9


В Байкале сосредоточено около 65% поверхностных пресных вод России




10


У взрослых самцов кабарги нет рогов, но зато у них вырастают клыки




11


В горной тайге преобладает пихта, ель, кедр, сосна



  1. Определите, о каких объектах (людях) идет речь в предложениях:

  1. Азиатский белый журавль, гнездящийся на низменностях севера России.

  2. Российский мореплаватель и полярный исследователь, именем которого назван остров, где располагается самый северный в нашей стране заповедник.

  3. Крупная река Северо-Востока Сибири, впадающая в море Лаптевых.

  4. Горная система, в которой расположена высшая точка Южно-Сибирского региона.

  5. Река, на которой располагается второе по площади водохранилище в России.

  6. Крупное озеро, через которое протекает река Бия, один из притоков Оби.

  1. Укажите порядок расположения перечисленных географических объектов с севера на юг (табл. № 1) и с запада на восток (табл. № 2):


А


Гора Белуха




Б


Енисейский кряж




В


Западный Саян




Г


Кузнецкая котловина




Д


Тувинская котловина




Е


Минусинская котловина




А


Верхоянский хребет




Б


Мыс Дежнёва




В


Колымская низменность




Г


Центрально-Якутская равнина




Д


Чукотское нагорье




Е


Яно-Индигирская низменность






  1. Как вы думаете:


    1


    Верхоянский хребет расположен к востоку или к западу от Лены?



    2


    Какое море имеет большую площадь: Восточно-Сибирское или Чукотское?




    3


    Хребет Сунтар-Хаята является продолжением Верхоянского хребта или Черского?




    4


    В каком горном хребте находится гора Победа?




    5


    Какая низменность расположена севернее - Яно-Индигирская или Колымская?




    6


    Истоки реки Витим находятся к востоку или к западу от Байкала?




    7


    Енисей впадает в Карское или в Восточно-Сибирское море?




    8


    Истоки Лены находятся к востоку или к западу от Байкала?




    9


    Байкальский хребет находится на восточном или на западном берегу Байкала?




    10


    На берегу Байкала расположены Становое нагорье или Становой хребет?




    11


    Мыс Лопатка - это южная оконечность Сахалина или Камчатки?




    12


    Что находится севернее: залив Петра Великого или Татарский пролив?



  2. Теоретические вопросы:

  • Почему полюс холода Северного полушария находится не на крайнем севере страны, а в центральных районах Северо-Востока?

  • С чем связано большое разнообразие полезных ископаемых гор Южной Сибири?

  1. Укажите названия географических объектов, обозначенных цифрами:



Рабочая программа по Географии Бурятии.

  1. Хребет ____________________

  2. Хребет ____________________

  3. Низменность ______________

  4. Равнина __________________

  5. Река _____________________

  6. Река __________________

  7. Река __________________

  8. Море _________________

  9. Река __________________

  10. Низменность __________

Контрольная работа по теме «ПК Северо-Восточной и Южной Сибири»

II вариант

  1. В верховье какой реки располагается полюс холода Северного полушария?

  1. Индигирки; б) Колымы; в) Омолона; г) Яны.

  1. Какие из перечисленных рек относятся к бассейну Восточно-Сибирского моря?


а) Анадырь; б) Индигирка; в) Колыма; г) Омолон; д) Яна.

  1. Какие из перечисленных горных хребтов располагаются не в Южной Сибири?

  1. Хамар-Дабан;

  2. Сихотэ-Алинь;

  3. Сунтар-Хаята;

  4. Танну-Ола;

  5. Приморский;

  6. Баргузинский.

  1. В какой из перечисленных горных систем есть современное оледенение?


а) Алтай; б) Восточный Саян; в) Западный Саян; г) Кузнецкий Алатау.

  1. К какому типу озёр относятся Байкал и Телецкое?


а) вулканические; б) ледниковые; в) термокарстовые; г) тектонические.

  1. Какие ландшафты преобладают в межгорных котловинах гор Южной Сибири?

  1. светлохвойная тайга;

  2. тёмнохвойная тайга;

  3. широколиственные леса;

  4. степи.

  1. Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные - словом «Нет».


    1


    На Северо-Востоке Сибири находится полюс холода Земли




    2


    Резко континентальный климат Северо-Востока Сибири отличается очень холодной зимой и прохладным летом




    3


    Большинство рек региона имеет дождевое и снеговое питание




    4


    Большинство рек Северо-Востока Сибири относится к бассейну моря Лаптевых




    5


    В горах Южной Сибири продолжаются тектонические движения, признаками которых являются частые и сильные землетрясения




    6


    Южная Сибирь - главный золотоносный район России




    7


    Саяны - единственный в нашей стране район разведения яков




    8


    Самая крупная река, берущая начало из озера Байкал, - это Енисей




    9


    Более половины обитающих в Байкале видов животных являются эндемиками




    10


    Ирбис, или снежный барс, - крупная пятнистая кошка, живущая у границ вечных снегов




    11


    В горах Южной Сибири создано пять природных заповедников



  2. Определите, о каких объектах (людях) идет речь в предложениях:

  1. Крупная река Северо-Востока Сибири, впадающая в Восточно-Сибирское море.

  2. Огромное ледяное поле, возникающее при промерзании рек до дна или почти до дна.

  3. Сильный резкий ветер и одна из рек, впадающих в Байкал.

  4. Высшая точка Южно-Сибирского региона.

  5. Российский город, располагающийся в географическом центре Азии.

  6. Город, в районе которого располагается второе по площади водохранилище в России.

  1. Укажите порядок расположения перечисленных географических объектов с севера на юг (табл. № 1) и с запада на восток (табл. № 2):


А


Алданское нагорье




Б


Западный Саян




В


Восточный Саян




Г


Яблоновый хребет




Д


Становое нагорье




Е


Хребет Хамар-Дабан




А


Река Анадырь




Б


Река Индигирка




В


Река Колыма




Г


Река Лена




Д


Река Яна




Е


Берингов пролив






  1. Как вы думаете:


    1


    Устье какой реки находится ближе к океану: Вилюя или Алдана?




    2


    Лена впадает в море Лаптевых или в Восточно-Сибирское море?




    3


    Какой хребет расположен восточнее: Верхоянский или Черского?




    4


    Какое течение движется у берегов Кольского полуострова - тёплое или холодное?




    5


    Выходит ли Верхоянский хребет на берег Тихого океана или нет?




    6


    Город Красноярск стоит на Енисее или на Ангаре?




    7


    В каком озере наблюдаются большие глубины: в Каспийском или на Байкале?




    8


    К бассейну какого океана относится озеро Байкал?




    9


    Какой полуостров расположен севернее: Чукотка или Таймыр?




    10


    В каком направлении течёт Ангара при впадении в Енисей?




    11


    Как называется самый северный полуостров России?




    12


    Какой из полуостровов имеет большую площадь: Канин или Камчатка?



  2. Теоретические вопросы:

  • Почему реки Северо-Восточной Сибири, имеющие дождевое и снеговое питание, полноводны только в летние месяцы?

  • Почему в горах Южной Сибири степи расположены в горных котловинах?

  1. Укажите названия географических объектов, обозначенных цифрами:


Рабочая программа по Географии Бурятии.



1. Кряж ___________________________

2. Котловина _______________________

3. Хребет __________________________

4. Хребет __________________________

5. Горы __________________________

6. Котловина __________________________

7. Котловина __________________________

8. Гора _______________________________

9. Хребет _____________________________

10. Кряж ______________________________

Контрольная работа по теме «ПК Северо-Восточной и Южной Сибири»

I вариант

  1. В какую эпоху складчатости началось формирование рельефа Северо-Востока Сибири?


а) байкальской; б) каледонской; в) герцинской; г) мезозойской.

  1. В какой горной системе располагается высшая точка Северо-Востока Сибири?


  1. Верхоянский хребет;


  2. Юкагирское плоскогорье;


  3. хребет Сунтар-Хаята;


  4. хребет Черского.

  1. Какая древесная порода преобладает в таёжных лесах Северо-Востока Сибири?


а) ель; б) лиственница; в) пихта; г) сосна.

  1. В какой горной системе располагается высшая точка Южно-Сибирского региона?


  1. Алтай;


  2. Восточный Саян;


  3. Западный Саян;


  4. Кузнецкий Алатау.


  1. В какой горной системе располагается гора Коч-Агач, в районе которой зафиксирован минимум годовых осадков на территории России (166 мм/год)?


а) Алтай; б) Восточный Саян; в) Становое нагорье; г) Яблоновый хребет.


  1. Какой заповедник располагается в районе озера Байкал?


а) Баргузинский; б) Буреинский; в) Вишерский; г) Тебердинский.


  1. Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные - словом «Нет».


1


На полуострове Чукотка начинается гигантский «оловянный пояс», протянувшийся вдоль восточного побережья Евразии


да


2


В городах Верхоянске и Оймяконе наблюдаются температуры воздуха ниже -70°С


да


3


Большинство рек Северо-Востока Сибири относится к бассейну моря Лаптевых


нет


4


Мощность многолетней мерзлоты в регионе достигает 400-600 м


да


5


Наиболее распространённый природный комплекс данной территории - светлохвойная тайга


да


6


Многолетняя мерзлота играет роль водоупорного слоя


да


7


В горах Южной Сибири много действующих вулканов, большинство из которых сосредоточено в горных хребтах Забайкалья


нет


8


Высшая точка региона - гора Белуха является и высшей точкой нашей страны


нет


9


В Байкале сосредоточено около 65% поверхностных пресных вод России


да


10


У взрослых самцов кабарги нет рогов, но зато у них вырастают клыки


да


11


В горной тайге преобладает пихта, ель, кедр, сосна


да


  1. Определите, о каких объектах (людях) идет речь в предложениях:


  1. Азиатский белый журавль, гнездящийся на низменностях севера России (Стерх).


  2. Российский мореплаватель и полярный исследователь, именем которого назван остров, где располагается самый северный в нашей стране заповедник(Врангель).


  3. Крупная река Северо-Востока Сибири, впадающая в море Лаптевых (Яна).


  4. Горная система, в которой расположена высшая точка Южно-Сибирского региона (Алтай).


  5. Река, на которой располагается второе по площади водохранилище в России (Ангара).


  6. Крупное озеро, через которое протекает река Бия, один из притоков Оби (Телецкое).


  1. Укажите порядок расположения перечисленных географических объектов с севера на юг (табл. № 1) и с запада на восток (табл. № 2):


А


Гора Белуха


6


Б


Енисейский кряж


1


В


Западный Саян


4


Г


Кузнецкая котловина


2


Д


Тувинская котловина


5


Е


Минусинская котловина


3


А


Верхоянский хребет


2


Б


Мыс Дежнёва


6


В


Колымская низменность


4


Г


Центрально-Якутская равнина


1


Д


Чукотское нагорье


5


Е


Яно-Индигирская низменность


3





  1. Как вы думаете:


    1


    Верхоянский хребет расположен к востоку или к западу от Лены?



    2


    Какое море имеет большую площадь: Восточно-Сибирское или Чукотское?




    3


    Хребет Сунтар-Хаята является продолжением Верхоянского хребта или Черского?




    4


    В каком горном хребте находится гора Победа?


    Черского


    5


    Какая низменность расположена севернее - Яно-Индигирская или Колымская?




    6


    Истоки реки Витим находятся к востоку или к западу от Байкала?




    7


    Енисей впадает в Карское или в Восточно-Сибирское море?




    8


    Истоки Лены находятся к востоку или к западу от Байкала?




    9


    Байкальский хребет находится на восточном или на западном берегу Байкала?




    10


    На берегу Байкала расположены Становое нагорье или Становой хребет?




    11


    Мыс Лопатка - это южная оконечность Сахалина или Камчатки?




    12


    Что находится севернее: залив Петра Великого или Татарский пролив?




  2. Теоретические вопросы:


  • Почему полюс холода Северного полушария находится не на крайнем севере страны, а в центральных районах Северо-Востока?


  • С чем связано большое разнообразие полезных ископаемых гор Южной Сибири?


  1. Укажите названия географических объектов, обозначенных цифрами:



Рабочая программа по Географии Бурятии.


  1. Хребет Верхоянский


  2. Хребет Черского


  3. Низм. Янро-Индигирская


  4. Равнина Цетральноякутская


  5. Река Колыма


  6. Река Оленек


  7. Река Алдан


  8. Море Восточно-Сибирское


  9. Река Яна


  10. Низменность Колымская


Контрольная работа по теме «ПК Северо-Восточной и Южной Сибири»

II вариант


  1. В верховье какой реки располагается полюс холода Северного полушария?


а) Индигирки; б) Колымы; в) Омолона; г) Яны.


  1. Какие из перечисленных рек относятся к бассейну Восточно-Сибирского моря?


а) Анадырь; б) Индигирка; в) Колыма; г) Омолон; д) Яна.


  1. Какие из перечисленных горных хребтов располагаются не в Южной Сибири?


  1. Хамар-Дабан;


  2. Сихотэ-Алинь;


  3. Сунтар-Хаята;


  4. Танну-Ола;


  5. Приморский;


  6. Баргузинский.


  1. В какой из перечисленных горных систем есть современное оледенение?


а) Алтай; б) Восточный Саян; в) Западный Саян; г) Кузнецкий Алатау.


  1. К какому типу озёр относятся Байкал и Телецкое?


а) вулканические; б) ледниковые; в) термокарстовые; г) тектонические.


  1. Какие ландшафты преобладают в межгорных котловинах гор Южной Сибири?


  1. светлохвойная тайга;


  2. тёмнохвойная тайга;


  3. широколиственные леса;


  4. степи.


  1. Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные - словом «Нет».


    1


    На Северо-Востоке Сибири находится полюс холода Земли


    нет


    2


    Резко континентальный климат Северо-Востока Сибири отличается очень холодной зимой и прохладным летом


    да


    3


    Большинство рек региона имеет дождевое и снеговое питание


    да


    4


    Большинство рек Северо-Востока Сибири относится к бассейну моря Лаптевых


    нет


    5


    В горах Южной Сибири продолжаются тектонические движения, признаками которых являются частые и сильные землетрясения


    да


    6


    Южная Сибирь - главный золотоносный район России


    да


    7


    Саяны - единственный в нашей стране район разведения яков


    да


    8


    Самая крупная река, берущая начало из озера Байкал, - это Енисей


    нет


    9


    Более половины обитающих в Байкале видов животных являются эндемиками


    да


    10


    Ирбис, или снежный барс, - крупная пятнистая кошка, живущая у границ вечных снегов


    да


    11


    В горах Южной Сибири создано пять природных заповедников


    да


  2. Определите, о каких объектах (людях) идет речь в предложениях:


  1. Крупная река Северо-Востока Сибири, впадающая в Восточно-Сибирское море (Колыма).


  2. Огромное ледяное поле, возникающее при промерзании рек до дна (наледь).


  3. Сильный резкий ветер и одна из рек, впадающих в Байкал (Сарма).


  4. Высшая точка Южно-Сибирского региона (Белуха).


  5. Российский город, располагающийся в географическом центре Азии (Кызыл).


  6. Город, в районе которого располагается второе по площади водохранилище (Братск).


  1. Укажите порядок расположения перечисленных географических объектов с севера на юг (табл. № 1) и с запада на восток (табл. № 2):


А


Алданское нагорье


1


Б


Западный Саян


4


В


Восточный Саян


3


Г


Яблоновый хребет


6


Д


Становое нагорье


2


Е


Хребет Хамар-Дабан


5


А


Река Анадырь


5


Б


Река Индигирка


3


В


Река Колыма


4


Г


Река Лена


1


Д


Река Яна


2


Е


Берингов пролив


6





  1. Как вы думаете:


    1


    Устье какой реки находится ближе к океану: Вилюя или Алдана?




    2


    Лена впадает в море Лаптевых или в Восточно-Сибирское море?




    3


    Какой хребет расположен восточнее: Верхоянский или Черского?




    4


    Какое течение движется у берегов Кольского полуострова - тёплое или холодное?




    5


    Выходит ли Верхоянский хребет на берег Тихого океана или нет?




    6


    Город Красноярск стоит на Енисее или на Ангаре?




    7


    В каком озере наблюдаются большие глубины: в Каспийском или на Байкале?




    8


    К бассейну какого океана относится озеро Байкал?


    СЛО


    9


    Какой полуостров расположен севернее: Чукотка или Таймыр? (Таймыр)




    10


    В каком направлении течёт Ангара при впадении в Енисей?


    на запад


    11


    Как называется самый северный полуостров России?


    Таймыр


    12


    Какой из полуостровов имеет большую площадь: Канин или Камчатка?




  2. Теоретические вопросы:


  • Почему реки Северо-Восточной Сибири, имеющие дождевое и снеговое питание, полноводны только в летние месяцы?


  • Почему в горах Южной Сибири степи расположены в горных котловинах?


  1. Укажите названия географических объектов, обозначенных цифрами:


Рабочая программа по Географии Бурятии.



1. Кряж Салаирский

2. Котловина Кузнецкая

3. Хребет Западный Саян

4. Хребет Восточный Саян

5. Горы Алтай

6. Котловина Минусинская

7. Котловина Тувинская

8. Гора Белуха

9. Хребет Кузнецкий Алатау

10. Кряж Енисейский кряж

© 2010-2022