Доклад на тему Проектная деятельность на уроках географии

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введенская средняя школа.

Доклад на тему:

«Проектная деятельность учащихся на уроках географии».

Учитель: Кичигин А. В.



Введенка. 2015-2016 учебный год.

Условия возникновения и становления опыта

Ученик учится только тогда, когда у него возникает эмоциональное удовлетворение. Если он не видит смысла в учебной работе, не осознает цель, не понимает и не принимает задачи, поставленные учителем, то он учится

по принуждению.

Период длительного совершенствования содержания школьной дисциплины «География» сменился периодом выдвижения новых концепций построения содержания предмета, новых подходов к диагностированию результатов обучения, воспитании и развития личности школьника. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый.

Сейчас, как никогда, слово «проект» стало известным. Проекты везде: в школах, в институтах, на радио и телевидении и т.п., при этом каждый под проектом понимает что-то свое, существует серьезная терминологическая путаница.

Существует несколько основных подходов к пониманию термина «проект». Проектом можно считать всякую идею или замысел, который предполагается реализовать. Это понимание термина в широком смысле. В таком случае под проектную работу попадает очень многое: исследовательские разработки и театральные постановки, подготовка научной статьи и выпуск стенгазеты, планирование нового образовательного курса и планирование удачного замужества и др. Но я думаю, что для современной проектной деятельности в школе явно подходят не все идеи из выше перечисленных.

Проекты в школьном образовании применялись уже в 20-е годы прошлого века, но были признаны вредными, снизившими уровень образования и в 1931 году постановлением ЦК ВКПБ были запрещены.

Педагогическая общественность должна понимать, что проектная деятельность обучающихся - это не только неотъемлемая часть образования, но отдельная система в образовании, одно из направлений модернизации современного образования.

Проектированием, естественно, могут и должны заниматься не только школьники, проектные работы ведутся учителями или педагогическими коллективами, т.е. проект как результат деятельности ученика или группы учеников, достигнутый при большем или меньшем содействии учителя и направленный на формирование и закрепление у учащихся новых компетенций, ключевых в современном быстро развивающемся мире.

Размышляя над этими вопросами, автором была выбрана тема работы«Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества знаний по географии».

Основными условиями возникновения и становления проблемы опыта являются:

- необходимость развития познавательных и исследовательских процессов, творческих способностей учащихся на уроках географии и во внеурочное время;

- желание учащихся узнать новое;

- коллектив единомышленников - учитель и ученик, работающие творчески, помогающие друг другу на пути создания и защиты проекта.

Актуальность опыта

Сегодня все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках каждого учебного предмета и географии в частности призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их.

Учитель должен помнить, что выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий. Одной из таких и является проектная технология, способная развить у обучающегося важнейшие компетенции: общенаучную, информационную, познавательную, коммуникативную, ценностно-смысловую, социальную, стремления личностного самосовершенствования.

Учитель сегодня не может быть пассивным слушателем, принимающим на веру любой предлагаемый ему материал: образовательные программы, учебные планы, формы занятий и т. п.

Тему «Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества знаний по географии» автор считает актуальной в наше время, потому что сегодня необходима переориентация обучения. Метод проектов - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих субъективной (для учащихся) или объективной новизной, имеющих практическую или теоретическую значимость. Данный метод опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоления затруднений.

Наше время - это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Всё чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основной, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определённых целях.

Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности

Работа над проектом позволяет ребятам действовать самостоятельно, позволяет научить учиться.

При работе над проектами у учеников формируются навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе, ребята учатся работать с различными источниками информации.

Теоретическое обоснование опыта

В современном образовании происходят значительные изменения. Они обусловлены коренными преобразованиями в жизни, развитием человеческой цивилизации, которая в новом тысячелетии вступила в эпоху информатизации и глобализации всей своей деятельности. Нарастает всеобщая коммуникация человечества. Усиливаются гуманистический и культурологический потенциал общего среднего образования подрастающего поколения.

В этих условиях возрастает роль школьной дисциплины «География», которая на международном уровне признана, наряду с философией, историей, иностранными языками, одним из основных общеобразовательных предметов. Только на уроках географии школьники изучают пространственное разнообразие жизни и деятельности людей, роль человека и человечества в географической среде, вклад людей в развитие мировой цивилизации, т.е. жизнь во всем ее многообразии.

Географические знания специфичны, они служат способом рассмотрения мира, позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей между людьми, территорией и окружающей обстановкой. На бытовом уровне человек, обладающий географической культурой, может оценить перспективы превращения карьера, где добывают минеральное сырье, в водоем, болото - в пастбище или в пашню и т.д. В масштабах своего региона знание географии поможет составить прогноз развития малого города, предприятия той или иной отрасли хозяйства, оценить изменение уровня подземных вод, климатических показателей в результате строительства плотины на реке и создания водохранилища.

Проект - (от латинского «выступающий вперед») еще в словаре иностранных слов 1865 года издания определялся, как предположение о том, что необходимо сделать для достижения какой-нибудь цели.

Суть метода проектов сводится к тому, что ребенка обучают этапам достижения цели, предлагая выполнить конкретное задание.

Метод проектов используется для формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

Существует несколько подходов к классификации проектов. Евгения Семеновна Полат - доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией дистанционного обучения, автор исследований по обучению иностранным языкам,методу проектов, теории и практики дистанционного обучения; педагогическим технологиям личностно-ориентированного подхода, использованию Интернет технологий и ресурсов в системе образования - выделяет пять групп проектов по доминирующей деятельности учащихся:

  1. практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства;

  2. исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов;

  3. информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории;

  4. творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.;

  5. ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Все проекты можно классифицировать по группам:

1. По времени выполнения.

1.1. Краткосрочные (урок, несколько уроков)

1.2. Среднесрочные (от недели до месяца во внеурочное время)

1.3. Долгосрочные

2. По предметной области

2.1. По одному предмету

2.2. Межпредметные

3. По преобладающей деятельности учеников

3.1. Исследовательские (например: «Население Нововеличковского сельского поселения»)

3.2. Творческие (пример: газета «Новости Нововеличковского сельского поселения» за 2012 г.)

3.3. Ролевые, игровые (пример: «Выбор главы своей школы»)

3.4. Практико-ориентированные (пример: «Составление путеводителя по достопримечательностям своей местности»)

Существуют различные формы представления проектов учащихся по географии:

1.Макет географического объекта.

2.Путеводитель

3.Презентация

4.Наглядное пособие

5.Газета, журнал

6.Видеофильм и т.д.

Конечно же, проектная деятельность предполагает постоянное взаимодействие учителя и учащихся в образовательном процессе.

Проекты также различаются и по числу участников (в последнем случае выделяются индивидуальные и групповые).

Наконец, наиболее существенное методическое различие состоит в том, что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока («мини-проект»), другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся; третьи относятся исключительно к сфере внеклассной деятельности.

В процессе обучения - на уроках географии и во внеурочное время - учащиеся выполняют различные виды проектов (Приложение 1).

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта состоит в создании условий для развития целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта. Уроки географии, а также занятия во внеурочное время (кружок «Моя экологическая грамотность», 5 класс) не ограничиваются приобретением учащимися определённых знаний, навыков и умений, а выходят на практические действия школьников, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается познавательный интерес к изучению географии. Это даёт возможность учителю ввести своих учеников в процесс познания, нацелить их на поиск, а значит способствовать развитию личности и развивать познавательную компетенцию учащихся.

Поэтому ведущая педагогическая идея опыта - создание на уроках и во внеурочное время условий для сознательного, активного участия школьников в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что её результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей.

Технология опыта

Преподавание в школе не может сводиться только к тому, чтобы вооружить учащихся определённым запасом знаний. Необходимо добиться высокого уровня мышления, с тем, чтобы учащиеся могли в дальнейшем самостоятельно расширять и углублять свои знания, применять их в смежных областях, находить решения в новых ситуациях. Поэтому важно обучать школьников основным приёмам умственной деятельности, сформировать у них умение анализировать и сопоставлять факты, делать обобщения.

«Система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить» (Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5.)

Школьники воспринимают уроки географии с удивлением, восторгом, ожиданием нового. Наблюдается повышенный интерес к занятиям с применением ИКТ в проектной деятельности. Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, автор обращает внимание на всестороннее развитие личности ученика и основной целью опыта является развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка, навыков сотрудничества с людьми, умения собирать информацию из разных источников, осмысление её и использование для выполнения проекта

Задачи опыта:

• выявление талантливых детей;

• активизация учебного процесса;

• формирование у учащихся интереса к научной работе;

• формирование навыков публичного выступления;

• профессиональной ориентации учащихся старших классов;

• повышение уровня научной и методической работы.

Технология проектной деятельности школьников включает в себя совокупность различных методов: исследовательских, поисковых, творческих.

Вот уже на протяжении нескольких лет на уроках географии учителем используется проектный метод обучения. За это время сложилась некая система работы в проекте. Ученики впервые знакомятся с методом проектов уже в 6 классе и выполняют свой последний школьный проект в 11 классе. Так как наша школа с 2013-2014 учебного года реализует введение ФГОС в 5 классе, то ученики знакомятся с проектами уже 5 классе. Конечно, проект, изготовленный учеником 5 или 6 класса, намного проще и не претендует на звание исследовательского проекта, но уже в этом возрасте ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы. Степень сложности проекта возрастает с каждым классом и в старших классах учащимся не сложно сделать проект исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень.

Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 5- классе.

В 6 классе (а теперь уже и в 5 классе) на одном из уроков в начале года учитель рассказывается ребятам о методе проектов, о том, что такое проект, какие виды проектов бывают, как можно оформить результат работы над проектом, и предлагает им сделать творческий проект, например, написать сказку «Как я провел лето» о летнем отдыхе, о поездках всем классом. Данную сказку ребята оформляют иллюстрациями, и как один из способов оформления предлагается электронная презентация. Ребята очень охотно работают на компьютере, печатают текст, подбирают иллюстрации или картинки. Когда проекты готовы, назначается день защиты проектов, и ребята представляют их. Когда тема проекта совпадает с темой урока, защиту можно провести на уроке. Удачно проекты вписываются в программу по предмету, если их использовать на уроках обобщающего повторения после больших тем или в конце и начале года. Ребята защищают проекты, и мы вспоминаем пройденный материал.

Следует отметить, что не все ребята сразу начинают создавать проект с использованием компьютера, многие работы могут быть исполнены вручную, и их мы вывешиваем в кабинете на всеобщее обозрение перед уроками.

В процессе изучение курса «Страноведение» (7 класс) уже накоплен определенный опыт проектирования школьниками. Например, по карте литосферных плит составить проект изменений очертаний материков в отдаленном будущем. Данный проект составляется на базе знаний основ теории движения литосферных плит. При изучении природных зон Земли и отдельных материков учащимся можно предложить задание по созданию проекта озеленения кабинета географии, этажа или всех помещений школьного здания.

В 8-9 классе темы проектов более серьезные и требуют кропотливой работы с литературными источниками. Эти проекты уже можно называть исследовательскими, и результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. Особенно это касается тем с экологической направленностью.

В старших классах проекты могут носить прикладной характер (веб-сайты, газеты, фильмы и др.), некоторые используются для проведения лекции на уроке географии (проекты-лекции), есть чисто исследовательские работы (Приложение 2).

Для применения метода проектов в процессе обучения на уроках географии используются учебники, атласы, рабочие тетради, контурные карты; одной из форм выполнения проекта является групповая работа (Приложение 3).

Обязательным условием работы в проекте является соблюдение правил оформления проекта и выполнение определенных требований.

Можно выделить основные этапы реализации проекта:

  1. Организационный (формулировка темы, целей, задач, планирование деятельности)

  2. Технологический (сбор и анализ информации, выработка и обсуждение идей, оформление работы)

  3. Заключительный (представление работы, ее анализ и оценка)

Взаимодействие учителя и учащихся в образовательном процессе

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1. Разработка проектного задания

1.1 Выбор темы проекта

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме

Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения

1.2 Выделение подтем в темах проекта

Преподаватель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора

Каждый учащийся выбирает себе подтему или предлагает новую подтему

Преподаватель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый учащийся выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)

1.3 Формирование творческих групп

Преподаватель проводит организационную работу по объединению учащихся, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

1.4. Подготовка материалов к исследовательской

работе

Если проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий.

Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом

1.5. Определение

форм выражения

итогов проектной

деятельности

Преподаватель принимает участие в обсуждении

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

2. Разработка

проекта

Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

3. Оформление

результатов

Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами

4. Презентация

Преподаватель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.)

Докладывают о результатах своей работы

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других.

Желательна групповая рефлексия

Критериями оценки проекта являются

  1. Значимость и актуальность

  2. Корректность методов

  3. Активность участников

  4. Глубина проникновения в проблему

  5. Доказательность выводов

  6. Оформление результатов

Требования к проекту:

  • проект должен быть полностью ориентирован на действующую программу и учебный план;

  • содержание проекта должно быть изложено логично, доступным и понятным языком;

  • все материалы проекта должны быть созданы с соблюдением авторских прав;

  • приветствуются оригинальные идеи, исследовательский подход к собранным и проанализированным материалам, использование большого количества первоисточников;

  • если проект выполняется группой учащихся, то в этом случае должна быть видна роль каждого разработчика проекта;

  • при создании проекта учащиеся должны продемонстрировать все те знания и умения, которые представлены в критериях оценивания знаний и умений, на достаточно высоком уровне;

  • отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, точность информации;

  • использование в проекте соответствующей научной терминологии;

  • в проекте должна быть отражена последовательность мероприятий по его внедрению.
    Содержание проекта:

  • название темы проекта;

  • актуальность проекта, проблема;

  • основополагающий и проблемные вопросы;

  • цели и задачи проекта;

  • гипотеза решения проблемы;

  • форма представления результатов проекта и в соответствии с ней оформленные материалы;

  • использованная литература и информационные ресурсы;

  • сведения об авторе/авторах проекта;

  • проблемы, с которыми столкнулись авторы в ходе работы над проектом, как решали их, чему научились;

  • краткая аннотация проекта (для старшеклассников);

  • лист самооценки проекта в соответствии с критериями оценки (для старшеклассников). Для учащихся 6-8 классов проводится детальный разбор проектов при защите.

Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащегося и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Можно сказать, что проект является продуктом мета предметной интеграции. Предлагаемая структура, поэтапная организация деятельности ребят по освоению метода проектов, типы проектов, критерии их оценки делают каждый этап работы логически завершенным, то есть ученический проект может рассматриваться как этап подготовки к работе на следующем этапе.

География - наука многогранная, в которой тесно переплелись многие науки: этнография, биология, экология, история, медицина, экономика, политика, астрономия. Поэтому диапазон выбора проблем для научной работы огромен.



© 2010-2022