• Преподавателю
  • География
  • Урок географии Северный Кавказ. Географическое положение, природные условия и ресурсы (9 класс)

Урок географии Северный Кавказ. Географическое положение, природные условия и ресурсы (9 класс)

Северный Кавказ - это самый многонациональный район России. Это здравница и житница страны. Северный Кавказ — крупнейшая сельскохозяйственная база России, место расположения лучших морских и горных курортов России, среди них курорты Краснодарского края, кавказские Минеральные Воды, Приэльбрусье, Домбай, перспективное Каспийское побережье. Значительны и природные ресурсы региона: имеются большие запасы нефти и газа, высокий гидроэнергетический и геотермальный потенциал, запасы руд промышленных ме...
Раздел География
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Северный Кавказ . Географическое положение, природные условия и ресурсы (9 класс).


учитель географии Мизюкова Е.В.,

МБОУ ПСОШ №29


Место урока: урок проводится согласно тематическому планированию.

Тип урока: комбинированный (изучение нового учебного материала и первичное закрепление)

Цель урока: сформировать знания об экономическом развитии региона на основании аналитического описания экономики региона по плану описания экономического района.
Задачи:
Учебные: Оценить ЭГП Северного Кавказа; выявить особенности природных условий и природных ресурсов района. Развивающие: продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации (карты, схемы, таблицы), делать предположения на основе полученной информации. Воспитательные: создать образ Кавказских гор, показать красоту и неповторимость Кавказа, воспитывать чувство гордости за Родину, чувство патриотизма. Оборудование: Учебник «География России.» (А.И.Алексеев); атлас; контурные карты; компьютер, мультимедийный проектор, экран; презентация.

Ход урока

I.Организационная часть урока.

II.Актуализация знаний по темам «Европейский Север», «Северо-западный район», «Центральная Россия» (географический диктант)

  1. Самый маленький по площади район России

  2. По территории района проходит маршрут «Золотое кольцо»

  3. Отрасли специализации этого района: лесная промышленность, металлургия (цветная и чёрная), ТЭК

  4. Район имеет крупное месторождение железной руды

  5. Экономика района в основном базируется на привозном сырье и топливе

  6. Самый крупный по площади район в Европейской России

  7. Вокруг крупнейшего города этого района расположены дворцово-парковые ансамбли

  8. К отраслям специализации этого района относятся: машиностроение, чёрная металлургия, текстильная промышленность

  9. Район имеет выход в Балтийское море

  10. Этот район получает избыточное увлажнение

Проверка по ключу:

  1. Европейский Север: 3, 6

  2. Северо-Западный район: 1, 5,7, 9,10

  3. Центральная Россия: 2, 4, 5, 8

II. Географическая разминка

Учитель:

Сегодня мы с вами приступаем к изучению нового района Российской Федерации. Постарайтесь узнать его по следующим фактам:
Этот район самый многонациональный и самый не стабильный в этом плане регион.
Этот район самый высокогорный.
Этот район самый богатый курортными зонами и лечебными здравницами.
Так что же это за район, как он называется?
Предполагаемый ответ- Северный Кавказ (показать на карте )

Учитель:

Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите сочетание Северный Кавказ? (Дети отвечают: море, тепло, горы и т.д.)

Закончите фразу: "Для меня Северный Кавказ - это……"

Школьники отвечают, а учитель подводит итог - это и здравница и житница страны. И, одновременно - это самый нестабильный район. Мне хочется, чтобы Северный Кавказ, который предстает с экранов ТВ и газет чаще всего в черных, негативных красках, раскрыл своё истинное, настоящее, богатое, многонациональное и очень тёплое лицо. Итак, Северный Кавказ - это самый южный, горный, изменчивый с севера на юг район России, сочетающий в себе прекрасные почвы, климат, растения и исключительное природное разнообразие.

III. Определение целей урока.

Учитель:

Прежде чем приступить к изучению региона, мы с вами должны определить цель урока, что мы должны узнать, определить, сделать и для чего.

Посмотрите, пожалуйста, отрывок из известного фильма «Кавказская пленница»

Проблемный вопрос: Прав ли герой фильма? Под влиянием каких факторов сформировалась теперь уже всероссийская житница, кузница и здравница?

Итак, что вы уже знаете о Кавказе? Составляется «Кластер» : Кавказ - ……..(самые высокие горы, особенности природы, природные комплексы - прикубанская равнина, кавказские мин.воды, высокогорный Дагестан) Что вы хотите узнать? - ЭГП, состав района, как природные условия и ресурсы влияют на экономику региона и страны в целом?

IV. Изучение темы урока.

I. Состав района. «Северный Кавказ»

Учитель:

1.По карте атласа «Европейский Юг» определите запишите в тетрадь субъекты Федерации, входящие в состав района и нанесите их на контурную карту.

2. Особенности ЭГП района - рассказ учителя

В тетрадь; Особенностями ЭГП Северного Кавказа являются:

• Приграничное положение

•Самый южный район России (окраинное положение)

• Природные рубежи: Кавказские горы, Каспийское море, Азовское и Чёрное моря

• Транспорт: Транзитное положение

• Богат природными ресурсами

Вывод: В чём достоинство географического положения Европейского Юга? В чём - недостатки? (ЭГП Северного Кавказа выгодное. Но необходима стабильная обстановка на самом Северном Кавказе и у соседей (Грузия). Проведение олимпиады, а вернее строительство необходимых объектов в Сочи, несомненно, укрепило экономику этого района)

Проблема 1. Нестабильность населения 2. Один порт Новороссийск не справляется с увеличивающимся объемом грузов.

3.Природа Европейского Юга: рельеф, климат, реки, природные зоны, высотная поясность. Самостоятельная работа учащихся с учебником и картами атласа, заполнение таблиц в тетради.

Вывод: Оценка природных условий для жизни и хозяйственной деятельности людей: природные условия Северного Кавказа самые благоприятные для жизни и хозяйственной деятельности.

Проблема.1. Водных ресурсов не хватает. 2. Эрозия почв, при интенсивном использовании. 3.Загрязнение почв ядохимикатами.

4.Природные ресурсы (рассказ учителя)

Вывод: Северный Кавказ имеет значительные рекреационные, агроклиматические, земельные, топливные ресурсы. Это условия для развития в районе: рекреационного хозяйства; АПК; топливной промышленности.

V. Рефлексия:

Вернёмся к проблемному вопросу: Под влиянием каких факторов сформировалась всероссийская «житница, кузница и здравница»? Снова обратимся к нашему видеоархиву и (фрагмент фильма "Кавказская пленница") отметим достоинства Северного Кавказа следующими дипломами :

1. За лидерство по богатству природы

В чем проявляется это богатство? (возможные ответы учеников)

-самый южный участок субтропического климата, самые высокие, красивые горы России,

богатейшее скопление минеральных вод (Назовите города, входящие в Кав. Минводы?)

2. За вклад в укрепление здоровья россиян

Чем является Кавказ в этом плане? (всероссийская здравница)

Назовите известные города-курорты.

3. За богатую историю

Какие народы в разные времена расселялись по Кавказу, сменяя друг друга? (скифы, сарматы, аланы, греки, монголы, меоты, гунны, хазары, в 9 в. появились славяне)

4. За демографический рай

Докажите, что Северный Кавказ - демографическая надежда России (на Северном Кавказе ситуация заметно лучше, чем в целом по России, в некоторых республиках наблюдается демографический рост, Дагестан - 10%, Ингушетия - 15%)

5. За звание житницы России

(слайд) Перед вами всё, чем славится данный экономический район с валовой долей этого продукта по отношению к общероссийской.

25% - сахарной свеклы

55% - подсолнечника

14% - овощей

18% - сливочного масла

9% - молочной продукции

30% - плодов

20% - зерна

45% - минеральной воды

55% - вина

VI. Итоги урока

И последнее, Северный Кавказ-это неиссякаемый источник вдохновения. Не случайно ему посвящено огромное количество поэтических строк. Легче перечислить, кто из деятелей русской культуры не был на территории Северного Кавказа, чем тех, кто приезжал сюда и всегда оставлял только хвалебные описания (помогайте мне): Пушкин, Лермонтов, Толстой, Шаляпин, Шолохов, Глинка, Алябьев, Чехов.

Учитель: Итак, достигли ли мы поставленной цели, добились ли того результата, который наметили. Предполагаемый ответ Я, считаю что да, мы определили особенности природных условий и природных ресурсов района, определили отраслевую и территориальную структуры хозяйства. Рассмотрели проблемы Северного Кавказа и пути их решения.

Используемая литература:

1. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс. - М.: «ВАКО», 2005, 288 с.

2. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России. 8 класс. - М.: «ВАКО», 2005, 352 с.

3. География. 9 класс. Поурочные планы по учебнику А.И. Алексеева, В.В. Николиной / Авт.-сост. С.А. Малиновская. - Волгоград: Учитель, 2004. - 171 с.

4. Журнал «География в школе» №1/2011 год


© 2010-2022