Педагогические технологии на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дифференцированный подход как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках географии

Андреева Оксана Валерьевна - заместитель директора по УВР, учитель географии и искусства МБОУ Процико -Березовской ООШ Белокалитвинского района Ростовской области. Педагогический стаж 18 лет.

Современному деловому миру нужны люди с принципиально новой психологией, умеющие составлять жизненные планы, готовые к принятию самостоятельных решений практических задач и к ответственности за результат своей деятельности. Преуспевать в условиях рыночной экономики может лишь тот, кто научился четко определять, организовывать поиск путей их реализации, анализировать ход работы, извлекать уроки из временных неудач. «Дифференцированное обучение - это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности». Теоретическое обоснование технологии разноуровневого обучения базируется на педагогической основе, согласно которой различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводятся прежде всего ко времени, которое необходимо учащемуся для усвоения учебного материала определённого объёма. Дифференцированный подход на индивидуальном уровне вызван следующими факторами:

  • нет ни одного ребёнка идентичного другому.

  • дети рождаются с разными возможностями.

  • у каждого ребёнка свой индивидуальный набор способностей, темперамента, характера, воли, мотивации. Эти особенности развиваются, изменяются, поддаются коррекции.

Дифференциация по частным способностям предусматривает различия учащихся по способностям к тем или иным предметам: одни ребята имеют большие склонности к гуманитарным предметам, другие - к точным наукам, третьи к историческим.

Обучающихся также можно условно подразделить на группы, каждая из которых овладевает программным материалом на разных уровнях: первый уровень - минимальный (в соответствии с минимумом содержания образования), второй - базовый, третий - вариативный (творческий). В процессе обучения состав групп может меняться, но перед учителем постоянно будет стоять задача организовывать обучение так, чтобы каждый учащийся на конкретном этапе максимально реализовывал свои интеллектуальные возможности. При этом должен чётко сохраняться принцип доступности.

В качестве других основных принципов данной педагогической технологии были выбраны следующие:

● всеобщая талантливость - нет бесталанных людей, а есть те, которые заняты не своим делом;

● взаимное превосходство - если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать;

●неизбежность перемен - ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

Задача учителя в условиях стандартизации образования сводится не только к тому, чтобы вооружить учащихся знаниями, но и научить их способам познания и практической деятельности.

Большинство школьных классов являются разноуровневыми, поскольку дети не отбираются в них по какому-либо критерию. Учителя обычно выделяют в таких классах группы, называя их « сильными», «средние», «слабые» ученики. При этом одни педагоги считают главным критерием деления на группы успеваемость школьников, другие- способности учащихся.

Основные критерии дифференциации - готовность к обучению,

  • обученность (включает «как наличный имеющийся запас знаний, так и сложившиеся способы и приёмы их приобретения, т.е. умение учиться),

  • обучаемость (восприимчивость школьника к обучению, т.е. «восприимчивость к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития»).

Также могут использоваться и другие, например: познавательные интересы, мотивы учения, познавательные способности и т.д.

Критерии дифференциации определяются в зависимости от особенностей класса, целей, задач и содержания конкретного урока. В своей работе можно использовать результаты диагностики, проводимой школьным психологом, но, конечно, учителю необходимо и самому проводить диагностические задания. Их характер определяется выбранным критерием дифференциации. Так, для диагностики обученности подходят работы проверочного характера, результаты самостоятельного выполненного детьми различных заданий, устные ответы у доски, работу в тетрадях и т.д. Если проведение диагностики, по каким- либо причинам затруднено, то учитель может использовать результаты наблюдений за учащимися и анализа их деятельности, на основе чего делается вывод об уровне развития и обученности школьников.

Учителем определяется, нужна ли на уроке дифференцированная работа или индивидуализация заданий, учитывая тип урока, его цели и содержание. На уроках закрепления и повторения ранее изученного материала используется гораздо чаще, чем на уроках ознакомления с новым материалом. Дифференцировать все этапы урока не обязательно. Чаще всего дифференцированный подход осуществляется на этапе ранее изученного материала, т. к. имеется возможность организовать самостоятельную работу учащихся.

Форма дифференцированных заданий на уроках географии бывает различной: индивидуальные карточки, записи заданий у доски, работа за компьютером, работа с атласом и контурными картами, устные указания и т.д.. Дифференциация учебной работы подразумевает систематическое сочетание фронтальной, групповой, парной и индивидуальной форм работы. Например, одни ученики индивидуально выполняют разноуровневые задания по описанию материка, затем фронтально проводится проверка наиболее трудных заданий, другие наносят номенклатуру по данной теме на интерактивную доску. Затем после определённого времени проводится проверка полученного задания. Таким образом, все учащиеся знают, как выполняется задание, проверка расширяет знания всех детей. Следующий способ дифференциации - учёт интересов школьников. Он проявляется, например, в том, что я поручаю отдельным учащимся подготовить небольшие сообщения на основе дополнительной литературы, составить географический кроссворд или викторину, придумать комментарий к географическому фильму или продолжение сценария географического фильма и т. д.

Дифференциация предполагает такие формы обучения, которые позволяют дать столько знаний для конкретного ученика, сколько он сможет в себя вместить. Данный подход является одним из основных путей осуществления индивидуализации обучения.

Так как в классе ученики разного уровня обученности, обучаемости, заинтересованности в предмете, разных психолого-физических возможностей, для достижения поставленных целей на всех этапах урока осуществляю индивидуальный подход к школьникам.

При объяснении нового материала использую работу с учебником. Ребята получают задания, инструкцию по их выполнению с указанием параграфа, страницы, абзаца.

В 6 классе при изучении тем: "Основные формы рельефа суши", "Реки", "Озера" предлагаю задания разного уровня сложности:

  1. выделить главные мысли изученного;

  2. дать характеристику явлением, процессам, найти упомянутые географические объекты на карте;

  3. сравнить физическую карту с климатической.

В 7 классе при изучении географического положения страны

  1. Описать физико-географическое положение страны по плану

  2. Дать сравнительную характеристику двух стран

  3. Дать сравнительную характеристику двух стран и ответить на вопросы

В 8 классе при изучении темы "Россия на карте мира"

  1. Найти крайние точки на карте;

  2. Найти точки и определить их координаты

  3. Определить и сравнить физико-географическое положение России с другими государствами

Уровневая дифференциация обучения предусматривает:

  • наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь ученик;

  • базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся;

  • базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся;

  • система результатов, которых должен достичь по базовому уровню ученик, должна быть открытой (ученик знает, что с него требуют);

  • наряду с базовым уровнем ученику предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием учебного предмета.

Положительные аспекты дифференциации:

  • появляется уровень мотивации учения;

  • появляется возможность помогать и сильному и слабому ученику;

  • появляется возможность более эффективно работать с учащимися, плохо ориентированными к процессу обучения;

  • реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;

  • в группе, где собраны одинаковые дети, ребёнку легче учиться;

  • исключается уравниловка и усреднение учащихся.

Отрицательные аспекты дифференциации:

  • деление детей по уровню развития негуманно;

  • высвечивается социально - экономическое неравенство;

  • слабые лишаются возможности тянуться за более сильными;

  • перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства;

  • несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети;

Учитель испытывает трудности:

  • изучение интеллектуальных и психологических особенностей каждого ученика;

  • умение составлять с учётом индивидуальных особенностей учащихся задания, чтобы они были интересными и не повторяли материал предыдущих уроков;

  • умение анализировать учебный материал, выделять возможные проблемы, с которыми встретятся разные группы учащихся;

  • умение держать в поле зрения всех учеников и осуществлять оперативную обратную связь;

  • умение развивать способность учеников свободно выражать свои мысли в любой ситуации.

Дифференцированное обучение в условиях стандартизации образования направлено на решение основных задач:

  • формирование у всех учащихся базовой подготовки, составляющей функциональную основу общего образования;

  • создание условий, способствующих получению частью учащихся подготовки повышенного уровня, достаточной для активного использования во время дальнейшего обучения.

И все таки отправным моментом организации дифференцированного обучения, явилось намерение представить шанс каждому учащемуся построить обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности. «Только когда я знаю, что меня оценивают с учетом моих способностей, затраченных мной усилий, я могу понять, зачем мне стараться». Такой подход, кроме всего прочего учит ребят ценить не только сами оценки, сколько знания.

© 2010-2022