- Преподавателю
- География
- Сценарий научно -практического семинара на тему
Сценарий научно -практического семинара на тему
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гарват О.И. |
Дата | 24.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Цель :
ЦЕЛЬ:
-
Повышение интереса педагогов к использованию системно- деятельностного подхода в обучении.
-
Осознание основных критериев современного урока в свете внедрения ФГОС нового поколения.
-
Осознание необходимости повышения уровня самообразования
Задачи:
-
Повышение мотивации педагогов на применение современных приемов, методов, технологий в учебном процессе.
-
Создать условия для активного взаимодействия всех участников семинара.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: научно - практический семинар
Ход семинара:
Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.
Предлагаю поразмышлять над
притчей про карандаш.
Прежде чем положить Карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.
- Есть пять вещей, которые Ты должен знать, прежде, чем я отправлю Тебя в мир, - сказал он.
- Всегда помни о них, и тогда Ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.
Ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если:
Первое: позволишь Кому-то держать Тебя в Своей руке.
Второе: будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, зная, что это необходимое условие, чтобы стать лучшим карандашом.
Третье: будешь способен исправлять ошибки, которые совершаешь
Четвертое: Твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри Тебя
И пятое: всегда будешь оставлять свой след, на какой бы поверхности Тебя не использовали. Независимо от состояния -Ты должен продолжать писать. .
Карандаш все понял и пообещал помнить эти мудрые слова всю свою жизнь.
И с этим глубоким смыслом в своем сердце он был отправлен в коробку, чтобы начать свое интересное путешествие по миру.
И нам с вами тоже никогда не нужно забывать эти мудрые советы. Ибо именно они позволят стать, действительно, большой личностью
Предлагаю объединиться в группы.
СЛЙД 1 (Определяем тему)
Слайд 2 (тема)
СЛАЙД 3 (ЭПИГРАФ)
СЛАЙД 4)Целеполагание
(определяем цель);
СЛАЙД 5 (ЦЕЛЬ)
За последние годы существенно изменились приоритеты образования.
Об уроке написано много книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Поэтому наша встреча посвящена уроку.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный. Актуальный [от лат. actualis - деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще - действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Что значит современный? По - моему мнению, это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный урок.
Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А еще - действенный,
имеющий непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, общества, государства. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основания для будущего, готовит ребенка к жизни в меняющемся обществе.омимо этого, если урок - современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
«Урок должен быть творческим, способствовать самореализации школьников,
востребованности их творческого потенциала. На уроке дети должны осмысленно действовать в ситуации выбора, принимать решения в нестандартной ситуации. Все эти моменты должны быть на современном уроке. Современный урок должен воспитывать Творца и Деятеля!»
Методологической основой ФГОС является системно - деятельностный подход.
СЛАЙДЫ № 15-17
РАБОТА В ГРУППАХ
(Составить синквейн к понятию системно - деятельностный подход)
СЛОВО ГРУППАМ.
Деятельность
совместная,творческая;
понять, осмыслить, проникнуть;
способствует раскрытию личности ребенка;
ориентир
«Все самые замечательные идеи
и образовательные
реформы могут быть проиграны в школьном классе,
если не будет готов учитель.»
Майкл Барбер
РАБОТА В ГРУППАХ
Используется метод компетентностно - ориентированных заданий:
ставится задачная формулировка -
проанализируем, какие основания для конструирования современного урока дает нам ФГОС нового поколения
Участники групп оценивают свою работу, используя
инструмент проверки (таблица)
Основание сравнения
Инновационные изменения в обучении
ФГОС I поколения
ФГОС нового поколения
Цель обучения
Преподнесение (передача) учителем обучающимся знаний
Выработка определенных решений в ходе активного (совместного) обсуждения проблем
Содержание
обучения
Освоение отдельных учебных предметов
Полидисциплинарное (межпредметное) изучение сложных (жизненных) ситуаций
Роль участников образовательного процесса
Руководящая роль учителя в организации обучения
Сотрудничество учителя и обучающихся в ходе овладения знаниями
Целостность процесса обучения
Отсутствие целостности организации учебной деятельности учащегося в урочное и внеурочное время, в рамках различных предметов
Целенаправленная организация учебной деятельности учащегося в школе в урочное и внеурочное время
Вариативность обучения
Жестко установленные методы,
технологии и содержание обучения
Активное участие учителя и обучающихся в выборе содержания (в рамках образовательных стандартов), методов и технологий обучения
Основная формула результата образования
«Знаю что»
«Знаю как»
Доминирующий компонент процесса
Контроль
Практика и самостоятельная деятельность
Характер контроля
Статистические методы оценки учебных достижений
Комплексная отметка учебных
достижений
РАБОТА В ГРУППАХ:
Почему методологической основой ФГОС стал системно - деятельностный подход (прием «Фишбоун);
Составить кластер вопросов, актуализирующих каждый из уровней таксономии Блума (прием кластеры)
Современный урок в системе деятельностного подхода
(прием критического мышления «Плюс - Минус- Интересно»)
Слайды 24 - 32( новые технологии).
Меняется и сама
типология урока:
если в традиционной системе в
образовательном процессе выделялись уроки:
- изучения(объяснения) нового материала
- закрепления знаний и формирования умений
и навыков
- повторительно-обобщающего характера
- коррекции знаний, умений и навыков
- комбинированный
- контроля знаний, умений и навыков,
то с точки зрения деятельностного подхода проводятся уроки:
«открытия» нового знания;
-
рефлексии;
-
общеметодологической направленности;
-
развивающего контроля.
СЛАЙД №33 (структура урока открытия нового знания)
РАБОТА В ГРУППАХ ( моделирование уроков, с использованием памяток- алгоритмов);
(выступления групп)
Так что же для нас современный урок ?
Ответы:
это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие , развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес. профессионализм, выбор, инициативность, уверенность.
Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих - объяснение, для четвертых - опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
Новизна современного российского образования требует личностного начала
учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.
РЕФЛЕКСИЯ деятельности
(Каждой группе рефлексивный лист).
И в заключении , давайте вспомним нашу притчу
Во-первых, вы сможете сделать много великих вещей в своей жизни, но только если вы доверитесь зову своего сердца. И дадите другим людям то, чем обладаете сами.
Второе: Вы тоже будете испытывать боль, оттачивая свои навыки время от времени, преодолевая различные проблемы в жизни. Но эти проблемы необходимы, чтобы вы стали сильнее.
Третье: У вас будет возможность исправить любую ошибку, которую вы совершите в жизни.
Четвертое: Самое важное, что в вас есть - это всегда то, что находится внутри вас.
И пятое: По какой поверхности вы бы ни шли, вы должны оставить свой след, вне зависимости от жизненных ситуаций и обстоятельств, вы должны продолжать выполнять то, что обязались сделать.
И пусть эта притча про не самый простой карандаш поможет вам осознать, что вы - совершенно особенный человек. Единственный человек на этом свете, который способен осуществить то, ради чего он появился на свет.
Никогда не позволяйте себе приходить в уныние. Вы можете изменить все.
.