- Преподавателю
- География
- Педагогический проект Беспокойная планета
Педагогический проект Беспокойная планета
Раздел | География |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лунякова Т.С. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Педагогический проект по теме «Ураганы и смерчи»
1. Тип проекта: исследовательский
2. Признак проекта: географический
4. По количеству участников: групповой
6. По продолжительности: краткосрочный (1 неделя) ;
7. Предмет изучения - причины образования ураганов и смерчей
Основные направления проекта:
- познавательно-исследовательское
Цель: формирование знаний о стихийных явлениях в атмосфере на примере смерчей и ураганов.
Задачи:
Образовательная: формировать у учащихся представление о строение, особенностях и географии смерчей;
Развивающая:
-
развивать умение работать с дополнительной литературой, отбирать главное, моделировать движение воздуха в смерче .
-
развивать познавательный интерес к предмету.
-
создать условия для развития коммуникативных способностей учащихся.
Воспитательная:
-
создать условия для развития любознательности, настойчивости в приобретении знаний;
-
формировать эстетическое восприятие природных объектов ;
Актуальность проекта: в настоящее время мы все чаще слышим из новостей сообщения об опасных явлениях атмосферы
ураганах, тайфунах, смерчах и трагедиях,
разыгрывающихся в разных частях света по их вине.
Но в чем причина возникновения этих страшных природных явлений и можно ли от них спастись? Вот на эти вопросы нам необходимо ответить.
Ожидаемые результаты:
- дети должны уметь объяснить природу и причины таких опасных явлений в атмосфере как смерч, ураган, торнадо.
План действий:
1. Постановка цели;
2. Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
3. Организация развивающей, познавательной, предметной среды;
4. Определение направлений познавательной практической деятельности;
5. Организация совместной творческой познавательной практической деятельности
Этапы проекта и содержание проекта
Этапы
Сроки
Подготовительный этап
1. Составление плана проекта
январь
2. Подготовка теоретического и практического материала в рамках проекта.
Основной этап
Интеграция образовательных областей
Содержание деятельности
Познание:
Доклад «Причины земляничных дождей».
Просмотр отрывка фильма «Беспокойная планета»
3-я неделя января
Социализация:
Работа в группах по ознакомлению детей с действиями во время сильного ветра или урагана. (Изготовление плаката)
3-я неделя января
Коммуникация:
Образ ветра, смерча, урагана в рассказах, сказках, малых фольклорных формах.
3-я неделя января
Опытно-экспериментальная деятельность
«Торнадо в банке»
3-я неделя января
Трудовая деятельность
Оформление в классе мини-выставки
Заключительный этап
3-я неделя января
Мини-выставка «Мои действия во время урагана»
Результаты проекта:
- ребята научились понимать природу возникновения ветров, ураганов и смерчей;
- оформлена мини-выставка «мои действия во время урагана»
-проведен опыт «торнадо в банке», демонстрирующий действия торнадо.
Приложение 1
«Причины земляничных дождей»
До́ждь из живо́тных - редкое метеорологическое явление, отмеченное во многих странах в разное время.
Чаще всего такой дождь состоит из рыб или лягушек, хотя описаны случаи и дождя из птиц. В некоторых случаях дождь достигает такой силы, что животные падают на землю в виде фрагментов. Иногда животные выживают после падения, заставляя предположить, что между «взлётом» и «падением» животного прошло довольно небольшое время. В ряде случаев животные падают обмороженные или замерзшие в кусках льда, показывая тем самым, что высота «взлёта» была очень большой, и они оказались в облаках, где температура атмосферы ниже 0 °C. Большинство проявлений такого дождя наблюдается после штормов, чаще всего - после смерча. Однако описаны многочисленные случаи, когда дождь из животных шёл при спокойной погоде и в отсутствие сильных ветров. По одной из гипотез, пытающихся объяснить это явление, сильный ветер собирает на поверхности земли или воды животных, и переносит их на несколько километров.
Древняя литература часто упоминает свидетельства дождя из животных. Восходят они к Древнему Египту: согласно потерянному папирусу Альберто Тульи, существование которого было оспорено[1], были замечены странные явления, в особенности падение с неба птиц и рыб[2]. В Библии в числе одной из десяти казней египетских также упоминается чудо с падающими с неба лягушками. (Исход8:5,6). В IV веке до н. э. греческий писатель Афиней упоминает о дожде из рыб вХеронее (Пелопоннес), который длился три дня[3]. В I веке римский писатель Плиний Старший пишет о дожде из тел, шерсти, крови и других частей животных[4]. Ипатьевская летопись содержит сообщение о наблюдениях дождя из детенышей белок и оленей «за Югрой и Самоядью». В ряде местностей это явление случается настолько часто, что вСредних веках некоторые жители таких районов начинали считать, что рыбы рождаются взрослыми на небесах и затем падают в море.
Современность
Благодаря публикациям в прессе известно множество свидетельств данного явления, которые можно считать достаточно надёжными, поскольку они многочисленны и независимы друг от друга.
В 1578 году большие жёлтые мыши упали на норвежский город Берген[3]. Согласно некому Джону Коллинджесу, дождь из жаб обрушился на английскую деревнюЭкл (англ.)русск. в Норфолке. Хозяин таверны - места, где произошло явление - вынужден был сотнями собирать жаб, чтобы избавиться от них[3].
Рыбный дождь в Сингапуре, как он был описан коренными жителями.
16 февраля 1861 года Сингапур перенёс землетрясение с последующими тремя днями обильных дождей. После окончания дождей жители Сингапура увидели, что в лужах лежат тысячи рыб. Коренные жители утверждали, что видели, как они упали с неба[3].
Журнал «Scientific American» 15 января 1877 года зарегистрировал ливень из змей, которые достигали 18 дюймов длины (около 45 см) в Мемфисе[3]. В Соединённых Штатах было зарегистрировано более пятнадцати дождей из животных только в XIX веке[6].
В июне 1880 года прошёл дождь из перепелов над Валенсией (Испания)[7].
7 сентября 1953 года тысячи лягушек упали с неба на город Лестер (англ.)русск. в Массачусетсе, США.
В 1968 году бразильские газеты писали о дожде из мяса и крови на довольно большой территории.
Мёртвые канарейки упали в городе Сент-Мэри в Мэриленде (США), в январе 1969 года. Согласно газете «Washington Post» от 26 января того года, их падение было вызвано внезапной смертью в полёте, как будто бы они подверглись взрыву, которого никто не видел и не слышал[3].
В 1978 году шёл дождь из креветок в Новом Южном Уэльсе, в Австралии[3].
В 2002 шёл дождь из рыбы в деревне Корона (Греция)[8].
В 2007 году шёл дождь из пауков в провинции Сальта (Аргентина)[9].
В 2007 году шёл дождь из лягушек в Эль-Ребольедо (провинция Аликанте, Испания)[10].
В начале января 2011 года в Швеции ночью с неба упали несколько сотен птиц, в основном ворон и галок. И примерно в то же время в штате Арканзас, США с неба обрушился дождь из нескольких тысяч дроздов[11].
В 2013 году в бразильском городке Санту-Антониу-да-Платина шёл дождь из пауков, предположительно вида Anelosimus eximius. Явление было запечатлёно на видео местным жителем 20-летним Эриком Рейсом (Erick Reis).
Научные объяснения
Вопреки мнению большинства своих современных коллег, французский физик Андре Мари Ампер считал, что свидетельства о дождях из животных были истинными. Ампер попробовал объяснять дожди из жаб с помощью гипотезы, которая впоследствии была принята и развита учёными. Перед Обществом естественных наук Ампер заявил, что из-за передвижения жаб по полям большими группами они могли попадать «в плен» ветров и переносились на большие расстояния.
Совсем недавно появилось научное объяснение явления, которое связывает появление дождя из животных со смерчами. Согласно этой гипотезе, водяные смерчиспособны переносить животных благодаря комбинации депрессии в водяном смерче и силы ветра. Как земные животные, так и рыбы были бы подняты с поверхности, а птицы - перехвачены в полёте. Затем эти водяные смерчи или торнадо поднимали животных на относительно большие высоты. Таким образом, ветры способны подбирать с поверхности животных и заставлять их упасть в определённых точках. Какие-то торнадо и водяные смерчи могли бы полностью осушить большой водоём, чтобы заставить упасть на расстоянии местную фауну в форме дождя из животных.
В каких-то случаях некоторые научные объяснения отрицают существование рыбных дождей. Например, в случае дождя рыб в Сингапуре в 1861 г. французскийнатуралист Франсис Кастельно пояснил, что ливень состоялся в период миграции сомов и что эти рыбы способны ползти по земле, чтобы перебраться из одного водоёма в другой, как угри, которые могут пробегать несколько километров во влажных лугах, или как щуки, которые размножаются в затопленных полях. Кроме того, он заметил, что факт того, что он увидел рыб на земле сразу после дождя - не больше чем совпадение, так как обычно эти животные двигаются по смоченной росой почве, после ливня или наводнения.
Приложение 2
Торнадо в банке
Какие же ингредиенты нам потребовались?
Вода, уксус, моющее средство для посуды (все ингредиенты рассчитаны на литровую банку)
Воду в банку не надо наливать до краев, необходимо, чтобы она не доходила 3-4 см.
Добавляем 2 столовые ложки столового уксуса и капельку моющего средства. Закрываем банку крышкой. Взбалтывает воду в банке в одном направлении и вот происходит чудо: в банке появляется торнадо. Необходимо отметить, что торнадо довольно таки долго закручивается, дети могут спокойно разглядеть его.