Межпредметная интеграция в обучении предметам естественнонаучного цикла МБОУ СОШ № 48

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Межпредметная интеграция в обучении предметам естественнонаучного цикла МБОУ СОШ № 48

«Науки разделены не естественным путём,

А лишь из соображений удобства.

Природа не заинтересована в подобном разделении

и многие интересные явления лежат именно на стыке разных областей науки».

Р. Фейнман

Важную роль в развитии личности в процессе обучения играет интеграция учебных предметов, которая не является простой суммой отдельных учебных курсов. Процесс интеграции требует существенной переработки содержания и структуры учебных предметов, усиления в них общих идей и теоретических концепций.

Интеграция, как учебная категория - это есть процесс и результат создания неразрывно связанного, единого, цельного, которая в обучении реализуется как взаимопроникновение учебных предметов друг в друга, через использование ряда сквозных идей, проходящих через различные школьные предметы, что приводит к стиранию граней между ними.

Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире.

Цель данной работы - формирование нового интерактивного способа мышления характерного для современного человека. Интеграция научных знаний в теоретические исследования и практическую деятельность, использование различных источников информации для достижения наибольшей эффективности в изучении предмета.

Основная идея - способствовать достижению определенного опыта в технологии интегрированного обучения, способствовать повышению эффективности учебного процесса, внедрению новых технологий в изучении предметов естественного цикла, интенсификации учебно-воспитательного процесса.

Задачи: создать атмосферу заинтересованности и творчества; обновлять знания из смежных наук; конкретизировать обновленные знания на новые объекты изучения конкретной темы по предметам естественного цикла и смежных наук. Большое значение в выборе того или иного методического приема имеет уровень подготовленности учеников и объем межпредметной информации.

Задачи интегрированных уроков - способствовать активному и осознанному усвоению учениками учебного материала, развитии логического мышления, дает возможность использовать в ходе обучения современные интерактивные методики, позволяют просто и объективно оценивать достижения учащихся. Трудности в образовании возникают в связи с тем, что в учебных планах сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов. Эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики преподавания, требуют новых подходов в организации учебного процесса. Настоящее время требует перемены мышления во многих областях жизни.

Пути решения: ориентирование на высокое качество знаний, умений, навыков и интеллектуальное развитие школьников. В методике естественных дисциплин накопилось большое количество проблем, связанных с разветвленной системой естественных знаний. Многие проблемы решают уроки интеграции как новые формы организации обучения и обновления методов преподавания естественных дисциплин. Использование метапредметных связей формирует деятельный подход в обучении, в результате которого у детей возникает целостное восприятие мира; возможность увидеть многомерную картину мира в динамике; возможность объединить усилия разных специалистов- преподавателей в решении проблем, возможность учета ценностных ориентаций и мотиваций обучаемых; снять перегрузки в учебном процессе; на таких уроках дети учатся понимать прекрасное, ценить красоту жизни, следовательно, уроки помогают сформировать у ребенка систему нравственных ценностей и идеалов; а также расширить «горизонты» видения в преподавании собственного предмета и новых перспектив деятельности, возможность открыть для себя «мир преподавания» заново.

Интегрированное обучение не только взаимосвязь знаний по различным предметам на одном уроке, но и как интегрирование различных технологий, методов, форм обучения в пределах оного предмета и даже урока.

Интегрированные уроки можно проводить в течение всего учебного года, используя большое разнообразие приемов. Возможно проведение уроков в рамках целой темы под направляющей деятельностью двух-трех педагогов. Большая часть урока отводится творчеству учащихся. На уроках используются различные способы воздействия на учащихся в виде: видео - художественного и музыкального ряда, телевидения, чтения, декламации и так далее. В результате уроки становятся эффективны независимо от того, изучают ли ученики новый или обобщают уже пройденный материал.

Это приводит к координации учебных программ на основе интеграции, подбора предметных знаний в соответствии с ведущими общенаучными идеями, перехода от согласования преподавания различных дисциплин к их глубокому взаимопроникновению.

В результате у учащихся формируется интегративное мышление, которое предполагает:

  • широту знаний учащихся;

  • предвидение последствий принятых решений;

  • чувство сопричастности ко всему происходящему в мире;

  • чувство ответственности за деяния человека;

  • привычку соизмерять воздействия на природу с возможными последствиями.

Следовательно, формированием данного типа мышления можно повысить эффективность интеллектуального развития личности учащихся, обновить всю духовно-нравственную сферу личности, т.к. в основе учебно-воспитательного процесса лежит учёт человеческого фактора, идейно-нравственный потенциал и гуманитарное содержание всех без исключения школьных предметов. Только интеграция может стать эффективным средством гуманитаризации образования. Реализация данных идей стимулирует- новое педагогическое мышление к выходу за рамки своего предмета, расширяет кругозор и повышает культурный уровень педагога, а также помогает педагогу более эффективно решать поставленные перед ним задачи обучения.

Традиционными стали для нашей школы интегрированные уроки химии и биологии, географии и биологии, биологии и географии и интеграции трех предметов на уроке. На интегрированных уроках рассматриваются многоаспектные объекты, которые являются предметом изучения различных учебных дисциплин.

Примеры интегрированных уроков.

Класс

Учебные предметы (темы уроков).

7

Урок соревнование «Арктические пустыни» география-биология

8

Урок-экспедиция «Байкал-жемчужина Сибири» география-биология

7

Урок-путешествие «Тихий океан и его обитатели» биология-география

9

Полимерный урок «Вода в природе» химия-физика-география-биология

10

Урок практикум по теме «Белки» химия-биология

10

Урок по теме «Страны Юго-Западной Азии» география-иностранный язык

11

Урок по теме: «Черная металлургия» химия-география



В нашей школе интеграция предметов естественного цикла не ограничивается проведением бинарных уроков.

Предметная интеграция через внеурочную деятельности помогает решать ряд важных задач: воспитание коммуникативной культуры школьников, формирование творческой познавательной самостоятельности, творческой самореализации и совершенствование личности, выявление и поддержание одаренности у детей, развитие и совершенствование учащихся.

Применение проектной технологии во внеурочной деятельности позволяет лучше интегрировать дисциплины, использовать активные и интерактивные формы и методы обучения. Самыми запоминающимися были проекты « Год Франции в России», « Любимая Россия», в которых уделялось большое внимание патриотической и краеведческой работе, изучению русских традиций и быта.

Много лет на нашей кафедре работает научное общество учащихся «Эрудит», которое объединяет учащихся увлекающихся естественными науками, позволяет учащимся представить целостную картину мира и обеспечивает грамотное решение проблем.

Развивая одарённых детей и активизируя учащихся со средними и слабыми способностями, проводим конференции, например, « Глобальные проблемы современности», « Ступени, ведущие вниз», где заслушиваются научно-исследовательские проекты, подготовленные в рамках научного общества, объединяющие разные предметы.

Лучшие проекты ребята представляют на научно-практических конференциях школы и вузов города.

В школе ежегодно проводятся предметные недели, организуемые с целью широкой пропаганды знаний, способствующие развитию познавательного интереса к предметам естественного цикла у школьников разного возраста.

Предметные недели « Вокруг света», «Чистая земля» - это вечера, конкурсы, защита презентаций, игры и викторины. Проводились игры : « Юные туристы», « Эрудит», эстафета « По странам и континентам» , « Страны Азии», фестивали стран, интеллект - шоу« Турнир Путешественников» , КВН , брейн- ринги и многое другое.

Развивая все компетенции и показывая связь с жизнью научных знаний предметов естественного цикла, подготавливаются литературно - музыкальные композиции . Они носят экологическую направленность, дают возможность ребятам оценить опасность для нашей планеты и заставляют каждого задуматься над своим вкладом в охрану окружающей среды: « Земля - наш дом», « Мы - Земляне».

ФГОС предусматривает приоритетное использование системно-деятельностного подхода в организации обучения, усиление практической и прикладной направленности обучения на предметном и метапредметном уровнях. Сотрудничество с ЦДО « Созвездие» помогает это реализовывать .Разработаны совместные программы, которые помогают подготовится к сдаче ЕГЭ, углубляют знания, позволяют увлеченным детям продолжить исследовательскую деятельность. Интеграция в рамках союза МБОУ СОШ № 48 - ЦДО « Созвездие» развивает социокультурные компетенции учащихся. проекты. Выполненые в результате этого творческого союза проекты , учащиеся защищают на Международном и всероссийском уровнях, выступая на конференциях и конкурсах.

Вся работа нашей кафедры естественнонаучного объединена единой целью

« Формирование образовательной среды , способствующей обеспечению современного качественного образования, развитию личностного потенциала школьника» , а реализуется эта цель в том числе и через многоступенчатую интеграцию - урочную, внеурочную и с дополнительным образованием .

© 2010-2022