Урок Погода и климат

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект по физической географии

Тема урока: "Погода и климат"

6 класс

Цель урока:

Разобрать понятия «погода», «климат», их отличия. Причины, влияющие на формирование климата и изменение погоды.

Задачи урока:

  • Научить устанавливать причинно-следственные связи между элементами погоды и явлениями погоды.

  • сформировать представление о погоде и ее элементах, причинах, влияющих на ее изменение; сформировать понятие «климат»; дать представление о факторах его формирования;

  • закрепить знание относительно причины неравномерного распределения солнечного тепла и света на земной поверхности;

  • Продолжить формировать аналитические способности и познавательный интерес учащихся, умение работать с разными источниками информации, развивать пространственное представление;

  • Поднять эмоциональный настрой учащихся, используя музыку и стихи. Прививать любовь к географии и заинтересованность в изучении предмета.

Методы обучения: исследовательский, поисковый, работа с учебником, дополнительной литературой.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: проектор, презентация, учебник, компьютер, музыкальные фрагменты - Чайковский «Времена года», песня «У природы нет плохой погоды», видеофрагмент «прогноз погоды», раздаточный материал - карточки с заданиями, кроссворды, календарь.

Структура урока:

I. Организационный момент

II. Проверка знаний и умений по теме «Атмосферное давление. Ветер».

III. Изучение нового материала:

Погода

Предсказание погоды

Климат

Климатообразующие факторы

IV. Подведение итогов

V. Домашние задание

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент
    Учитель: Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

  2. Проверка знаний и умений по теме «Атмосферное давление. Ветер».

Игра «Найди пару»

Показатели состояния погоды определяют с помощью специальных измерительных приборов. Установите соответствие между показателями погоды и измерительными приборами. (доска)

Игра «Найди пару» (слайд 1)

А. Температура воздуха

1. Осадкомер

Б. Атмосферное давление

2. Флюгер

В. Сила ветра

3. Снегомерная рейка

Г. Влажность воздуха

4. Барометр

Д. Толщина снежного покрова

5. Термометр

Е. Осадки

6. Гигрометр

Фронтальный опрос:

Учитель: Мне нужны 6 самых умных, смелых и эрудированных учеников.
Дети выходят к доске. Я вам предлагаю игру: На доске карточки с номерами, каждый из вас выбирает любую и дает определение того понятия, которое записано на обратной стороне (дети тянут карточки со знакомыми им определениями и отвечают на вопросы).
Фронтальный опрос:

  1. Что такое атмосферное давление? (слайд 2)

  2. Что такое туман? (слайд 3)

  3. Что такое ветер? (слайд 4)

  4. Что такое муссон? (слайд 5)

  5. Что такое бриз? (слайд 6)

  6. Что такое атмосферные осадки? (слайд 7)

Учитель оценивает работу учеников, называет им отметки.

Учитель: Ребята, а вот подумайте и скажите мне, как вы считаете, география имеет связь с какими-нибудь другими предметами?
Дети отвечают.
Учитель: Я предлагаю вам решить задачу. (слайд 8)
Решение задачи:
Определите высоту холма, если у его подножья атмосферное давление 750 мм рт. ст., а на вершине - 745 мм рт. ст.? (52,5 м).
Учитель вызывает к доске одного ученика, остальные выполняют работу самостоятельно в тетради. Учитель оценивает работу у доски, ставит отметку.

  1. Изучение нового материала

Вопрос- Мы с вами продолжаем изучать воздушную оболочку Земли которая называется…? (ответ учеников)

Цитатой нашего урока послужат следующие слова: «Мы обязаны своей жизнью нашей планете - единственной, прекрасной, голубой. И какие бы сюрпризы она не преподносила, нам надо научиться их принимать и быть к ним готовыми". (Слайд 9)

- Прежде чем мы запишем тему сегодняшнего урока, послушайте, пожалуйста, музыкальный фрагмент и подумайте, какая сегодня у нас тема урока.
Ребята слушают фрагмент песни «У природы нет плохой погоды» и отвечают, что тема урока «Погода и климат».

А теперь вам предстоит разгадать ребус, в котором зашифровано слово.

, оклик , мат

Ответ: Климат

После этого записывают тему урока в тетрадь.
Мы часто в повседневной жизни используем слово погода в нашей разговорной речи. А что вы понимаете под словом «погода»? (Ребята дают свои варианты ответов, обсуждаем).

Учитель: Каждому из нас знакомо слово «погода». Сообщение о ней регулярно передаются по радио и телевидению. Ожидаемая погода интересует всех, потому что она влияет на самочувствие людей и многие виды их деятельности.

Подводим итог и записываем -

1.Погода - это состояние тропосферы в данное время в данном месте

Далее обсуждаем - а с помощью каких показателей мы характеризуем погоду. Чтобы вы смогли ответить на этот вопрос, посмотрите фрагмент видеозаписи «Прогноз погоды» и схему - «элементы погоды».

После просмотра ребята отвечают, какие элементы характеризуют погоду и записывают их в тетрадь.

Далее переходим к обсуждению понятия климат. Мы иногда слышим - «у нас такой -то климат», «мне не подходит этот климат». А что такое климат? Ребята затрудняются ответить на этот вопрос, записываем вместе.

Климат (в переводе с греч. - «наклон») - многолетний режим погоды, характерный для данной местности.

- Как вы думаете, есть ли на Земле места, где погода и климат всегда одинаковые?
Ребята отвечают, что да, есть такое место - это экватор. Записываем.

Погода и климат - одинаковые на экваторе! Там всегда тепло и жарко.

- А у нас? Ребята отвечают, что у нас выделяют сезоны года.
Погода - это состояние атмосферы в данное время в данном месте.

Погоду характеризуют элементы погоды: температура воздуха, влажность, атмосферное давление, облачность, атмосферные осадки, направление и скорость ветра. (слайд11)

-Как вы думаете, что может влиять на изменение погоды?

Причины изменения погоды

Изменение температуры воздуха

Перемещение воздушных масс

(слайд 12). (учащиеся записывают в тетрадь)

Например, при повышении температуры увеличивается влажность воздуха и уменьшается атмосферное давление.

Другая причина изменения погоды перемещение воздушных масс с одной территории на другую. Если воздух находится над какой-либо земной поверхностью, он приобретает определенные свойства. Например, над Северным Ледовитым океаном образуется холодная воздушная масса. Над тропическими пустынями воздушная масса горячая, запыленная и сухая. Над океаном воздух, насыщенный водяным паром.

2. Предсказание погоды

В большинстве странах мира существуют специальные службы погоды. Они занимаются предсказанием погоды, т.е. прогнозированием. На метеорологических станциях снимают сведения о температуре, влажности, ветре, направлении и скорости ветра. Потом эти данные передают в метеорологические центры. Там полученные данные особыми знаками наносят на карты. Эти карты называются синоптическими (слайд 13)

Погоду также можно предсказывать по поведению животных и растений. Вам было дано задание найти как животные и растения предсказывают погоду. (сообщения учащихся). Например: ласточки, одуванчики, воробьи, пчелы и т. д.

3.Климат

Погода меняется постоянно, но наблюдая за ней, люди заметили, что в ее изменениях в течение года в существует определенный порядок, или режим. Перед вами несколько календарей погоды. (слайд 14) Внимательно посмотрите на них, какую вы видите закономерность? Правильно, погода сентября одного года совпадает с погодой другого года. В результате у нас складывается режим погоды, или климат.

Климат- это многолетний режим погоды, характерный для данной местности.

Климатообразующие факторы (показ слайдов)

  • Географическая широта

  • Рельеф

  • Абсолютная высота

  • Отдаленность от океана

  • Океанические течения

  • Подстилающая поверхность

Влияние абсолютной высоты как фактора климата проявляется в том, что в горах температура с высотой уменьшается приблизительно на 6 ° С на каждый километр, а на определенной высоте (высоте снеговой линии) даже летом оказывается ровной нулю. Выше этой линии начинается царство снегов и льда.

Характер подстилающей поверхности влияет на величину отражения и поглощения энергии, которую несут солнечные лучи.

Способность отражать солнечную энергию называется альбедо.

Снег - 85 %

Песок - 30 %

Зеленая трава - 26 %

Вода - 5 %

Учитель: Ребята, скажите мне, а как вы узнаете какая погода на улице?
Дети отвечают.
Учитель: Правильно, в большинстве стран мира существуют специальные службы погоды, которые занимаются изучением и измерением погоды, станции эти называются - метеорологические, а сотрудники, работающие там - метеорологи. А как вы считаете, как же люди предсказывали погоду, когда не существовало таких служб и специальных приборов?
Климат (слайд 14)
Учитель: У нас на очереди новое незнакомое определение - «климат». Как вы считаете, климат отличается от погоды или нет? А чем? Как вы считаете, что же такое климат?
Дети отвечают.
Мы с вами разобрались, что же такое погода, давайте теперь разберемся что же такое климат. Климат - это многолетний режим погоды, характерный для данной местности. Какие же факторы влияют на климат?
А теперь давайте подумаем, почему изменяется погода? Иногда она меняется прямо на наших глазах - почему?

Ребята отвечают, что из-за смены ветра. Записываем:
1. Главная причина изменения погоды - смена направления ветра.

- А почему климат разный на разных территориях? Ребята отвечают, из-за географической широты. Записываем.

2. Климат зависит от географической широты

Чем дальше от экватора, тем меньше угол наклона солнечных лучей и тем холоднее.

- Что происходит с температурой с поднятием в горы (с высотой)?

3. Климат зависит от высоты местности над уровнем моря. Чем выше, тем холоднее.

Урок Погода и климат


Обсуждаем - как зависит температура воздуха и количество осадков в направлении от океана вглубь материка. Записываем.

Чем дальше от океана, тем холоднее зима, теплее лето и меньше осадков.

Урок Погода и климат

4. Климат зависит от океанических течений. А как будет если - теплое течение. Сделайте схему сами.

Урок Погода и климат

5. Зависимость климата от направления господствующих ветров.

- Итак, мы с вами рассмотрели основные причины, от которых зависит климат. Назовите эти причины:

1.
2.
3.
4.
5.

(ребята перечисляют)

IV. Подведение итогов

Учитель: А сейчас давайте подведем итоги. Чем климат отличается от погоды?

Климат и погода. Между ними существует тесная связь, и в то же время они отличаются один от другого. Климат, как взрослый человек, имеет постоянный характер. Его «поступки» предсказуемы, и особенных неожиданностей от него не ожидают. Мы знаем, что летом температура будет высокой, а зимой низкой, что зимой выпадет снег, в летом следует ожидать дождей. Все предварительно известно, даже скучно. Но погода не дает скучать. Переменчивая, непостоянная и капризная погода постоянно подносит сюрпризы, в том числе и неприятные: то засуха, то ливневые дожди, то оттепель среди зимы, то похолодания поздней весной.

Выставляем оценки за работу на уроке.

- А теперь в качестве закрепления давайте заполним кроссворд (Приложение 1)

Домашнее задание:

Параграфы 30, 32 пересказ.

  • Выучить конспект в тетради

  • Подобрать пословицы, поговорки, приметы погоды.

Оценивание

Мы сегодня с вами очень хорошо поработали, и я предлагаю вам самим оценить наш урок (Оценочные мордочки). Каждый ученик рисует свою рожицу - оценку.

Оценки детей по рожицам. Всем огромное спасибо, вы все сегодня молодцы.



© 2010-2022