- Преподавателю
- География
- Рабочая программа География 9 класс
Рабочая программа География 9 класс
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Стуцаренко К.А. |
Дата | 15.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Приложение 8
Рассмотрено
на заседании МО
Протокол №_____
«__»______________2015г.
Руководитель МО
_______ И.Г. Золотая
Согласовано
Заместитель директора
_______О. А. Синюк
«27» мая 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Стуцаренко Ксении Анатольевны,
учителя географии
ГЕОГРАФИИ
9 класс
2015 - 2016 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
-
Пояснительная записка. 4
-
Содержание тем учебного курса. 5
-
Требования к уровню подготовки обучающихся. 11
-
Нормы оценивания. 13
-
Календарно-тематический план. 17
-
Учебно-методического и материально-техническое обеспечение образовательной
деятельности. 26
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена для изучения географии обучающимися 9-го класса общеобразовательной школы.
Рабочая программа разработана на основе программы по географии для общеобразовательных учреждений (авторы: В.П.Дронов, Савельева. - М.: Просвещение, 2010) в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии (2004 г.), обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы.
В системе основного общего образования география - единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся: - целостное восприятие мира; - комплексное представление о географической среде; - социально значимые качества личности: гражданственность, патриотизм, адекватное восприятие ценностей гражданского общества.
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. С одной стороны он завершает базовое географическое образование школьников, с другой, в данном курсе формируются знания и умения, которые служат основой для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира». Особая роль курса определяется его большим мировоззренческим значением и тесными связями изучаемого содержания с современностью и личным опытом учащихся.
Цель программы - сформировать целостный географический образ нашей страны на основе ее комплексного изучения. Он помогает учащемуся осознать себя гражданином и патриотом России, усвоить идеалы и ценности патриотизма, гражданского общества, сформировать уважение к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию.
Задачи, решаемые в процессе обучения географии:
-
сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;
-
сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
-
показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
-
развивать картографическую грамотность школьников, вооружить их необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
-
развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
-
создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
В федеральном базисном учебном плане для общеобразовательных организаций РФ предусматривается выделение 70 часов на изучение курса географии в 9 классе.
В соответствии с образовательной программой учреждения, учебным планом на 2015 - 2016 учебный год на изучение курса географии в 9 классе отведено 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю, 35 учебных недель).
Курс географии 9 класса предусматривает изучение регионального компонента «География и экология ХМАО-Югры» (8-9 класс) интегрировано с основным содержанием учебного предмета через включение региональной составляющей в изучаемый материал.
Преподавание курса географии в 9 классе осуществляется по учебнику под редакцией В.П. Дронова, который рассчитан на 2 недельных часа.
Раскрытие учебного содержания в курсе «География России» проводится по разделам и темам.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Хозяйство России (26 ч)
Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё. (18 ч)
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Современные проблемы и развитие ТЭК. Охрана окружающей среды.
Нефтяная промышленность. Роль нефти в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефтепроводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.
Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Современные проблемы газовой промышленности.
Угольная промышленность. Виды угля и способы его добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов.
Практическая работа №1 «Характеристика отраслей топливной промышленности»
Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.
Классификация конструкционных материалов, проблемы производящих их отраслей.
Металлургия, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими отраслями. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Место России в мире по запасам металлических руд и производству продукции металлургии.
Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.
Практическая работа № 2 «Характеристика металлургической базы»
Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль химизации хозяйства. Главные факторы размещения предприятий химической промышленности. Группировка отраслей химической промышленности, особенности их географии. Основные химические базы, крупнейшие химические комплексы. Проблемы развития отрасли. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Практическая работа №3 «Определение главных районов размещения предприятий трудоемкого и наукоемкого машиностроения»
Лесная промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышленности. Группировка отраслей лесной промышленности, особенности их географии. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.
Лесопромышленный комплекс ХМАО. Лесная промышленность - одна из старейших отраслей округа. Основные предприятия производства лесопромышленной продукции. Реализация программы «Развитие и реконструкция лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийскогоавтономного округа - Югры до 2010 года». Строительство целлюлозно-бумажного комбината (ЦБК). Международное партнерство в лесной и деревообрабатывающей промышленности. Основные направления природоохранной деятельности при промышленном лесопользовании. Перспективы развития лесопромышленного комплекса.
Пищевая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Проблемы пищевой промышленности в России.
Легкая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. География текстильной промышленности. Проблемы развития легкой промышленности
Агропромышленный комплекс ХМАО. Место сельского хозяйства в экономике округа. Очаговый характер размещения. Типы сельскохозяйственных предприятий, их доля в производстве товарной продукции. Традиционные отрасли сельского хозяйства: оленеводство, рыбный промысел, охотничье промысловое хозяйство, клеточное звероводство. Перспективы развития. Пищевая промышленность. Проблемы и перспективы развития АПК, родовые угодья, экологические проблемы.
Третичный сектор экономики - отрасли, производящие разнообразные услуги (8ч).
Классификация услуг. Роль третичного сектора в хозяйстве, проблемы его развития в России. Отрасли третичного сектора и окружающая среда. Коммуникационная система. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь. Социальная инфраструктура: ее состав и роль в современном обществе. Важнейшие проблемы развития в условиях перехода к рыночной экономике. Перспективы развития комплекса. Наука, ее значение, состав, роль в жизни современного общества. География российской науки. Наукограды. Жилищное и рекреационное хозяйство. Жилье - одна из главных потребностей человека. Низкий уровень обеспеченности жильем и низкие показатели его благоустроенности в России. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.
Практическая работа №4 «Характеристика одной из транспортных магистралей по плану»
Практическая работа №5 «Характеристика основных морских портов»
Транспортный комплекс ХМАО. Отличительные особенности транспортной сети округа. Значение для развития экономики. Главные промышленно - транспортные узлы и центры. Сравнение различных видов транспорта по технико-экономическим особенностям, воздействию на окружающую среду и здоровье людей. Проблемы и перспективы развития транспортного комплекса.
Практическая работа. Объяснение возникновения экологических проблем, связанных с промышленные освоением края и развитием транспорта.
География крупных регионов России. (44 ч)
Районирование России. (1ч)
Районирование - важнейший метод изучения в географии. Как можно районировать территорию: физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, эколого-экономическое и др. Виды районирования: сплошное и узловое, частное и комплексное и т. д.
Европейская Россия (Западный макрорегион) (22ч)
Особенности природы, истории и географии хозяйства. Запад России. Разнообразие рельефа в связи с особенностями геологического строения и рельефообразующих процессов. Влияние географического положения на климат региона. Самый полный в России набор природных зон. Природные ресурсы. Европейская Россия - основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселенная часть страны. Место и роль Европейской России в промышленном и сельскохозяйственном производстве страны. Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия.
Европейский Север. Состав района. Географическое положение на севере Восточно-Европейской равнины с выходом к Северному Ледовитому океану. Особенности экономико-географического, геополитического и эколого-географического положения. Влияние географического положения и природных условий на освоение территории и жизнь людей. Различия в рельефе и полезных ископаемых Кольско-Карельского и Двинско-Печорского Севера. Влияние Арктики и Атлантики на климат, избыточное увлажнение территории, богатство озерами, реками, болотами. Природные зоны: тундра, лесотундра, северная и средняя тайга. Природные ресурсы: минеральные, топливные, лесные и водные. Новая алмазоносная провинция. Ресурсы шельфовой зоны. Историко-географические особенности формирования. Население: национальный состав, традиции и культура. Города региона. Отток населения с Севера и его причины. Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышленности. Хозяйственные различия Кольско-Карельского и Двинско-Печорского подрайонов. Роль морского транспорта. Мурманский и Архангельский порты. Северный морской путь. Предпосылки развития туристско-экскурсионного хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона. Проблема охраны природы Севера. Северный военно-морской флот. Космодром в городе Мирном.
Практическая работа № 6 « Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печоркого района».
Северо-Западный район. Состав района. Выгоды географического положения на разных этапах развития: путь «из варяг в греки», «окно в Европу», современные особенности географического положения. Природная специфика: сочетание возвышенностей и низменностей, влияние моря на климат, густая озерно-речная сеть. Район древнего заселения. «Господин Великий Новгород». Основание Петербурга. Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Санкт-Петербург - северная столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы. Свободная экономическая зона «Янтарь».
Центральная Россия. Преимущества географического положения и состав территории. Факторы формирования района. Чередование возвышенностей и низменностей - характерная черта рельефа. Полезные ископаемые. Дефицит большинства видов природных ресурсов. Климатические условия Центральной России, их благоприятность для жизни и хозяйственной деятельности человека. Крупнейшие реки. Разнообразие и пестрота почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Центральная Россия - очаг русской национальной культуры. «Дикое поле», засечные полосы и заселение южной части региона. Высокая численность и плотность населения. Количество и качество трудовых ресурсов. Современный характер и проблемы расселения. Преобладание городского населения. Городские агломерации. Высокий уровень развития и концентрации науки. Города науки. Специализация хозяйства на наукоемких и трудоемких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая промышленность. Роль конверсии предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК) в хозяйстве. Агропромышленный комплекс. Роль пригородного сельского хозяйства. Относительно высокий уровень развития социальной сферы. Топливно-энергетические и природоохранные проблемы. Внутрирегиональные различия. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона. Возникновение и развитие Москвы. Москва - столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы Москвы. Московский столичный регион. Нижний Новгород, его географическое положение и торговые функции. Нижегородская и Макарьевская ярмарки. Очаги старинных промыслов. Современность и проблемы древних русских городов - Новгорода, Владимира, Пскова, Смоленска.
Практическая работа № 7 «Сравнение ГП и планировки двух столиц - Москвы и Санкт-Петербурга»
Европейский Юг. Состав района. Особенности географического положения: самый южный регион России, ограниченный с трех сторон природными рубежами. Геополитическое положение района. Природный амфитеатр. Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Рельеф и этническое разнообразие населения. Народы гор и предгорий: традиции, культура, промыслы. Многонационалыюсть и межнациональные проблемы. Очаги концентрации населения. Повышенная доля сельского населения. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и животный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Агропромышленный комплекс: единственный в стране район субтропического земледелия. Ведущая роль региона в производстве сельскохозяйственной продукции. Неравномерность обеспеченности водными ресурсами. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Необходимость интенсификации сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса (АПК). Сельскохозяйственное, транспортное и энергетическое машиностроение. Рекреационное хозяйство Северного Кавказа: курортное хозяйство, туризм и альпинизм. Возрастающая роль рекреационных районов. Роль черноморских портов в развитии хозяйства страны. Сложности решения проблем республик Северного Кавказа. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.
Практическая работа № 8 «Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе»
Поволжье. Состав района. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины. Особенности рельефа и климата региона. Зимние и летние температуры, распределение осадков. Зональность климата и почвенно-растительного покрова в пределах региона, их влияние на развитие сельского хозяйства. Волга - великая русская река. Ее роль в территориальной организации населения и хозяйства. Гидроэнергетические, минеральные и почвенные ресурсы. Поволжье - место исторического взаимодействия этносов. Многонациональный состав населения. Сочетание христианства, ислама и буддизма. Русское заселение территории. Территориальная организация расселения и хозяйства. Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Система трубопроводов и проблемы их безопасности. Гидроэнергетика. АПК - ведущая позиция Поволжья в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Мощная пищевая промышленность. Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Отрасли социальной сферы. Экологические и водные проблемы. Научные центры. Столицы республик и крупнейшие города (Волгоград, Самара, Астрахань). Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.
Урал. Границы и состав Урала при разных видах районирования. Географическое положение Урала - на стыке разнообразных границ. Разделяющая и связующая роль Урала в природе и хозяйстве. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Разнообразные минерально-сырьевые ресурсы и проблема их истощения. Влияние геологического строения и полезных ископаемых на развитие и размещение промышленности на Урале. Недостаточная геологическая изученность Урала. Влияние рельефа на заселение Урала. Современная этническая пестрота. Две меридиональные полосы расселения, влияние речных систем и рельефа на их формирование. Дефицит водных ресурсов и его причины. Пути решения водных проблем. Особенности климата Урала. Освоение и изучение Урала в связи со сменой представлений о значимости его ресурсов. География и проблемы современного хозяйства: горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая и лесная промышленность, разнообразное машиностроение. Их взаимосвязь. Демидовские города-заводы и современная система расселения в районе. Проблемы населения и трудовых ресурсов. Реконструкция уральской промышленности. Отставание развития социальной сферы. Крупнейшие города Урала. Зональность и высотная поясность почвенно-растительного покрова и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона. Кыштымская трагедия.
Практическая работа № 9 «Оценка экологической ситуации Уральского экономического района»
Экономическое районирование округа. Экономические районы округа. Среднеобский экономический район. Состав района. Отрасли специализации. Район - главная нефтегазовая и энергетическая провинция округа. Пути развития нефтегазового комплекса. Сургут, Нижневартовск- основные промышленные центры округа.
Обско-Кондинский экономический район. Состав района. Роль района как сельскохозяйственной и лесопромышленной территории округа. Березовский экономический район. Состав района. Уровень современного экономического развития.
Практическая работа № 10 «Составление экономико-географической характеристики промышленно-транспортного узла Сургут-Нижневартовск»
Азиатская Россия. (Востоный макрорегион). (19 ч)
Географическое положение. Большая площадь территории и малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части населения на юге.
Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами. Очаговый характер размещения производства, сырье, добывающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отраслей. Трудности организации производства и жизни населения в экстремальных условиях.
Западная Сибирь. Состав района. Географическое положение на западе азиатской части России, между Уралом и Енисеем. Западно-Сибирская равнина - одна из крупнейших низменных равнин земного шара. Ее положение на молодой эпипалеозойской плите и особенности формирования рельефа. Карское море. Климат и внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Зона Севера и ее значение. Господство средневысотных и высоких гор на юге Западной Сибири. Котловины, разделяющие горы. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Агроклиматические ресурсы. Оценка природных условий для жизни и быта человека. Коренные народы (ненцы, ханты, манси и др.). Диспропорции в площади и в численности населения Западной Сибири. Научные центры. Богатство и разнообразие природных ресурсов: минеральные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов. Нефтегазохимический комплекс - основа хозяйства района. Особенности его структуры и ~ размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов. Основные направления транспортировки нефти и газа. АПК: освоение территории, сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные виды транспорта. Транссибирская магистраль, река Обь, железная дорога Тюмень - Сургут - Ямбург. Современные проблемы и перспективы развития ведущих отраслей хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем Западной Сибири.
Север Восточной Сибири. Состав района. Географическое положение к востоку от Енисея. Роль реки Лены и Северного морского пути. Моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское. Русские исследователи северных морей. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Особенности рельефа и геологического строения Среднесибирского плоскогорья. Минеральные ресурсы: руды цветных и редких металлов, алмазы, каменный и бурый уголь, химическое сырье. Резко континентальный климат, инверсия температур, многолетняя мерзлота. Влияние климата и многолетней мерзлоты на особенности рельефа, водной сети и почвенно-растительный покров. Лесные ресурсы. Великие сибирские реки: их питание, режим, энергетические и водные ресурсы. Тайга - основная природная зона. Высотная поясность; степи котловин. Земельные и агроклиматические ресурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья. Другие промыслы в регионе. Крупнейшие заповедники. Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его решения. Коренные народы, особенности их жизни и быта, проблемы. Исторические особенности заселения русскими. Остроги. Открытие медно-никелево-кобальтовой провинции. Основание Норильска.
Топливно-энергетический комплекс - основа хозяйства территории. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС. Развитие энергоемких производств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность, основные центры и перспективы развития. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве региона. Перспективы развития промышленности. Особенности строительства в условиях многолетней мерзлоты. Экологические проблемы района. Якутские алмазы, город Мирный. Перспективы транспортного освоения района. Амуро-Якутская магистраль. Водный и авиационный транспорт. Влияние транспортных путей на размещение населения. Крупнейшие культурно-исторические, промышленные, транспортные центры. Природно-хозяйственные районы: плато Путорана и Среднесибирское плоскогорье. Основные экономические, социальные и экологические проблемы.
Практическая работа №11 «Сравнительная характеристика районов Западной Сибири и Севера Восточной Сибири»
Южная Сибирь. Состав района. Географическое положение: в полосе гор Южной Сибири, вдоль Транссибирской магистрали. Транспортные связи с приграничными государствами - Китаем, Монголией и Казахстаном. Связь с Севером по Енисею и Лене. Байкало-Амурская магистраль (БАМ). Горные системы Южной Сибири. Складчато-глыбовые горы: Алтай, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Саяны. Горы Прибайкалья и Забайкалья. Верхние течения крупных сибирских рек - Оби, Енисея, Лены, Амура. Гидроэнергетическое значение рек. Особенности и проблемы Байкала. Резко континентальный климат. «Полюс холода» Северного полушария. Температурные инверсии. Многолетняя мерзлота. Природные ресурсы: минеральные, лесные. Внутренние различия: Кузнецко-Алтайский, Ан-гаро-Енисейский, Забайкальский подрайоны. Кузнецко-Алтайский подрайон. Этапы заселения и освоения. Создание Транссибирской магистрали. Кузбасс, его проблемы. Новосибирск - научный центр. Ангаро-Енисейский подрайон. Канско-Ачинский бассейн. Гидроресурсы. Формирование Ангаро-Енисейских ТЭС и ТПК. Заселение территории. Миграции и проблемы трудовых ресурсов. Красноярск, Иркутск, закрытые оборонные центры. Проблемы развития подрайона. Забайкальский подрайон. Горные системы, землетрясения, байкальская рифтовая зона. Природные ресурсы: цветные и редкоземельные металлы, уголь. Бурятия (Улан-Удэ), Читинская область. Перспективы освоения зоны БАМа. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.
Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения: сильная меридиональная вытянутость, наличие материковой, полуостровной и островной частей. Этапы освоения территории, русские землепроходцы в XVII в., установление русско-китайской и русско-японской границ. Геологическая молодость территории. Преобладание гор. Тектоническая подвижность территории: частые землетрясения и извержения вулканов, моретрясения, цунами. Долина Гейзеров, термальные источники. Полоса Тихоокеанского металлогенического пояса: месторождения руд цветных, редких и драгоценных металлов. Отрасль специализации района - добыча и обогащение руд цветных металлов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе. Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения. Относительная молодость населения. Миграции, потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга - уникальный природный комплекс. Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производство. Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Лососевые рыбы. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке региона. Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли военно-промышленного комплекса. Транспортная сеть Дальнего Востока. Благоприятные почвенные и агроклиматические ресурсы юга территории. Агропромышленный комплекс. Дальний Восток в системе Азиатско-Тихоокеанского региона. Интеграция со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Проблемы свободных экономических зон. Внутрирайонные различия и города. Владивосток - торговый, промышленный, культурный и научный центр Дальнего Востока. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.
Россия в современном мире. Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты Всемирного природного и культурного наследия в России.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения географии в 9 классе ученик должен:
-
Знать/ понимать:
-
основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
-
важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные:
-
народы, наиболее распространенные языки, религии;
-
примеры рационального и нерационального размещения производства;
-
объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
-
районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);
-
экологически неблагополучные районы России:
-
маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.
2.Уметь:
определять (измерять):
-
географическое положение объектов;
-
разницу в поясном времени территорий;
-
погоду по синоптической карте;
-
параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
описывать:
-
географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
-
образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
-
особенности быта и религии отдельных народов.
объяснять:
-
роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;
-
влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
-
образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
-
образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
-
влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
-
как составляют прогноз погоды;
-
распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
-
почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
-
причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
-
разнообразие природных комплексов на территории страны;
-
различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
-
изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
-
особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
-
роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
-
уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
-
причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
-
особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
-
объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; "мелиорация ": «агломерация»; «мегаполис »; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование'; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.
оценивать и прогнозировать:
-
природно-ресурсный потенциал страны, региона;
-
экологическую ситуацию в стране, регионе
-
изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
-
изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;
-
развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.
НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
Основными формами контроля знаний, умений и навыков, обучающихся являются:
- устный опрос,
- письменная самостоятельная работа,
- тестирование,
- практические работы,
- проект по предмету.
Устный ответ
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ, на основе изученных теорий; незначительные 'ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка «2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ
Оценка "5" ставится, если ученик:
• выполнил работу без ошибок и недочетов;
• допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
• не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
• или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
• не более двух грубых ошибок;
• или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
• или не более двух-трех негрубых ошибок;
• или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
• или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
• допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
• или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
• Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
• Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
•Время выполнения работы: 10-15 мин.
• Оценка «5» - 10 правильных ответов,
«4» - 7-9,
«3» - 5-6,
«2» - менее 5 правильных ответов.
2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
• Время выполнения работы: 30-40 мин.
•Оценка «5» - 18-20 правильных ответов,
«4» - 14-17,
«3» - 10-13,
«2» - менее 10 правильных ответов.
Источник: А.Э. Фромберг - Практические и проверочные работы по географии: 10 класс /Кн. для учителя- М.: Просвещение, 2003.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии
Оценка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Оценка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Оценка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Оценка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Оценка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Оценка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Оценка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Оценка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Календарно - тематическое планирование
Учебник В.П. Дронов. И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе География России. В 2 кн. Кн. 2: Хозяйство. География регионов. 9 класс, учебник для 8 - 9 классов общеобразовательных учреждений, 2013г
Контроль успеваемости и качества знаний, умений и навыков обучающихся проводится в рамках обобщающих уроков по разделу.
Календарно-тематический план включает:
- обобщающих уроков - 4,
- практических работ - 11.
№ урока |
Темы уроков |
Планируемые результаты |
Д/З | Сроки изучения |
| |
план | факт | Примечание | ||||
9а | 9б | |||||
ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (26ч) Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырье (18ч) | ||||||
| Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), значение, состав, проблемы. | Знать состав и специфику ТЭК. Называть основные проблемы и перспективы его развития. Уметь анализировать экономические карты и статистические данные. Знать и показывать на карте крупные месторождения нефти, газа, угля. Важнейшие газо- и нефтепроводы. Уметь использовать различные источники географической информации для составления характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов. | §1 |
|
|
|
| Топливная промышленность ХМАО | §2, конспект |
|
|
| |
| Практическая работа №1 «Характеристика отраслей топливной промышленности» | Пр. раб |
|
|
| |
| Электроэнергетика | Приводить примеры и показывать на карте электростанции различных типов (ГЭС, ТЭЦ, АЭС, ПЭС) | §3 |
|
|
|
| Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества | Приводить примеры конструкционных материалов. | §4 |
|
| Итоговый тест по теме «ТЭК» |
| Металлургия: общие черты. Факторы размещения, основные базы. | Знать металлургические базы и их крупнейшие центры, центры по выплавке цветных металлов. Уметь использовать различные источники географической информации для составления характеристики баз; объяснять факторы их размещения. Определять меры по сохранению природы. | §5 |
|
|
|
| География черной и цветной металлургии. Практическая работа № 2 «Характеристика металлургической базы» | §6 |
|
|
| |
| Химическая промышленность | Знать специфику ХП, важнейшие центры, основные химические базы и главные центры. Уметь приводить примеры по сохранению природы; анализировать экономическую карту, Составлять характеристику баз, используя различные источники географической информации. | §7 |
|
|
|
| География химической промышленности | §8 |
|
|
| |
| Лесная промышленность | Объяснять факторы размещения основных производств, показывать на карте главные центры и лесопромышленные комплексы. | §9 |
|
|
|
| Лесная промышленность ХМАО | Конспект |
|
|
| |
| Машиностроение. | Объяснять роль МШ в современной экономике страны. Показывать главные районы и центры наукоемкого, трудоемкого, металлоемкого МШ и объяснять факторы их размещения. | §10 |
|
|
|
| География машиностроения. Практическая работа №3 «Определение главных районов размещения предприятий трудоемкого и наукоемкого машиностроения» | §11 |
|
|
| |
| Химическая промышленность, машиностроение, строительный комплекс ХМАО | конспект |
|
|
| |
| Пищевая и лёгкая промышленность | Знать специфику отраслей ЛгП и ПП, географию размещения основных отраслей и центров. | §12 |
|
|
|
| Агропромышленный комплекс ХМАО | Знать особенности АПК региона. Уметь оценивать природные условия для ведения сельского хозяйства, объяснить принципы размещения, объяснять проблемы этих отраслей | конспект |
|
|
|
| Обобщение по теме «Вторичный сектор экономики» |
| Повтор. §1-12 |
|
| Тест теме «Вторичный сектор экономики» |
Третичный сектор экономики - отрасли, производящие разнообразные услуги (8ч.) | ||||||
| Третичный сектор экономики: состав, значение, проблемы. | Знать: отрасли третичного сектора. Уметь называть проблемы его развития | §13 |
|
|
|
| Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт.
| Знать различные виды транспорта, их преимущества и недостатки. Уметь показывать важнейшие Ж/Д магистрали и узлы. | §14 |
|
|
|
| Практическая работа №4 «Характеристика одной из транспортных магистралей по плану» | Пр. раб. |
|
|
| |
| Другие виды транспорта. Связь
| Знать значение отраслей сферы обслуживания в повышении качества жизни населения, географические различия обеспечения россиян жильем, значение для экономики РФ развития рекреационного хоз-ва. | §15 |
|
|
|
| Практическая работа №5 «Характеристика основных морских портов» | Знать и показывать на карте океанические бассейны, крупные порты, Северный морской путь, основные судоходные речные пути, транспортные пути. | Пр. раб. |
|
|
|
| Транспортный и социальный комплекс ХМАО | Знать различные виды транспорта ХМАО, их преимущества и недостатки. Уметь показывать важнейшие Ж/Д магистрали и узлы округа. | конспект |
|
|
|
| Сфера обслуживания. Наука | Знать значение отраслей сферы обслуживания в повышении качества жизни населения, географические различия обеспечения россиян жильем, значение для экономики РФ развития рекреационного хоз-ва. Уметь показывать на карте города науки и технополисы в России. Приводить примеры наукоёмкости производства в России | §16 |
|
|
|
| Обобщение по теме «Сфера услуг»
| Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Повтор. §13-16 |
|
| Тест по теме «Сфера услуг» |
ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ (ч) Районирование России (1 ч) | ||||||
| Зачем районировать территорию страны. Экономические районы ХМАО | Знать экономические и природные районы России Уметь показывать на картах различные районы России | §18, конспект |
|
|
|
Европейская Россия (Западный макрорегион) (22ч) | ||||||
| Общая характеристика Европейской России | Уметь давать оценку географическому положению региона, природным условиям и ресурсам для жизни и деятельности населения. | §19 |
|
|
|
| Европейский Север. Факторы формирования района | Уметь давать оценку влияния географического положения района на природу, заселение и развитие хозяйства. | §20 |
|
|
|
| Природа, население, хозяйственное освоение Европейского Севера. | Уметь приводить примеры адаптации населения к суровым условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов, их хозяйственную деятельность | §21,22 |
|
|
|
| Особенности хозяйства Европейского Севера. Практическая работа № 6 « Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печоркого района». | Знать характеристики двух частей района. Уметь Анализировать физическую карту, показывать главные объекты. | §23 |
|
|
|
| Северо-Западный район. Факторы формирования района | Уметь давать оценку географического положения района для формирования и развития. | §24 |
|
| Тест «Европейский Север» |
| Природа Северо - Запада. Население, и хозяйственное освоение региона. | Знать специфику природы района | §25,26 |
|
|
|
| Хозяйство Северо-Запада | Уметь приводить примеры центров производства важнейших видов продукции, показывать их на экономической карте. | §27 |
|
|
|
| Географические особенности Санкт-Петербурга и других городов Северо-Запада | Знать роль городов в размещении населения и формирования культуры. | §28 |
|
|
|
| Центральная Россия. Факторы формирования района. Природа Центральной России | Знать: особенности ГП региона, основные этапы освоения. Уметь: по картам оценивать природные ресурсы; анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших формированию района. | §29,30 |
|
|
|
| Население и хозяйственное освоение Центральной России | Знать: основные этапы заселения региона. Уметь приводить примеры факторов, способствующих развитию хозяйства и затрудняющих его. Называть и показывать главные объекты, причины роста городов, демографические проблемы | §31 |
|
|
|
| Московская столичная агломерация. Практическая работа № 7 «Сравнение ГП и планировки двух столиц - Москвы и Санкт-Петербурга» | Уметь составлять характеристику территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления | §32 |
|
|
|
| Хозяйство Центральной России | Уметь: характеризовать современное хозяйство. | §33 |
|
|
|
| Европейский Юг. Факторы формирования района. Природа | Знать уникальность района, достоинства и сложность географического положения района, роль ЕЮ в геополитических интересах России. Уметь устанавливать связи между отдельными компонентами природы; выявлять условия для рекреационного хозяйства на СК, пользоваться различными источниками информации. | §34,35 |
|
|
|
| Население и хозяйственное освоение Европейского Юга | Знать: основные этапы заселения региона. Уметь объяснять причины многочисленности и многонациональности населения района. Приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды и ее влияние на формирование культуры народов | §36 |
|
|
|
| Хозяйство Европейского Юга.
| Знать специализацию района, географию важнейших отраслей и место района в географическом разделении труда. Уметь приводить примеры основных экономических, экологических и социальных проблем района, объяснять их причины. | §37 |
|
|
|
| Практическая работа № 8 «Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе» |
|
|
|
| |
| Поволжье: факторы формирования района. Природа | Знать: состав района, этапы и факторы формирования района. Уметь: составлять сравнительную характеристику природы частей Поволжья, определять по картам природные ресурсы района. | §38,39 |
|
|
|
| Население и хозяйство Поволжья | Знать: историю заселения района, особенности размещения населения. Уметь: показывать по карте крупные города. Знать: географию важнейших отраслей хозяйства и их различие. Уметь: определять по картам основные с/х районы и сравнивать их. | §40,41 |
|
|
|
| Урал: факторы формирования района. Природа Урала. | Знать: состав района, особенности географического положения, этапы формирования. Уметь: определять ГП района. Знать: специфику природы Урала. Уметь: называть и показывать формы рельефа, объяснять различия в природе Урала | §42,43 |
|
| Тест по теме «Поволжье» |
| Население и хозяйственное освоение Урала | Знать: территориальную структуру агломераций, особенности размещения. Уметь: объяснять этническую пестроту и проблемы населения. | §44 |
|
|
|
| Хозяйство Урала. | Знать: географию важнейших отраслей хозяйства. Уметь: объяснять проблемы развития хозяйства региона. | §45 |
|
|
|
| Практическая работа № 9 «Оценка экологической ситуации Уральского экономического района» | Пр. раб |
|
|
| |
| Обобщение по теме «Европейская Россия» |
| Повторить§19-45 |
|
| Тест по теме «Европейская Россия» |
Азиатская Россия (Восточный макрорегион) (19 ч) | ||||||
| Азиатская Россия: общая характеристика | Знать: особенности ГП Азиатской России. Уметь: показывать по карте районы Азиатской России. | §46 |
|
|
|
| Западная Сибирь. Факторы формирования района | Знать: состав района, факторы формирования района. Уметь: определять по картам ЭГП Западной Сибири. | §47 |
|
|
|
| Природа Западной Сибири | Знать: своеобразие природы западной Сибири. Уметь: показывать и отличать на картах природные ресурсы Западной Сибири. | §48 |
|
|
|
| Население и хозяйственное освоение Западной Сибири | Знать: особенности размещения населения. Уметь: показывать по карте крупные города. | §49 |
|
|
|
| Хозяйство Западной Сибири | Знать: отрасли специализации района. Прогнозировать: развитие хозяйства в будущем | §50 |
|
|
|
| Практическая работа № 10 «Составление экономико-географической характеристики промышленно-транспортного узла Сургут-Нижневартовск» | Знать: территориальную структуру района, особенности размещения, объяснять значение районирования и зонирования, географию важнейших отраслей хозяйства. | Пр.раб. |
|
|
|
| Север Восточной Сибири. Факторы формирования района | Знать: состав района, особенности ЭГП. Уметь: оценивать особенности ГП района. Прогнозировать: развитие хозяйства в будущем. | §51 |
|
|
|
| Природа Севера Восточной Сибири | Знать: особенности природы района. Уметь: оценивать обеспеченность природными ресурсами и работать с к/к. | §52 |
|
|
|
| Население и хозяйственное освоение Севера Восточной Сибири | Знать: влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Уметь: определять по картам особенности размещения населения. | §53 |
|
|
|
| Хозяйство Севера Восточной Сибири | Знать: специфику размещения отраслей хозяйства района. Уметь: давать оценку природным ресурсам края. | §54 |
|
|
|
| Практическая работа №11 «Сравнительная характеристика районов Западной Сибири и Севера Восточной Сибири» | Пр.раб. |
|
|
| |
| Южная Сибирь. Факторы формирования района | Знать: состав района и отличительные черты природы. Уметь: определять возможные пути решения экологических проблем | §55 |
|
|
|
| Кузнецко-Алтайский подрайон | Знать: специфику ГП и отраслей специализации района, историю заселения районов. | §56 |
|
|
|
| Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны | Уметь давать сравнительную характеристику подрайонов. Прогнозировать: развитие хозяйства в будущем. | §57 |
|
|
|
| Дальний Восток. Факторы формирования района | Знать: состав района и уникальность ЭГП. Уметь: прогнозировать развитие экономики района. | §58 |
|
|
|
| Природа и ресурсы Дальнего Востока | Знать: особенности природы района. Уметь: оценивать природные ресурсы и обозначать их на к/к. | §59 |
|
|
|
| Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока | Знать: этапы заселения района, традиции и культуру народов. Уметь: объяснять неравномерное размещение населения. | §60 |
|
|
|
| Хозяйство Дальнего Востока | Знать: отраслевой состав района и ведущие отрасли хозяйства. Уметь: объяснять основные проблемы района и пути их решения. | §61 |
|
|
|
| Обобщающий урок по теме «Азиатская Россия» |
|
|
| Конт.раб по теме «Азиатская Россия» | |
Россия в мире (2ч) | ||||||
| Взаимосвязи России с другими странами.
| Знать: место РФ в мире по уровню экономического развития, главных внешнеэкономических партнеров страны. Уметь: приводить примеры сотрудничества России со странами СНГ, называть и показывать страны СНГ. | Конспект |
|
|
|
| Место России в мировой экономике: стратегия модернизации и устойчивого развития | конспект |
|
|
|
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
1. Учебно - методическое обеспечение
№
Название
Автор
Наличие электронного приложения
I
Учебники
1
География России. Хозяйство и географические районы. Учебник для ОУ в двух книгах. Книга вторая 9 класс. М. Дрофа,
В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе
II
Учебно - методические пособия
1
География России. 9 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. - М.: Дрофа, 2009.
Сиротин В.И.
География России. 9 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2009.
2. Материально - техническое обеспечение
2.1. Учебное оборудование и компьютерная техника
№
Наименование учебного оборудования
Номера тем, в изучении которых применяется данное оборудование
I
Учебное оборудование
Карта: АПК России
Карта: Восточная Сибирь (физическая карта)
56-60
Карта: Дальний Восток (физическая карта)
64-67
Карта: Европейский Север (физическая карта)
28-30
Карта: Европейский Север и С-З России (социально-экономическая карта)
28-34
Карта: Европейский Юг России (социально-экономическая карта)
39-42
Карта: Европейский Юг России (физическая карта)
39-42
Карта: Западная Сибирь (социально-экономическая карта)
54,55
Карта: Западная Сибирь (физическая карта)
51-53
Карта: Лесная промышленность России
10,11
Карта: Машиностроение и металлообработка России
12,13
Карта: Поволжье (социально-экономическая карта)
43, 44
Карта: Поволжье (физическая карта)
43, 44
Карта: С-З России (физическая карта)
31-34
Карта: Социально-экономическая карта России
26-66
Карта: Топливная промышленность России
1-3
Карта: Транспорт России
19, 20
Карта: Урал (социально-экономическая карта)
45-48
Карта: Урал (физическая карта)
45-48
Карта: Физическая карта России
1-68
Карта: Химическая промышленность России
8,9
Карта: Центральная Россия (социально-экономическая карта)
35-38
Карта: Центральная Россия (физическая карта)
35-38
Карта: ЧМ и ЦМ
6,7
Карта: Экологические проблемы России
30, 34, 38, 42, 44, 48, 55, 60, 63, 67
Карта: Электроэнергетика России
4
II
Компьютерная техника и интерактивное оборудование
1
АРМ педагога
1-70
III
Оборудование для организации дистанционного обучения
1
2.2. Основные электронные образовательные ресурсы, применяемые при изучении предмета (курса)
№
Наименование учебного оборудования
Номера тем, в изучении которых применяется ЭОР
I
Электронные образовательные ресурсы
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии 9 кл. Мультимедиа-учебник;
1-66
География России. Природа и население. Мультимедиа учебник. 9 класс, 2005;
2,3,7,17,21, 27
География России. Хозяйство и регионы. Мультимедиа учебник. 9 класс, 2005;
26-66
Природа и география России. Большая энциклопедия России, 2009;
1-68
Города и населённые пункты России. Большая энциклопедия России, 2008;
26,28, 31,35,39,43,45,51,56,61,64
Репетитор по географии. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Тесты в режиме ONLINE, 2006;
5,17,25,31,45,49,68
География. Школьный курс. Тренажёры, подготовка к экзаменам. 9-10 классы, 2009;
1-68
II
Свободные образовательные Интернет - ресурсы
1
nsportal.ru
2
mirgeografii.ru
3
pedsovet.su