Рабочая программа для 5кл (слабослышащие обучающиеся)

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа для 5кл(слабослышащие обучающиеся)1.Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 5А класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, 2010 г., примерной образовательной программы основного общего образования, авторской программы География 5-9 классы В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина (2011 г.), программы развития школы на 2013-2017гг. «Школа для каждого».

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установкой на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:

  1. Ценностные ориентиры, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях( житель планеты земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

- осознание выдающейся роли и места Росси как части мирового географического пространства;

-осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющих общность их исторических судеб;

-осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

  1. Гармонично развитые социальные чувства и качества:

-патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

-гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

Программа реализуется в учебниках по географии для 5-9 классов линии «Полярная звезда», издательства «Просвещение» под редакцией А. И. Алексеева, В.В. Николиной, Е.К. Липкиной, так как дает возможность использования процессуального компонента обучения, т.е. организацию деятельности учащихся.

В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся, при одновременном сохранении коррекционной направленности в обучении, реализуемой через допустимые изменения структурирования содержания, специфические методы, приемы работы. Специфика образовательного процесса отражена в Программе развития школы на 2013-2017 гг. «Школа для каждого», цель которой - создание условий реализации прав каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья на получение доступного и качественного образования в соответствии с его потребностями и возможностями, а основными задачами программы является:

1.Повышение качества обучения на основе использования современных образовательных технологий.
2. Оснащение материально-технической базы организации в соответствии с современными требованиями.
3. Повышение квалификации педагогов для работы в современных условиях.
4. Формирование жизненной компетенции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
5. Обеспечение комплексной безопасности организации.
6. Создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

В преподавании географии в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, наряду с традиционными формами и методами обучения целесообразно использовать и специфические методы обучения. Овладение педагогом специфическими методами обучения позволяет решать специфические задачи по преодолению речевого недоразвития учащихся, формированию их речи как средства общения и орудия мышления. Решение задач речевого развития слабослышащих учащихся должно пронизывать всю учебно-воспитательную работу. Специфические методы основываются на использовании предметно-практической деятельности в учебном процессе. Для слабослышащих детей основными источниками знаний являются наблюдения и личный опыт, приобретаемый через предметно-практическую и трудовую деятельность.

В данной программе предусмотрено снижение нагрузки на память учащихся, уменьшение количества географических терминов и понятий.

Программа предусматривает использование современных педагогических технологий в обучении школьников с нарушенным слухом географии, включая компьютерные технологии по предмету.

2. Общая характеристика учебного предмета «География»

Школьная география в соответствии с ФГОС отнесена к общественно-научным предметам, «при изучении которых задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной». Изучение ее должно обеспечить в первую очередь формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы школьников. Поэтому важен ценностный и эмоциональный компонент личностного результата.

Курс географии в 5 классе - первый систематический курс, формирующий у обучающихся общие элементарные пространственные представления, способы действий и опыт эмоционально-ценностной деятельности, оказывающий влияние на формирование географической культуры учащихся как части общей культуры человека. Содержание этого курса дает первоначальные представления о природе Земли, основных этапах ее географического освоения. Важнейшей целью курса является организация деятельности обучающихся по усвоению его содержания, реализацию личностного, системно-деятельностного подходов в обучении, формирование ценностных ориентаций, познавательного интереса к географии, навыков применения географических знаний в повседневной жизни.

3. Описание места учебного предмета в базисном учебном (образовательном) плане

Примерный учебный план образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательную программу основного общего образования, подготовленный в процессе разработки примерной образовательной программы основного общего образования, предусматривает изучение учебного предмета "География" с 5 класса в объеме не менее 1 ч в неделю (34 часа в год)

4. Требования к результатам обучения и освоения содержания учебного предмета «География»

Личностные результаты «Я и природа», «Я и общество», «Я и познание», которые позволяют ребенку ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, выполнять различные социальны роли («гражданин», «ученик», «одноклассник» и т.д.) и решать проблемы, связанные с выполнением определенной социальной роли, с конкретными жизненными ситуациями, выбирать и реализовывать способы поведения, адекватные этим ситуациям.

Метапредметные результаты изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД отражают способность обучающегося организовывать учебно-познавательную деятельность.

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД представляют собой систему способов познания окружающего мира, а также совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

  • Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Коммуникативные УУД позволяют самостоятельно организовывать речевую деятельность, использовать правила общения в различных учебных и внеучебных ситуациях.

  • Выстраивать высказывания в устной и письменной формах;

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  • в дискуссии уметь вы двинуть аргументы и контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций

Предметные результаты

Обучающиеся должны знать (понимать):

  1. Форму и размеры Земли, следствия вращения Земли;

  2. Полюса, экватор

  3. Части Литосферы. Рельеф

  4. Виды полезных ископаемых

  5. Материки и океаны Земли

  6. Географические объекты, предусмотренные программой

  7. Маршруты географических исследований и путешествий

Обучающиеся должны уметь:

  1. Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;

  2. Использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни;

  3. Находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);

  4. Описывать по картам взаимное расположение географических объектов;

  5. Объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  6. Приводить примеры географических объектов;

  7. Проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;

  8. Различать и сравнивать изученные географических объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы материков и океанов и населения Земли;

  9. Составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  10. Формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).

5. Содержание учебного предмета «География» в 5 классе

Зачем нам нужна география - 1 ч.

Раздел 1. Источники географической информации (18 часов)

Развитие географических знаний о Земле. (3 часа).

Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических иссле­дований.

Планета Земля (3 часа).

Земля - планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

План и карта (11 часов).

Глобус (1 час). Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности (5 часов). Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта - особый источник информации (5 часов). Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сет­ка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт. Защита проекта «Мои путешествия в расстояниях»

Раздел 2. Человек на Земле (3 часа).

Заселение человеком Земли. Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города. Защита проекта «Мои путешествия в расстояниях»

Раздел 3.Литосфера - твердая оболочка Земли (12 часов).

Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте. Человек и литосфера.Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа. Обобщающее повторение по теме «Литосфера - твердая оболочка Земли». Защита проекта «Кладовая земли Нижневартовска).

6. Тематическое планирование

Раздел

Тема

Количество часов

Зачем нам нужна география

1

Раздел 1. Источники географической информации (18 часов)

Развитие географических знаний о Земле.

3

Планета Земля

3

План и карта

11

Раздел 2. Человек на Земле (2 часа)

Как люди заселяли Землю.

Расы и народы.

Защита проекта «Мои путешествия в расстояниях»

2

1

Раздел 3. Литосфера-твердая оболочка Земли (12 часов)

Земная кора

2

Горные породы

3

Движение земной коры

2

Рельеф

3

Литосфера и человек. Защита проекта «Кладовая земли Нижневартовска»

1

Контрольные работы

2


7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения в 5 А классе


Учебно-методическое обеспечение

Программа

Примерные программы по учебным предметам. География. 5 - 9 классы: - М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

Адаптированная программа География 5-9 классы В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина (2011г.)

Базовый учебник

География 5 - 6 классы: учебник для общеобразовательных организаций А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др. ; М.: Просвещение, 2015г.Предметная линия учебников «Полярная звезда»

Учебно-методические пособия

1. Беловолова Е.А. Формирование универсальных учебных действий. Методическое пособие. География 5-9 классы.-М.:»Вента-Граф», 2015г.

2.Учебно-методическое пособие Рабочие программы География 5-9 классы ФГОС. Составитель С.В. Курчина: М.: Дрофа, 2015г.


Материально-техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечание

1. Интерактивная доска

2. Ноутбуки

3. Документ-камера

4. Проектор

1

8

1

1

1 ноутбук для учителя, 7 -для обучающихся


Видеофильмы

Электронные образовательные ресурсы(СD-ROM)

Ресурсы Интернета



1.Образовательная коллекция.География 6-10 классы: фото, интерактивные карты, видеофрагменты.

1.Электронная версия газеты "География"издательского дома "Первое сентября" и сайт для учителей географии "Я иду на урок географии" с методическими материаламиgeo.1september.ru/

2. Полезные сайты для учителей географии («Каталог статей») и другаяинтереснаяинформацияgeografija.ucoz.ru/publ/poleznye_sajty_dlja_uchitelja_geografii/1-1-0-1

3. Географический on-line справочник "Страны мира". Сведения по всем странам мира. Физическая карта. Справочные данные. Часовые пояса geo.historic.ru/

4. География.ру - клуб путешествий. Путешествия по всему миру, географическое общество, экзотические страны мира, увлекательные путешествия, интересные рассказы, фотоальбомы и др. geografia.ru/new.html

5. География - экзамены, ЕГЭ 2013, ГИА, абитуриентам, билеты, ответы, тесты. alleng.ru/edu/geogr2.htm

6.Каталог сайтов учителей географии geokugut.ucoz.ru/dir/sajty_uchitelej_geografii/12

7. Методические рекомендации для учителя географии в школе uroki.net/

8. Сеть творческих учителей / Сообществоучителей географии

itn.ru/communities.aspx?cat_no=3436&tmpl=com

2. Образовательная коллекция. Начальный курс 6 класс: учебный материал, тесты, практика, справочник.

3.Библиотека электронных наглядных пособий. Природоведение 5 класс

4.Уроки Кирилла и Мефодия 6-10 класс

12.Интерактивные карты:

5-6 класс: Введение в географию. Начальный курс.

Информационно-коммуникативные средства





8. Планируемые результаты изучения учебного предмета «География»

Личностным результатом обучения географии в основной школе является:

- формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,

- обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

- ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества.

Метапредметными результатами изучения курса "География" является формирование

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

- Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

-Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

- Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

- Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

- Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

- Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Познавательные УУД

-формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

Коммуникативные УУД

-Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

- В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

- Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Система оценки достижения планируемых результатов


  1. Критерии оценки тестовых работ

Тестовые работы оцениваются по пятибалльной системе в соответствии с интервалом процентов выполненных заданий:

от 91 % до 100 % - отметка «5» от 80 % до 90 % - отметка «4» от 50 % до 79 % - отметка «3» от 10 % до 49 % - отметка «2» от 0 % до 10 % - отметка «1»

В тестовых работах, состоящих из 10 заданий, отметка «5» выставляется при отсутствии ошибок, т.е. 100 % правильных ответов.


2. Критерии оценки устного ответа

Отметка»5»

Ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей; правильное использование карты и другихисточников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительныесведения о важнейших географических событиях современности.

Отметка «4»

Ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности визложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые подополнительным вопросам учителя.

Отметка «3»

Ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но не чётко определяет понятия изакономерности; затрудняется с самостоятельным объяснением взаимосвязей, непоследовательноизлагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

Отметка «2»

Ответ неправильный, не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работатьс картой.

Отметка «1»

Ответ отсутствует.

3. Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ.

Отметка «5».

Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно; подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме

Отметка «4».

Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).

Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3».

Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.

Отметка «2».

Выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.





Календарно-тематическое планирование по географии для 5А класса

Коли-чество

часов

Дата


Тема урока


Виды деятельности


Планируемые результаты


Речевой материал



По плану

Факти-чески

Зачем нам нужна география(1 ч)

1. (1)

1

02.09

02.09

Зачем нам нужна география

Установление основных приемов работы с учебником.

Предметные:умение пользоваться учебником, определять роль географии в жизни человека.

Личностные:формирование «стартовой» мотивации к обучению.

Познавательные: умение искать и выделять информацию из учебника.

Регулятивные:умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: умение ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.

География-землеописание

Эратосфен

Раздел 1. Источники географической информации (18 часов)

2.

2.

(2)

1

09.09

09.09

Как люди открывали Землю

Чтение и составление таблицы параграфа учебника; ответы на вопросы

Предметные:Знать вклад и вклад величайших ученых и путешественников в развитие гео. науки.

Личностные:желание усваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действий, операций, действие по плану.

Познавательные: понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме, использование знаково-символических средств для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников

Назвать имена путешественников

Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды

Васко да Гама, ФернанМагеллан,М.П..Лазарев, Ф.Ф Беллинсгаузен

3

(3)

1

16.09

16.09

Открытие материков

Чтение и анализ карт атласа.

Самостоятельная подготовка презентации по теме «Десять великих путешественников»

Предметные: Выявление изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий.

Личностные: желание усваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе;

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действий, операций, действие по плану.

Познавательные: понимание информации, представленной в знаково-символических средств.

Коммуникативные: построение небольших монологических высказываний о совместной деятельности в парах.

Какие материки вам известны?

Евразия, Африка, Антарктида, Северная и Южная Америка,

Австралия

4

(4)

1

23.09

23.09

География сегодня. Источники географической информации.

Определение значения гео. знаний в современной жизни, главные задачи современной географии. Выявлять методы географической науки

Предметные: знание источников географической информации;

Личностные: осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; Познавательные: понимание информации, представленной взнаково-символических средств для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: осуществление совместной деятельности в парах

Карты, космические снимки, поисковые системы

Планета Земля (3 часа)

5

(5)

1

30.09

30.09

Мы во Вселенной

Рассматривают Систему мира по Николаю Копернику.

Сравнивают с современной Солнечной системой

Создают картину Вселенной

Предметные: знание строения Солнечной системы. Строение нашей планеты.

Личностные: участие в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действий, операций, действие по плану.

Познавательные: понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме, использование знаково-символических средств для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Николай Коперник

Солнечная система

Что такое Млечный путь?

Галактика, части света

Что сегодня вы узнали нового?

6

(6)

1

07.10.

Движения Земли

Сравнивают движение Земли вокруг оси и Солнца.









Предметные: понимание следствий движения вокруг оси и Солнца.

Личностные:формирование навыков исследования, проектирования.

Регулятивные: умение оценивать и формулировать то, что уже освоено.

Познавательные: умение выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: умение моделировать явления природы, прогнозировать последствия

Что тебя заинтересовало?

Осевое движение, орбитальное движение


7

(7)

1

14.10


Солнечный свет на Земле

Выявление закономерности распределения света и тепла на Земле. Моделируют изменение угла падения Солнца

Предметные: знание главного закона зональности - уменьшение света и тепла от экватора к полюсам

Личностные: формирование навыков исследования, проектирования.

Регулятивные: умение оценивать и формулировать то, что уже освоено.

Познавательные: умение выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: умение моделировать явления природы, прогнозировать последствия

Как распределяется свет и тепло на поверхности

Земли?

Смена дня и ночи, смена сезонов.

Если бы Земля не вращалась?

План и карта (11 часов)

8

(8)


1

21.10


Ориентирование на местности. Компас

Овладение алгоритмом работы с компасом

Предметные: Ориентирование по компасу и местным признакам

Личностные: личностное значение умения ориентирования.

Познавательные: умение извлекать необходимую информацию из различных источников.

Регулятивные: Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализация коррекционной нормы: фиксирования собственных затруднений в деятельности.

Коммуникативные: уметь организовывать практическую работу

Для чего необходимо учиться ориентироваться?

Компас, север, юг. Запад, восток, промежуточные стороны горизонта.

Мох на деревьях с северной стороны, а как определить юг?

9

(9)

1

28.10


Ориентирование на местности.

Сбор информации, применение изученного материала

Предметные: Ориентирование по компасу и местным признакам.

Личностные: личностное значение умения ориентирования

Познавательные: умение извлекать необходимую информацию из различных источников.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм работы самостоятельно.

Коммуникативные: уметь взаимодействовать с одноклассниками, учителем.

2 четверть

10

(10)

1

18.11


Земная поверхность на плане

Анализирование плана и сообщение об условных знаках плана

Предметные: знание об изображении земной поверхности на плане

Личностные: формирование познавательного интереса окружающему миру.

Познавательные: умение искать и выделять необходимую информацию, синтезировать полученную информацию для составления ответа.

Регулятивные : умение планировать алгоритм ответа и работать самостоятельно.

Коммуникативные:формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников

Где в своей жизни вы уже видели план?

11

(11)

1

25.11


Земная поверхность на карте. Условные знаки.

Анализирование условных знаков.

Зарисовка легенды карты

Предметные: знание об изображении земной поверхности на картах

Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действий, операций, действие по плану.

Познавательные: осознание познавательной задачи, чтение карт

Коммуникативные: умение задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;.

Почему условные знаки нужно рисовать только как на плане или карте?



12

(12)

1

02.12


Практическая работа №1

«Сравнение плана и карты»

Отработка знания условных знаков плана. Работа в парах. Выполнение сравнительного анализа плана и карты

Предметные: умение определять черты сходства и различия плана и карты,

Личностные:личностное значение карт и планов

Регулятивные: умение осознавать усвоенный материал, качество и уровень усвоения.

Познавательные: умение искать и выделять необходимую информацию в предложенных источниках

Коммуникативные: умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Когда лучше рисовать план, а когда карту?

В каких профессиях используют планы?

13

(13)

1

09.12


Составление простого плана.

Коллективная работа

Отработка знания условных знаковплана.

Предметные: усвоение условных знаков плана

Личностные: проявление желания осваивать новые виды деятельности, участие в творческом, созидательном процессе; понимание значимости плана для себя и людей в целом

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действий, операций, действия по плану.

Познавательные: осознание познавательной задачи, самостоятельное нахождение информации в материалах учебника, картах атласа.

Коммуникативные: формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников

Составьте план пришкольного участка

Используем масштаб, чтобы уменьшить местность

Измеряем рулеткой

Отмечаем стороны горизонта

14

(14)

1

16.12

Географическая карта.

Р.К*Карта города Нижневартовска

Овладение навыком самостоятельной работы, беседы по вопросам, работы в парах по изучению карт и Дубль ГИС Нижневартовск

Предметные: овладение алгоритмом работы с географическими картами

Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действий, операций, действия по плану.

Познавательные: понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме, использование знаково-символических средств для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: умение задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

В каких профессиях используют карты

План города, дубль ГИС

15

(15)

1

23.12

Контрольная работа за 1 полугодие по теме «Движение Земли. Земная поверхность на плане»

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализация коррекционной нормы

Выполнение теста

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи;

Познавательные:умение логически мыслить, классифицировать, обобщать

Коммуникативные:формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников

Яне понял вопрос теста..

Мне все понятно

16

(16)

1

30.12

Градусная сетка

Практическая работа №2 «Градусная сетка»

Нахождение сетки на картах, нахождение меридианов и параллелей, 0 меридиана


Предметные: овладение знаниями о градусной сетке карты -как основе ориентирования по карте, знание алгоритма работы с контурными картами.

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участие в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планированиенеобходимых действий, операций в рабочих тетрадях

Познавательные: понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме, использование знаково-символических средств для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: осуществление совместной деятельности в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Понятие

географическая карта, меридианы, параллели, градусная сетка, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.

2 полугодие

3 четверть

17

(17)

1

21.01

Географические координаты. Широта.

Отработка навыка определения географических координат.

Предметные: понимание географической широты и долготы - как ориентира на картах

Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности; желание

приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи;

Познавательные: осознание познавательной задачи, чтение и слушание, извлечение нужной информации, а также самостоятельное нахождение ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Коммуникативные: построение небольших монологических высказываний, осуществление совместной деятельности в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Для чего нужна градусная сетка на картах?


Предположите ситуацию, в море у корабля отказал двигатель, какие действия должен выполнить капитан?

Северная и южная широта

Западная и восточная долгота

18

(1)

1

28.01

Географические координаты. Долгота.

Практическая работа 3 «Координаты»



Отработка навыка определения географических координат.

Человек на Земле (3 часа)

19

(2)

1

03.02.

Как люди заселяли Землю?

Работа по предложенной презентации, выбор неверных утверждений и фактов о населении Земли

Предметные: формирование знаний о

Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию.

Регулятивные:применение метода информационного поиска

Познавательные:умение узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умение работать по алгоритму).

Коммуникативные: осуществление деятельности с учетом конкретных учебных задач

Рост населения, новые источники существования.

20

(3)

1

10.02

Расы и народы.

Страны.



Сравнение стран по вопросам и плану.

Предметные: формирование первоначальных знаний о народах и странах

Личностные: формирование уважительного отношения к народам разных рас.

Познавательные: умение извлекать необходимую информацию из различных источников.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа и работать самостоятельно.

Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, выступать перед аудиторией

- европеоидная раса, монголоидная, негроидная, австралоидная

Страны и народы

Российская Федерация





21

(4)

1

17.02

Защита проекта «Мои путешествия в расстояниях»

Выступление перед аудиторией

Познавательные: умение извлекать необходимую информацию из различных источников.

Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, выступать перед аудиторией

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа, умение организовывать свою работу

Мне было интересно слушать.

Я узнал новое..

Раздел 3. Литосфера-твердая оболочка Земли (12 часов)

22

(5)

1

24.02

Внутреннее строение земли


Отработка навыка использования рисунка, схем как источника информации

Предметные: знание внутреннего строения Земли

Личностные: освоение новых видов деятельности, участие в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Регулятивные: формирование навыков самоконтроля, выполнение учебных действий.

Познавательные: умение конструировать осознанное и произвольное сообщение в устной форме.

Коммуникативные: умение читать вслух, комментировать прочитанное.

Что внутри Земли

Ядро, Мантия, магма, земная кора,

23

(6)

1


02.03

Земная кора. Литосфера.

Сбор информации, ( с учебника, презентации) применение изученного материала

Ответы на вопросы


Предметные: знание состава и нахождения земной коры, использование человеком

Личностные: овладение

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действий, операций, действия по плану.

Познавательные: понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме, использование знаково-символических средств для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы

Внутри Земли тепло или холодно?

Из чего состоит Ядро, мантия?

Можно ли подержать в руках магму?




24

(7)

1

09.03

Горные породы

Овладение навыками исследования, сравнение, классификация описание горных пород

Предметные: формирование представления о классификации горных пород по происхождению

Личностные: овладение методами познания(сравнение, классификации, опыт)

Регулятивные: формирование навыков самоконтроля, выполнения учебных действий.

Познавательные: конструирование осознанного и произвольного сообщения в устной форме.

Коммуникативные: умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы

Какая горная порода есть у нас на пришкольном участке?

25

(8)

1

16.03

Полезные ископаемые

Овладение навыками исследования, сравнение, классификация описание горных пород

Предметные: обобщение и систематизация полученных знаний, закрепление умений и навыков.

Личностные: формирование познавательного интереса к творчеству писателей , оценочного отношения к содержанию произведений, поступков персонажей.

Познавательные: умение искать и выделять необходимую информацию, синтезировать полученную информацию для составления ответа.

Регулятивные: умение планировать алгоритм ответа и работать самостоятельно.

Коммуникативные УУД: умение строить монологическое высказывание.

Какую пользу приносят полезные ископаемые?

Нефть, уголь, газ, железная руда

26

(9)

1









24.03

Практическая работа 4 «Полезные ископаемые»

Р.К

Овладение навыками исследования, сравнение, классификация описание горных пород





Предметные: знание сведений о детстве и детских впечатлениях поэта, о влиянии на него сказок няни; умение выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэта к няне, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы

Личностные: формирование уважения к культурному наследию нашей Родины.

Регулятивные: формирование рефлексии - самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности.

Познавательные: умение объяснять особенности стихотворной речи, слышать ритм стихотворного текста.Коммуникативные: умение обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение.

Я сегодня узнал новое

Мне хотелось бы найти полезное ископаемое….

4 четверть

27

(10)

1

06.04

Защита проекта «Кладовая земли Нижневартовска»

Рассказ о своем проекте

Предметные: знание о лицейских и детских годах жизни писателя, поэтических средств художественной выразительности, содержания поэмы «Руслан и Людмила», умение определять роль пролога в поэме и понимать идею произведения.

Личностные: формирование познавательного интереса.

Регулятивные: умение выделять то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Познавательные: умение объяснять особенности стихотворной речи, слышать ритм стихотворной речи.

Коммуникативные: умение обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение.

Кладовая-клад, очень ценное, полезное

Нефть, газ, пластик, резина, бензин

28

(11)

1

13.04

Движение земной коры


Обсуждение видеофрагмента

Оформление в тетради правил поведения во время землетрясения

Зарисовка типов движения коры

Предметные: знание причин движения и правил поведения при землетрясениях

Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действий, операций, действия по плану.

Познавательные: понимание информации, представленной в видеосюжете, схемах и рисунках

Коммуникативные: построение небольших монологических высказываний, осуществление совместной деятельности в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

- Какие движения земной коры вам известны?

землетрясение

29

(12)


20.04

Вулканы.

Самостоятельные выводы после просмотра видеосюжета.

Оформление строения вулкана (моделирование вулкана, рисунок по выбору обучающегося )

Предметные:

Личностные: формирование познавательного интереса, навыков сопоставления.

Регулятивные: формирование ситуации саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е формирование операционального опыта.

Познавательные: умение производить поиск и выделение необходимой информации, составлять характеристику сказочного героя, давать характеристику его поступкам.Коммуникативные: умение сотрудничать в коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы.

Вкаких районах России имеются вулканы?

Ключевская Сопка

30

(13)

1

27.04

Рельеф Земли. Равнины

Р.К.

Самостоятельная работа,

Находят на карте равнины и горы

Предметные: знание крупных равнин мира, равнины, на которой расположен город

Личностные:положительное отношение к учению, познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: умение искать и выделять необходимую информацию, синтезировать полученную информацию для составления ответа.

Регулятивные: умение планировать алгоритм ответа и работать самостоятельно.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание.

Найдите и назовите равнины, расположенные на материках

Русская, Амазонская, Западно-Сибирская

31

(14)

1

04.05

Рельеф Земли. Горы.

Практическая работа 5 «Рельеф Земли»

Самостоятельная работа над выбором маршрута и описания объекта по плану.

Предметные: знание номенклатуры гор, причину формирования гор

Личностные:положительное отношение к учению, познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: умение искать и выделять необходимую информацию, синтезировать полученную информацию для составления ответа.

Регулятивные: умение планировать алгоритм ответа и работать самостоятельно.

Коммуникативные: умение работать в парах

Найдите и назовите горы, расположенные на материках

Гималаи, Кордильеры,

32

(15)

1

11.05

Контрольная работа за год на тему «План и карта. Литосфера. Расы и народы»»

Выполняют тест теста

Предметные:

Личностные: формирование уважительного отношения к народам.

Познавательные: умение самостоятельно пользоваться картами атласа.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа и работать самостоятельно.

Какое задание не совсем понятно?

Мне было трудно (непонятно)

- Я затруднялся…

- Тест не вызвал у меня затруднений

33

(16)

1

18.05

Практическая работа «Туристический маршрут»

Р.К.

Обозначают на контурных картах туристического маршрута от Нижневартовска до (выбор обучающихся)

Обоснование своего выбора

Предметные: знание объектов и информации о них,

Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию.

Регулятивные:планировать сою работу.

Познавательные: умение объяснять свой выбор.исходя из имеющейся информации.Коммуникативные: умение обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение по проблеме урока

Почему вы выбрали именно такой маршрут?

Что известно вам о выбранном объекте

34

(17)

1

25.05

Литосфера и человек.

Оформляют таблицы в тетрадь о положительном и отрицательном влиянии литосферы на человека и наоборот

после просмотра презентации

Предметные: формирование представлении о взаимосвязи литосферы и человека

Личностные: личностное отношение к литосфере.

Регулятивные:планировать сою работу по заполнению таблицы

Познавательные: умение работать с информацией учебника и презентацииКоммуникативные: умение обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение по проблеме урока.

Что значит литосфера для человека?

Как человек влияет на литосферу?




Оценочные итоговые практические работы для 5А класса

Темы итоговой практической работы


1 полугодие

1

Практическая работа 1 «Сравнение плана и карты»

2

Практическая работа 2 « «Градусная сетка»


2 полугодие

3

Практическая работа 3 «Координаты»

4

Практическая работа 4 «Полезные ископаемые»

5

Практическая работа 5 «Рельеф Земли»













Контрольно-измерительные материалы для 5А класса

Проверочные тесты и контрольные работы


1 полугодие

1

Солнечная система.

2

План и карта.


Контрольная работа за 1 полугодие по теме «Движения Земли. Земная поверхность»


2 полугодие

3

Градусная сеть. Координаты.

4

Литосфера. Земная кора.

5

Рельеф.


Контрольная работа за год на тему «План и карта. Литосфера. Расы и народы»»





© 2010-2022