- Преподавателю
- География
- Рабочая программа для 5кл (слабослышащие обучающиеся)
Рабочая программа для 5кл (слабослышащие обучающиеся)
Раздел | География |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сулим Е.М. |
Дата | 21.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 5А класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, 2010 г., примерной образовательной программы основного общего образования, авторской программы География 5-9 классы В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина (2011 г.), программы развития школы на 2013-2017гг. «Школа для каждого».
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установкой на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:
-
Ценностные ориентиры, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях( житель планеты земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
- осознание выдающейся роли и места Росси как части мирового географического пространства;
-осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющих общность их исторических судеб;
-осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
-
Гармонично развитые социальные чувства и качества:
-патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
-гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Программа реализуется в учебниках по географии для 5-9 классов линии «Полярная звезда», издательства «Просвещение» под редакцией А. И. Алексеева, В.В. Николиной, Е.К. Липкиной, так как дает возможность использования процессуального компонента обучения, т.е. организацию деятельности учащихся.
В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся, при одновременном сохранении коррекционной направленности в обучении, реализуемой через допустимые изменения структурирования содержания, специфические методы, приемы работы. Специфика образовательного процесса отражена в Программе развития школы на 2013-2017 гг. «Школа для каждого», цель которой - создание условий реализации прав каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья на получение доступного и качественного образования в соответствии с его потребностями и возможностями, а основными задачами программы является:
1.Повышение качества обучения на основе использования современных образовательных технологий.
2. Оснащение материально-технической базы организации в соответствии с современными требованиями.
3. Повышение квалификации педагогов для работы в современных условиях.
4. Формирование жизненной компетенции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
5. Обеспечение комплексной безопасности организации.
6. Создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
В преподавании географии в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, наряду с традиционными формами и методами обучения целесообразно использовать и специфические методы обучения. Овладение педагогом специфическими методами обучения позволяет решать специфические задачи по преодолению речевого недоразвития учащихся, формированию их речи как средства общения и орудия мышления. Решение задач речевого развития слабослышащих учащихся должно пронизывать всю учебно-воспитательную работу. Специфические методы основываются на использовании предметно-практической деятельности в учебном процессе. Для слабослышащих детей основными источниками знаний являются наблюдения и личный опыт, приобретаемый через предметно-практическую и трудовую деятельность.
В данной программе предусмотрено снижение нагрузки на память учащихся, уменьшение количества географических терминов и понятий.
Программа предусматривает использование современных педагогических технологий в обучении школьников с нарушенным слухом географии, включая компьютерные технологии по предмету.
2. Общая характеристика учебного предмета «География»
Школьная география в соответствии с ФГОС отнесена к общественно-научным предметам, «при изучении которых задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной». Изучение ее должно обеспечить в первую очередь формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы школьников. Поэтому важен ценностный и эмоциональный компонент личностного результата.
Курс географии в 5 классе - первый систематический курс, формирующий у обучающихся общие элементарные пространственные представления, способы действий и опыт эмоционально-ценностной деятельности, оказывающий влияние на формирование географической культуры учащихся как части общей культуры человека. Содержание этого курса дает первоначальные представления о природе Земли, основных этапах ее географического освоения. Важнейшей целью курса является организация деятельности обучающихся по усвоению его содержания, реализацию личностного, системно-деятельностного подходов в обучении, формирование ценностных ориентаций, познавательного интереса к географии, навыков применения географических знаний в повседневной жизни.
3. Описание места учебного предмета в базисном учебном (образовательном) плане
Примерный учебный план образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательную программу основного общего образования, подготовленный в процессе разработки примерной образовательной программы основного общего образования, предусматривает изучение учебного предмета "География" с 5 класса в объеме не менее 1 ч в неделю (34 часа в год)
4. Требования к результатам обучения и освоения содержания учебного предмета «География»
Личностные результаты «Я и природа», «Я и общество», «Я и познание», которые позволяют ребенку ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, выполнять различные социальны роли («гражданин», «ученик», «одноклассник» и т.д.) и решать проблемы, связанные с выполнением определенной социальной роли, с конкретными жизненными ситуациями, выбирать и реализовывать способы поведения, адекватные этим ситуациям.
Метапредметные результаты изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД отражают способность обучающегося организовывать учебно-познавательную деятельность.
-
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
-
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
-
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
-
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
-
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД представляют собой систему способов познания окружающего мира, а также совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
-
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
-
Выявлять причины и следствия простых явлений.
-
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
-
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
-
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
-
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Коммуникативные УУД позволяют самостоятельно организовывать речевую деятельность, использовать правила общения в различных учебных и внеучебных ситуациях.
-
Выстраивать высказывания в устной и письменной формах;
-
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
-
в дискуссии уметь вы двинуть аргументы и контраргументы;
-
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
-
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций
Предметные результаты
Обучающиеся должны знать (понимать):
-
Форму и размеры Земли, следствия вращения Земли;
-
Полюса, экватор
-
Части Литосферы. Рельеф
-
Виды полезных ископаемых
-
Материки и океаны Земли
-
Географические объекты, предусмотренные программой
-
Маршруты географических исследований и путешествий
Обучающиеся должны уметь:
-
Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;
-
Использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни;
-
Находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
-
Описывать по картам взаимное расположение географических объектов;
-
Объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
-
Приводить примеры географических объектов;
-
Проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;
-
Различать и сравнивать изученные географических объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы материков и океанов и населения Земли;
-
Составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
-
Формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).
5. Содержание учебного предмета «География» в 5 классе
Зачем нам нужна география - 1 ч.
Раздел 1. Источники географической информации (18 часов)
Развитие географических знаний о Земле. (3 часа).
Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Планета Земля (3 часа).
Земля - планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
План и карта (11 часов).
Глобус (1 час). Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности (5 часов). Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта - особый источник информации (5 часов). Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт. Защита проекта «Мои путешествия в расстояниях»
Раздел 2. Человек на Земле (3 часа).
Заселение человеком Земли. Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города. Защита проекта «Мои путешествия в расстояниях»
Раздел 3.Литосфера - твердая оболочка Земли (12 часов).
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте. Человек и литосфера.Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа. Обобщающее повторение по теме «Литосфера - твердая оболочка Земли». Защита проекта «Кладовая земли Нижневартовска).
6. Тематическое планирование
Раздел
Тема
Количество часов
Зачем нам нужна география
1
Раздел 1. Источники географической информации (18 часов)
Развитие географических знаний о Земле.
3
Планета Земля
3
План и карта
11
Раздел 2. Человек на Земле (2 часа)
Как люди заселяли Землю.
Расы и народы.
Защита проекта «Мои путешествия в расстояниях»
2
1
Раздел 3. Литосфера-твердая оболочка Земли (12 часов)
Земная кора
2
Горные породы
3
Движение земной коры
2
Рельеф
3
Литосфера и человек. Защита проекта «Кладовая земли Нижневартовска»
1
Контрольные работы
2
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения в 5 А классе
Учебно-методическое обеспечение
Программа
Примерные программы по учебным предметам. География. 5 - 9 классы: - М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
Адаптированная программа География 5-9 классы В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина (2011г.)
Базовый учебник
География 5 - 6 классы: учебник для общеобразовательных организаций А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др. ; М.: Просвещение, 2015г.Предметная линия учебников «Полярная звезда»
Учебно-методические пособия
1. Беловолова Е.А. Формирование универсальных учебных действий. Методическое пособие. География 5-9 классы.-М.:»Вента-Граф», 2015г.
2.Учебно-методическое пособие Рабочие программы География 5-9 классы ФГОС. Составитель С.В. Курчина: М.: Дрофа, 2015г.
Материально-техническое обеспечение
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Примечание
1. Интерактивная доска
2. Ноутбуки
3. Документ-камера
4. Проектор
1
8
1
1
1 ноутбук для учителя, 7 -для обучающихся
Видеофильмы
Электронные образовательные ресурсы(СD-ROM)
Ресурсы Интернета
1.Образовательная коллекция.География 6-10 классы: фото, интерактивные карты, видеофрагменты.
1.Электронная версия газеты "География"издательского дома "Первое сентября" и сайт для учителей географии "Я иду на урок географии" с методическими материаламиgeo.1september.ru/
2. Полезные сайты для учителей географии («Каталог статей») и другаяинтереснаяинформацияgeografija.ucoz.ru/publ/poleznye_sajty_dlja_uchitelja_geografii/1-1-0-1
3. Географический on-line справочник "Страны мира". Сведения по всем странам мира. Физическая карта. Справочные данные. Часовые пояса geo.historic.ru/
4. География.ру - клуб путешествий. Путешествия по всему миру, географическое общество, экзотические страны мира, увлекательные путешествия, интересные рассказы, фотоальбомы и др. geografia.ru/new.html
5. География - экзамены, ЕГЭ 2013, ГИА, абитуриентам, билеты, ответы, тесты. alleng.ru/edu/geogr2.htm
6.Каталог сайтов учителей географии geokugut.ucoz.ru/dir/sajty_uchitelej_geografii/12
7. Методические рекомендации для учителя географии в школе uroki.net/
8. Сеть творческих учителей / Сообществоучителей географии
itn.ru/communities.aspx?cat_no=3436&tmpl=com
2. Образовательная коллекция. Начальный курс 6 класс: учебный материал, тесты, практика, справочник.
3.Библиотека электронных наглядных пособий. Природоведение 5 класс
4.Уроки Кирилла и Мефодия 6-10 класс
12.Интерактивные карты:
5-6 класс: Введение в географию. Начальный курс.
Информационно-коммуникативные средства
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета «География»
Личностным результатом обучения географии в основной школе является:
- формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
- обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
- ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества.
Метапредметными результатами изучения курса "География" является формирование
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
-Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
- Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
- Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
- Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Познавательные УУД
-формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
Коммуникативные УУД
-Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
- В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
- Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Система оценки достижения планируемых результатов
-
Критерии оценки тестовых работ
Тестовые работы оцениваются по пятибалльной системе в соответствии с интервалом процентов выполненных заданий:
от 91 % до 100 % - отметка «5» от 80 % до 90 % - отметка «4» от 50 % до 79 % - отметка «3» от 10 % до 49 % - отметка «2» от 0 % до 10 % - отметка «1»
В тестовых работах, состоящих из 10 заданий, отметка «5» выставляется при отсутствии ошибок, т.е. 100 % правильных ответов.
2. Критерии оценки устного ответа
Отметка»5»
Ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей; правильное использование карты и другихисточников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительныесведения о важнейших географических событиях современности.
Отметка «4»
Ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности визложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые подополнительным вопросам учителя.
Отметка «3»
Ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но не чётко определяет понятия изакономерности; затрудняется с самостоятельным объяснением взаимосвязей, непоследовательноизлагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.
Отметка «2»
Ответ неправильный, не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работатьс картой.
Отметка «1»
Ответ отсутствует.
3. Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ.
Отметка «5».
Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно; подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме
Отметка «4».
Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).
Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3».
Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.
Отметка «2».
Выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.
Календарно-тематическое планирование по географии для 5А класса
№
Коли-чество
часов
Дата
Тема урока
Виды деятельности
Планируемые результаты
Речевой материал
По плану
Факти-чески
Зачем нам нужна география(1 ч)
1. (1)
1
02.09
02.09
Зачем нам нужна география
Установление основных приемов работы с учебником.
Предметные:умение пользоваться учебником, определять роль географии в жизни человека.
Личностные:формирование «стартовой» мотивации к обучению.
Познавательные: умение искать и выделять информацию из учебника.
Регулятивные:умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: умение ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.
География-землеописание
Эратосфен
Раздел 1. Источники географической информации (18 часов)
2.
2.
(2)
1
09.09
09.09
Как люди открывали Землю
Чтение и составление таблицы параграфа учебника; ответы на вопросы
Предметные:Знать вклад и вклад величайших ученых и путешественников в развитие гео. науки.
Личностные:желание усваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действий, операций, действие по плану.
Познавательные: понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме, использование знаково-символических средств для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников
Назвать имена путешественников
Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды
Васко да Гама, ФернанМагеллан,М.П..Лазарев, Ф.Ф Беллинсгаузен
3
(3)
1
16.09
16.09
Открытие материков
Чтение и анализ карт атласа.
Самостоятельная подготовка презентации по теме «Десять великих путешественников»
Предметные: Выявление изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий.
Личностные: желание усваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе;
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действий, операций, действие по плану.
Познавательные: понимание информации, представленной в знаково-символических средств.
Коммуникативные: построение небольших монологических высказываний о совместной деятельности в парах.
Какие материки вам известны?
Евразия, Африка, Антарктида, Северная и Южная Америка,
Австралия
4
(4)
1
23.09
23.09
География сегодня. Источники географической информации.
Определение значения гео. знаний в современной жизни, главные задачи современной географии. Выявлять методы географической науки
Предметные: знание источников географической информации;
Личностные: осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; Познавательные: понимание информации, представленной взнаково-символических средств для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: осуществление совместной деятельности в парах
Карты, космические снимки, поисковые системы
Планета Земля (3 часа)
5
(5)
1
30.09
30.09
Мы во Вселенной
Рассматривают Систему мира по Николаю Копернику.
Сравнивают с современной Солнечной системой
Создают картину Вселенной
Предметные: знание строения Солнечной системы. Строение нашей планеты.
Личностные: участие в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действий, операций, действие по плану.
Познавательные: понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме, использование знаково-символических средств для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач
Николай Коперник
Солнечная система
Что такое Млечный путь?
Галактика, части света
Что сегодня вы узнали нового?
6
(6)
1
07.10.
Движения Земли
Сравнивают движение Земли вокруг оси и Солнца.
Предметные: понимание следствий движения вокруг оси и Солнца.
Личностные:формирование навыков исследования, проектирования.
Регулятивные: умение оценивать и формулировать то, что уже освоено.
Познавательные: умение выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные: умение моделировать явления природы, прогнозировать последствия
Что тебя заинтересовало?
Осевое движение, орбитальное движение
7
(7)
1
14.10
Солнечный свет на Земле
Выявление закономерности распределения света и тепла на Земле. Моделируют изменение угла падения Солнца
Предметные: знание главного закона зональности - уменьшение света и тепла от экватора к полюсам
Личностные: формирование навыков исследования, проектирования.
Регулятивные: умение оценивать и формулировать то, что уже освоено.
Познавательные: умение выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные: умение моделировать явления природы, прогнозировать последствия
Как распределяется свет и тепло на поверхности
Земли?
Смена дня и ночи, смена сезонов.
Если бы Земля не вращалась?
План и карта (11 часов)
8
(8)
1
21.10
Ориентирование на местности. Компас
Овладение алгоритмом работы с компасом
Предметные: Ориентирование по компасу и местным признакам
Личностные: личностное значение умения ориентирования.
Познавательные: умение извлекать необходимую информацию из различных источников.
Регулятивные: Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализация коррекционной нормы: фиксирования собственных затруднений в деятельности.
Коммуникативные: уметь организовывать практическую работу
Для чего необходимо учиться ориентироваться?
Компас, север, юг. Запад, восток, промежуточные стороны горизонта.
Мох на деревьях с северной стороны, а как определить юг?
9
(9)
1
28.10
Ориентирование на местности.
Сбор информации, применение изученного материала
Предметные: Ориентирование по компасу и местным признакам.
Личностные: личностное значение умения ориентирования
Познавательные: умение извлекать необходимую информацию из различных источников.
Регулятивные: уметь планировать алгоритм работы самостоятельно.
Коммуникативные: уметь взаимодействовать с одноклассниками, учителем.
2 четверть
10
(10)
1
18.11
Земная поверхность на плане
Анализирование плана и сообщение об условных знаках плана
Предметные: знание об изображении земной поверхности на плане
Личностные: формирование познавательного интереса окружающему миру.
Познавательные: умение искать и выделять необходимую информацию, синтезировать полученную информацию для составления ответа.
Регулятивные : умение планировать алгоритм ответа и работать самостоятельно.
Коммуникативные:формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников
Где в своей жизни вы уже видели план?
11
(11)
1
25.11
Земная поверхность на карте. Условные знаки.
Анализирование условных знаков.
Зарисовка легенды карты
Предметные: знание об изображении земной поверхности на картах
Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действий, операций, действие по плану.
Познавательные: осознание познавательной задачи, чтение карт
Коммуникативные: умение задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;.
Почему условные знаки нужно рисовать только как на плане или карте?
12
(12)
1
02.12
Практическая работа №1
«Сравнение плана и карты»
Отработка знания условных знаков плана. Работа в парах. Выполнение сравнительного анализа плана и карты
Предметные: умение определять черты сходства и различия плана и карты,
Личностные:личностное значение карт и планов
Регулятивные: умение осознавать усвоенный материал, качество и уровень усвоения.
Познавательные: умение искать и выделять необходимую информацию в предложенных источниках
Коммуникативные: умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Когда лучше рисовать план, а когда карту?
В каких профессиях используют планы?
13
(13)
1
09.12
Составление простого плана.
Коллективная работа
Отработка знания условных знаковплана.
Предметные: усвоение условных знаков плана
Личностные: проявление желания осваивать новые виды деятельности, участие в творческом, созидательном процессе; понимание значимости плана для себя и людей в целом
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действий, операций, действия по плану.
Познавательные: осознание познавательной задачи, самостоятельное нахождение информации в материалах учебника, картах атласа.
Коммуникативные: формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников
Составьте план пришкольного участка
Используем масштаб, чтобы уменьшить местность
Измеряем рулеткой
Отмечаем стороны горизонта
14
(14)
1
16.12
Географическая карта.
Р.К*Карта города Нижневартовска
Овладение навыком самостоятельной работы, беседы по вопросам, работы в парах по изучению карт и Дубль ГИС Нижневартовск
Предметные: овладение алгоритмом работы с географическими картами
Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действий, операций, действия по плану.
Познавательные: понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме, использование знаково-символических средств для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: умение задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
В каких профессиях используют карты
План города, дубль ГИС
15
(15)
1
23.12
Контрольная работа за 1 полугодие по теме «Движение Земли. Земная поверхность на плане»
Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализация коррекционной нормы
Выполнение теста
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи;
Познавательные:умение логически мыслить, классифицировать, обобщать
Коммуникативные:формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников
Яне понял вопрос теста..
Мне все понятно
16
(16)
1
30.12
Градусная сетка
Практическая работа №2 «Градусная сетка»
Нахождение сетки на картах, нахождение меридианов и параллелей, 0 меридиана
Предметные: овладение знаниями о градусной сетке карты -как основе ориентирования по карте, знание алгоритма работы с контурными картами.
Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участие в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планированиенеобходимых действий, операций в рабочих тетрадях
Познавательные: понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме, использование знаково-символических средств для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: осуществление совместной деятельности в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Понятие
географическая карта, меридианы, параллели, градусная сетка, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.
2 полугодие
3 четверть
17
(17)
1
21.01
Географические координаты. Широта.
Отработка навыка определения географических координат.
Предметные: понимание географической широты и долготы - как ориентира на картах
Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности; желание
приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи;
Познавательные: осознание познавательной задачи, чтение и слушание, извлечение нужной информации, а также самостоятельное нахождение ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.
Коммуникативные: построение небольших монологических высказываний, осуществление совместной деятельности в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Для чего нужна градусная сетка на картах?
Предположите ситуацию, в море у корабля отказал двигатель, какие действия должен выполнить капитан?
Северная и южная широта
Западная и восточная долгота
18
(1)
1
28.01
Географические координаты. Долгота.
Практическая работа 3 «Координаты»
Отработка навыка определения географических координат.
Человек на Земле (3 часа)
19
(2)
1
03.02.
Как люди заселяли Землю?
Работа по предложенной презентации, выбор неверных утверждений и фактов о населении Земли
Предметные: формирование знаний о
Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию.
Регулятивные:применение метода информационного поиска
Познавательные:умение узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умение работать по алгоритму).
Коммуникативные: осуществление деятельности с учетом конкретных учебных задач
Рост населения, новые источники существования.
20
(3)
1
10.02
Расы и народы.
Страны.
Сравнение стран по вопросам и плану.
Предметные: формирование первоначальных знаний о народах и странах
Личностные: формирование уважительного отношения к народам разных рас.
Познавательные: умение извлекать необходимую информацию из различных источников.
Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа и работать самостоятельно.
Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, выступать перед аудиторией
- европеоидная раса, монголоидная, негроидная, австралоидная
Страны и народы
Российская Федерация
21
(4)
1
17.02
Защита проекта «Мои путешествия в расстояниях»
Выступление перед аудиторией
Познавательные: умение извлекать необходимую информацию из различных источников.
Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, выступать перед аудиторией
Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа, умение организовывать свою работу
Мне было интересно слушать.
Я узнал новое..
Раздел 3. Литосфера-твердая оболочка Земли (12 часов)
22
(5)
1
24.02
Внутреннее строение земли
Отработка навыка использования рисунка, схем как источника информации
Предметные: знание внутреннего строения Земли
Личностные: освоение новых видов деятельности, участие в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Регулятивные: формирование навыков самоконтроля, выполнение учебных действий.
Познавательные: умение конструировать осознанное и произвольное сообщение в устной форме.
Коммуникативные: умение читать вслух, комментировать прочитанное.
Что внутри Земли
Ядро, Мантия, магма, земная кора,
23
(6)
1
02.03
Земная кора. Литосфера.
Сбор информации, ( с учебника, презентации) применение изученного материала
Ответы на вопросы
Предметные: знание состава и нахождения земной коры, использование человеком
Личностные: овладение
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действий, операций, действия по плану.
Познавательные: понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме, использование знаково-символических средств для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы
Внутри Земли тепло или холодно?
Из чего состоит Ядро, мантия?
Можно ли подержать в руках магму?
24
(7)
1
09.03
Горные породы
Овладение навыками исследования, сравнение, классификация описание горных пород
Предметные: формирование представления о классификации горных пород по происхождению
Личностные: овладение методами познания(сравнение, классификации, опыт)
Регулятивные: формирование навыков самоконтроля, выполнения учебных действий.
Познавательные: конструирование осознанного и произвольного сообщения в устной форме.
Коммуникативные: умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы
Какая горная порода есть у нас на пришкольном участке?
25
(8)
1
16.03
Полезные ископаемые
Овладение навыками исследования, сравнение, классификация описание горных пород
Предметные: обобщение и систематизация полученных знаний, закрепление умений и навыков.
Личностные: формирование познавательного интереса к творчеству писателей , оценочного отношения к содержанию произведений, поступков персонажей.
Познавательные: умение искать и выделять необходимую информацию, синтезировать полученную информацию для составления ответа.
Регулятивные: умение планировать алгоритм ответа и работать самостоятельно.
Коммуникативные УУД: умение строить монологическое высказывание.
Какую пользу приносят полезные ископаемые?
Нефть, уголь, газ, железная руда
26
(9)
1
24.03
Практическая работа 4 «Полезные ископаемые»
Р.К
Овладение навыками исследования, сравнение, классификация описание горных пород
Предметные: знание сведений о детстве и детских впечатлениях поэта, о влиянии на него сказок няни; умение выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэта к няне, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы
Личностные: формирование уважения к культурному наследию нашей Родины.
Регулятивные: формирование рефлексии - самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности.
Познавательные: умение объяснять особенности стихотворной речи, слышать ритм стихотворного текста.Коммуникативные: умение обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение.
Я сегодня узнал новое
Мне хотелось бы найти полезное ископаемое….
4 четверть
27
(10)
1
06.04
Защита проекта «Кладовая земли Нижневартовска»
Рассказ о своем проекте
Предметные: знание о лицейских и детских годах жизни писателя, поэтических средств художественной выразительности, содержания поэмы «Руслан и Людмила», умение определять роль пролога в поэме и понимать идею произведения.
Личностные: формирование познавательного интереса.
Регулятивные: умение выделять то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
Познавательные: умение объяснять особенности стихотворной речи, слышать ритм стихотворной речи.
Коммуникативные: умение обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение.
Кладовая-клад, очень ценное, полезное
Нефть, газ, пластик, резина, бензин
28
(11)
1
13.04
Движение земной коры
Обсуждение видеофрагмента
Оформление в тетради правил поведения во время землетрясения
Зарисовка типов движения коры
Предметные: знание причин движения и правил поведения при землетрясениях
Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действий, операций, действия по плану.
Познавательные: понимание информации, представленной в видеосюжете, схемах и рисунках
Коммуникативные: построение небольших монологических высказываний, осуществление совместной деятельности в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач
- Какие движения земной коры вам известны?
землетрясение
29
(12)
20.04
Вулканы.
Самостоятельные выводы после просмотра видеосюжета.
Оформление строения вулкана (моделирование вулкана, рисунок по выбору обучающегося )
Предметные:
Личностные: формирование познавательного интереса, навыков сопоставления.
Регулятивные: формирование ситуации саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е формирование операционального опыта.
Познавательные: умение производить поиск и выделение необходимой информации, составлять характеристику сказочного героя, давать характеристику его поступкам.Коммуникативные: умение сотрудничать в коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы.
Вкаких районах России имеются вулканы?
Ключевская Сопка
30
(13)
1
27.04
Рельеф Земли. Равнины
Р.К.
Самостоятельная работа,
Находят на карте равнины и горы
Предметные: знание крупных равнин мира, равнины, на которой расположен город
Личностные:положительное отношение к учению, познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: умение искать и выделять необходимую информацию, синтезировать полученную информацию для составления ответа.
Регулятивные: умение планировать алгоритм ответа и работать самостоятельно.
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание.
Найдите и назовите равнины, расположенные на материках
Русская, Амазонская, Западно-Сибирская
31
(14)
1
04.05
Рельеф Земли. Горы.
Практическая работа 5 «Рельеф Земли»
Самостоятельная работа над выбором маршрута и описания объекта по плану.
Предметные: знание номенклатуры гор, причину формирования гор
Личностные:положительное отношение к учению, познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: умение искать и выделять необходимую информацию, синтезировать полученную информацию для составления ответа.
Регулятивные: умение планировать алгоритм ответа и работать самостоятельно.
Коммуникативные: умение работать в парах
Найдите и назовите горы, расположенные на материках
Гималаи, Кордильеры,
32
(15)
1
11.05
Контрольная работа за год на тему «План и карта. Литосфера. Расы и народы»»
Выполняют тест теста
Предметные:
Личностные: формирование уважительного отношения к народам.
Познавательные: умение самостоятельно пользоваться картами атласа.
Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа и работать самостоятельно.
Какое задание не совсем понятно?
Мне было трудно (непонятно)
- Я затруднялся…
- Тест не вызвал у меня затруднений
33
(16)
1
18.05
Практическая работа «Туристический маршрут»
Р.К.
Обозначают на контурных картах туристического маршрута от Нижневартовска до (выбор обучающихся)
Обоснование своего выбора
Предметные: знание объектов и информации о них,
Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию.
Регулятивные:планировать сою работу.
Познавательные: умение объяснять свой выбор.исходя из имеющейся информации.Коммуникативные: умение обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение по проблеме урока
Почему вы выбрали именно такой маршрут?
Что известно вам о выбранном объекте
34
(17)
1
25.05
Литосфера и человек.
Оформляют таблицы в тетрадь о положительном и отрицательном влиянии литосферы на человека и наоборот
после просмотра презентации
Предметные: формирование представлении о взаимосвязи литосферы и человека
Личностные: личностное отношение к литосфере.
Регулятивные:планировать сою работу по заполнению таблицы
Познавательные: умение работать с информацией учебника и презентацииКоммуникативные: умение обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение по проблеме урока.
Что значит литосфера для человека?
Как человек влияет на литосферу?
Оценочные итоговые практические работы для 5А класса
№
Темы итоговой практической работы
1 полугодие
1
Практическая работа 1 «Сравнение плана и карты»
2
Практическая работа 2 « «Градусная сетка»
2 полугодие
3
Практическая работа 3 «Координаты»
4
Практическая работа 4 «Полезные ископаемые»
5
Практическая работа 5 «Рельеф Земли»
Контрольно-измерительные материалы для 5А класса
№
Проверочные тесты и контрольные работы
1 полугодие
1
Солнечная система.
2
План и карта.
Контрольная работа за 1 полугодие по теме «Движения Земли. Земная поверхность»
2 полугодие
3
Градусная сеть. Координаты.
4
Литосфера. Земная кора.
5
Рельеф.
Контрольная работа за год на тему «План и карта. Литосфера. Расы и народы»»