Урок географии по теме Мировые природные ресурсы, биоадекватная методика, 10 класс

Используются элементы биоадекватной методики. Ноосферное образование, REAL - методика. Биоадекватный урок строится чередованием активной и релаксационной формы восприятия и усвоения учебной информации.Активная форма предполагает следующие виды работ:1) дискуссия по проблематике изучаемых вопросов;2) обмен личным опытом участников занятия о восприятии смыслового пространства изучаемых вопросов;3) устный и письменный опрос по изучаемому материалу;4) выступления с докладами;5) деловые игры.Релаксац...
Раздел География
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель: Хижняк О.Л. 10 класс ГЕОГРАФИЯ


ТЕМА УРОКА Мировые природные ресурсы


Цели урока
Дать понятие «географическая среда», «рациональное природопользование» «природные ресурсы», «рекреационные ресурсы».
Сформировать представ­ление об основной классификации природных ресурсов.
Выявить особенности современного этапа взаимодействия природы и общества.
Развивать воображение детей.

Воспитывать чувство бережного отношения к природе;



Задачи урока:

  1. Образовательная мотивация: повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала через формирование умений мыслить образами.

  2. Информационная грамотность: развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности - ориентация на целостное мышление.

  3. Социальная компетентность: формирование коммуникативных навыков.

  4. Здоровьесберегающая: использование приёмов и методов, характерных для «левополушарного», «правополушарного» и целостного восприятия и осознания информации; привлечение различных органов чувств к восприятию информации.

Тип урока: изучение нового материала

Вводный урок по теме с использованием методов и приемов биоадекватной технологии.

Учащиеся должны знать виды природных ресурсов по принадлежности к компонентам природы, классификацию по степени возобновления;

закономерности размещения природных ресурсов мира;

современные проблемы использования ресурсов мира.



Учащиеся должны уметь сравнивать ресурсообеспеченность различными видами природных ресурсов;

анализировать статистические и картографические материалы с целью определения закономерностей размещения природных ресурсов.



Основные понятия «географическая среда», «природные ресурсы», «рациональное природопользование», «рекреационные ресурсы».



Оборудование презентация «Природные ресурсы мира», учебник, атлас, раздаточный материал опорные схемы.







ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Я приветствую вас, дорогие дети и желаю вам хорошего настроения. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. У нас прекрасное настроение и огромное желание учиться, познавать новое.

II Мотивация учебной деятельности.

Определение темы и цели урока (фаза активности)

1.«Пирами́да потре́бностей» А. Маслоу

Потребности Абрахам Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании - физиология (утоление голода, жажды, тепло, воздух, кров и т. п.). Ступенью выше потребность в безопасности, социальные потребности.

2.Физиологические потребности.

Но по теории А. Маслоу первоочередными являются физиологические потребности: воздух, вода, пища, кров и т.д.

- С помощью чего человек реализует физиологические потребности?

(природных ресурсов)

- Вот этим важным элементам окружающей среды и посвящена тема нашего урока «МИРОВЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ».

Запишите тему урока в тетрадь.

3.Познавательные потребности.

На наивысшую ступень в иерархии потребностей Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Сегодня мы постараемся раскрыть ваши познавательные потребности. Для того, чтобы определить для себя цели на этот урок вставьте в пропуски глаголы так, чтобы получилась полноценная фраза.

Начните свой ответ со слов «Я смогу …

Запомнить понятия «географическая среда», «природные ресурсы», «рациональное природопользование», «рекреационные ресурсы».

Научиться классифицировать ресурсы по степени возобновления;

Определить закономерности размещения природных ресурсов мира;

Сформулировать современные проблемы использования ресурсов мира.

Классифицировать виды природных ресурсов по принадлежности к компонентам природы;

Сравнить ресурсообеспеченность различными видами природных ресурсов;

Анализировать статистические и картографические материалы.





III. Актуализация опорных знаний. (Учебная релаксация).

Формирование учебного мыслеобраза по теме, ассоциативное восприятие материала.


1. Значение слова Ресурс по Ожегову: Ресурс - Запасы, источники чего-нибудь.

- Вспомните, что означает понятие «трудовые ресурсы»?


2. - Изобразите с помощью небольшого рисунка, знака понятие «природные ресурсы». Напишите не менее 5 понятий, которые ассоциируются у вас с этими словами.

Вспомните, что мы называем природными ресурсами. (Компоненты и силы природы, используемые в хозяйстве).

Какие виды природных ресурсов вы знаете?

3. Классификацию природных ресурсов по принадлежности к компонентам природы.

-Назовите компоненты природы.

- Существует классификация природных ресурсов по принадлежности к компонентам природы. Заполните таблицу, установив соответствие между компонентами природы и природными ресурсами.

  • Компоненты природы Природные ресурсы


горные породы Климатические

климат Биологические

вода Лесные

растительность Минеральные

почвы Земельные

животный мир Водные


Ответы учащихся.



IV. Изучение нового материала (фаза активности)

1. Классификация ресурсов по исчерпаемости


Потребности общества безграничны, а ресурсы, необходимые для их удовлетворения, - ограничены.

Природные ресурсы

▼ ▼

исчерпаемые неисчерпаемые

▼ ▼

невозобновляемые возобновляемые


П

о характеру возобновления различают исчерпаемые (запасы ограничены) и неисчерпаемые (количественно неограничены) природные ресурсы.

Исчерпываемые бывают возобновляемые и невозобновляемые.

2.Формирование понятия «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА»

  1. Задание «Пазл». Работа в группах

Задание: Составить определение из фраз:

Географической средой называется

та часть земной природы,

с которой человеческое общество

непосредственно взаимодействует

в своей жизни

и производственной деятельности

на данном этапе исторического развития.


2)Работа с текстом учебника ст.30

Задание: сравните ваше определение и определение в учебнике.


Географической средой называется та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития.




3.Минеральные ресурсы.

1)- Назовите известные вам минеральные ресурсы (полезные ископаемые)


- Сегодня используются свыше 200 видов минерального сырья;

2) Создание поисково-исследовательской ситуации.

Учащиеся решают задачи по вариантам (рядам)

1 вариант: ЗАДАЧА. Расчитайте, сколько добывается минерального сырья на 1 жителя Земли. 350:7 - 50 тонн в год.

Анализ ответа.


2 вариант Работа с текстом учебника ст.33, рис2.4

Объем минерального сырья, которое извлекается из недр Земли.

Задание: сравните как изменился объем добычи за последний период


Анализ.

  1. - 120 млрд.т., 2005 - 350 млрд.т.: увеличился за 25 лет в 3 раза)


.

3.Сложно представить, что всего лишь за год из надр Земли извлекается такое количество полезных ископаемых, что можно было заполнить железнодорожный состав, в 50 раз длиннее земного экватора - 350 млрд.т.

НО! 95% минерального сырья идут в отвалы и только 5% реально используется.


Можно ли такое «природопользование» назвать «рациональным»? Почему?


Запись в опорную схему примеров рационального и нерационального природопользования.


Водные ресурсы и ресурсы Мирового океана. (Релаксация). Создание комфортной зоны мышления у учащихся

Формирование учебного мыслеобраза.

Займите удобное положение, почувствуйте свой ритм дыхания. Ощутите, как мышцы лица становятся мягкими, расслабленными. Почувствуйте, как приятная волна расслабления охватывает вашу шею, плечи, руки, тело, ноги. Поселите спокойствие и равновесие в вашем теле.

Найдите тропинку, отправляйтесь по ней к чудесному источнику. Посмотрите, как вода сверкает в лучах солнца, послушайте её плеск в окружающей тишине. Подойдите к источнику, позвольте воде омыть вас. Вообразите, что она способна протекать сквозь каждую клеточку, освобождая вас от разочарований, огорчений, обид, которые неизбежно накапливается день за днём. Ощутите, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия - вашей энергией. Поблагодарите источник, и пусть он станет символом водных ресурсов суши. Вообразите, что вы берёте в руки капельки воды, сверкающие радугой в лучах Солнца.

Рассмотрите первую капельку: её цвет, размер. Какова она на ощупь? Почувствуйте вкус. В ней для вас информация: «ресурсы пресной воды лишь 3% от общего объема гидросферы. Но большая часть пресной воды находится в ледниках и многолетних снегах Антарктиды, Арктики, горных ледниках». Рассмотрите капельку, она вам расскажет о огромной силе, которую имеют реки -энергетический потенциал. Но человек использует его лишь на 30%.

Представьте себя на берегу океана, олицетворяющего жизнь в ее многообразии, постоянной текучести, изменчивости... Какие краски окружают вас? Какие звуки вы слышите?

Ощутите запах океана... Вдохните свежего морского воздуха. Чувствуете прилив бодрости и сил? Измените что-нибудь вокруг, если вам хочется. Поблагодарите океан, пошлите ему свою любовь...

Вторая капля воды (рассмотрите её) расскажет вам о составе ресурсов Мирового океана: представьте эту каплю соленой морской воды, эту «живую руду», которая содержит в себе 80 химических элементов;

Минеральные ресурсы Мирового океана, по своему потенциалу, сравнимы с ресурсами суши.

Энергетические: в отдельных районах приливы достигают 15 метров; а течения - огромные реки в океане - их сила безгранична.

А вот и жители, обитающие в огромных просторах и глубинах океана.

2) Выход из релаксации. А теперь, мысленно единым взором, окиньте берег океана, лагуну, охватите все образы, которые вы видели и информацию на них:

океан - символ жизни, ее многообразия, текучести, изменчивости

А нам пора возвращаться. Почувствуйте, как ваши ноги, тело наливаются силой... Подвигайте ладонями, плечами. Поверните голову влево, вправо. Улыбнитесь, открывайте глаза и медленно возвращайтесь в класс.

3). Закрепление (фаза активности).

Переработка (осмысление) информации.

Как прошло ваше путешествие?

Кто видел океан?

он был какой? опишите ваш океан... цвет, звуки, запахи...

вам удалось почувствовать свежий морской воздух?

какие ощущения при этом вы испытали?

символом чего стал для вас океан?

как океан реагировал на вашу благодарность, любовь?

Нарисуйте капли воды и все, что вы в них видели, так как это вам запомнилось.

Далее продолжается беседа, в ходе которой ребята вспоминают полученную в релаксации информацию и размещают ее на своем рисунке (идет структурирование информации).

Воссоздание образа-символа (мыслеобраза) на бумаге, индивидуальная работа.



4) Проверка усвоения нового материала. Повторение информации.

Дайте описание образа, послужившего у вас символом водных ресурсов.

- Как виделась информация? О чём вам рассказали капли воды?


Дополнение опорной схемы в тетради

- Как вам представились водные ресурсы?

- Что включают ресурсы Мирового океана?

Земельные, лесные, климатические ресурсы.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ

(учащиеся презентуют опережающее творческое задание)

5.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «НЕИСЧЕРПАЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ» (Учащиеся закрыли тетради и воспроизводят классификацию по памяти).

Показать с помощью рук классификацию ресурсов по степени возобновления: ИСЧЕРПАЕМЫЕ и НЕИСЧЕРПАЕМЫЕ

- как без слов можно показать то, что является безграничным, бесконечным?

- покажите знак бесконечности в математике: ∞

(сначала правой рукой, потом левой, обеими руками вместе - вправо, влево)

- изобразить ограниченные запасы (приподняли плечи, развели руки в стороны)

РЕСУРСЫ: минеральные, энергия Солнца, биологические, земельные, энергия ветра, энергия течений, энергия приливов.


7. « РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ»

- По каким характеристикам мы уже изучили природные ресурсы?

По принадлежности к компонентам природы и степени исчерпаемости.

-Следующая классификация по характеру использования.

  • Для промышленности:

  • Топливно-энергетические;

  • Металлургические;

  • Химическое и прочее сырьё.

  • Для сельского хозяйства:

  • Земельные;

  • Агроклиматические.

  • Для отдыха и туризма:

Первые 2 группы нам знакомы. Рассмотрим «Рекреационные ресурсы»


Рекреационные ресурсы - основа отдыха и туризма, используются для лечения.

2 направления: природный (морское побережье, берега рек, леса, парки, горные районы

Социально-экономические (культурные объекты, памятники истории, архитектуры)

Уч-ся чертят схему в тетради.

РЕЛАКСАЦИЯ

  • Сейчас мы будем путешествовать с вами во времени и пространстве, исследуя рекреационные ресурсы. Прошел ровно 1 месяц, как вы изучили природные ресурсы мира, уже конец декабря. Сегодня Новый год! В вашей комнате стоит огромная елка. Глубоко вдохните: пахнет хвоей и мандаринами. Вас окружают ваши близкие и любимые. Представьте ваш любимый уголок природы или какое либо другое место, где вы чувствуете себя спокойно, где вы счастливы, место вашего покоя. Это то место, где вы мечтаете встретить Новый год. Рекреационные ресурсы по характеру использования бывают

Оздоровительные (купально-пляжные, лесные массивы)

  • Лечебные (минеральные источники, лечебные грязи)

  • Спортивные (горнолыжные базы)

  • Познавательные (исторические, архитектурные и природные памятники

культурные объекты

А у вас наступают каникулы и есть возможность посетить 4 прекрасных места отдыха.

Представьте своё любимое место отдыха. Что вас там окружает? Какие предметы или объекты природы? Какие формы, цвета, звуки, запахи, движения наполняют пространство? Посмотрите на себя, как вы там выглядите? Какое у вас настроение?


Дополните это место всем тем, чего бы вам очень хотелось, чтобы вам было комфортно, гармонично в этом месте. Вдохните энергию любви вашего места покоя, пошлите ответную любовь. Почувствуйте себя отдохнувшим. Поблагодарите это место за то, что оно у вас есть и что вы всегда сможете побывать там, когда потребуется отдых.


Скоро пробьют куранты. Вы подходите к окну и любуетесь прекрасным видом. Запомните этот вид из окна. А теперь мы возвращаемся




2) а) Воссоздание образа-символа (мыслеобраза) на бумаге.

Нанесение на образ-символ Рекреационных ресурсов.


Визуализация «мечты»

Дорисуйте ваш образ объектами рекреационных ресурсов, располагая их по группам: рекреационно-лечебные (лечение мин.водами); р-оздоровительные (купально-пляжные местности);р-спортивные (горнолыжные базы);

р-познавательные (исторические памятники).







































Итог урока

Обратимся к цели нашего урока.

Какие понятия вы сегодня определили?

Есть ли возможность решить проблему ограниченных ресурсов и все более возрастающих потребностей Человека?

На какую ступень в пирамиде потребностей мы поднялись?


Рефлексия.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал… было интересно… было трудно…

я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу…

я почувствовал, что… я приобрел… я научился…

у меня получилось … я смог… я попробую…

меня удивило… урок дал мне для жизни

Синквейн

РЕСУРСЫ

растительные, животные

помогают, исчезают, восстанавливаются

чтобы жить - надо охранять

богатства



Оценивание


Домашнее задание. 1. Прочитать текст учебника ст.30-38.

  1. Опираясь на знания по физической, экономической и социальной географии своей области привести примеры рекреационных ресурсов.



3.Назвать сравнения природных ресурсов, метафоры:

Природные ресурсы - кладовая Земли

вода - кровь Земли

лесные ресурсы - дыхание Земли

земельные ресурсы - хлеб Земли










Географической средой называется

та часть земной природы,

с которой человеческое общество

непосредственно взаимодействует

в своей жизни

и производственной деятельности

на данном этапе исторического развития.




  1. Классификация ресурсов по принадлежности к компонентам природы

Компоненты природы Природные ресурсы

горные породы


климат

вода

растительность

почвы

животный мир




  1. Классификация ресурсов по исчерпаемости


Природные ресурсы

▼ ▼

исчерпаемые неисчерпаемые

▼ ▼

невозобновляемые возобновляемые

© 2010-2022