Конспект урока по теме Географическое положение Африки

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок географии в 7 классе.

Логвиновская Виктория Александровна, МБОУ СОШ №13, г. Симферополь, Республика Крым.

Тема урока: Африка: образ материка.

Географическое положение Африки.

Цель урока:

  • Составление плана географического положения материка и определить по плану географическое положение Африки;

  • Продолжить формирование умений работать с контурными картами

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях географического положения материка;

  • умение работать с разными источниками географической информации.

  • Картографическая грамотность

Метапредметные: формирование умений:

  • устанавливать причинно - следственные связи;

  • строить логические рассуждения и делать выводы;

  • Работать с текстом учебника и картами атласа;

  • Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

  • Оценивать достигнутые результаты;

  • Умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.

Личностные:

  • Формирование познавательного интереса к изучению материков.

Оборудование: физическая карта Африки, атлас, контурные карты, слайды, учебник: География 7 класс, А.И. Алексеев, В. В. Николина, Е.К. Липкина. - М.: Просвещение, 2015.

Тип урока: изучение нового материала.

Описание основных этапов урока.

Этап урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный

Приветствие детей, проверка подготовленности класса к уроку, фиксация отсутствующих в журнале. Доброжелательный настрой на урок.

Приветствуют учителя, контролируют свою готовность к уроку, рассаживаются на рабочие места.

II.Изучение нового материала.

Ребята! С этого урока мы отправляемся в увлекательное путешествие по материкам нашей планеты. А с какого материка мы начнем определим прямо сейчас. Предлагаю вам небольшой тест (приложение 1)

Какой материк остался невостребованным?

Итак, ребята, наше путешествие начинается с материка - Африка! И эпиграфом к нашему уроку станут строки из стихотворения Гумилева «Вступление»

Оглушённая рёвом и топотом,

Облечённая в пламя и дымы,

О тебе, моя Африка, шёпотом

В небесах говорят серафимы.

Про деянья свои и фантазии,

Про звериную душу послушай,

Ты, на дереве древнем Евразии

Исполинской висящая грушей

Как вы думаете, что хотел рассказать нам поэт своими строками об Африке?

А какой образ Африки возник у вас, что вы знаете о материке? Почему он так называется?

Учитель записывает основные сведения на доске в виде кластера.







Ребята! Представьте себя в роли путешественника. Прежде чем отправиться в путешествие вы бы узнали, есть ли там…(ученики заканчивают предложение учителя)



Молодцы, ребята! Вы только что перечислили некоторые пункты плана характеристики материка. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 254 и изучим, предложенный нам план изучения материка.

Так с чего же мы начнем свое путешествие?

Поэтому, тема нашего урока?



А что значит определить географическое положение? Найдите ответ на этот вопрос на с.94 учебника

А какова же цель нашего урока?

Давайте, определим её не в начале урока, а в конце нашего занятия. Для этого будьте внимательны в ходе урока.

Из предложенных учителем характеристик определяют, те, которые соответствуют определенному материку.

После выполнения задания учащиеся прикрепляют на настенную физическую карту полушарий карточки с названиями материков.

Африка!







Возможно, о крупных животных, обитающих в Африке, вулканах, о близости к материку Евразия и т. д.

Школьники перечисляют известные им сведения о материке: (река Нил - одна из самых длинных рек мира, Сахара - крупнейшая пустыня мира, самый жаркий материк, жираф - самое высокое животное, уникальные египетские пирамиды и т.д.)

О происхождении названия, возможен ответ учащихся - название произошло от народа «афри» (пещерные люди)



…Есть ли там горы, реки, озера. Какие растения и животные. Жарко там или холодно. Какие интересные страны на материке, и какие достопримечательности можно посмотреть и т.д.



Ребята открывают учебник и знакомятся с пунктами плана характеристики материка.

Ребята отвечают - с географического положения Африки.

Географическое положение Африки. (ребята открывают тетради и записывают тему урока)

Учащиеся находят определение в учебнике.

Ребята, заинтересованно, соглашаются.

1.Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Ребята! Нам прислал письмо неизвестный друг, который приглашает нас в гости. Давайте его прочтем. (письмо зачитывается учеником)







Но найдем ли мы Африку, если будем ориентироваться по письму друга?

Откройте атлас и найдите ошибки в тексте письма.

Ошибки мы исправили, а сможем ли мы составить план характеристики географического положения на основании исправленного текста приглашения?

Даю вам несколько минут на обдумывание

Учитель корректирует ответы учащихся.







А теперь поработаем в группах. Дайте характеристику географического положения Африки пользуясь инструкцией и картами атласа. (класс делится на 4 группы по рядам, каждая из групп должна выбрать себе задание, чтобы не получилось так, что все выберут одно из предложенных заданий по характеристике географического положения материка, учитель должен ненавязчиво и корректно посоветовать какое задание и какой группе нужно выбрать в зависимости от уровня подготовленности учеников, 4 группа получает более сложное задание. ) приложение 2,3,4,5



Ученик вскрывает конверт и зачитывает письмо перед классом.

«Дорогие друзья! Приезжайте к нам в гости в Африку. Найти нас легко. Африку пересекает экватор, поэтому она расположена в западном и восточном полушариях. С нами рядом расположена Австралия и остров Новая Гвинея. А еще у берегов Африки плещется Тихий океан. А самая южная точка материка называется мыс Рас - Хафун. Наш материк самый большой по площади!

Ребята работают с атласом и находят ошибки.



Ребята составляют план характеристики географического положения. Озвучивают пункты плана с записью в тетрадь.

  1. Положение материка по отношению к экватору, начальному меридиану, тропикам.

  2. Площадь материка, крайние точки и их координаты.

  3. Положение относительно других материков и океанов, островов, заливов, проливов.

Задания выполняются в тетради и контурной карте.

2.Первичное закрепление, применение знаний.

Учитель проверяет выполнение заданий, комментирует и корректирует ответы учеников.

Все элементы географического положения: крайние точки, океаны, моря, острова, заливы и проливы отмечаются на контурной карте. При этом проговариваются ребятами, правила оформления контурной карты.





Итак, давайте посмотрим, что у нас получилось! Ребята, прежде чем мы начнем заслушивать ответы групп, я хочу вас попросить, внимательно слушайте своих одноклассников, задавайте вопросы, исправляйте допущенные ошибки, и основные моменты ответа фиксируйте в своей рабочей тетради.













Теперь, совершим путешествие вокруг Африки.





Молодцы ребята! Справились с заданиями.





А теперь все вместе определим протяженность Африки в километрах.

Для этого вспомним величину 1 градуса меридианов и параллелей.



Протяженность в километрах с севера на юг по 20 меридиану будет не сложно вычислить. Как это сделать, подскажите.



Для того чтобы определить протяженность с запада на восток по Северному тропику, необходимо знать, что длина 1 градуса дуги по Северному тропику составляет 102,5 км.





Отдельные ученики характеризуют особенности географического положения, другие исправляют и дополняют их ответы, обязательно с показом элементом географического положение на настенной карте.

Для большей наглядности в крайних точках материка на карте полушарий укрепляются цветные кружки, которые позволяют выявить положение Африки во всех четырех полушариях.

При характеристике положения относительно островов заливов и проливов, ученики составляют географическую номенклатуру.

Ответ 1 группы: материк Африка пересекается экватором почти посередине и начальным меридианом на западе. Пересекается северным и южным тропиком. Экватор и начальный меридиан пересекаются в Гвинейском заливе.

Вывод: Африка располагается в Северном, Южном, Западном и Восточном полушариях. Большая часть Африки находится в жарком тепловом поясе.

Ответ 2 группы:

крайняя северная точка мыс Бен - Секка (370с.ш), южная точка мыс Игольный (350ю.ш.), крайняя западная точка мыс Альмади(170з.д ), восточная- мыс Рас - Хафун (510в.д )

Вывод: материк расположен почти симметрично относительно экватора, поэтому это самый жаркий материк, большая часть материка находится в восточном полушарии. Площадь материка составляет 30,3 млн км2 - это второй по площади материк мира.

Ответ 3 группы: Самый близкий и единственный «сосед» Евразия. Суэцкий перешеек (ширина 120 км) соединяет два материка. В 19 веке был прорыт Суэцкий канал, который теперь отделяет Африку от Азии. Гибралтарский пролив (ширина до 4 км) разделяет Африку и часть света Европу. Омывается Атлантическим и Индийским океаном, Средиземным и Красным морем. Мало заливов ( только Аденский и Гвинейский, которые широко вдаются в океан) и островов. Выделяется крупный остров Мадагаскар и полуостров Сомали.

Вывод: береговая линия изрезана слабо, мало удобных бухт.

Ответ 4 группы: Расчеты протяженности Африки в градусах записываются на доске с комментариями обо всех этапах расчета.



Учащиеся, отмечают, что меридианы по длине одинаковы, поэтому 10 = 111,3км, а длина параллелей разная, поэтому на разных параллелях величина 1 градуса неодинакова.

Ребята отвечают, что необходимо провести следующие арифметические действия: (32+35)Х111,3 = 7457, 1 км.

Ребята отвечают, что необходимо сложить 160 (самая западная точка по Северному тропику) +370(самая восточная точка по Северному тропику) Х 102,5 = 5432,5км.

III.Закрепление знаний

Ребята! Теперь мы можем с вами ответить на вопрос: какова же была цель нашего урока?



А почему изучение материка начинают именно с географического положения?

Для закрепления материала учитель предлагает поработать с картой, для этого ученики задают по очереди вопросы на знание географических объектов, изученных в теме урока.







Ребята! Теперь мы можем с вами ответить на вопрос: какова же была цель нашего урока?



А почему изучение материка начинают именно с географического положения?





Правильно! Ребята. А вот о разнообразии природных условий и ресурсов мы поговорим на следующих уроках.

Учащиеся отвечают, что целью урока является, на примере Африки, научится определять географическое положение материка по плану

Чтобы понять природу материка, необходимо определить географическое положение.

Примерные вопросы детей.



  1. Какая самая северная точка Африки?

  2. Как называется перешеек, который соединяет Африку и Евразию?

  3. В каком заливе пересекаются экватор и начальный меридиан?

  4. Какие острова Индийского океана, расположенные у берегов Африки вы знаете?

  5. Какое цветное море омывает берега Африки?

Учащиеся отвечают, что целью урока является, на примере Африки, научится определять географическое положение материка по плану

Чтобы понять природу материка, необходимо определить географическое положение.

IV.Рефлексия , домашнее задание.

Мы хорошо поработали, давайте попробуем оценить свою деятельность.

Передайте дневники на учительский стол, но прежде подумайте и оцените свою деятельность в соответствии с критериями оценивания. Учитель напоминает критерии (работал без подсказки, работал с подсказкой учебника, работал с подсказкой одноклассников)

Домашнее задание. Параграф 25 стр 94-95., подготовить презентацию об исследователях Африки по плану стр 103,задание 9, продумать информацию о визитной карточке материка.

Ребята знают, что первая стопка дневников от края учительского стола соответствует оценке «5»,

Далее за ней (направление с востока на запад) соответствует оценке «4», «3».)

Приложение 1.

1.Назовите материк, состоящий из двух частей света (Евразия)

2. На каком материке расположены Великие озера (Северная Америка)

3. Какой самый маленький материк (Австралия)

4. Какой материк был открыт Ф. Белинсгаузеном и М. Лазаревым (Антарктида)

5. На этом материке протекает самая полноводная река мира (Южная Америка).

Приложение 2. (инструктивная карта)

Определите положение Африки по отношению к экватору, тропикам, начальному меридиану. Сделайте вывод. Обратите внимание на линии тропиков и экватор, как они могут повлиять на природные условия Африки.

Приложение 3. (инструктивная карта)

Определите географическую широту крайней северной и крайней южной точек, географическую долготу крайней западной и крайней восточной точек материка. Вспомните, какие географические объекты могут выступать в роли крайних точек. Сравните размеры Африки с размерами других материков (см рис 62 учебника)

Сделайте вывод.

Приложение 4 (инструктивная карта)

Определите положение Африки по отношению к другим материкам, океанам, заливам, проливам, островам, полуостровам. Составьте обязательную географическую номенклатуру, нанесите объекты на контурную карту. Вспомните правила оформления контурных карт.

Сделайте вывод. Свяжите ответ с береговой линией материка.

Приложение 5 (инструктивная карта)

1.Рассчитайте протяженность Африки с севера на юг по 200 в.д и с запада на восток по Северному тропику.

Выделите на карте 20-й меридиан. Найдите на карте крайнюю северную и крайнюю южную точку 20 меридиана (это точки выхода меридиана), определите их широту. Обратите внимание, что точки находятся в разных полушариях, прежде чем вычислять.

2. Аналогично вычислите протяженность с запада на восток по Северному тропику (Обратите внимание! определяем западную и восточную долготу точек выхода параллели)

Результат вычислений запишите в тетрадь.



© 2010-2022