• Преподавателю
  • География
  • Сообщение Активные формы обучения как стимул для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках географии

Сообщение Активные формы обучения как стимул для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №47»







Сообщение

по теме:

«Активные формы обучения как стимул для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках географии»


Составитель

учитель географии

Кузьмиченко Галина Владимировна



г. Новокузнецк, 2015 г.



«Активные формы обучения как стимул для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках географии»



Урок - «клеточка» педагогического процесса.

В нем, как солнце в капле воды, отражаются

всего стороны. Если не вся, то значительная

часть педагогики концентрируется в уроке.

М.Н. Скаткин



Наша жизнь состоит, в сущности, из множества уроков. То нам их кто-то преподносит, то мы кому-то. Да и в школе, какие бы новые методики и технологии не появились, какие бы новаторские приемы не изобретались, урок остается основным действом. Как известно, урок является формой реализации педагогических возможностей, где происходит непосредственное и систематическое общение учителя и учеников, направленное на активизацию познавательных возможностей школьников. По итогам урока судят и о педагогическом и методическом мастерстве учителя и об уровне подготовки ученика. Поэтому урок - это своеобразная визитная карточка каждого учителя. Урок - не самоцель. Это инструмент развития и воспитания личности. Поэтому учитель - это подлинный творец и автор каждого конкретного урока, даже если он готовил его, используя методические пособия, т.е. изучая и заимствуя опыт коллег. В уроке географии взаимодействуют все основные элементы учебно - воспитательного процесса: цели и содержание, средства, методы и формы организации урока.

Что же я делаю, чтобы урок был более эффективным?

1.Четко определяю цель каждого урока с учетом места его в системе уроков по теме. 2.При выборе типа урока, при планировании способов изучения и закрепления нового материала учитываю уровень подготовки учащихся. 3.Четко продумываю, из каких элементов будет состоять урок, чтобы найти оптимальные взаимодействия между элементами урока.

В географии существуют следующие основные элементы урока: 1.Проверка домашнего задания. 2.Изучения нового материала. 3.Закрепление пройденного. 4.Контроль и оценка знаний и умений учащихся. 5.Домашнее задание. 6.Обобщение и систематизация знаний.

Проанализировав свою многолетнюю работу учителя географии я поняла, что при исключении какого-либо элемента урока приводится к снижению качества обучения. Например, в первые годы своей работы, из-за недостатка педагогического мастерства я старалась начать свой урок с изучения новой темы, избегая повторения домашнего задания. Старалась как можно больше дать нового материала. Сейчас для меня проверка домашнего задания, закрепление изученного материала акт чрезвычайно важный. Хочется доказать примером К.Д. Ушинского, который сравнивает учителя, не заботящегося о закреплении знаний, с возницей, который вовсю погоняет лошадь, забыв при этом увязать кладь на повозке. Он с рекордной скоростью доезжает до места назначения, но не замечает, что все рассыпал по дороге, и его поездка была бесполезной. В настоящее время я использую все выше названные элементы, и преобладающим является комбинированный урок, с использованием активных форм обучения. На своих уроках применяю уроки беседы, уроки-лекции, уроки с ролевой и деловой игрой, которые позволяют каждому ученику принять участие в подготовке и проведении урока, выступить на каком-то этапе урока в роли учителя. Такие уроки - один из наиболее эффективных путей формирования умения учиться, поскольку при организации деятельности учащихся на уроках с активными формами не просто овладение знаниями и навыками, но и приобретение опыта творчества, передачи его другим ученикам. Таким образом, внедрение активных форм в процесс обучения от традиционных иллюстрирует таблица. (Смотреть таблицу) Как видно из таблицы, новизна подходов заключается в иной формулировке целей, выражении их в ясной и доступной форме, через результат деятельности, использовании разнообразных форм организации обучения (нестандартные уроки, семинары, практикумы и т.д.) Например, в 6 классе урок обобщения, систематизации и проверки знаний по теме «Гидросфера» проводила в форме игры-путешествия. Цель которого: обобщить материал, развить пространственное мышление, умение классифицировать объекты, развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся. И очень приятно было наблюдать за работающими над общим заданием, думающих и переживающих за свою группу ребятами. На этом уроке старались работать сообща, достигая общей цели. На таком уроке не приходится заставлять работать, и делать замечаний. Все были вовлечены в работу, за которую каждый получил оценку. В рамках выше перечисленных форм обучения может быть организована коллективная, групповая, фронтальная работа. Важнейшей особенностью перечисленных форм организации обучения является то, что на любой из них учащиеся учатся работать, слушать, обсуждать вопросы при коллективной работе, сосредоточиться и организовать свою работу, высказывать свои суждения, выслушивать других, опровергать их доводы, работать с источниками знаний. Для активизации мыслительной деятельности на любом этапе урока, в зависимости от изучаемого материала, ученикам предлагаю кое-что доказать. Для этого всему классу задаю сложный и в тоже время интересный вопрос: «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроках материал?». После чего ученики самостоятельно (индивидуально или в группах) пытаются найти ответ, а потом поочередно перед всем классом доказывают. Многие трудные географические закономерности объясняю с помощью метода аналогии. Еще Геродот говорил: «Ищите сходства, и они образуются». Например, тема «Природный комплекс». Дети всегда с трудом понимают, в чем заключаются взаимосвязи между компонентами природного комплекса. Аналогом природных комплексов могут выступать «семь волшебных джиннов» (т.к. природных комплексов тоже семь), которые постоянно соперничают между собой. Каждый джин определенного цвета: джин «Растения» -зеленый, джин «Вода» - голубой, джин «Почва» - коричневый. Для наибольшего наглядного показа взаимодействия всех природных компонентов нужно прибегнуть к помощи акварельных красок соответствующего цвета. А затем растворить поочередно каждого джина в большом демонстрационном стакане (чистой) водой. Наблюдается, как красиво меняются цвета в стакане, показывая действия компонентов друг на друга, т.к каждый цвет в сочетании с другими дает совсем иной оттенок. И когда джина под названием «Человек» сделаем черным цветом и растворим его в стакане (природной среде) последним, тем самым демонстрируем, как экологически «плодотворно» человек повлиял на свою природу. В заключении хочется сказать - главное при подготовке к уроку - понимать о том, что любой урок обладает большим воспитательным потенциалом. Что при проведении его главным действующим лицом - независимо от форм организации и используемых методов - остается учитель, от уровня подготовки которого, от педагогического мастерства и житейской мудрости зависит настроение и качество знаний класса.

Учитель не должен забывать простую истину: «Урок должен быть интересным для каждого ученика».

Отличие новой технологии обучения от традиционного процесса

Традиционный процесс

Активные формы в обучении географии

Цели формируются для каждого типа урока исходя из особенностей содержания

Цели определяются через конечный результат

Содержание:

•факты;

•теоретические закономерности;

•умения;

Содержание:

•факты;

•закономерности, теории;

•умения;

•оценочные, методологические знания

Основная форма организации обучения - урок (чаще всего комбинированный)

Разнообразные формы организации:

•урок;

•практикум;

•семинар;

•сдвоенный урок;

•межпредметный урок;

•день географии;

Контроль знаний и умений (преобладает текущий, реже итоговый)

Контроль за обязательным результатом обучения,

разные виды уроков: (текущие, итоговые).

Виды контроля: зачет, пресс - конференция, урок - суд, викторины, смотр знаний, защита творческих работ, проектов и т.д.

Самоконтроль



© 2010-2022