- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии 8-9 класса
Рабочая программа по географии 8-9 класса
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Смирнов А.С. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЗАКОБЯКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
УТВЕРЖДАЮ ДИРЕКТОР ШКОЛЫ: ПРИКАЗ
ОТ__________________№______________
Савушкина Г. В.____________
М. П.
Рабочая программа
по географии для 8-9 класса
Учитель географии: Смирнов А.С.
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии составлена на основе примерной программы основного общего образования с использованием авторской программы
И. И. Бариновой и В. П. Дронова (сборник нормативных документов «Программы для общеобразовательных учреждений по географии/ Дрофа 2004 г.» с 67). Рабочая программа соответствует государственному образовательному стандарту РФ 2004 г.
Программа курса «География России» основана на комплексно-страноведческом подходе, который предусматривает формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, а также о месте России в современном мире.
Изучение курса «География России» направлено на достижение следующих целей:
- Освоение знаний о географических особенностях природы, населения и хозяйства России;
- Овладение умениями использовать один из языков международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
-Воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами;
-Применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней, адаптации к условиям проживания на определённой территории.
Используемый учебно-методический материал:
-
Атлас «География России. Природа» Дрофа 2010 г.
-
Атлас «География России. Население и хозяйство» Дрофа 2010 г.
-
В. П. Дронов, В. Я. Ром «География России. Население и хозяйство» Дрофа 2010 г.
-
И. И. Баринова «География России. Природа» Дрофа 2010 г.
-
«География России. Природа и население 8-9 класс». Под ред. А. И. Алексеева Дрофа 2010 г.
-
«География России. Хозяйство и географические районы 8-9 класс». Под ред. А. И. Алексеева Дрофа 2010 г.
-
«География России 8-9 класс». Под ред. А. И. Алексеева/ Методическое пособие.
-
И. И. Баринова, В. П. Дронов, «География России. Природа и население 8-9 класс». Дрофа 2010 г.
-
И. И. Баринова, В. П. Дронов, «География России. Хозяйство и географические районы 8-9 класс». Дрофа 2010 г.
Программа рассчитана на 140 часов (2 часа в неделю).
Тематическое планирование 8-9 класс (136 часов).
№
п/п
Наименование разделов
Всего часов
Из них
Практ.
работы
Контроль.
работы
Лекции, семинары, проекты
Комбинир.
уроки
Экскурсии
География России 8 класс. Природа. Население.
1.
Введение
1
1
2.
Особенности географического положения России
9
2
1
2
4
3.
Природа России
32
9
4
3
16
4.
Население России
10
3
1
2
4
5.
Хозяйство России
4
1
3
6.
География Ярославской области. Природа и население
11
5
5
1
7.
Итоговый контроль и обобщение знаний за курс «Географии России 8 класса. Природа. Население»
1
1
Итог за 8 класс
68
19
7
9
32
1
Географии России 9 класса. Хозяйство. Географические районы
8.
Хозяйство России
20
6
1
6
7
9.
География крупных регионов России.
46
24
2
11
8
1
10.
Россия в современном мире
1
1
11.
Итоговый контроль и обобщение знаний за курс: География России 9 класса. Хозяйство и географические районы.
1
1
Итог за 9 класс
68
30
4
18
15
1
Итог за 8-9 класс
136
49
11
27
47
2
Календарно-тематический план 8-9 класс.
8 класс
№
п.п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Практическая работа
Дата
Введение (1 час)
1.
Что изучает география России
1
Раздел 1. Особенности географического положения России
(9 часов)
2.
Географическое положение России
1
Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России с ГП других стран
3.
Границы России
1
4-5.
Россия на карте часовых поясов
2
Определение поясного времени для разных городов России
6-7.
Формирование и освоение государственной территории России
2
8-9.
Административно-территориальное и политико-административное устройство России. Субъекты федерации.
2
10.
Контроль и обобщение знаний по разделу: Особенности географического положения России.
1
Раздел 2. Природа России (32 час)
Тема: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
(4 часа)
11.
Геологическая история и строение территории России
1
12.
Рельеф России. Основные формы, их со строением литосферы. Горы и равнины
1
13.
Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа.
1
14.
Минеральные ресурсы России и проблемы их рационального использования
1
Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам на примере конкретных территорий.
15.
Контроль и обобщение знаний по теме: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России.
1
Тема: Климат и агроклиматические ресурсы.(8 часов)
16.
Климатообразующие факторы. Солнечная радиация и радиационный баланс.
1
17.
Воздушные массы и их типы.
1
18.
Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.
1
19.
Распределение температуры воздуха и осадков на территории России. Коэффициент увлажнения.
1
Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории России.
20.
Климатические пояса и типы климатов России.
1
21.
Влияние климата на быт и жизнь человека. Опасные климатические явления. Агроклиматические ресурсы. Синоптическая и агроклиматическая карты.
1
Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов.
22.
Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.
1
Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
23.
Контроль и обобщение знаний по теме: Климат и агроклиматические ресурсы.
1
Тема: Внутренние воды и водные ресурсы (6 часов)
24.
Разнообразие внутренних вод России. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Роль рек в освоении территории России.
1
25.
Реки: распределение по бассейнам океанов; питание, режим, расход воды, годовой сток и ледовый режим. Уклон и падение реки. Роль рек в развитии экономики.
1
Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования.
26.
Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.
1
27.
Особая роль воды в хозяйстве и природе. Водные ресурсы, неравномерность распределения. Искусственные водоёмы и мелиорация.
1
Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.
28.
Опасные явления, связанные с водами.
1
Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны, их зависимости от рельефа и климата.
29.
Контроль и обобщение знаний по теме: Внутренние воды и водные ресурсы России.
1
Тема: Почва и почвенные ресурсы (3 часа)
30.
Почва. В. В. Докучаев - основоположник почвоведения. Образование почв, их типы, свойства, различия в плодородии. Закономерности распространения почв.
1
31.
Почвенные ресурсы России, карта мелиорации земель. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв.
1
32.
Выявление условий почвообразования основных типов почв и оценка их плодородия.
1
Выявление условий почвообразования основных типов почв и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.
Тема: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы
(2 часа)
33.
Растительный и животный мир России. Зоогеографическая карта и карта растительности России.
1
34.
Биологические ресурсы: значение, рациональное использование, меры охраны природы.
1
Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса
Тема: Природное районирование (8 часов)
35.
Разнообразие природных комплексов. Природные зоны и крупные природные районы России. Учение о природных зонах В. В. Докучаева и Л. С. Берга.
1
36.
Природные комплексы: их естественное состояние и изменение в результате деятельности человека.
1
37.
Моря - крупные природные комплексы.
1
38.
Природные зоны: арктические пустыни, тундра, лесотундра.
1
39.
Природные зоны: лесов, лесостепей и степей, пустынь и полупустынь.
1
40.
Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.
1
41.
Заповедники. ООПТ, памятники всемирного природного наследия
1
42.
Контроль и обобщение знаний по разделу: «Природа России».
1
Раздел 3. Население России(10 часов)
43.
Численность населения России. Причины демографического кризиса.
1
44.
Половой и возрастной состав населения. Половозрастная пирамида.
1
45.
Россия - многонациональное государство. Языковой состав населения.
1
Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений
46.
Религии народов России.
1
47.
Особенности расселения населения России. Основная полоса расселения населения.
1
Анализ карт населения
48.
Городское и сельское население. Крупные города и агломерации.
1
49.
Миграции населения России.
1
50.
Трудовые ресурсы России
1
51.
Географические различия в уровне жизни населения России.
1
Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и её отдельных территорий
52.
Контроль и обобщение знаний по разделу.
1
Раздел 4. Хозяйство России (4 часа)
53.
Экономика страны. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства. Межотраслевые комплексы. Первичный сектор экономики.
1
54.
Сельское хозяйство и его структура. Понятие об АПК.
1
55.
Лесное хозяйство. Охота. Рыбное хозяйство.
1
56.
Проблемы рационального природопользования
1
Региональный компонент курса: География Ярославской области. Природа и население. (11 часов)
57.
Географическое положение Ярославской области на карте России.
1
Определение по картам географического положения территории области.
58.
История освоения территории области.
1
59.
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Ярославской области Ярославской области.
1
Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Ярославской области.
60.
Климат. Внутренние воды Ярославской области.
1
61.
Растительный мир. Животный мир Ярославской области.
1
62.
Почвенный покров и земельные ресурсы Ярославской области.
1
63.
Зональные природные и охраняемые территории области. Памятники природы.
Экологические проблемы Ярославской области.
1
64.
Экологические проблемы Ярославской области.
1
Характеристика мероприятий по охране и преобразованию природы.
65.
Численность населения Ярославской области. Динамика. Размещение населения. Города и сельские населённые пункты.
1
Определение по картам плотности и особенности размещения населения.
66.
Ярославские города. Золотое кольцо.
1
67.
Общая характеристика хозяйства. Экономика области и рынок. Отраслевая структура хозяйства Ярославской области.
1
Составление картосхемы территориальной структуры хозяйства.
68.
Итоговый контроль и обобщение знаний за курс «Географии России 8 класса. Природа»(1 час).
9 класс
№
п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Практическая работа
Дата
Раздел 5. Хозяйство России.(21 час)
Тема: Вторичный сектор экономики - отрасли перерабатывающие сырьё
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)(5 часов)
1.
Топливно-энергетический комплекс: состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетический баланс и топливно-энергетические ресурсы. Проблемы и перспективы развития ТЭК. Охрана окружающей среды.
1
2.
Нефтяная промышленность. Роль нефти в современном мире. География нефтяной промышленности. Основные проблемы.
1
Составление характеристикиодного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.
3.
Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в современном мире. География газовой промышленности. Основные проблемы.
1
4.
Угольная промышленность. Виды угля и способы их добычи. География угольной промышленности. Проблемы угледобывающих районов.
1
Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
5.
Электроэнергетика. Типы электростанций, их характеристика, факторы размещения. Крупные электростанции и энергосистемы. Электроэнергетика и окружающая среда.
1
Тема: Отрасли, производящие конструкционные материалы
(10 часов)
6.
Металлургия: состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими отраслями. Современные проблемы российской металлургии.
1
7.
Чёрная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы их размещения.
1
Определение по картам главных факторов размещения предприятий по производству меди и алюминия.
8.
Особенности географии металлургии чёрных и цветных металлов. Металлургические базы. Экспорт металлов.
1
Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.
9.
Химическая промышленность: состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими отраслями. Факторы размещения отрасли.
1
10.
География химической промышленности, основные базы. Экологические проблемы.
1
Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.
11.
Лесная промышленность: состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими отраслями. Основные лесные базы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.
1
12.
Машиностроение: состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими отраслями.
Факторы размещения.
1
13.
География различных отраслей машиностроения. Особенности географии военно-промышленного комплекса его конверсии.
1
Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоемкого машиностроения по картам
14.
Пищевая промышленность: состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими отраслями.
География важнейших отраслей.
1
15.
Лёгкая промышленность: состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими отраслями.
География текстильной промышленности. Проблемы развития отрасли.
1
Тема: Третичный сектор экономики - отрасли, производящие разнообразные услуги.(4 часа)
16.
Классификация услуг. Роль третичного сектора в хозяйстве, проблемы его развития в России. Отрасли третичного сектора и окружающая среда.
1
17.
Виды транспорта, их характеристика, значение в жизни страны. Важные транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Перспективы развития комплекса.
1
18.
Научный комплекс: значение, состав, связь с другими комплексами, размещение. Технополисы.
1
19.
Жилищное и рекреационное хозяйство. Уровень обеспеченности жильём россиян, уровень благоустроенности в России. География рекреационного хозяйства в России.
1
20.
Контроль и обобщение знаний по разделу: Хозяйство России.
(1 час).
Раздел 6. География крупных регионов России.(47 часов).
Тема: Районирование территории (1 час)
21.
Районирование - как метод изучения в географии. Приемлемые виды и принцип районирования территории страны.
1
Моделирование вариантов нового районирования России
Тема: Европейская Россия(26+7 часов Ярославская область).
22.
Географическое положение, особенности природы, история освоения и география хозяйства Европейской России. Значение в экономике страны.
1
23.
Европейский Север: состав района, физико-географическая характеристика территории. Влияние географического положения и природных условий на освоение территории, жизнь людей и специализацию.
1
24.
Население района. История освоения и заселения территории, традиции и культура. Города региона. Отток населения и его причины.
1
Анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.
25.
Экономико-географическая характеристика Европейского Севера. Проблемы охраны природы севера. Хозяйственные различия подрайонов.
1
Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печорского района.
26.
Северо-Западный район: состав, выгоды географического положения на различных этапах исторического развития. Физико-географическая характеристика.
1
27.
Население. Северо-Запад - район древнего заселения. «Господин Великий Новгород». Основание Петербурга.
1
28.
Экономико-географическая характеристика района. Санкт-Петербург - северная столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы Санкт-Петербурга.
1
29.
Центральная Россия: выгоды географического положения и состав территории. Факторы формирования района. Физико-географическая характеристика территории.
1
30.
Центральная Россия - очаг русской национальной культуры.
1
31.
Население Центральной России, проблемы расселения. Городские агломерации и города науки.
1
32.
Экономико-географическая характеристика района. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.
1
33.
Возникновение и развитие Москвы. Москва - столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы Москвы.
1
Сравнение географического положения и планировки Москвы
и Санкт Петербурга
34.
Нижний Новгород, его географическое положение и торговые функции. Очаги старинных промыслов.
1
Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России.
35.
Современность и проблемы древних городов Центральной России
1
36.
Антропогенное изменение природы Центральной России.
1
Объяснения взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России
Региональный компонент курса: Ярославская область. Хозяйство.
(6 часов).
37.
Экономико-географическое положение, территория, границы Ярославской области.
1
Определение по картам географического положения территории области.
38.
Ярославского края в культуру России. Вклад Трудовые навыки, культура.
1
39.
Отрасли промышленности Ярославской области.
1
Составление экономико-географических характеристик ТПК, промышленных узлов и др. форм организации народного хозяйства.
40.
Агропромышленный комплекс Ярославской области, структура и существующие проблемы. Сельскохозяйственные районы области.
1
Изучение местного предприятия и описание его по плану (работа проводится в ходе изучения отрасли, к которой относится данное предприятие).
41.
Транспортные связи Ярославской области. Экономические связи области.
1
Составление картосхемы внешних экономических связей
42.
Контроль и обобщение знаний по разделу: Ярославская область. Хозяйство.
1
43.
Европейский Юг. Состав района. Особенности географического положения. Геополитическое положение.
Физико-геграфическая характеристика района. Природная и хозяйственная специфика различных частей региона.
1
44.
Население, этническое разнообразие. Народы гор и предгорий: традиции, культура, промыслы. Межнациональные проблемы. Очаги концентрации населения.
1
45.
Экономико-географическая характеристика района. Особенности рекреационного хозяйства, перспективы развития.
1
Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.
46.
Поволжье. Состав района. Географическое положение. Физико-географическая характеристика.
1
47.
Население. Историческое взаимодействие этносов, многонациональный состав населения. Сочетание религий.
1
Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав населения.
48.
Экономико-географическая характеристика Поволжья. Научные и промышленные центры.
1
Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.
49.
Экологические и водные проблемы Поволжья.
1
Экологические и водные проблемы Волги - оценки и пути их решения.
50.
Урал. Состав и границы Урала при разных видах районирования. Географическое положение. Физико-географическая характеристика Урала.
1
51.
Население Урала. Исторические особенности расселения населения, современный этап расселения. Города миллионеры.
1
52.
Экономико-географическая характеристика Урала.
1
Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Результат работы предоставить в виде картосхемы.
53.
Антропогенное изменение природы Урала. Экономические, социальные и экологические проблемы. Кыштымская трагедия.
1
Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем.
Тема: Азиатская Россия (Восточный макрорегион).(12 часов)
54.
Географическое положение Азиатской России. Масштабность территории, разнообразие и огромные запасы природных богатств. Добывающая направленность хозяйства, очаговый характер производства.
1
Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.
55.
Западная Сибирь. Состав района. Особенности географического положения. Физико-географическая характеристика Западной Сибири.
1
Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.
56.
Население Западной Сибири. Коренные народы. Диспропорции в площади и численности населения. Научные центры и будущие технополисы.
1
57.
Экономико-географическая характеристика Западной Сибири.
1
Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы.
58.
Север Восточной Сибири. Состав района. Географическое положение. Физико-географическая характеристика.
1
Оценка особенности природы региона с позиций условий жизни человека в сельской местности и городе.
59.
Население севера Восточной Сибири. Исторические особенности заселения русскими. Крупные города. Основание Норильска.
1
Составление характеристики Норильского промышленного узла: географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры.
60.
Экономико-географическая характеристика севера Восточной Сибири. Перспективы развития хозяйства и освоения территории. Природно-хозяйственные районы. Экологические проблемы.
1
61.
Южная Сибирь. Состав района. Особенности географического положения. Физико-географическая характеристика региона. Внутренние различия отдельных подрайонов.
1
Составление сравнительной характеристики подрайонов Южной Сибири.
62.
Население Южной Сибири. Этапы заселения и освоения. Крупнейшие города. Новосибирск.
1
63.
Экономико-географическая характеристика Южной Сибири.
1
Выявление одной из проблем региона. Предложение путей её решения.
64.
Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения. Физико-географическая характеристика. Население.
1
65.
Экономико-географическая характеристика Дальнего Востока.
1
Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, финансовых центров Дальнего Востока. Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока - проблемы и перспективы развития.
66
Обобщение и систематизация знаний по разделу: География крупных регионов России.
1
Тема: Россия в современном мире (1 час)
67.
Россия и страны СНГ. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, экономических и этнокультурных связей с Россией. Взаимосвязи России с другими странами мира.
1
68.
Итоговый контроль и обобщение знаний за курс: География России 9 класса. Хозяйство и географические районы.
(1 час).
Требования к уровню подготовки учащихся
-
Называть и (или) показывать:
-
предмет изучения географии России;
-
основные средства и методы получения географической информации;
-
субъекты России;
-
пограничные государства;
-
особенности географического положения, размеры территории, протяжённость границ;
-
границы часовых поясов;
-
основные геологические эры, сейсмически опасные территории;
-
климатообразующие факторы;
-
реки России и их распределение по бассейнам;
-
области современного оледенения;
-
зональные типы почв и их свойства;
-
основные виды природных ресурсов;
-
природно-хозяйственные объекты страны;
-
народы, наиболее распространенные языки, религии;
-
объекты Всемирного культурного и природного наследия;
-
районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений;
-
экологически неблагоприятные районы России;
-
маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.
-
-
Определять (измерять):
-
географическое положение объектов;
-
разницу в поясном времени территорий;
-
погоду по синоптической карте.
-
-
Описывать:
-
географическое положение страны и отдельных регионов, географических объектов;
-
образы природно-хозяйственных объектов;
-
особенности быта и религий отдельных народов.
-
-
Объяснять:
-
роль географических знаний в решении различных проблем страны;
-
влияние географического положения на особенности природы и род занятий человека;
-
образование и размещение форм рельефа;
-
образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов;
-
как составляют прогнозы погоды;
-
влияние климата на жизнь, быт человека;
-
распространение многолетней мерзлоты и её влияние на на состояние природных комплексов;
-
почвообразовательные процессы, особенности флоры и фауны природных зон;
-
различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территорий;
-
особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровне их социально-экономического развития;
-
роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
-
причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
-
-
Оценить и прогнозировать:
-
природно-ресурсный потенциал страны;
-
экологическую ситуацию в стране и регионе;
-
изменение природных и социально-экономических объектов;
-
изменения в численности населения, изменение соотношения городского и сельского населения;
-
развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.
-