- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии 9 класс
Рабочая программа по географии 9 класс
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Баскакова Е.А. |
Дата | 21.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
к рабочей программе
по учебному предмету «География»
1.Основу рабочей программы составляют следующие документы:
-
Государственный стандарт общего образования для общеобразовательных учреждений;
-
Примерная программа основного общего образования по географии;
-
В.В. Николина, А.И.Алексеев, Е.К. Липка Программа по географии к учебникам 5-9 классов / А.И. Алексеева// - М.:Просвещение, 2009.
-
География . География России .М.,Просвещение 2009год
2.Цель и задачи изучения учебного предмета в 9 классе
Цель курса: формирование знаний по изучению Районов России
Задачи курса:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
3. Содержание учебного предмета (основные понятия, изучаемые в учебном курсе в данном классе, на данной ступени)
4. Требования к уровню подготовки обучающихся ( или планируемые результаты) в данном классе
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
-
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
-
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
-
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
-
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
-
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
-
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
-
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
-
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
-
определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
-
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
-
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
-
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
-
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
-
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
-
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
-
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
-
географические районы, их территориальный состав;
-
отрасли местной промышленности.
Описывать:
-
природные ресурсы;
-
периоды формирования хозяйства России;
-
особенности отраслей;
-
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
-
экономические связи районов;
-
состав и структуру отраслевых комплексов;
-
основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
-
различия в освоении территории;
-
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
-
размещение главных центров производства;
-
сельскохозяйственную специализацию территории;
-
структуру ввоза и вывоза;
-
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
-
возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
5. Региональный компонент
В целях расширения знаний обучающихся в области краеведения в программу по географии включен региональный компонент. В 9 классе 14 уроков отводится на продолжение изучения Ростовской области.
6. Количество учебных часов
Программа рассчитана на 68 часов в расчете 2 часа в неделю (34 учебных недели согласно БУП). Часть уроков выпадает на праздничные дни. Темы, предусмотренные на данные даты, будут проведены за счет резервных уроков.
Кол-во часов в неделю
Количество уч. недель
По программе
Праздничные дни
Итого
2
34
68
23.02.2015-1 час
09.03.2015-1час
04.05.2015-1час
11.05.2015-1час
64 ч.
7. Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету «География»
на 2014-2015 уч.г.
№
Дата проведения
Кол-во
часов
Тема урока
Практическая работа
Основные виды деятельности
Введение
1
1.09
1
Что изучает география «население и хозяйство» России?
Определять виды районирования по количеству и проявлению признаков, характеру деления территории и направлению районирования. Приводить по картам примеры разных видов районирования. Наносить на к/к границы природных и географических районов.
2
3.09
1
Подходы к районированию
3
8.09
1
Административно-территориальное деление
4
10.09
1
Крупные регионы России. Великие равнины.
Выявлять особенности природы: географическое положение, черты сходства и различия геологического строения и рельефа, климата. Систематизировать знания о природных регионах в таблицах. Находить на карте и наносить на к/к географические объекты. Анализировать схемы высотной поясности и устанавливать набор высотных поясов в горах Урала и Южной Сибири. Подготавливать и обсуждать презентации об уникальности природных регионов, особо охраняемых территорий.
5
15.09
1
Горный каркас России.
6
17.09
1
Мерзлотная Россия.
7
22.09
1
Экзотические районы России.
8
24.09
1
Экологическая ситуация в России.
Оценивать экологическую ситуацию в России, различных ее регионах на основе экологической карты. Определять факторы, влияющие на возникновение экологической ситуации. Выявлять сущность и пути решения экологических проблем.
9
29.09
1
Экологическая безопасность России.
Выявлять значение экологической безопасности для природы и жизни людей. Характеризовать меры экологической безопасности. Определять значимость особо охраняемых природных территорий для обеспечения экологической безопасности.
Европейская Россия
10
1.10
1
Центральная Россия.
Оценивать и сравнивать положительные и отрицательные стороны географического положения районов. Устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Сравнивать на основе анализа тематических карт природные условия районов и их влияние на специализацию отраслей хозяйства. Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать самостоятельные выводы. Составлять описания и характеристики, схемы, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства районов. Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Использовать средства информационных технологий.
11
6.10
1
Пр.р.1 «Характеристика ЭГП Центральной России».
12
8.10
1
Освоение территории и население
13
13.10
1
Центральный район.
14
15.10
1
Волго-Вятский район.
15
20.10
1
Центрально-Черноземный район.
16
22.10
1
Пр.р.2 «Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России».
17
5.11
1
Москва и Подмосковье.
18
10.11
1
Северо-Запад.Географическое положение.
19
12.11
1
Северо-Запад. Место в России.
20
17.11
1
Хозяйство Северо-Запада.
21
19.11
1
Санкт-Петербург - вторая столица России.
22
24.11
1
Пр.р.3 «Сравнение географического положения и планировки Москвы и Санкт-Петербурга».
23
26.11
1
Пространство Европейского Севера
24
1.12
1
Освоение территории. Население.
25
3.12
1
Хозяйство.
26
8.12
1
Пр.р.4 «Составление характеристики Череповецкого металлургического комбината».
27
10.12
1
Пространство Северного Кавказа.
28
15.12
1
Освоение территории. Население.
29
17.12
1
Хозяйство.
30
22.12
1
Пространство Поволжья
31
24.12
1
Освоение территории. Население.
32
29.12
1
Хозяйство.
33
12.01
1
Пр.р.5 «Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья»
34
14.01
1
Пространство Урала
35
19.01
1
Освоение территории. Хозяйство.
36
21.01
1
Урал: население и города
37
26.01
1
Проблемы Урала.
38
28.01
1
Пр.р.6 «Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала».
Азиатская Россия
39
2.02
1
Пространство Сибири.
Оценивать и сравнивать положительные и отрицательные стороны географического положения районов. Устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Сравнивать на основе анализа тематических карт природные условия районов и их влияние на специализацию отраслей хозяйства. Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать самостоятельные выводы. Составлять описания и характеристики, схемы, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства районов. Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Использовать средства информационных технологий.
40
4.02
1
Освоение территории. Население.
41
9.02
1
Хозяйство Сибири.
42
11.02
1
Западная Сибирь.
43
16.02
1
Пр.р.7 «Изучение и оценка природных условий Западносибирского района для жизни человека».
44
18.02
1
Восточная Сибирь.
45
25.02
1
Пр.р.8 «Путешествие по Транссибирской железной дороге».
46
2.03
1
Пространство Дальнего Востока.
47
4.03
1
Освоение территории Дальнего Востока.
48
11.03
1
Население Дальнего Востока.
49
16.03
1
Хозяйство Дальнего Востока.
Россия в современном мире
50
18.03
1
Современная Россия. Взаимоотношения России и ее соседей.
Оценивать по статистическим данным и тематическим картам место и роль России в системе международного разделения труда. Подготавливать и обсуждать презентации о сотрудничестве России с отдельными странами мира.
Ростовская область
51
30.03
1
Почвы Ростовской области
Определять механический состав и структуру почв, их различие. Выделять на типовой схеме почвенного профиля основные слои почвы. Выявлять основные факторы почвообразования. Определять по тематической карте главные зональные типы почв и закономерности их распространения на территории области. Наносить на контурную карту основные типы почв.
52
1.04
1
Пр.р. 1 « Почвы Ростовской области»
53
6.04
1
Растительный и животный мир.
Анализировать схему «Отрасли сельского хозяйства» . Проводить сравнительный анализ земельных ресурсов и сельскохозяйственных угодий области . Характеризовать растительный и животный мир области по плану. Выяснять особенности своего региона.
54
8.04
1
Пр.р.2 «Растительный и животный мир»
55
13.04
1
Охрана природы
Оценивать экологическую ситуацию в области, различных ее районах на основе экологической карты. Определять факторы, влияющие на возникновение экологической ситуации. Выявлять сущность и пути решения экологических проблем.
56
15.04
1
Пр.р. 3 « Охраняемые природные территории»
57
20.04
1
Ростовская область в Южном Федеральном округе.
Анализ карты Федеральные округа. Определение значимости Ростовской области Южном Федеральном округе.
58
22.04
1
Население Ростовской области.
Выявлять факторы, влияющие на размещение населения области. Выявлять по картам плотности населения, физической и другим тематическим картам закономерности размещения населения.
59
27.04
1
Пр.р.4 «Население Ростовской области»
60
29.04
1
Промышленность.
Анализировать схему «Отрасли промышленности» . Проводить сравнительный анализ различных отраслей промышленности области. Характеризовать отдельные отрасли по плану. Выяснять особенности размещения этих отраслей. Обозначать на карте главные промышленные центры области.
61
6.05
1
Пр.р.5 «Промышленность Ростовской области»
62
13.05
1
Сельское хозяйство.
Анализировать схему «Отрасли сельского хозяйства» . Проводить сравнительный анализ земельных ресурсов и сельскохозяйственных угодий области. Характеризовать отрасль растениеводства по плану. Выяснять особенности сельского хозяйства своего региона. Обозначать на карте главные сельскохозяйственные районы области.
63
18.05
1
Социальная инфраструктура.
Устанавливать долю сферы обслуживания в экономике области. Оценивать степень ее развития. Составлять и анализировать таблицу «Состав сферы обслуживания». Уметь применять схемы для объяснения последовательности процессов и явлений.. Искать и отбирать информацию , использовать средства информационных технологий.
64
20.05
1
Транспорт.
Пр.р.6 «Транспорт»
Сравнивать различные виды транспорта по ряду показателей (скорость, себестоимость, грузооборот, пассажирооборот, зависимость от погодных условий, степень воздействия на окружающую среду) на основе анализа статистических данных. Выявлять преимущества и недостатки железнодорожного и автомобильного транспорта.
8. Используемая литература
8.1. Учебно-методические материалы
-
А.И.Алексеев. География.Россия.9 класс.-М;просвещение, 2009.
-
Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.
-
Николина В.В. География. Рабочая тетрадь. Мой тренажер.
М. «Просвещение»2011.
4.Контурные карты. География 9 класс.ООО «Дрофа» 2013г
4.Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
5.В.Н.Алексеенко, М.И. Мартынова. География Ростовской области. 2010.
6.Н.В. Корнакова. Рабочая тетрадь по географии Ростовской области.2012.
7.Атлас Ростовской областьи
8.2. Дополнительная литература
-
Емельянова А.С. 300 вопросов и ответов по странам и континентам. Ярославль: Академия развития,1997
-
География в таблицах. 6-10 кл.: справочное пособие/ В.В. Климанов. М.: Дрофа, 2006.
-
Куприн А.М. Занимательная картография. М.: Просвещение, 1995.
-
Пашканг К.В. Охрана природы. Факультативный курс. М.: Просвещение,1990.
-
Юдасин Л.С. Путешествие в глубь Земли. М.: Просвещение, 1989.
-
Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. М.: Просвещение, 1990.
-
Энциклопедия для детей. Астрономия. - М.: Аванта+,2000.
-
Энциклопедия для детей. Геология. - М.: Аванта+, 2000.
-
Якуш Г.Н. Занимательная география.- Минск: Народная Асвета, 1974.
-
Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
8.3. Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
-geo.1september.ru «Я иду на урок географии»
-ug\ru
-informika.ru
-GeoPort.ru: страноведческий портал geoport.ru
-GeoSite- все о географии geosite.com.ru
- Библиотека по географии. Географическая энциклопедия
geoman.ru
-География. Планета Земля rgo.ru
- География. ру: страноведческая журналистика
geografia.ru
-География России: энциклопедические данные о субъектах Российской Федерации
georus.by/ru
-География :сайт А.Е.Капустина geo2000/nm.ru
- Гео-Тур: география стран и континентов
geo-tur.narod.ru
-Мир карт: интерактивные карты стран и городов
mirkart.ru
-Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город»
mojgorod.ru
-Проект WGEO-всемирная география wgeo.ru
-Сайт «Все флаги мира» flags.ru
- Сайт редких карт Александра Акопяна -
karty.narod.ru
- Страны мира: географический справочник
geo.historic.ru
- Территориальное устройство России: справочник - каталог «Вся Россия» по экономическим районам. terrus.ru
- Уроки географии и экономики: сайт учителя географии А.Э.Фромберга
afromberg.narod.ru
- Учебно - методическая лаборатория географии Московского института открытого образования geo.metodist.ru