Рабочая программа по географии 9 класс

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

к рабочей программе

по учебному предмету «География»


1.Основу рабочей программы составляют следующие документы:

  • Государственный стандарт общего образования для общеобразовательных учреждений;

  • Примерная программа основного общего образования по географии;

  • В.В. Николина, А.И.Алексеев, Е.К. Липка Программа по географии к учебникам 5-9 классов / А.И. Алексеева// - М.:Просвещение, 2009.

  • География . География России .М.,Просвещение 2009год

2.Цель и задачи изучения учебного предмета в 9 классе

Цель курса: формирование знаний по изучению Районов России

Задачи курса:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

3. Содержание учебного предмета (основные понятия, изучаемые в учебном курсе в данном классе, на данной ступени)

4. Требования к уровню подготовки обучающихся ( или планируемые результаты) в данном классе

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

5. Региональный компонент

В целях расширения знаний обучающихся в области краеведения в программу по географии включен региональный компонент. В 9 классе 14 уроков отводится на продолжение изучения Ростовской области.

6. Количество учебных часов

Программа рассчитана на 68 часов в расчете 2 часа в неделю (34 учебных недели согласно БУП). Часть уроков выпадает на праздничные дни. Темы, предусмотренные на данные даты, будут проведены за счет резервных уроков.

Кол-во часов в неделю

Количество уч. недель

По программе

Праздничные дни

Итого

2

34

68

23.02.2015-1 час

09.03.2015-1час

04.05.2015-1час

11.05.2015-1час

64 ч.





























7. Календарно-тематическое планирование

по учебному предмету «География»

на 2014-2015 уч.г.



Дата проведения

Кол-во

часов

Тема урока

Практическая работа

Основные виды деятельности

Введение

1

1.09

1

Что изучает география «население и хозяйство» России?

Определять виды районирования по количеству и проявлению признаков, характеру деления территории и направлению районирования. Приводить по картам примеры разных видов районирования. Наносить на к/к границы природных и географических районов.

2

3.09

1

Подходы к районированию

3

8.09

1

Административно-территориальное деление

4

10.09

1

Крупные регионы России. Великие равнины.

Выявлять особенности природы: географическое положение, черты сходства и различия геологического строения и рельефа, климата. Систематизировать знания о природных регионах в таблицах. Находить на карте и наносить на к/к географические объекты. Анализировать схемы высотной поясности и устанавливать набор высотных поясов в горах Урала и Южной Сибири. Подготавливать и обсуждать презентации об уникальности природных регионов, особо охраняемых территорий.

5

15.09

1

Горный каркас России.

6

17.09

1

Мерзлотная Россия.

7

22.09

1

Экзотические районы России.

8

24.09

1

Экологическая ситуация в России.

Оценивать экологическую ситуацию в России, различных ее регионах на основе экологической карты. Определять факторы, влияющие на возникновение экологической ситуации. Выявлять сущность и пути решения экологических проблем.

9

29.09

1

Экологическая безопасность России.

Выявлять значение экологической безопасности для природы и жизни людей. Характеризовать меры экологической безопасности. Определять значимость особо охраняемых природных территорий для обеспечения экологической безопасности.


Европейская Россия

10

1.10

1

Центральная Россия.

Оценивать и сравнивать положительные и отрицательные стороны географического положения районов. Устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Сравнивать на основе анализа тематических карт природные условия районов и их влияние на специализацию отраслей хозяйства. Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать самостоятельные выводы. Составлять описания и характеристики, схемы, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства районов. Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Использовать средства информационных технологий.

11

6.10

1

Пр.р.1 «Характеристика ЭГП Центральной России».

12

8.10

1

Освоение территории и население

13

13.10

1

Центральный район.

14

15.10

1

Волго-Вятский район.

15

20.10

1

Центрально-Черноземный район.

16

22.10

1

Пр.р.2 «Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России».

17

5.11

1

Москва и Подмосковье.

18

10.11

1

Северо-Запад.Географическое положение.

19

12.11

1

Северо-Запад. Место в России.

20

17.11

1

Хозяйство Северо-Запада.

21

19.11

1

Санкт-Петербург - вторая столица России.

22

24.11

1

Пр.р.3 «Сравнение географического положения и планировки Москвы и Санкт-Петербурга».

23

26.11

1

Пространство Европейского Севера

24

1.12

1

Освоение территории. Население.

25

3.12

1

Хозяйство.

26

8.12

1

Пр.р.4 «Составление характеристики Череповецкого металлургического комбината».

27

10.12

1

Пространство Северного Кавказа.

28

15.12

1

Освоение территории. Население.

29

17.12

1

Хозяйство.

30

22.12

1

Пространство Поволжья

31

24.12

1

Освоение территории. Население.

32

29.12

1

Хозяйство.

33

12.01

1

Пр.р.5 «Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья»

34

14.01

1

Пространство Урала

35

19.01

1

Освоение территории. Хозяйство.

36

21.01

1

Урал: население и города

37

26.01

1

Проблемы Урала.

38

28.01

1

Пр.р.6 «Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала».

Азиатская Россия

39

2.02

1

Пространство Сибири.

Оценивать и сравнивать положительные и отрицательные стороны географического положения районов. Устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Сравнивать на основе анализа тематических карт природные условия районов и их влияние на специализацию отраслей хозяйства. Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать самостоятельные выводы. Составлять описания и характеристики, схемы, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства районов. Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Использовать средства информационных технологий.

40

4.02

1

Освоение территории. Население.

41

9.02

1

Хозяйство Сибири.

42

11.02

1

Западная Сибирь.

43

16.02

1

Пр.р.7 «Изучение и оценка природных условий Западносибирского района для жизни человека».

44

18.02

1

Восточная Сибирь.

45

25.02

1

Пр.р.8 «Путешествие по Транссибирской железной дороге».

46

2.03

1

Пространство Дальнего Востока.

47

4.03

1

Освоение территории Дальнего Востока.

48

11.03

1

Население Дальнего Востока.

49

16.03

1

Хозяйство Дальнего Востока.

Россия в современном мире

50

18.03

1

Современная Россия. Взаимоотношения России и ее соседей.

Оценивать по статистическим данным и тематическим картам место и роль России в системе международного разделения труда. Подготавливать и обсуждать презентации о сотрудничестве России с отдельными странами мира.


Ростовская область

51

30.03

1

Почвы Ростовской области

Определять механический состав и структуру почв, их различие. Выделять на типовой схеме почвенного профиля основные слои почвы. Выявлять основные факторы почвообразования. Определять по тематической карте главные зональные типы почв и закономерности их распространения на территории области. Наносить на контурную карту основные типы почв.

52

1.04

1

Пр.р. 1 « Почвы Ростовской области»

53

6.04

1

Растительный и животный мир.

Анализировать схему «Отрасли сельского хозяйства» . Проводить сравнительный анализ земельных ресурсов и сельскохозяйственных угодий области . Характеризовать растительный и животный мир области по плану. Выяснять особенности своего региона.

54

8.04

1

Пр.р.2 «Растительный и животный мир»

55

13.04

1

Охрана природы

Оценивать экологическую ситуацию в области, различных ее районах на основе экологической карты. Определять факторы, влияющие на возникновение экологической ситуации. Выявлять сущность и пути решения экологических проблем.

56

15.04

1

Пр.р. 3 « Охраняемые природные территории»

57

20.04

1

Ростовская область в Южном Федеральном округе.

Анализ карты Федеральные округа. Определение значимости Ростовской области Южном Федеральном округе.

58

22.04

1

Население Ростовской области.

Выявлять факторы, влияющие на размещение населения области. Выявлять по картам плотности населения, физической и другим тематическим картам закономерности размещения населения.

59

27.04

1

Пр.р.4 «Население Ростовской области»

60

29.04

1

Промышленность.

Анализировать схему «Отрасли промышленности» . Проводить сравнительный анализ различных отраслей промышленности области. Характеризовать отдельные отрасли по плану. Выяснять особенности размещения этих отраслей. Обозначать на карте главные промышленные центры области.

61

6.05

1

Пр.р.5 «Промышленность Ростовской области»

62

13.05

1

Сельское хозяйство.

Анализировать схему «Отрасли сельского хозяйства» . Проводить сравнительный анализ земельных ресурсов и сельскохозяйственных угодий области. Характеризовать отрасль растениеводства по плану. Выяснять особенности сельского хозяйства своего региона. Обозначать на карте главные сельскохозяйственные районы области.

63

18.05

1

Социальная инфраструктура.

Устанавливать долю сферы обслуживания в экономике области. Оценивать степень ее развития. Составлять и анализировать таблицу «Состав сферы обслуживания». Уметь применять схемы для объяснения последовательности процессов и явлений.. Искать и отбирать информацию , использовать средства информационных технологий.

64

20.05

1

Транспорт.

Пр.р.6 «Транспорт»

Сравнивать различные виды транспорта по ряду показателей (скорость, себестоимость, грузооборот, пассажирооборот, зависимость от погодных условий, степень воздействия на окружающую среду) на основе анализа статистических данных. Выявлять преимущества и недостатки железнодорожного и автомобильного транспорта.



8. Используемая литература

8.1. Учебно-методические материалы

  1. А.И.Алексеев. География.Россия.9 класс.-М;просвещение, 2009.

  2. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.

  3. Николина В.В. География. Рабочая тетрадь. Мой тренажер.

М. «Просвещение»2011.

4.Контурные карты. География 9 класс.ООО «Дрофа» 2013г

4.Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

5.В.Н.Алексеенко, М.И. Мартынова. География Ростовской области. 2010.

6.Н.В. Корнакова. Рабочая тетрадь по географии Ростовской области.2012.

7.Атлас Ростовской областьи

8.2. Дополнительная литература

  1. Емельянова А.С. 300 вопросов и ответов по странам и континентам. Ярославль: Академия развития,1997

  2. География в таблицах. 6-10 кл.: справочное пособие/ В.В. Климанов. М.: Дрофа, 2006.

  3. Куприн А.М. Занимательная картография. М.: Просвещение, 1995.

  4. Пашканг К.В. Охрана природы. Факультативный курс. М.: Просвещение,1990.

  5. Юдасин Л.С. Путешествие в глубь Земли. М.: Просвещение, 1989.

  6. Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. М.: Просвещение, 1990.

  7. Энциклопедия для детей. Астрономия. - М.: Аванта+,2000.

  8. Энциклопедия для детей. Геология. - М.: Аванта+, 2000.

  9. Якуш Г.Н. Занимательная география.- Минск: Народная Асвета, 1974.

  10. Энциклопедия Кирилла и Мефодия.

8.3. Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

-geo.1september.ru «Я иду на урок географии»

-ug\ru

-informika.ru

-GeoPort.ru: страноведческий портал geoport.ru

-GeoSite- все о географии geosite.com.ru

- Библиотека по географии. Географическая энциклопедия

geoman.ru

-География. Планета Земля rgo.ru

- География. ру: страноведческая журналистика

geografia.ru

-География России: энциклопедические данные о субъектах Российской Федерации

georus.by/ru

-География :сайт А.Е.Капустина geo2000/nm.ru

- Гео-Тур: география стран и континентов

geo-tur.narod.ru

-Мир карт: интерактивные карты стран и городов

mirkart.ru

-Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город»

mojgorod.ru

-Проект WGEO-всемирная география wgeo.ru

-Сайт «Все флаги мира» flags.ru

- Сайт редких карт Александра Акопяна -

karty.narod.ru

- Страны мира: географический справочник

geo.historic.ru

- Территориальное устройство России: справочник - каталог «Вся Россия» по экономическим районам. terrus.ru

- Уроки географии и экономики: сайт учителя географии А.Э.Фромберга

afromberg.narod.ru

- Учебно - методическая лаборатория географии Московского института открытого образования geo.metodist.ru



© 2010-2022