• Преподавателю
  • География
  • Конспект урока по географии для 8 класса «Географическое положение природного комплекса Русской равнины»

Конспект урока по географии для 8 класса «Географическое положение природного комплекса Русской равнины»

"Описание материала: ""Урок географии в 8 классе по теме «Географическое положение природного комплекса Русской равнины» даёт возможность детям создать свой образ о Русской равнине, как о грандиозной физико-географической стране. ""Представить уникальную природу со всеми природными зонами, которые можно увидеть в нашей стране только на этой равнине России. "" Ребят ожидает знакомство с географическим положением, рельефом и геологическим строением территории. ""Ученики узнают, каким образом соз...
Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок географии в 8 классе.

Автор: Учитель географии Горбань Татьяна Петровна.

Раздел «Природно-хозяйственное районирование»

Урок в теме №46

Тема урока: Географическое положение природного комплекса Русской равнины.

Цель: Определить географическое положение Русской равнины и изучить рельеф, геологическое строение этой территории.

Задачи:

Образовательная: Создать образ Русской равнины крупнейшей физико-географической страны России. Углубить и расширить знания о географическом положении Русской равнины. Сформировать знания о тектонических структурах и рельефе данной территории.

Развивающая: Развивать потребности самообразования, использовать знания, умения и навыки полученные ранее на уроках географии.

Воспитательная: Пробудить у учащихся чувство красоты и ответственности за природу родной страны.

Тип урока: Изучение нового материала.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел Крупные природные районы России. Иначе их в научной литературе называют физико-географическими странам. Откройте в учебнике форзац, посмотрите, какие физико-географические районы вы видите? Нужно выйти к доске и показать их на карте.

Ученики выходят и показывают их по карте.(Русская (Восточно-Европейская) равнина, Урал, Кавказ, Западная Сибирь, Средняя и Северо-Восточная Сибирь, горы Южной Сибири и Дальнего Востока, Восточная Сибирь)

II.Сообщение темы и цели урока.

Каждая физико-географическая страна уникальна и неповторима по- своему. Сегодня мы совершим путешествие по Русской (Восточно-Европейской равнине). Нас ожидает знакомство с Географическим положением, тектоническим строением и рельефом данной территории. Запишите тему урока в тетрадь.

III. Изучение нового материала.

Территория В-Европейской равнины - сердце России, давно заселённый и освоенный район. Природа Русской равнины чарует своей красотой. Древнерусский поэт писал: «О светло светлая и украсно украшенная земля Русская и многими красотами удивлена еси»

Несколько учеников заранее готовили небольшие доклады.

Но я люблю - за то, незнаю сам- её степей холодное молчанье; её лесов безбрежных колыханье, разливы рек её, подобные морям… Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночующий обоз и на холме средь жёлтой нивы чету белеющих берёз. (М. Лермонтов)

Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берёз едва шевелятся, могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Вы едите по зелёной, испещрённой тенями дорожке… Далее, далее, глубже в лес… Лес глохнет. Неизъяснимая тишина западает в душу; да и кругом дремотно и тихо… (Иван Сергеевич Тургенев.)

Густой, зелёный ельник у дороги,

Глубокие пушистые снега.

В них шёл олень, могучий. Тонконогий.

К спине откинув тяжёлые рога…

(Иван Алексеевич Бунин)

Показ презентации (природа равнины, картинки с изображением природы равнины)

Выполнить задание в тетрадях.


  1. Определите ГП равнины.

  2. Определите протяжённость равнины с севера на юг по 40 градусов в.д.

И с запада на восток по 60 градусов с.ш.

  1. Как протяжённость равнины с севера на юг, сказывается на изменении на ней природных условий?

  2. Объясните, как открытость равнины к Северному Ледовитому океану сказывается на её природных условиях.

Ученики выполняют задание и отвечают на вопросы.

На контурных картах обозначьте ГП территории. Граница, геогр. объекты, которые окружают равнину.

S равнины =4 млн. км. в кв.

Теперь перейдём к рельефу и геологическому строению равнины, но для этого вспомним:


  1. Что такое рельеф? (неровности земной поверхности)

  2. Что такое платформа? (относительно устойчивые участки земной коры)

  3. Что является причиной равнинности такой огромной территории?

  4. С помощью какой карты мы можем ответить на этот вопрос?

Ученики совмещают физическую карту с картой строение земной коры или тектоническую.

Итак, Русская равнина находится на тектонической структуре, такой как платформа, а мы знаем, что равнины приурочены к платформам.

Давайте определим возраст платформы. Посмотрим, а есть ли здесь горы? Есть на Кольском п-ве! Странно горы на равнине, откуда они взялись?

Найдите, какие формы рельефа вы видите на равнине: Это возвышенности, щиты, увалы. Выйти к доске и показать на карте.

А, что такое увалы? Щиты? Гряды, холмы? То есть территория то не однородна, это неровности фундамента. Подумайте. Найдите эти термины в учебники и запишите их.


  1. Проявляются ли внутренние процессы земной коры на платформах?

(Да одни участки поднимаются другие опускаются). Найдите Прикаспийскую низменность. Она ниже уровня моря определите её возраст, она молодая. А возраст балтийского щита? Это выступы древних пород. Значит, равнина находится на платформе с разным возрастом.

Разнообразный и живописный рельеф русской равнины формировался под воздействием внешних сил, и прежде всего четвертичного оледенения.

Найдите в учебнике описание стр. 146 третий абзац начинается словами: на Русскую равнину ледники надвигались... Ответьте на вопросы.


  1. На какой тектонической структуре расположена равнина?


  1. Какой рельеф сформировали внешние факторы? (Север - ледник, на юге водная эрозия). Значит рельеф морено-эрозионный.


  1. Выполнить задание.

IV. Закрепление изученного. (ученики выполняют небольшие тесты по теме)

Оценки получили следующие учащиеся.

Рефлексия.

На контурной карте обозначьте формы рельефа горы, возвышенности, низменности.

V. Д/З

пар. 27 до стр. 148, читать, ответить на вопр. после пар устно. Номенклатуру по теме выучить.










Но я люблю - за то, незнаю сам- её степей холодное молчанье; её лесов безбрежных колыханье, разливы рек её, подобные морям… Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночующий обоз и на холме средь жёлтой нивы чету белеющих берёз. (М. Лермонтов)

Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берёз едва шевелятся, могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Вы едите по зелёной, испещрённой тенями дорожке… Далее, далее, глубже в лес… Лес глохнет. Неизъяснимая тишина западает в душу; да и кругом дремотно и тихо… (Иван Сергеевич Тургенев.)




© 2010-2022