- Преподавателю
- География
- Урок по географии для 6 класса по теме Реки
Урок по географии для 6 класса по теме Реки
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Тарасова Т.В. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
КГБОУ «АКПЛ»
Открытый урок для 6 класса по теме «Реки»
Учитель географии Тарасова Татьяна Владимировна
Цели:
-
Сформировать представление о частях реки, о крупнейших реках России с использованием новых информационно-коммуникационных технологий.
-
Расширить и углубить знания о водах суши - реках.
Задачи:
-
Обучающие:
формирование знаний о реках (части, состав, виды, особенности питания и режима);
формирование знаний о возможностях использования; формирование умения работать с картой;
формирование умения составлять описание географического объекта;
-
Развивающие:
развитие навыков работы с информационным материалом.
развитие навыков использования, обработки информационных ресурсов.
формирование критического мышления.
-
Воспитательные:
способствование осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе. Формирование чувства любви к родной природе
-
Ведущие понятия урока: исток, устье, русло, долина, пойма, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад.
-
Географическая номенклатура: реки - Волга, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Амазонка, Нил, Миссисипи; водопады - Анхель, Ниагарский.
-
Оборудование и дидактический материал: Карты «Физическая карта полушарий», атласы, учебник, компьютер, экран, презентация, раздаточный материал.
-
Урок составлен по учебнику Герасимова Т.П. Начальный курс географии: учебник для 6-го класса образовательных учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. - М.: Дрофа, 2007.
Оборудование: карта полушарий, физическая карта России, физическая карта Краснодарского края, атласы, контурные карты, компьютер, мультимедийная установка, презентация по теме: «Реки».
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учеников. Проверка качества связи.
II. Повторение изученного материала.
Слайд 1
Задание: Из списка географических объектов выберите только те, которые относятся к внутренним водам.
Река
Залив
Озеро
Ручей
Водохранилище
Пруд
Море
Океан
Водопад
Болото
Горный ледник
Подземные воды
Речной канал
Родник
Источник
Ответ: к внутренним водам не относятся море, океан, залив.
Слайд 2
Загадка
Течет, течет - не вытечет;
Бежит, бежит - не выбежит.
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит (Река).
Слайд 3
Определение с учащимися темы, задач и цели урока.
III. Изучение нового материала.
Слайд 4, 5
Реки в произведениях поэтов и на картинах художников
Слайд 6
Что такое река? Какие ассоциации вызывает у вас река? Вспомните ваши походы на речку? (Это природный водный поток, протекающий в выработанном им углублении - русле). В этом определении отмечены самые важные признаки реки. Это естественный, а не созданный руками человека (канал, водохранилище), текущий в заданном природой направлении, которое резко не меняется.
Слайд 7
Из каких частей состоит река?
-
Русло - главная часть реки, которая располагается на дне речной долины.
-
Пойма - часть речной долины, заливаемая водой во время разливов рек.
-
Речная долина - более широкое понижение в рельефе.
Слайд 8
- Где начинаются реки? Какими бывают истоки рек? Формируется понятие исток- начало реки. Приводятся примеры рек, которые берут начало в горах или истоком являются болота, озера.
Слайд 9
- Где заканчиваются реки? (Анализ учебника стр. 149, рис 132)
-
Устье - место впадения реки в другую реку, озеро, водохранилище, море, океан.
- Какими бывают типы устьев рек?
-
Дельта - устье реки с протоками;
-
Эстуарий - воронкообразное устье реки.
Слайд 10
Реки, впадающие в другие реки, называются притоками. Они могут быть левые и правые.
- Как определить, где у реки левые или правые притоки? (Привести пример по карте). Назовите левые и правые притоки реки Кубань.
-
Речная система - это главная река со всеми притоками;
-
Водораздел - граница, разделяющая соседние речные бассейны;
-
Бассейн реки - участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку.
Просмотр слайдшоу «Самые длинные реки мира»
Работа с физической картой полушарий. Поиск на карте крупнейших реки мира ( Для работы используем карту в атласе на странице 14.
Слайд 11
Самая протяженная река мира - Нил (6671 км), самая полноводная река мира - Амазонка. К числу величайших рек России относятся Обь, Лена, Енисей, Амур, Волга.
Слайд 12
Физминутка
Слайд 13
- Как реки зависят от рельефа? Сравните характер течения горной и равнинной реки. Учащиеся рассматривают слайд и работают с учебником стр. 91-92. Пункт 4.
Просмотр видеофрагмента «Горный Алтай. Красоты долины реки Катунь с высоты»
Горные реки имеют:
-
бурное и стремительное течение,
-
относительно прямые русла,
-
речные долины узкие и глубокие, их разрушительная работа направлена вглубь,
-
дно почти все занято руслом,
-
неблагоприятные условия для судоходства.
Равнинные реки имеют:
-
плавное и спокойное течение,
-
русло извилистое, речные долины широкие с плоским дном, ширина долин больше их глубины,
-
разрушительная работа направлена вширь - на размыв берегов,
-
русло занимает только часть плоского и широкого днища долины,
-
развитое судоходство.
Одна и та же река на своем протяжении может иметь разный характер течения.
Слайд 14-15
- При каких условиях на реках образуются пороги и водопады? В чем их отличия?
Формируются понятия порог - каменная неровность, возникшая при пересечении рекой твердых скалистых пород в русле и водопады - крутые отвесные уступы твердых пород. При образовании порогов река бурлит и пенится, возникают водовороты. Водопад Анхель - самый высокий в мире, высота 1054 м (Южная Америка). Водопад был открыт в 1935 году с самолета летчиком Анхелем. Ниагарский водопад не самый высокий (51 метр), но он самый мощный. Он разрушает уступ, с которого спадает поток воды со скоростью 1 метр в год. Если разрушение не остановить, то через 20-30 тыс. лет он может достичь озера Эри, и оно будет спущено.
Слайд 16
Как реки зависят от климата? Климат определяет густоту речной сети, полноводность рек и их поведение в течение года. В тех областях земного шара, где осадков много и рек много, они полноводны (Амазонка). Мало рек в пустынях, некоторые из них пересыхают.
-
Питание - это способ поступления влаги в реку. В питании рек принимают участие дождевые, талые снеговые и ледниковые, также подземные воды. Рек, которые бы имели один источник питания, в природе не существует.
-
Режим реки - поведение реки в течение года.
-
Половодье - ежегодно повторяющийся в одно и то же время подъем уровня воды реке. Когда бывает половодье на реке Кубань?
Слайд 17
- В чем значение рек? (ловят рыбу, развито судоходство, энергия падающей воды используется для строительства ГЭС, зона отдыха людей, по берегам рек всегда поселялись люди и т.д.)
IV. Закрепление материала.
Слайд 18
Установите соответствие между понятиями и определениями
1) Река
2) Речная система
3) Устье
4) Бассейн реки
5) Русло
6)Половодье
а) природный водный поток, протекающий в выработанном им углублении
б) главная часть реки, которая располагается на дне речной долины.
в) место впадения реки в другую реку, озеро, водохранилище, море, океан.
г)участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку.
д) река со всеми притоками
е) ежегодно повторяющийся в одно и то же время подъем уровня воды реке
V. Подведение итогов.
Слайд 19
Практическая работа: «Описание реки по плану».
Река Амазонка
1.Название реки;
2.На каком материке находится;
3.Исток (начало реки);
4.Устье (место впадения);
5.Направление течения;
6.Притоки (левые и правые);
7.Питание реки;
8.Хозяйственное использование.
План
VI. Домашнее задание.
Слайд 20, 21
§ 30, обозначенные на контурной карте реки, знать и уметь показывать на физической карте полушарий.
Литература:
-
Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Землеведение. 6 класс. - М.: Дрофа, 2012.
-
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. - М.: «Вако», 2005.
-
Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением (С.В. Долгорукова, Л.И. Елисеева и др.) - М.: Глобус, 2008.
-
География. 6-10 классы. Библиотека электронных наглядных пособий. Мультимедиа издание по географии для общеобразовательных учебных заведений.
-
cabri-volga.org/rus/VolgaMap.html
-
ru.picscdn.com/domain/keldysh.ru/
-
ecosystema.ru/07referats/slovgeo/252.htm
-
skitalets.ru/water/karelia/keret_pushkin2003
-
airpano.ru/files/Victoria-Falls-Zambia-Zimbabwe/1-2