Урок на тему: Развитие географических знаний о Земле

Методическая разработка урока географии в 6 классеТема: “ Развитие географических знаний о Земле ”.                                                                                                                                           Составила: учитель географии – Сахнова Елена Ракиповна Образовательная цель:познакомить учащихся с тем, как в течение времени изменялись представления людей об облике Земли; раскрыть значимость открытий великих мореплавателей и путешественников; сформировать пре...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 2

Методическая разработка урока географии в 6 классе

Тема: " Развитие географических знаний о Земле ".

Составила: учитель географии - Сахнова Елена Ракиповна

Образовательная цель:

  • познакомить учащихся с тем, как в течение времени изменялись представления людей об облике Земли;

  • раскрыть значимость открытий великих мореплавателей и путешественников;

  • сформировать представления о современных географических исследованиях

Развивающая цель:

  • продолжать способствовать развитию самостоятельности мышления учащихся; умения выделять главное, делать выводы, умения находить географическую информацию в газетах, журналах.

Воспитательная цель:

  • продолжать воспитывать культуру учебного труда: аккуратность, усидчивость, умения работать с учебником и картами атласа.

  • вызвать интерес к предмету - география

Тип урока: комбинированный

Методы: объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, частично -поисковый.

Формы учебной и познавательной деятельности: самостоятельная работа обучающихся с учебником, дополнительными материалами к уроку, картами атласа.

Оборудование: физическая карта полушарий, портреты великих мореплавателей и путешественников, компьютерная презентация по теме урока, папки с раздаточными материалами по теме урока.

Структура урока:

1.Организационный момент - 2 мин

2.Проверка домашнего задания - 5 мин

3.Изучение нового материала - 15 мин

4.Закрепление изученного на уроке - 10 мин

5.Постановка домашнего задания - 5 мин

6.Подведение итогов урока - 3 мин


Ход урока:

1.Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

В начале урока дежурные информируют класс о состоянии погоды. Учащиеся сравнивают показания температуры, осадков, направления ветра, облачности в своих календарях с данными дежурных. (В течение сентября каждый урок должен начинаться со сводки погоды.)

Учитель:

1. Что такое наука география?

2. Назовите составные части географии, что они изучают?

3. Назовите задачи современной географии?

4. Назовите источники географических знаний.

3. 1. Изучение нового материала

Посмотрите на известную вам физическую карту полушарий. На ней изображены океаны, моря, заливы, материки, острова, горы, равнины, реки и озера. Чтобы создать такую карту, понадобились тысячелетия, многие путешественники и ученые посвятили этому делу всю свою жизнь.

Запишите тему урока в тетради. (слайд 1)

Цель нашего урока - узнать, как в течение времени изменялись представления людей о Земле.

Первоначальные представления о Земле (слайд 2)

Представления древних о Земле опирались прежде всего на мифологические представления.

Некоторые народы считали, что Земля плоская и держится на трех китах, которые плавают и безбрежном всемирном океане. Следовательно, эти киты и были в их глазах основной основ, подножием всего мира. (слайд 3)

Древние греки представляли себе Землю плоской. Такого мнения придерживался, например, древнегреческий философ Фалес Милетский, живший в VI веке до н.э .Землю он считал плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и в которое каждое утро садятся звезды. Из восточного моря в золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос (отождествленный позднее с Аполлоном) и совершал свой путь по небу. (слайд 4)

Например, жители Индии считали, что Земля в виде половины шара покоится на слонах, а те стоят на огромной черепахе. (слайд 5)

Жители Вавилона представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой находится Вавилония. Они знали, что к югу от Вавилона раскинулось море, а на востоке расположены горы, через которые не решались переходить. (слайд 6)

ЭРАТОСФЕН - ОТЕЦ ГЕОГРАФИИ. Эратосфен - др.греческий учёный, дал название науке география, первым высчитал размеры Земли. В «Географии» (Geographika) в 3 книгах Эратосфен представил первое систематическое научное изложение географии. Он начал с обзора того, что было достигнуто греческой наукой в этой области на тот момент. В трактате «Об измерении Земли» на основании известного расстояния между Александрией и Сиеной (современный город Асуан), а также разницу угла падения солнечных лучей в обоих местностях, Эратосфен высчитал длину Экватора (итог: 252 тысячи стадий, то есть примерно 39 690 км, подсчет с минимальной ошибкой, поскольку истинная длина экватора составляет 40 120 км). Эратосфен впервые измерил дугу меридиана и оценил размеры Земли, ему принадлежит и сам термин «география» (землеописание).

(слайд 7)

карта Эратосфена (слайд 8)

Знаменитый древнегреческий ученый Аристотель (IV в. до н. э.) первым использовал для доказательства шарообразности Земли наблюдения за лунными затмениями. Вот три факта:

  • тень от Земли, падающая на полную Луну, всегда круглая. Во время затмений Земля бывает повернута к Луне разными сторонами. Но только шар всегда отбрасывает круглую тень.

  • Корабли, удаляясь в море от наблюдателя, не постепенно теряются из виду за счёт далёкого расстояния, а почти мгновенно как бы "тонут", исчезая за линией горизонта.

  • некоторые звёзды можно увидеть только из определённых частей Земли, а для других наблюдателей они не видны никогда. (слайд 9)

Представления людей о Земле в средние века ясно видны на рисунке 2. На глобусе знаменитого немецкого картографа Мартина Бехайма (1459-1507 гг.) изображены Европа, Азия и Африка. Сведений об Америке еще нет. Ее место - от Европы до Восточной Азии - занимает обширный океан. Из-за этого у мореплавателей сложилось ошибочное представление о том, что если плыть все время от Европы на запад, то можно приплыть к восточным берегам Азии. К 1494 году глобус был готов; на нём были отражены географические познания европейцев накануне открытия Америки. Величина глобуса, прозванного «Земным яблоком», - 507 мм в диаметре; на нём нет указаний широты и долготы по современному методу, но есть экватор, меридианы, тропики и изображения знаков зодиака. (слайд 10)

3. 2. Работа с учебником

Задание: прочитайте текст учебника стр. 5-6, заполните таблицу в тетради.

(приложение 1) . (слайд 11)

Прочитайте (приложение 2) и (приложение 3)

3.3. Проверка заполнения таблицы

Путешественник

Время

путешествия

Маршрут путешествия

Открытия

Геродот

V в. до н. э.

(слайд 12)

Путешественник

Время

путешествия

Маршрут путешествия

Открытия

Пифей

IVв. до н.э.

(слайд 13)

Путешественник

Время

путешествия

Маршрут путешествия

Открытия

Марко Поло

1271-1293гг

(слайд 14-15)

Начало Великих географических открытий. Период между концом XV века и серединой XVII века вошел в историю как «Эпоха Великих географических открытий».

В результате Великих географических открытий на карте мира появились вся южная часть Африки, Северная и Южная Америка, Австралия, Тихий океан. Открытие части света Америки, занимающей все западное полушарие, началось с экспедиции Христофора Колумба. (слайд 16)

Путешественник

Время

путешествия

Маршрут путешествия

Открытия

Христофор Колумб

1492г

(слайд 17-19)

Путешественник

Время

путешествия

Маршрут путешествия

Открытия

Васко да Гама

1497-1499гг

(слайд 20 -23)

Путешественник

Время

путешествия

Маршрут путешествия

Открытия

Фернан Магеллан


(слайд 24 -27)

Путешественник

Время

путешествия

Маршрут путешествия

Открытия

Афанасий Никитин


(слайд 28)

Путешественник

Время

путешествия

Маршрут путешествия

Открытия

Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев


(слайд 29)

3.4. Современные географические исследования (слайд 30)


  • Запуски искусственных спутников Земли дают новые научные сведения. Спутники собирают огромное количество информа­ции. Они фотографируют Землю, наблюдают за пого­дой, обеспечивают связь между странами и конти­нентами. На основе космических снимков разные исследования территории. Например, тщательно изучают все свойства поверхности и грунта перед строительством дороги или нефтепровода, для объяснения прогноза погоды, стихийных явлений (ураганов, землетрясений, извержения вулканов.) Множество спутников, постоянно летающих вокруг Земли, позволило решить очень важную задачу - достаточно точно вычислять местоположение любого объекта. Человек научился создавать навигационные системы, помогающие пило­там, лоцманам и даже водителям автомобилей. Космические методы имеют исключительно широкий спектр применения, поскольку с их помощью возможен как мгновенный обзор огромных пространств, так и наблюдение деталей метровых размеров. С помощью космического зондирования становятся доступными для восприятия глубины океана и геологические структуры, зоны повышенного увлажнения и засухи. С помощью космических методов можно определять урожайность сельскохозяйственных культур.


  • Исследования Мирового океана позволили установить ранее неизвестные подводные горные хребты, острова и глубоководные впадины. Сейчас многие страны мира исследуют месторождения полезных ископаемых. Прежде всего, это - нефть и газ, железные и марганцевые руды. Месторождения этих полезных ископаемых открыто во многих морях.


  • Во второй половине XX в. начались исследования Антарктиды - открытой позже всех материков и океанов. В Антарктиде работают научные станции 16 стран, ученые всесторонне изучали её природу.

Как современные географы изучают природу Земли?

- с помощью космических спутников

- с помощью специальных приборов и опытов

- в научно-исследовательских экспедициях

- ведут наблюдения на метеостанциях и полярных станциях

- строят прогнозы изменения природы (слайд 31)

Значительным мировым географическим событием стало открытие российскими учеными подледного озера Восток в Антарктиде. В 2012 - российские полярники закончили бурение почти четырёхкилометрового слоя льда и добрались до одного из уникальнейших природных объектов - озера Восток. Согласно вычислениям, длина озера Восток составляет 231 м, ширина - около 53 м, а глубина - не менее 500 метров! Вода в озере ни разу не находилась в контакте с атмосферой, и это несмотря на то, что возраст озера - не менее миллиона лет.

Надо отметить, что само бурение льда на станции «Восток» началось еще до официального признания научным сообществом факта существования озера - в 1989 году. Само по себе подобное исследование многое дает науке - позволяет заглянуть на тысячи и сотни тысяч лет назад и получить достоверную информацию о поведении климата на Земле, что окажет неоценимую помощь человечеству в прогнозировании будущего нашей планеты.

(слайд 32)

4.Закрепление изученного на уроке (слайд 33 -44)

  1. Назовите др.греческого учёного который, дал название науке география и первым высчитал размеры Земли.

  2. Кто первым использовал для доказательства шарообразности Земли наблюдения за лунными затмениями.

  3. Кто первым исследовал Восточно-Европейскую равнину?

  4. Какой период в истории человечества называют эпохой Великих географических открытий?

  5. Кто совершил первое кругосветное путешествие?

  6. Какова была цель экспедиции Ф.Магеллана?

  7. Назовите дату первой кругосветной экспедиции.

  8. Как изменились представления людей о природе Земли в результате первой кругосветной экспедиции Ф.Магеллана?

  9. Кто создал первый глобус Земли?

  10. Какой мореплаватель первым достиг берегов Индии, обогнув Африку?

  11. Венецианский купец, который после своих путешествий в Азию издал книгу о богатых золотом, драгоценными камнями и пряностями странах Востока?

  12. Как называются путевые заметки тверского купца, который первым из европейцев подробно описал Индию?

  13. Сколько плаваний совершил Христофор Колумб к берегам Америки?

  14. Какова была цель экспедиции X. Колумба?

  15. Назовите дату открытия Америки.

  16. 12 октября 1492 года путешественники увидели землю. Это был небольшой остров в группе Багамских островов. Колумб назвал остров Сан - Сальвадор (Спаситель).

  17. Назовите известные вам доказательства шарообразности Земли.

  18. Когда и кем была открыта Антарктида?

5.Постановка домашнего задания.

1. Изучить § 2.

2. Ответить на вопросы 2-7.

6.Подведение итогов урока.

выставление оценок


© 2010-2022