Презентация+план-конспект по географии 8 класс Восточно-Европейская равнина

"Описание материала"Данный материал представлен в виде план-конспекта и презентации по географии 8 класс "Восточно-Европейская равнина"Урок разработан с требованиями стандартов 2004 года, а также условий реализации стандартов ФГОС. В ходе урока учащиеся реализуют групповую деятельность и приобретают необходимые знания и умения. В ходе урока учащиеся разделившись на группы самостоятельно находят, изучают и систематизируют полученные знания в виде слайда презентации.На этапе рефлексии делают выво...
Раздел География
Класс 8 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок формирования новых знаний и умений

по физической географии России в 8 классе.

МБОУ СОШ №1 г.Лакинска

Аксенов Юрий Николаевич





Тема: Русская (Восточно-Европейская) равнина; географическое положение и особенности природы.

Цели:

1. Актуализировать знания учащихся о роли рельефа и географического положения в формировании ландшафтов.

2. Продолжить формирование умений выявлять географические связи методом наложения тематических карт, текстом учебника, работы на контурных картах.

3. Сформировать представление о Русской равнине как земле, на которой развивались основные события многовековой истории России.

Средства обучения: Физическая карта России, атласы, контурные карты, учебники, иллюстрации природы равнины, проекты, карточки-задания.

Тип урока: урок открытия новых знаний и умений с элементами проектной и исследовательской деятельности.

Опорные знания и умения:

Крупные формы рельефа России и закономерности их размещения. Строение земной коры, платформы. Типы климата. Внутренние воды. Природные зоны. Экологические проблемы и пути их решения. Умение анализировать и сопоставлять карты разного масштаба и содержания.

Ход урока:

1. Актуализация знаний и постановка проблемы:

Вступительная беседа. Слово учителя.(3-5 минут)

- Мы только что завершили изучение зональных природных комплексов. Равнины и горы - это самые крупные различия не только в рельефе, но и во всем облике территории, природе, в жизни людей. Эти территории особые природные районы. Они индивидуальны, неповторимы, единственны и прекрасны каждый по-своему. Каждый природный район имеет свои особенности. В жизни мы наблюдаем, как отличаются южане от северян, сибиряк от волжанина.

Самая большая площадь покровного оледенения в четвертичный период, развитые ледниковые формы рельефа. Самые большие ледниковые озера нашей страны расположены здесь. Самый полный набор природных зон от тундры до пустынь умеренного пояса. Самая освоенная человеком территория России. Проживает более 50% населения страны. Самое большое число заповедников России расположены здесь.

- Скажите пожалуйста, о каком природном районе говорится в этом описании? Какой природный район мы начнем изучать сегодня на уроке?

Да, Русская равнина. Это первый крупный природный район, с которого мы начнем эту тему. Как мы будем изучать этот природный район? С чего начнем?

  1. Географическое положение ПТК

  2. Геологическое строение и полезные ископаемые

  3. Климат

  4. Внутренние воды

  5. Природные зоны

6.Экологические проблемы и пути их решения

2.Открытие нового знания.

  • С целью полного изучения этого природного района проведем групповую работу по созданию визитной карточки Восточно-Европейской равнины.

(класс делится на 6 разноуровневых группы)

Итак, на выполнение работы в группах вам отводится 15 минут. После выполнения заданий, каждая группа представляет свою работу в течение 2 минут.

Работа в группах:

1 группа

Создать страницу буклета «ФГП Русской равнины» ответив на ряд вопросов используя текст параграфа 27 и карты атласа:

1.Определите на физической карте границы и местоположение Русской равнины, какое место занимает в мире по площади?

2. Определите протяженность Русской равнины с севера на юг и с запада на восток?

3. Определите, какие земли были ядром земли Русской?

4.Определите какие исторические события, важные для становления государства Российского, происходили на территории Русской равнины?

5. Для каких исполинов отечественной культуры Русская равнина является источником вдохновения в творчестве?

2 группа

Создать страницу буклета «геологическое строение и полезные ископаемые», используя текст параграфа 29 и карты атласа заполнить таблицу и контурную карту:

Полезные ископаемые

Месторождения

Условное обозначение

Железные руды



Каменный уголь



Бурый уголь



Нефть



Горючие сланцы



Аллюминевые руды



Строительные материалы



Поваренная соль



Калийная соль



Алмазы



Фосфориты



Апатиты




3 группа

Создать страницу буклета «Климат Русской равнины». Используя карты атласа и карты параграфов 10-11, текст параграфа 27 заполнить таблицу.

Сделать вывод: Какой тип климата преобладающий?

Тип климата

Средние температуры

осадки

испарение

увлажненность

Суммарная радиация

января

июля

Субарктический







Умеренный







Субтропический







Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 группа

Создать страницу буклета «Внутренние воды Русской равнины».Используя текст параграфа 27 и карты атласа и карты параграфа 12, заполнить таблицу и контурную карту;

Водные ресурсы

Месторасположение на Русской равнине

Использование

Волга

Дон

Северная Двина

Днепр

Кама

Ока

Печора

Ильмень-озеро

Чудское озеро

Онежское озеро

Псковское озеро

Ладожское озеро

5 группа

Название природной зоны

Географическое положение

Климат

Внутренние воды

Почвы

Органический мир

использование

Тундра и лесотундра







Тайга и смешанные и широколиственные леса







Лесостепи и степи







Полупустыни и пустыни







Создать страницу буклета «Природные зоны». Используя параграф 28 и карты атласа заполнить таблицу:


6 группа

Создать страницу буклета «Экологические проблемы Русской равнины». Используя текст параграфа 29 (стр.168-169) и выделить основные экологические проблемы Русской равнины:

1.

2.

3.

Определить какие меры следует провести по охране природы Русской равнины?

1.

2.

3.

4.

5.

3. Выступление групп. ( 12 минут).

4. Подведение итогов(1 минута): Мы изучили причины выделения, существования природного района - Русской равнины. Ознакомились с некоторыми чертами ее природы. 5. Рефлексия( 2минуты):

Я хочу узнать ваше мнение об уроке. Перед вами лежат листочки, на которых я бы хотел, чтобы вы написали свое мнение.

  1. Урок был интересен, скучный, безразлично.

  2. Я на уроке: помогал другим, отдыхал, работал

  3. Подведение итога работы в группе и индивидуально: понял, не понял, узнал больше, чем знал.

6. Домашнее задание: На следующем уроке мы с вами продолжим изучение русской равнины, а точнее ее особо охраняемые природные территории. Для этого нам с вами понадобится снова разбиться на группы. Вам на выбор предоставляется ряд таких территорий. Для того чтобы сделать презентацию, вы должны следовать по определенному алгоритму, который вы видите на доске:

План описании особо охраняемых территорий:

1.Название и географическое положение

2.Дата и цель создания

3.Рельеф

4. Климат и внутренние воды

5.Почвы

6.Органический мир(флора и фауна)

7. Виды, внесенные в Красную книгу.


  1. Национальный парк "ХВАЛЫНСКИЙ"

  2. КУМЫСНАЯ ПОЛЯНА

  3. Балка Кладовая

  4. Лапландский государственный природный биосферный заповедник

  5. Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник им. профессора В.В. Алехина

  6. Окский государственный природный биосферный заповедник

  7. Кабардино-Балкарский государственный высокогорный заповедник









© 2010-2022