- Преподавателю
- География
- Конспект по географии Вода - это жизнь
Конспект по географии Вода - это жизнь
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бушкова А.А. |
Дата | 01.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Вода - это жизнь.
(урок по географии, 8 класс)
Тема урока: «Вода - это жизнь».
Тип урока: закрепление и развитие знаний, умений, навыков
Цель: обобщить основные знания учащихся о значении воды в природе и жизни человека, расширить и углубить их новыми понятиями, закрепить знания о внутренних водах России. Отработать коммуникативные и интеллектуальные умения выявлять и обосновывать основные экологические факты в области охраны воды и защиты её от загрязнения.
Задачи образовательные: Сформировать у учащихся представление о значении воды в природе и жизни человека.
Систематизировать информацию о запасах, распространении воды в природе и её хозяйственном использовании.
Оценить водные ресурсы России и их распределение во времени и пространстве.
Ознакомить учащихся с историческими сведениями о значении водоёмов для народов Югры.
Раскрыть проблему загрязнения воды в процессе хозяйственной деятельности человека.
Составить систему мер по очистке воды и сохранению её от загрязнения.
Научить детей элементарным способам очистки воды в природных условиях.
Воспитательные: Воспитание любви к родному краю.
Прививать чувство бережного отношения к природе.
Продолжить экологическое и краеведческое воспитание школьников.
Развивающие: Совершенствовать умение анализировать, сложившуюся критическую экологическую ситуацию и самостоятельно предлагать пути её решения.
Стимулировать развитие творческих способностей учащихся.
Совершенствовать коммуникативные умения.
Способствовать развитию познавательного интереса к предмету, путем применения проблемного изложения материала и соревновательной формы проведения урока.
Методы: эвристическая беседа, обьяснительно-иллюстративные, проблемное изложение, частично-поисковые
Форма урока: урок-игра (соревнование)
Форма обучения: групповая
Оборудование: слайд-программа, музыкальное сопровождение, гербарий, ватман, фломастеры, перманганат калия, ляписный карандаш, мензурка.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Пояснения по поводу выбора групповой формы работы учащихся.
Работу предлагаю провести сегодня в группах, так как проблема, которую мы будем обсуждать очень серьезная, требующая для её решения объединения усилий не только ребят вашего класса, но и всех землян. Тем более, в народе говорят: «одна голова хорошо, а две лучше». Кроме того, всем известно, что в споре рождается истина.
-
Актуализация опорных знаний в форме игры. Оформление игрового поля:
-
Реки
10
20
Озера
10
20
Подземные воды
10
20
Ледники
10
20
Игра проводится по типу «Своя игра». Команды выбирают сектор и стоимость
вопроса по очереди, набирают баллы. Результат игры -ключевое
слово темы урока расшифровано. Каждая буква темы находится на оборотной
стороне листа со стоимостью вопроса. Команда, набравшая максимальное
количество очков получает 3 жетона, остальные команды, с меньшим
количеством, по 2 и 1 жетону соответственно.
Вопросы:
Реки: 10б - назовите и покажите на карте самую полноводную реку России (Енисей)
20б - как определить уклон реки?
Озера: 10б - назовите и покажите на карте самое глубокое озеро России (Байкал)
20б - какое происхождение имеют котловины озер в северо-западной части
России (ледниково-тектоническое)
Подземные воды:10б - как называется выход на поверхность грунтовых вод?
(Источник, родник)
20б - что называют артезианскими бассейнами? (запасы межпластовых
вод)
Ледники: 10б - что такое ледник? (естественные скопления льда, образовавшиеся из
снега и обладающие самостоятельным движением)
20б - назовите и покажите на карте два самых крупных ледника России?
(Богдановича на Камчатке, Безенги на Кавказе)
Результат: открыт отрывок «Вода - это …..»
Цель нашего урока закончить предложение, определить, что же значит вода для человека и природы?
На столе стакан с чистой водой. Допустим, у меня в стакане сейчас вода из чистого озера. Вопрос к классу: что такое вода? ( вещество, без вкуса и запаха, может находиться в 3-х состояниях). (физическая карта мира)
Работа с картой: какая часть поверхности Земли покрыта водой? (более половины)
Почему вода на земном шаре, несмотря на испарение не исчезает? (круговорот воды в природе)
Какие водоемы заключают в себе максимальные запасы воды? (моря и океаны) (слайд с круговой диаграммой)
Где сосредоточена пресная вода?( реки, озера, подземные воды, ледники, вода в атмосфере). (слайд с диаграммой пресных вод)
Поверхностные и подземные воды, которые человек использует в хозяйственной деятельности, называются водными ресурсами.
Сообщение о значении водных ресурсов готовила группа № 1.
Заслушивается сообщение о значении водных ресурсов. (слайд: определение водных ресурсов)
Попрошу всех учащихся класса записать в тетрадях определение: водные ресурсы - это воды (поверхностные и подземные), которые человек использует в быту, в промышленности в сельском хозяйстве.
Каждый ребенок знает, что без воды человек не может жить, т.к. и сам на 80% состоит из воды. А знаете ли вы, что на ежедневные нужды человек потребляет 300-400л воды? Принимая душ в течение 5 минут, мы расходуем около 100 л воды, наполняя ванну лишь на половину, мы расходуем 150 литров воды, разовый смыв в туалете 6-8 л воды; каждая стирка белья в стиральной машине - 100 л воды; подсчитано, что современный человек в день для удаления жажды и голода потребляет 2,5 л воды, за 70 лет эта цифра составит примерно 65 т. На создание учебника по географии потребовалось 1м3 воды, для производства 1т сахара-100м3, крупный металлургический комбинат потребляет в сутки около 1 млн.м3 воды. Кроме того, большая часть воды расходуется на орошение полей в сельском хозяйстве. (рассказ сопровождается рисунками)
Оценка водных ресурсов дана в водном кадастре.
Заслушивается сообщение о водном кадастре.
Прошу зафиксировать в тетрадях определение. Водный кадастр - свод сведений о водных ресурсах России.(слайд: определение водный кадастр) В нем обобщены материалы гидрологических наблюдений и исследований, собраны данные для научных и хозяйственных организаций.
В кадастре указано и распределение вод на территории нашей страны, сезонное распределение воды в полноводных реках.
На каждого жителя Русской равнины приходится 8500 м3 воды в год, а на одного жителя Сибири - 100 000м3 в год, т.е. в 12 раз больше (слайд с диаграммой). В южных районах России дефицит воды, т.к. большая часть уходит на орошение. На Урале водная проблема стоит очень остро, т.к. реки Урала маловодны (это истоки рек), а потребности для городов и многочисленных предприятий в воде очень большие.
Реки России полноводны весной. Почему? (преобладает снеговое питание).
Наибольшая потребность в воде ощущается летом. Чтобы обеспечить население водой, создаются пруды и водохранилища.
В чем разница между прудами и водохранилищами? (водохранилища крупнее, они создаются на реках).
Учитель: Наш округ можно смело назвать краем рек, озер и болот. (слайд)
Какая река является крупнейшей рекой нашего округа? (Обь)(слайд:фото Оби)
(слайд о горизонтальном устройстве мира)
По представлению древних народов, населяющих наш край, мир выглядел в виде реки, имеющей истоки, среднее течение и устье. Её прообразом выступала скорее всего Обь. Истоки реки, которые находились на юге, ассоциировались с Верхним миром. Среднее течение представлялось как область проживания людей, как жизненный мир, а низовья реки, расположенные на севере, воспринимались как Нижний мир - место пребывания умерших. Горизонтальная модель мира была понятна коренным жителям Приобья. Проживая по берегам больших и малых рек, они рассматривали их верхнее течение как Верхний мир и именно там устраивали священные места, а нижнее течение - как Нижний мир и располагали там кладбища.
Объясните, почему с древних времен люди селились у водоёмов? (1 команда)
(ответы: использование воды в быту, рыбная ловля, транспортный путь, зона отдыха, орошение земель, использование воды на предприятиях).
Сообщение о влиянии человека на водные ресурсы.
Человек влияет на водные ресурсы.
Рассмотрим стороны этого процесса. (На экране слайд с использованием воды)
Всех, кто использует воду, можно поделить на водопользователей и водопотребителей.
Использование воды.
Водопользование Водопотребление (изъятие воды)
Загрязняют воду, ухудшают её качество; Уменьшается количество ухудшается кач-во
1. рыбное хозяйство 1. промышленность
2. гидроэнергетика 2. сельское хозяйство
3.речной транспорт 3. коммунальное хозяйство
4.купание в реке
Вопрос командам: приведите примеры причин ухудшения качества воды в результате деятельности человека? (сплав древесины, разливы нефти, сточные воды предприятий, коммунальные стоки и т.д.)
В нашем округе особенно сильно водные объекты страдают от разливов нефти.(слайд с таблицей превышения ПДК)поэтому в реках округа уровень загрязнения намного превышает допустимые концентрации. Например …… (прочитать с таблицы)
Посмотрите на слайд( с боновыми заграждениями). На ручьях и реках устанавливаются боновые заграждения, которые улавливают только нефть на поверхности водного объекта. Хотя известно, что нефть, попав в воду, распределяется следующим образом: 20% остаётся в виде плёнки на поверхности, 40% в форме эмульсии в толще воды, 40% оседает на дно. Об очистке грунтовых вод речь, к сожалению, даже не идёт.
Учитель: действительно, в процессе использования чистая пресная вода загрязняется, в неё попадают ядовитые и вредные вещества.
Стакан с грязной водой: Кому из вас приходилось видеть сточные воды какого-либо предприятия? Какие они? (грязные и с неприятным запахом).
Добавляем грязной воды в стакан с чистой . Что произошло с чистой водой? Можно ли теперь её использовать человеку? Могут ли в такой воде жить животные? ( слайд с загрязн .водоемами).
Как же восстановить такую воду? (использовать фильтр).
Послушайте отрывок сказки «Мороз Иванович»:
«Между тем рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальет; да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в него угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин, да нальет в неё воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная…»
Ребят младших классов школы № 11 вопрос очистки воды заинтересовал настолько, что они создали научный проект по очистке воды рек нашего округа. Дети не только изучили состав местной воды, но и изобрели множество фильтров для очистки воды. Представляю вашему вниманию несколько образцов.
Современная промышленность выпускает большое количество бытовых фильтров, большинство из них работает за счет просачивания воды через древесный уголь.
( фотографии на доске)
На предприятиях очистные сооружения более сложные и объемные, их строительство очень дорогое.
В настоящее время ученые подключают к очищению водных объектов растения.(слайд с тростником и камышом)Например, камыш озерный, рогоз узколистый, тростник обыкновенный.
Процесс очистки воды длительный, трудоемкий на предприятиях еще и дорогостоящий.
Не проще ли просто не загрязнять воду?!
Работа в группах: составьте, пожалуйста, ряд ваших предложений о том, как сохранить чистую пресную воду для наших потомков? ( 5 мин.)
Заслушивание предложений.( записать каждое предложение крупными буквами на листах А4 и вывесить на доску).
Ребята, мне кажется, уже пора все-таки дописать тему нашего урока. Что же такое вода?
Даже мнения великих людей по этому вопросу очень отличаются. Я познакомлю вас с двумя цитатами. «Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь».
«Мы живем, словно на пороховой бочке, бомба замедленного действия - вода».
К какому выводу вы больше склоняетесь? (дописать его на доске)
Задача каждого из нас - сделать так, чтобы эта бомба никогда не взорвалась. А для
этого мы должны экономить воду и охранять её от загрязнений.
А эта задача посильна каждому из нас, школьники 11 школы создают фильтры, школьники 4 школы регулярно убирают территорию городского родника.(слайд) А мы с вами прямо сейчас создадим фрагмент экологической литературно-музыкальной композиции, выступить, с которой вы сможете на очередной защите экологических плакатов.
Работа групп по выполнению экологических эскизов.(основа - предложенное учителем стихотворение).
Защита экологических эскизов под музыкальное сопровождение. (в начеле защиты при словах учителя слайд: Земля из космаса)
Я надеюсь, каждый ученик прочувствовал личную ответственность за будущее водных источников нашего города, округа, нашей страны и всей планеты.
А сейчас, посмотрите на экран, разве мы имеем право уничтожать такую красоту?
Разве мы не обязаны сохранить её для наших потомков? (слайды с живописными пейзажами)
Подведение итогов. Подсчет жетонов.
Группа с наибольшим количеством жетонов получает «5», уступившая группа оценки «4», группа с наименьшим количеством баллов проявит свои возможности при других обстоятельствах. Ведь у познания и творчества не существует границ.
Д.З. подготовиться к контрольной работе по теме «Климат. Внутренние воды России».