Урок по географии Ветер ( 6 класс)

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок в 6-м классе (география, русский язык) "Ветер "

Ветер, ветер, ты могуч, (Слайд №1-2)
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного…

А.С.Пушкин.

Цели урока:

Образовательные:

  • Сформировать представление об образовании ветра, его значении; познакомить с разными видами ветров, розой ветров; научить описывать ветры разной силы; углубить знания об основных особенностях научного и художественного стилей речи

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление на основе причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра; развивать умение определять направление ветра; совершенствовать навыки работы над сочинением -описанием, используя различные художественные средства

Воспитательные:

  • Содействовать воспитанию любви к природе и родному языку, чувству глубокого уважения к науке, открывающей загадки окружающего мира; научить видеть красоту окружающего мира. (Слайд №3)

Оборудование урока: учебники географии и русского языка, , запись песни о ветре из к/ф "Дети капитана Гранта", Вивальди "Лето", презентация к уроку.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Изучение нового материала.

Звучит песня о ветре из кинофильма "Дети капитана Гранта".

Учитель географии: Объяснение целей и задач урока.

Учитель литературы: Соединение сегодня в одном уроке разных предметов неслучайно. Ведь каждое явление природы, каждое явление нашей жизни, каждое событие изучается разными науками. Только соединение усилий разных наук даёт целостную картину окружающего мира.

Ветер же - это не только интересное природное явление, но это ещё и излюбленный образ народной поэзии и всей художественной литературы. Образ ветра отразился и в языке русского народа, во многих фразеологизмах. Ветер и будет сегодня героем нашего урока.

Учитель географии: Что же такое ветер? Толковый словарь утверждает, что ветер - это движение воздуха в горизонтальном направлении. Но Толковый словарь знает о ветре не всё. Предоставим слово науке Географии, которая рассказывает о ветре подробнее, точнее…

(Слайд №4)

Проблемный вопрос.

- Представьте, что вы находитесь в загородном доме. Зимний вечер, за окном вьюга. Вы сидите перед камином, в котором горят дрова. Куда девается дым? Почему он не заходит в комнату? (Дым выходит в трубу, вытягивается в трубу).

- Почему дым вытягивается в трубу? (На уровне топки и вершины трубы разное давление воздуха. На уровне топки атмосферное давление больше, а на вершине трубы меньше. ( При подъёме на каждые 10,5 м давление уменьшается приблизительно на 1мм) Дым движется из области высокого давления в область низкого).

Такое явление - движение воздуха из области высокого атмосферного давления в область низкого проявляется не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении)

- Назовите пример такого явления. (Ветер)

- Известна шутка "Отчего ветер дует? Оттого, что деревья качаются." На самом деле главная причина возникновения ветра - неравномерное нагревание земной поверхности, а от неё и воздуха, и разница в атмосферном давлении. (Слайд №5)

Допишите в определении ветра: из области высокого давления в область низкого.

Слайд. Направление и сила ветра. (Слайд № 6-7)

Задание:

Подчеркните значения пониженного атмосферного давления одной линией, повышенного - двумя:

1. 765мм 755 мм
2. 741мм 770 мм

Покажите стрелками, в каком направлении будет дуть ветер в этих двух случаях.

765 > 755
741< 770 мм

- Где ветер будет сильнее? (Во втором случае).
- Почему? (Чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше его скорость).

Задание: Вставьте в предложение пропущенные слова:

Чем больше … , тем больше сила (скорость) ветра.

Показ слайда с ответом.

(Слайд № 8).

скорость

(км/час или м/с, баллы, узлы)

сила

(кг/м2)

направление

(румб)

расстояние, пройдённое воздушным потоком за единицу времени

давление, оказываемое движущимся воздухом на подстилающую поверхность

движение воздуха с определённой точки горизонта

Приборы для определения характеристик ветра: анемометр(скорость ветра) и флюгер(направление) (Слайд № 9)

Направление ветра (схема) (Слайд № 10)

Шкала Бофорта : Учебник и (Слайд № 11).

Учитель русского языка : Давайте вспомним литературные произведения, где встречается слово "ВЕТЕР"?

Задание: (Слайд № 12-16)

По цитатам произведений определить силу ветра, используя шкалу Бофорта:

  • «Тиха украинская ночь…

  • Прозрачно небо, звёзды ТИХИЙ

  • блещут.

  • Свои дремоты превозмочь не хочет воздух

  • Чуть трепещут серебристых тополей листвы.»

(А.С.Пушкин)



  • «И было как видно ему

  • не впервые УРАГАН

  • Ломать как тростинки

  • дубы вековые

  • И крыши срывая,

  • врываться в жилище

  • Его называли ветрило- ветрище.»

  • ( С.Я.Маршак)



  • «Буря воет в саду,

  • Буря ломится в дом.

  • Я боюсь, чтоб она не

  • сломила ШТОРМ

  • Старый дуб, что посажен

  • отцом

  • И ту иву, что мать посадила.»

  • ( Н.Некрасов)

  • «Сегодня старый ясень

  • сам не свой СЛАБЫЙ-УМЕРЕННЫЙ

  • Как будто страшный сон его тревожит

  • Ветвями машет, шевелит листвой

  • А почему: никто сказать не может.»

  • (С.Я.Маршак)



  • « Колеблет ветер- влажный, душный

  • верхи дерев

  • И с воем он стучит в оконницы.» СИЛЬНЫЙ-КРЕПКИЙ

  • (М. Ю.Лермонтов)





Решая задачи, определяя силу ветра, вы использовали какой стиль?( научный)

Структура (строение)текста- описания
Стиль-манера письма, способ изложения мысли. ( Слайд №17).

В научном стиле:

В художественном стиле:

1. Название предмета

1.Общее впечатление от предмета

2.Признаки предмета (технические, биологические и другие характеристики)

2.Признаки предмета

3. Сфера использования, способ применения. Степень полезности для человека.

3.Эстетическая оценка предмета

ТЕРМИНЫ

ТРОПЫ

Учитель географии: Мы с вами уже выяснили, что ветер дует из области высокого давления в область низкого, т.к. поверхность Земли прогревается неравномерно.

На Земле по такому принципу образуются ветры муссоны и бризы. Рассмотрим. (Слайд№ 18-20)

БРИЗ- Ветер, который меняет свое направление два раза в сутки.

Днем дует с моря, а ночью - с суши. (Слайд № 21).

Рассмотрим образование муссона. (Слайд № 22).

Муссон-Ветер, меняющий своё направление 2 раза в год. Летом дует с моря на сушу, а зимой - с суши на море. (Слайд № 23).

- В чём сходство муссона и бриза? (Периодичность - дважды меняют своё направление, возникают на берегу океана, моря. Ветры, сходные с бризом, наблюдаются и на берегах больших рек)

- В чём различие? (Районы распространения - бризы проникают в глубь суши и моря иногда на несколько километров. Муссонные ветры проникают в сторону суши и океана на сотни и тысячи километров. Типичные муссоны особенно распространены в юго-восточной части материка Евразия.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

"Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё ниже, ниже."

СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ: (Слайд № 24)

Урок по географии Ветер ( 6 класс)

Вот как описывает человек встречу с ветром пустыны-самум. (Слайд № 25)

Приближался самум - страшнейший ураган пустыни. Он несся необычайно быстро, а через какие-нибудь полчаса, прошедшие с того момента, как послышался первый звук поющих песков, мы были уже в самом центре этого ужаснейшего явления природы. Ветер завывал на разные голоса, всхлипывал, гудел, громыхал. Порой чудилось, что находишься возле огромной топки, лицо облизывает пламя и ты вот-вот вспыхнешь и сгоришь. Рыжее месиво песчаной пыли клубится, вьется, рассыпается. А когда закрученный в тугие извивающиеся жгуты горячий песок бьет по лицу и по рукам, то кажется, что с тебя сдирают кожу наждачной бумагой. ‹…› И мы сами, и верблюды лежали, распростертые на песке. Люди накрылись с головой плащами и заткнули уши. Сердце мучительно болело и громко стучало, дыхание ускорилось до предела, голова болела немилосердно. Рот и глотка высохли до того, что казались покрытыми какой-то коркой или струпьями, нечем было дышать, и мне казалось, что еще немного и страшная смерть неизбежна от удушья и от того, что рот, уши, нос, глаза - все забито песком…"

( Слайд № 26)

Страшные, разрушительные ветры Северной Америки получили испанское название "торнадо" (в переводе это значит "крутит".) Полоса действия захватывает до 800 метров, в которой воздух вращается со скоростью до 100 м/с, обладающий большой разрушительной силой. Торнадо может разрушить несколько городских кварталов, пока их жители спокойно занимаются своими делами в другой части города Сброшенные с рельсов паровозы, разрушенные здания, вырванные с корнем деревья - все это проделки торнадо. Если торнадо замечен на открытой местности, так что его скорость и направление можно определить, то от него можно успеть укрыться. В районах, где торнадо появляется часто, при доме обычно устраивается подвал, куда прячутся с приближением опасности.

Учитель русского языка:

Какие вы использовали термины?

- бризы, муссоны, торнадо, самум, "конские широты"., ветер.

РАБОТА С КЛАССОМ: "ВЕТЕР И ЕГО ОДНОКОРЕННЫЕ РОДСТВЕННИКИ"

Затем показ (Слайд № 27)

Ветер, ветерок, ветрище, ветреник, ветреность, ветряк, ветровка, ветрило, ветрогон, ветрянка

Ветровой, ветреный, ветряной

Ветренеть, ветреничать, обветрить

Обветренный, заветренный

Ветреничая, обветривая, обветрив

Ветрено

Ветроустойчивость, ветрозащита, ветродвигатель, ветроэнергетика, ветронепроницаемый, ветролом, ветровальный, ветроопыляемый, ветромер, ветроуказатель, ветротехника, ветроупорный

Что такое фразеология и составьте со словом ветер фразеологизмы.

Затем показ (Слайд № 28)

  • Бросать на ветер (слова)

  • Ветер в голове

  • Какой ветер занёс кого

  • Куда ветер дует

  • Откуда ветер дует

  • Ищи ветра в поле

  • На все четыре ветра

  • Ветреная голова

  • Сражаться с ветряными

мельницами

  • Ветер перемен

  • На семи ветрах

  • С ветерком

  • Попутного ветра!

Учитель географии:

Какое значение и действие ветра в природе?

- приносит осадки, очищает воздух.

- создаёт формы рельефа (барханы, дюны)

- образует океанические течения.

-мельницы, электростанции, парусники.

- размножение растений.

- разрушение горных пород, почвы

-ураганы. (Слайд № 29)

"ГЕОТИР":

  • 1. Ветер ураганной силы в пустыне.

  • 2.Разрушительные ветры в Северной Америке, в переводе означает «крутит».

  • 3.Прибор , измеряющий силу ветра.

  • 4. Перемещение воздуха в горизонтальном направлении из области высокого давления в область низкого.

  • 5. Ветер, меняющий направление 2 раза в сутки.

  • 6. Прибор, измеряющий направление ветра. (Слайд № 30-31)

  • 7.Ветер, меняющий направление 2 раза в год.

  • Д- бриз

  • Л- анемометр

  • Ц- муссон

  • Е- флюгер МОЛОДЕЦ!!!

  • О- торнадо

  • О- ветер

  • М- самум

Учитель русского языка: (Слайд № 32-33).

Предсказание погоды по приметам:

Если солнце село в воду -
Жди хорошую погоду.
Если солнце село в тучу -
Берегись, получишь бучу.

Коль резок контур облаков -
Ко встрече с ветром будь готов,
Когда ж их контуры мягки,
Тогда все ветры далеки.

Ходят чайки по песку,
Моряку сулят тоску.
И пока не влезут в воду -
Штормовую жди погоду.

При низком барометре стрелки паденье-
Требует в море вниманья и бденья,
И шкипер разумный тогда лишь заснет,
Когда он высоко и кверху идет.

"Барашки" ль по небу бегут,
Иль "небо ангелы метут",
Коль груза в трюме не имеешь,
Сбавь парусов - не пожалеешь!

РАБОТА ПО КАРТИНЕ АЙВАЗОВСКОГО "ДЕВЯТЫЙ ВАЛ". (Слайд № 34)

3.Закрепление нового материала:

Творческие работы учащихся ( стихи, эссе..)

Ветер - и работник, и проказник,
Надувает в море паруса,
Может делать сотню дел он разных
И творить в природе чудеса.
Ветерок бывает нежен, ласков:
Летом освежает нас прохладой,
Травам и цветам бормочет сказки…
Иногда ж с ним очень трудно сладить!
Разбушуется, рассердится ветрище,
Обернётся страшным ураганом,
Как разбойник, над землёй засвищет,
Нанося ей вред, и боль, и раны…
Ветер, ветерок, ветрище -
Это всяческие бризы и муссоны…
Снова ветер в небе что-то ищет:
Он за облачком отправился в погоню…

4. Домашнее задание: (Слайд № 35)

Выучить §23 .Написать мини-сочинение о ветре.









.


© 2010-2022