Методическая разработка кружка Шаги в науку

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кружок «Шаги в науку» для 5-ых классов


Пояснительная записка

В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Работа по новым образовательным стандартам предполагает формирование универсальных учебных действий - общеучебных умений и навыков, овладение которыми дает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию собственной учебной деятельности. Программа кружка «Шаги в науку» разработана на основе методических рекомендаций О.Г. Проказовой «Из опыта организации учебно-исследовательской деятельности учащихся». «Учебный год»,№5 (ГАОУ ДПО «ВГАПО») Материалы программы могут быть использованы на уроках географии при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Изучение родного края способствует патриотическому воспитанию, дает возможность привлечь к поисково- исследовательской работе. Обучение путем открытий - актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. Исследовательская и проектная деятельность является средством освоения действительности и его главные цели - установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся основной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. Актуальность исследовательской деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. География как учебный предмет имеет большие возможности для проведения внеурочной деятельности, так как ее содержание тесно связано с окружающей природой, с хозяйственной деятельностью людей, с международными и текущими событиями в нашей стране Основные принципы реализации программы - научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех Цель программы: - создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской и проектной деятельности. - воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии; -расширение собственного культурного опыта Задачи программы: -формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности; -обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; -формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска; -развивать познавательные потребности и способности, креативность. -формировать представление о различных сторонах жизни своего края и населения -ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта.

образовательные: приобретение системы географических знаний и умений, применение полученных навыков в различных ситуациях; закрепление и обобщение полученных знаний по теме; развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки; развитие умения анализа и планирования, развитие навыков добывания знаний непосредственно из реальности; творческого мышления, формирование умения переносить известные способы действий на новую ситуацию; воспитательные: - развитие познавательного интереса, умения слышать других, работать в группе, преодолевать страх перед ошибкой, воспитание аккуратности, добросовестности;воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

Основные принципы, положенные в основу программы: -принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития; -принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика; -научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой; -систематичности и последовательности - знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике. Методы работы: -словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации. -наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей; -практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Шаги в науку» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют ученикам почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Работа над исследованием предваряется необходимым этапом - работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над исследованиями составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме. Предлагаемый порядок действий: 1. Знакомство класса с темой. 2. Выбор подтем (областей знания) 3. Сбор информации. Занятия кружка проходят 1 раз в неделю в течение 2 академических часов, 68 часов. Ожидаемые результаты: Программа предполагает формирование у учащихся следующих знаний, умений и навыков: -знание основ исследовательской деятельности; -умение грамотно оформлять научно-исследовательскую работу; -умение свободно доказывать и защищать свои мысли; -основные навыки исследовательской деятельности. -участие в творческих конкурсах.





Учебный план

тема

Количество часов

всего

теория

практика

экскурсии

1

Введение. Вводное занятие. Формы и методы организации исследовательской деятельности.

2

2

2

Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Приемы конспектирования. Практическая работа «Конспектирование научно- популярной статьи».

1

1

2

3

Источники получения информации. Отбор и анализ литературы. Экскурсия в библиотеку «Работа с картотекой по отбору литературы по теме исследовательской работы»

1


1

2

4

Основы научного исследования. Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. Отбор и анализ научно- популярной и методической литературы. Составление рабочего плана исследования.

2

2


4

5

Оформление страниц исследовательской работы в соответствии с требованиями. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Наглядный материал в исследовательской работе. Эстетическое оформление работы

2

2

6

Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление "Заключения".

2

2


4

7

Мой край на карте Родины. Особенности географического положения и природы своего края. История заселения. Экскурсия в краеведческий музей.

2


2

4

8

Моя малая Родина Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.

2

2

4

9

Я и моя семья

1

2


3

10

Природа нашего края

3

3


6

11

Предмет и задачи экологии. Характеристика экологической ситуации в России, Волгоградской области. Рациональное и нерациональное природопользование. Природоохранная

деятельность.

3



3

12

Природные и антропогенные объекты на территории населенного пункта. Практическая работа «Составление картосхемы предприятий, влияющих на окружающую среду в городе Волгограде и Волгоградской области».

2

2


4

13

Новые типы загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы.

2

1

1

4

14

Шум. Меры предотвращения шумового воздействия. Возможности появления новых видов загрязнений природы.

2



2

15

Особенности охраны природы в городах и сельской местности. Практическая работа «Сбор материалов по охране природы своего края».

2

2


4

16

Виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в природе. Практическая работа «Исследование загрязнения воздуха автотранспортом на территории своего населенного пункта»

2

2


4

17

Исследовательская работа «Выявление растений, наиболее и наименее устойчивых к загрязнению воздуха». Создание презентации «Выявление растений, наиболее и наименее устойчивых к загрязнению воздуха».

1

1

2

18

Красная книга родного края. Работа с презентацией «Красная книга Волгоградской области».

2

2


4

19

Наш край богат талантами Экскурсия.

1

1

1

3

20

Наш край в годы Великой Отечественной войны. Творческая работа «Расскажи о своем герое». Экскурсия.

1

1

1

3

21

Выступление с результатами исследований и экспериментов перед членами кружка. Показ презентаций

1

1

2

Учебный план

тема

Количество часов

Дата

теория

практика

экскурсии

план

факт

1

Введение.

1


2

Вводное занятие. Формы и методы организации исследовательской деятельности.

1


3

Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Приемы конспектирования.

1

4

Практическая работа «Конспектирование научно- популярной статьи».


1

5

Источники получения информации. Отбор и анализ литературы.

1

6

Экскурсия в библиотеку «Работа с картотекой по отбору литературы по теме исследова-тельской работы» Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками»


1

7

Основы научного исследования.

1



8

Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.

1



9

Отбор и анализ научно- популярной и методической литературы.


1


10

Составление рабочего плана исследования. Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.


1


11

Оформление страниц исследовательской работы в соответствии с требованиями. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения.

1


12

Наглядный материал в исследовательской работе. Эстетическое оформление работы

1


13

Обработка результатов экспериментальной деятельности.

1



14

Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности

1



15

Выводы результатов экспериментальной деятельности


1


16

Оформление "Заключения".


1


17

Мой край на карте Родины.

1


18

Особенности географического положения и природы своего края. История заселения.




19-20

Экскурсия в краеведческий музей.



2

21

Моя малая Родина Что изучает краеведение.

1



22

Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края

1



23

Вклад выдающихся ученых в исследования края.


1


24

Вклад выдающихся ученых в исследования края.

1

25

Я и моя семья. Профессии моих родителей. Моя родословная

1


26

Дать выяснить учащимся кем работают их родители.

1


27

Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…» Нарисовать родословное древо.


1

28

Природа нашего края.

1


29

Климатические особенности, воды.

1


30

Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего города;


1

31

Анализ по данным календаря погоды; составление «розы ветров» за месяц

1

32

Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны;

1



33

Практические занятия:- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними; исследование условий выращивания и разведения


1


34

Предмет и задачи экологии.

1



35

Характеристика экологической ситуации в России, Волгоградской области.

1



36

Рациональное и нерациональное природопользование. Природоохранная деятельность.

1



37

Природные и антропогенные объекты на территории населенного пункта.

1



38

Главные источники загрязнения атмосферного воздуха. Меры предотвращения загрязнения воздушного бассейна.

1



39

Практическая работа «Составление картосхемы предприятий, влияющих на окружающую среду в городе Волгограде».


1


40

Практическая работа «Составление картосхемы предприятий, влияющих на окружающую среду в Волгоградской области».


1


41

Новые типы загрязнений.

1



42

Мусор как фактор загрязнения природы и современный источник сырья для различных отраслей промышленности..

1



43

Творческая работа - исследование -Мусор современный источник сырья для различных отраслей промышленности..


1


Творческая работа - исследование -Мусор современный источник сырья для различных отраслей промышленности..


1


44

Шум. Воздействие шума на биологические объекты.

1



45

Меры предотвращения шумового воздействия. Возможности появления новых видов загрязнений природы.

1



46

Возможности появления новых видов загрязнений природы и меры по их предупреждению- исследование


1


47

Особенности охраны природы в городах

1



48

Особенности охраны природы в городах и сельской местности.

1



49

Практическая работа «Сбор материалов по охране природы своего края».


1


50

Сбор материалов по охране природы своего края и исследование данного материала.


1


51

Виды исследований.

1



52

Навыки исследовательской деятельности в природе.

1



53

Практическая работа «Исследование загрязнения воздуха автотранспортом на территории своего населенного пункта»


1


54

«Исследование загрязнения воздуха автотранспортом на территории своего населенного пункта»


1


55

Исследовательская работа «Выявление растений, наиболее и наименее устойчивых к загрязнению воздуха».

1



56

Создание презентации «Выявление растений, наиболее и наименее устойчивых к загрязнению воздуха».


1


57

Красная книга родного края.

1



58

Красная книга родного края. Совместно с учителями биологии обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю.

1



59

Работа с презентацией «Красная книга Волгоградской области».


1


60

Творческая работа-создание Красной книги микрорайона.


1


61

Наш край богат талантами. Выявление особенностей культуры своего населенного пункта.

1



62

Земляки, прославившие родной край. Сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях;


1


63

Экскурсия



1

64

Наш край в годы Великой Отечественной войны

1



65

Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.


1


66

Экскурсия



1

67

Выступление с результатами исследований и экспериментов перед членами кружка.

1



68

Показ презентаций


1




© 2010-2022