Рабочая программа по географии на 2012-2013 уч. год (Владимирова Л. В.)

Рабочая программа по системе «Школа 2100» 5 класс. Учебники географии по системе «Школа 2100» предусматривают развитие творческих способностей обучающихся, фомируют универсальные учебные действия, готовность обучающихся к применению полученных знаний. Каждый урок требует от обучающихся умения работать в группах, ставить перед собой и товарищами цель или проблему, планировать свою работу, находить пути решения , поставленных проблем. Есть возможность не перегружать обучающихся, которым достаточно...
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Согласовано

Руководитель МО

__________/О.А.Колокольцева/

Протокол №1 от

«29» августа2012г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ №2 г. Пугачева________/ Л.В.Чурикова

«____»________2012г

Утверждаю

Директор МОУ «СОШ №2 г..Пугачева»_________/ О.А.Подольнова

Приказ № __от

«____»_________2012г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Владимирова Любовь Викторовна

высшая категория

География.

5 класс



Образовательная система «Школа 2100»









Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №1 от

«29» августа 2012г.






г. Пугачев - 2012-2013 уч. год.

Учебно-тематическое планирование по географии



Классы 5Б

Учитель Владимирова Любовь Викторовна

Количество часов

Всего 35 часов; в неделю 1 час.

Плановых уроков - практикумов 7, зачетов - 2, тестов- 4

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5-9 классов авторов И.В. Душина, Л.И. Елховская, Г.С. Камерилова, В.А. Кошевой, Т.Ю. Притуло, О.А. Родыгина, Т.Л. Смоктунович*.

УМК

Учебник География. Мир Земли. Кошевой В.А., Душина И.В., ЛобжанидзеА.А.,- М.: Баласс, 2010.- 272с.

Дополнительная литература:

Географический атлас для 6 класса, 2012-13г

Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт под ред. Сиротина









II. Пояснительная записка

География в школе - это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география - это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки. Ни одна из 1600 существующих ныне ветвей знания не обладает особенностью относиться сразу к нескольким блокам наук и интегрировать в себе столь разнообразные сведения и закономерности.

География давно уже перестала быть «землеописательной» и «поисково-открывающей» дисциплиной. Несмотря на это, до сих пор и в современном обществе, и в школьной географии она нередко трактуется как справочно-энциклопедическая область знания. Такой взгляд в корне противоречит существу современной географической науки. Ее главной целью в настоящее время является изучение пространственно-временных взаимосвязей в природных и антропогенных географических системах от локального до глобального их уровня. Играя роль своеобразного «мостика» между естественными и общественными науками, географы активно привлекаются к решению разнообразных естественно-научных, экологических и социально-экономических проблем современности.

Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы не могут не учитывать и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100»**.

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

В соответствии с Образовательной программой «Школа 2100»* каждый школьный предмет, в том числе и география, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

Определение ценности научно-географических знаний в формировании личности позволяет сформулировать главную образовательную цель учебной географии - формирование у школьников единой географической картины современного мира, которая на данном этапе своего развития характеризуется переходом географической оболочки на новую ступень своего развития, где ведущим фактором выступает деятельность человечества. Главной воспитательной целью курса «География» следует считать воспитание гражданина, осознающего свое место в Отечестве и в мире Земли.

Изложенные основные направления (линии) развития учащихся средствами предмета «География» формулируют цели изучения предмета и обеспечивают целостность географического образования в основной школе. Их фундамент формировался в начальной школе в курсе окружающего мира.

1) Осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития.

«География - ключ к комплексному познанию России!»

Задаются ценностные ориентации, доминирующие установки и смыслы всему процессу обучения. Позитивный настрой учащихся обеспечивается с помощью таких операций, как проблематизация, мотивация, актуализация имеющегося субъективного опыта, коммуникация, рефлексия.

2) Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся.

«Знание - сила!»

Эмпирические, теоретические и методологические знания обеспечивают фундаментальный базис географической подготовки в единстве его теоретических и прикладных аспектов и способствуют формированию географического стиля мышления.

3) Использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения.

«В умении - уверенность!»

Освоение географических умений и способов деятельности объяснительно-аналитического, оценочного, прогностического, проектного, коммуникативного характера. Уровневая дифференциация географических умений включает репродуктивные, продуктивные и креативные умения.

4) Использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

«Карта - альфа и омега географического познания!»

Представляя особое значение в географии, картографический метод обеспечивает обзорность, возможность визуализации географической информации карт и атласов. Предполагает овладение приёмами покомпонентных и комплексных описаний, картометрии и морфометрии, расчётно-аналитического плана.

5) Понимание смысла собственной деятельности и сформированных личностных качеств.

«Триумф личностного развития!» (позитивная Я-концепция)

Выделенные линии развития отражают ценностно-смысловой, эмоционально-чувственный, когнитивный, рационально-логический, деятельностный и личностный аспекты школьного географического содержания. Осмысление их функционального назначения позволит ответить на принципиальные вопросы: знаю зачем, знаю что, знаю как, знаю я.

Все перечисленные линии развития учащихся средствами предмета «География» имеют своё начало в курсе «Окружающий мир» для 1-4-го классов*. Он был направлен на формирование целостной картины мира. Использованный в этом курсе деятельностный подход позволяет не только познакомиться с окружающим миром и найти ответы на интересующие ребёнка вопросы, но и освоить важнейшие понятия и закономерности, которые позволяют объяснить устройство мира.


Внимание пятиклассников обращается, прежде всего, на такие вопросы, как «Что ЭТО такое на нашей планете?», «Из чего ЭТО состоит и какими свойствами обладает?» и «Где ЭТО есть на Земле?», а шестиклассников - «Почему ЭТО именно такое и обладает таким строением и свойствами?», «Почему ЭТО именно здесь, на Земле, находится?», «Какое ЭТО имеет значение для природы и хозяйственной деятельности?», «Зачем об ЭТОМ надо знать?», т.е. более значительный акцент делается на географические системы - географические оболочки, а также процессы планетарного масштаба и основные географические причинно-следственные связи, неразрывное единство естественных и антропогенных географических объектов и процессов.

Большое внимание обращается на развитие географической культуры - географическому языку, знанию важнейших географических объектов и их положения на карте, картографическим умениям и т.д. Важно, чтобы школьник понимал, зачем ему нужны знания о мире Земли, чтобы он умел их использовать в жизни. Особый акцент сделан на мировоззренческую основу географии, активное внедрение системного географического подхода к познанию окружающего мира с учётом возрастных интересов школьников. Повышенное внимание к стихийным природным явлениям и процессам, а также советы и рекомендации о поведении в сложных ситуациях, связанных с природными бедствиями, призваны актуализировать соответствующие географические знания школьников, подготовить их к освоению учебного курса ОБЖ.

В соответствии с принципом историзма знакомство с развитием научных географических идей и географических открытий ведётся от древних греков, когда впервые были введены в географическую науку такие понятия, как «атмосфера», «гидросфера», «литосфера», Эти и другие геосферы нашей планеты, а также сама планета Земля рассматриваются с позиций происхождения и развития составляющего их вещества.







III. Учебно- тематический план



VI. Примерное тематическое планирование и виды деятельности учащихся

(school2100.ru)* Тематическое планирование по курсу «География», 5 класс («Наша Земля»)

из расчёта 1 час в неделю, 35 часов

№ п/п

Тема урока

Виды деятельности­ учащихся

1.

Раздел I Источники географической информации.

Почему нужно изучать географию

Определять роль географии. Оценивать роль географических методов в развитии современной географии.

2.

Рождение географии

Составлять географическое описание территорий.

3.

Путешествие европейцев в Индию и Китай. Великие географические открытия.

Определять значение кругосветных путешествий.

4.

Географические открытия XVII - XIX веков

Определять роль российских путешественников в развитии географии.

5.

Форма и размеры Земли.

Приводить доказательства шарообразности Земли. Вычислять разницу между полярным и экваториальным радиусами.

6.

Глобус, параллели и меридианы.

Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сети.

7.

Географические координаты

Определять направления и географические координаты с помощью параллелей и меридианов.

8.

Географические планы и карты

Сравнивать планы местности и географические карты. Определять направления и расстояния между географическими объектами по планам и картам с помощью линейного, именованного и численного масштаба.

9.

Ориентирование.

Определять направления по компасу, азимут на объекты, расстояния с помощью шагов и дальномера. Составлять описание маршрута.

10.

Разнообразие карт. Аэро- и космические снимки.

Систематизировать карты атласа по содержанию и масштабу.

11.

Обобщение.

Объяснять значение понятий. Показывать на карте географические объекты. Анализировать географическую информацию для выполнения географического проекта.

12.

Раздел II. Природа Земли и человек.

Земля - часть Вселенной.

Определять уникальные свойства Земли и важные географические следствия.

13.

Движение Земли и её ритмы.

Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли.

14.

Мир земной тверди.

Этажи подземного царства.

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли.

15.

Горные породы и минералы.

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

16.

Рельеф Земли. Горы и равнины.

Составлять характеристику разных форм рельефа. Устанавливать зависимость распространения крупнейших форм рельефа Земли - материков и впадин океанов - от строения земной коры.

17.

Человек и земная твердь.

Выявлять особенности воздействия человека на земную твердь. Характеризовать влияние хозяйственной деятельности человека на мир земной тверди.

18.

Мир земных вод.

Самое обычное и необычное вещество Земли.

Выделять и характеризовать исключительные свойства воды. Анализировать схему «Круговорот воды в природе».

19.

Твёрдые воды Земли.

Решать познавательные задачи по выявлению причин образования ледников и многолетней мерзлоты. Описывать по карте районы распространения ледников и многолетней мерзлоты.

20.

Мировой океан.

Определять черты сходства и различия океанов Земли.

21.

Реки и подземные воды.

Определять по карте истоки, устья, притоки рек. Составлять описание реки по плану на основе анализа карты. Составлять характеристику равнинной (горной) реки по плану.

22.

Озёра и болота.

Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озер мира.

23.

Человек и мир земных вод.

Выявлять особенности воздействия мира земных вод на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

24.

Мир земного воздуха.

Состав и свойства газов воздуха.

Выявлять роль содержащихся в воздухе газов для природных процессов.

25.

Солнечная энергия и температура воздуха.

Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды. Выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам.

26.

Атмосферное давление и ветер.

Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Определять причины образования ветров. Составлять характеристику воздушных масс с разными свойствами.

27.

Влага в атмосфере.

Измерять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра. Решать задачи по расчету абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных.

28.

Туманы, облака и осадки.

Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику.

29.

Погода.

Выявлять особенности погоды. Знакомиться с картами погоды, выявлять способы нанесения на них характеристик состояния атмосферы. Описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы.

30.

Человек и мир воздуха.

Выявлять особенности воздействия воздуха на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

31.

Мир земной жизни.

Живое вещество.

Выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота.

32.

Жизнь в воде.

Сравнивать приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде обитания.

33.

Жизнь на суше, в воздухе и под землёй.

Сравнивать приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде обитания.

34.

Почва.

Проводить сравнение строения профиля подзолистой почвы и чернозема. Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв.

35.

Обобщение.

Объяснять значение понятий. Показывать на карте географические объекты. Анализировать географическую информацию для выполнения географического проекта.















IV. Содержание учебного предмета «География»

(см. перечень основных понятий в приложении 1)

5-й КЛАСС (35 ч., 1 ч. в неделю)

«География. Мир Земли»

Раздел 1. Развитие представления человека о мире (9 ч.)

Понятие о географии, причины возникновения и развития науки. Путешествия и описания как самые древние и надёжные способы познания мира Земли. Выдающиеся географические открытия древности, средневековые путешествия, Великие географические открытия.

Вклад отечественных землепроходцев и исследователей в развитие географии. Географические открытия ХХ в.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов.

Понятие о глобусе и карте. Легенда общегеографической карты. Шкала глубин и высот. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе и карте. Компас и ориентирование с его помощью. Определение местоположения географических объектов. План местности. Условные знаки. Масштаб и его виды. Ориентирование и измерение рассто­яний на местности и на плане. Составление простейшего плана местности. Решение практических задач по плану.

Практическая работа. 1. Знакомство учащихся с учебником, рабочей тетрадью, глобусом и атласом. 2. Ориентирование на местности с помощью компаса

Раздел 2. Земля - планета Солнечной системы (3 ч.)

Доказательства шарообразности Земли. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия: смена времён года, смена дня и ночи. Экваториальный и полярный радиусы нашей планеты, площадь её поверхности.

Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Линии тропиков и полярных кругов.

Раздел 3. МИР ЗЕМНОЙ ТВЕРДИ (4 ч.)

Место и роль мира камня для людей. Горные породы и минералы. Внутреннее строение Земли. Понятие «рельеф», формы рельефа. Планетарные формы рельефа: выступы материков и впадины океанов. Равнинный и горный рельеф. Различия гор и равнин по высоте и внешнему виду. Примеры крупных форм рельефа и их местоположение. 3емлетрясения и вулканизм. Рельеф Земли. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана.

Практические работы. 1. Нахождение на физической карте объектов литосферы, в том числе упомянутых в тексте учебника. 2. Работа с коллекцией горных пород и минералов.

Раздел 4. МИР ЗЕМНЫХ ВОД (6 ч.)

Наличие воды - планетарная особенность Земли. Роль жидкой воды в природе и жизни людей. Мировой океан и его части. Соотношение суши и Мирового океана. Виды движения вод океана: волны и течения.

Свойства морской воды: температура и солёность. Движение воды в океане. Волны, течения, приливы. Льды в океане. Методы изучения морских глубин. Источники пресной воды на Земле. Реки, озёра, водохранилища, болота. Речная система. Питание рек. Использование карт для определения частей речных систем, направления течения рек. Подземные воды, их использование человеком. Ледники - главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники. Опасные явления в гидросфере.

Практические работы. 1. Нанесение на контурную карту основных географических объектов Мирового океана. 2. Анализ физической карты с целью определения глубин океанов и морей. 3. Воображаемое путешествие по рекам, озёрам, морям и океанам. Описание особенностей вод своей местности. 4. Анализ результатов наблюдений за изменениями состояния водоёмов своей местности.

Раздел 5. МИР ВОЗДУХА ЗЕМЛИ (6 ч.)

Состав воздуха и свойства земных газов. Значение атмосферы для жизни на Земле. Температура воздуха, распределение тепла на Земле. Атмосферное давление, ветер, его направление и сила, осадки, их виды. Погода. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Влажность воздуха. Облака.

Практические работы. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Наблюдения за погодой. Опасные погодные явления.

Раздел 6. МИР ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ (4 ч.)

Понятие о живом веществе. Приспособления живых организмов к среде обитания. Жизнь в океане. Жизнь на суше. Жизнь в экстремальных условиях. Проблемы выживания людей в тундрах, жарких и холодных пустынях. Представление о стихийных явлениях и процессах в мире живой природы.

Практические работы. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.

Часы по выбору учителя: 3 ч.



































V. Требования к уровню подготовки обучающихся

Предметными результатами изучения курса «География» 5-9-х классах являются следующие умения:

5-й класс

1-я линия развития - осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять роль различных источников географической информации.

2-я линия развития - освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

3-я линия развития - использование географических умений:

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

4-я линия развития - использование карт как моделей:

- определять на карте местоположение географических объектов.

5-я линия развития - понимание смысла собственной действительности:

- определять роль результатов выдающихся географических открытий;

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

































VI, VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «География»

Для реализации целей и задач обучения географии по данной программе используется УМК по географии Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс»).

1. Кошевой В.А., Смоктунович Т.Л., Родыгина О.А. География. Мир Земли. Учебник для 5-го класса. М. : Баласс, 2011.

2. Кошевой В.А., Родыгина О.А. География. Мир Земли. Учебник для 6-го класса. М. : Баласс, 2011.

3. Душина И.В., Притуло Т.Ю., Смоктунович Т.Л. География. Земля - планета людей. Учебник для 7-го класса. М. : Баласс, 2011.

4. Камерилова Г.С., Елховская Л.И., Родыгина О.А. География. Моя Россия. Учебник для 8-го класса. М. : Баласс, 2011.

5. Камерилова Г.С., Елховская Л.И., Родыгина О.А. География. Моя Россия. Учебник для 9-го класса. М. : Баласс, 2011.

6. Кошевой В.А., Душина И.В., Лобжанидзе А.А. Рабочая тетрадь к учебнику География 6-й (5-6) класс.

7. Душина И.В., Смоктунович Т.Л. Рабочая тетрадь к учебнику География 7-й класс.

8. Камерилова Г.С., Елховская Л.И., Родыгина О.А. Рабочая тетрадь к учебнику «География» («Моя Россия»), 8-й класс. - М. : Баласс, 2011.

9. Елховская Л.И., Родыгина О.А. География «Мир Земли», 6-й класс. Методические рекомендации для учителя. - М. : Баласс, 2011.

10. Душина И.В. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Земля - планета людей». - М.: Баласс. 2006.

11. Душина И.В., Смоктунович Т.Л. Народы мира. Книга для чтения по географии. (Серия «За страницами учебника»).

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках географии, относятся компьютер, цифровой фотоаппарат, DVD-плеер, телевизор, интерактивная доска и др.

Приведем примеры работ при использовании компьютера:

- поиск дополнительной информации в Интернете для ответа на продуктивные вопросы;

- создание текста доклада;

- фотографирование географических объектов и явлений;

- обработка данных проведённых наблюдений и географических исследований;

- создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов исследовательской и проектной деятельности.

При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

Технические средства на уроках географии широко привлекаются также при подготовке проектов (компьютер).



VIII. Приложения

Приложение 1

Важнейшие понятия курса географии


Важнейшие понятия 5-6-го классов

Важнейшие понятия 7-го класса

Важнейшие понятия 8-9-го классов

География, природные и антропогенные объекты, Солнечная система, пояса освещенности, земная кора, литосфера, рельеф, равнины, горы, выветривание, атмосфера, амплитуда температур, ветер, атмосферные осадки, погода, климат, гидросфера, океан, море, река, бассейн реки, режим реки, озеро, биосфера, почва, географическая оболочка, географические системы, географическая среда, природные и антропогенные системы, городская среда обитания, ноосфера.

Географическая оболочка, географическая среда, географическое положение, природный комплекс, природная зона, широтная зональность, вертикальная поясность, платформа, складчатый пояс, воздушные массы, циркуляция воздушных масс, пассаты, климатообразующие факторы, климатический пояс, основные и переходные климатические пояса, питание реки и ее режим, этнос, человеческая раса, аборигены, миграции людей, плотность населения, языковая семья, урбанизация, заповедник, национальный парк, природно-антропогенные и антропогенные комплексы, экология, природные ресурсы (богатства).

Географическое пространство, экономико- и эколого-географическое положение, часовой пояс, природно-хозяйственная зона, географическое разделение труда, районирование, природопользование, природно-ресурсный потенциал, устойчивое развитие, индикаторы устойчивого развития, географическая культура, рациональное природопользование, географическая система, морфоструктура и морфоскульптура, экологический риск, солнечная радиация, речной сток, почвенный профиль, биологическая продуктивность, природные ресурсы, демографическая ситуация, миграция, качество жизни, демографическая политика, урбанизация, рынок труда, отрасль, межотраслевой комплекс, территориально-производственный комплекс, рекреационный район, культурное и природное наследие.


*

** Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. - М. : Издательский дом РАО, Баласс, 2003. С. 87-92.

* Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла - М. : Издательский дом РАО, Баласс, 2003. С. 72-141.

* Вахрушев А.А. и др. Окружающий мир. Учебник для 1-4-го классов. - М. : Баласс. 2011.

* Примерное тематическое планирование и виды деятельности учащихся по новому ФГОС находятся в разработке.

© 2010-2022