Рабочая программа элективного курса: Города мира. География мировой урбанистики

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

19

Рабочая программа элективного курса: Города мира. География мировой урбанистики.

Муниципальное бюджетное

образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет География

Элективный курс «Города мира. География мировой урбанистики».

Класс (ы) 9

Автор-составитель:

Е.А.Богданова.



г. НИЖНЕВАРТОВСК, 2014

Структура документа


Программа элективного курса по географии «Города мира. География мировой урбанистики» для 9 класса представляет собой целостный документ, включающий основные разделы:

1. Пояснительная записка. В пояснительной записке уточняются общие цели образования с учётом специфики одного из разделов географии как элективного курса.

2. Общая характеристика элективного курса, включающая ценностные ориентиры предпрофильного и профильного географического образования.

3. Место элективного курса по географии в базисном учебном плане.

4. Результаты освоения элективного курса по географии - личностные, метапредметные и предметные.

5. Содержание элективного курса по географии «Города мира. География мировой урбанистики» представляет собой первую ступень конкретизации положений фундаментального ядра содержания общего образования.

6. Тематическое планирование - это следующая ступень конкретизации содержания предпрофильного и профильного образования по географии. Оно даёт представление об основных видах учебной деятельности в процессе освоения курса. В тематическом планировании указано количество часов, отводимых на изучение каждой темы.

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

8. Планируемые результаты изучения элективного курса.

Пояснительная записка.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  1. федеральный компонент Государственного образовательного минимума, утвержденный Приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  2. примерные программы, созданные на основе федерального компонента Государственного образовательного минимума;

  3. базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации;

  4. федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  5. образовательная программа школы;

  6. учебный план.

В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Занятия данного курса влияют на осознанный выбор профиля обучения, на выбор в дальнейшем профессии, связанной с ветвью географии - туризмом и сервисом, его направлениями.

Общие цели предпрофильной подготовки:

  • каждое занятие данного курса готовит учащихся к выбору профиля обучения;

  • в процессе изучения темы развиваются способности к самоопределению;

  • через практические занятия формируется ответственность за самостоятельный выбор будущей профессии;

  • современной технологией, различными методами и формами необходимо вызвать интерес к предмету, к выбору будущего профиля, желание изучать данную тему в дальнейшем.

Цель программы:

Расширить географический кругозор, подготовить учащихся к восприятию профильного страноведческого курса "Страны мира".

Общие задачи программы:

  • вызвать интерес к странам мира, культурному наследию через знакомство с культурными и природными достопримечательностями;

  • познакомиться с Программой ЮНЕСКО по охране Объектов Всемирного Наследия;

  • показать роль достопримечательностей в воспитании толерантности;

  • воспитывать уважение к людям другой нации, к особенностям их жизни;

  • расширить знания о столицах и крупнейших городах мира.

Общая характеристика элективного курса.

Программа элективного курса «Города мира. География мировой урбанистики» предназначена для обучающихся 9 классов.

Содержание элективного курса позволяет познакомить обучающихся с крупными городами и их ролью в современном мире. Рассматривая особенности истории возникновения, географического положения, функций городов, а также об основных этапах их роста обучающиеся получают первоначальные знания по географии мировой урбанистики. Курс «Города мира. География мировой урбанистики» представляется особенно актуальным, так как вооружает обучающихся элементарными знаниями по экономической, политической и социальной географии. Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии. Может быть рекомендован для изучения обучающимся разных профилей. Важная особенность предложенного курса заключается в том, что его можно рассматривать как своего рода универсальный курс, который может быть предложен слушателям разных профилей. При этом в одном случае его содержание может максимально способствовать реализации углубленного содержания выбранных в соответствии с профилем предметов, в другом, что не менее важно, нести в себе общезначимую культурологическую направленность, способствовать формированию всесторонне образованной личности.

Данный курс не изучается в школьной программе. Современная экономика ведущих стран мира во многом зависит от развития международного туризма и услуг - один из видов которых - знакомство с достопримечательностями. Открыты границы для посещения стран туристами и отдыхающими, перед ними открывается удивительный мир прекрасных творений рук человеческих и созданных природой. Поэтому очевидно, что данный курс в современной школе является актуальным и необходимым для изучения.

Современный мир очень интересен и привлекателен тем, что встреча с ним - это знакомство с прекрасным и неизвестным. Каждый обучающийся открывает что-то для себя и друзей. Путешествуя по странам через образные рассказы экскурсовода учителя или ученика и красочные видеофильмы, обучающихся заинтересуют уже знакомые образы - Эйфелева башня, Пизанская башня, Елисейские поля, и совсем новые, но прекрасные творения рук человеческих - Мавзолей Тадж-Махал в Агре в Индии, Стоунхендж в Великобритании, Собор Святого Петра в Ватикане, оперный театр в Сиднее, мечети в Марокко и другие.

Столицы и крупные города мира играют огромную роль в жизни страны. В них сосредоточена большая часть населения страны. Города - это экономические, культурные и туристические центры страны. Они выполняют различные функции. Одна из них - это встречи туристов и представление ценностей своей страны - достопримечательностей природных и созданных руками человека.

Расширяется сеть учебных заведений, в которых открываются факультеты по подготовке специалистов туризма и сервиса, экскурсоводов. Ведущим предметом является география.

Содержание программы включает новые знания и новые образы.

Программа построена на основе межпредметной интеграции с историей, биологией, искусством, психологией, архитектурой.

Особенностью данного курса является то, что некоторые направления данного курса изучаются с использованием новейшей телекоммуникационной технологии. Живя в информационном обществе, дети должны иметь представление о различных информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры. Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности обучающихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика.

Результатом успешного прохождения программы может служить участие в иллюстрированной викторине, экскурсия по достопримечательностям в роли гида.

Место элективного курса географии в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для изучения элективного курса «Города мира. География мировой урбанистики» на этапе предпрофильного и профильного образования (из расчета 1 учебный час в неделю) (именно на такое количество часов рассчитана рабочая программа).

Таким образом, содержание курса представляет собой одно из звеньев в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Результаты освоения курса.

Личностными результатами обучения географии на предпрофильном и профильном уровнях является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.

6) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

10) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

11) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

12) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;

5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

6) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств информационно-коммуникационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;

7) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

8) умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

9) умение работать в группе - эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

10) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;

8) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Ключевые образовательные компетенции:

  1. Ценностно-смысловая.

  2. Общекультурная.

  3. Учебно-познавательная.

  4. Информационная.

  5. Коммуникативная.

  6. Социально-трудовая.

  7. Личностная (самосовершенствование).

Предметные компетенции.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

В результате освоения содержания обучающийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих умений, навыков и способов деятельности. Овладение общими умениями, навыками и способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников.

Виды деятельности

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Познавательная

Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.

Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.

Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная

Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.

Рефлексивная

Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.














Содержание программы

Введение (1 час)

Тема 1. Достопримечательности мира (10 часов)

Комитет ООН - ЮНЕСКО. Положение об охране Объектов Всемирного Наследия. Положение о внесении Объектов в Список. Объекты природные, культурные, заповедные. Охраняемые территории. Природные и культурные достопримечательности мира - Объекты Всемирного Наследия по странам мира. Списки Объектов по странам мира. Выделение наиболее интересных и привлекательных для туристов достопримечательностей. Великое Наследие и достопримечательности Зарубежной Европы. Столицы Зарубежной Европы. Экскурсия по достопримечательностям: Елисейские поля, Эйфелева башня, Марсово поле, Сорбонна, Музей Тюссо, Букингемский дворец, Биг - Бэн, аукцион тюльпанов, Трептов - парк, Собор Святого Петра, оперный театр Ла - Скала, Пизанская башня, Колизей, фонтан Треви, катание по каналам Венеции, Дворец Дождя, долина Роз, ледяной отель в Кирунаваре, ветряные мельницы в Нидерландах. Великое Наследие и достопримечательности Зарубежной Азии и Австралии. Столицы Зарубежной Азии. Экскурсия по достопримечательностям: мечети, палаточные города Кувейта, оригинальные достопримечательности Омана, ОАЭ; Катманду - памятник культуры, Тадж - Махал, Храм золотого Будды, Храм изумрудного Будды, парк Камней в Японии, гора Фудзияма, Замок Химедзи, Портик, Китайская стена, Храм Неба, усыпальница первого императора, Айерс - Рок (Улуру), оперный театр в Сиднее. Америка с севера на юг. Экскурсия по достопримечательностям: Канада - памятник в память терактам в США, Ниагарский водопад, телебашня «Си - Эн - Тауэр», индейские тотемы. США - Статуя Свободы, мост «Золотые ворота», Долина Монументов, арка в Сент - Луисе, памятник на горе Маунт - Рашмор. Мексика - пирамида Чичен - Ица, птица кецаль, мурали Диего Ривори. Бразилия - водопад Игуасу, Храм Тернового Венца, Статуя Свободы. Эквадор - памятный знак, посвященный экватору. Перу - пустыня Наска. Африка - встреча с прекрасным. Марокко - знаменитые мечети. Вади Сахары - историческая справка. По памятным местам Давида Ливингстона. Водопад Виктория. Пирамиды Гизе. Танзания - национальный парк в Серенгети. Деревня пигмеев. Алмазные рудники в ЮАР.

Семинар: Объекты Всемирного Наследия в России: исторический центр Санкт - Петербурга и его окрестности. Кижский погост, Кремль и Красная площадь в Москве, исторические памятники Новгорода и его окрестностей, Соловецкие острова, белокаменные памятники Владимира и Суздаля, Троицо - Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде, церковь Вознесения в Коломенском, девственные леса Карелии, озеро Байкал, вулканы Камчатки, исторический центр Ярославля и его окрестности - Объекты Всемирного Наследия. Объекты Всемирного Наследия по странам мира.

Практические работы:

  1. Викторина: «Достопримечательности мира».

  2. Путешествие по столицам и крупным городам.


Тема 2. От города до мегалополиса (4 часа)

Город. Типы городов. Классификации городов.

Практическая работа:

  1. Урбанизация и ее глобальный характер.

Семинар: Городская агломерация, мегалополис - как формы расселения.

Тема 3. Основные исторические типы городов (13 часов)

Города Древнего мира: города Востока, античный город, римский город. Средневековые города Западной Европы и Востока. Города Нового времени. Города Древней Руси и России (с древнейших времен до начала XX века). Города XX века. Современные города.

Практическая работа:

  1. Города Древнего мира: города Востока, античный город, римский город.

  2. Образ города Древней Руси.

  3. Средневековые города Западной Европы.

  4. Средневековые города Востока.

  5. Образ современного города.

Семинар: Город - центр своего окружения.

Тема 4. Города в территориальной структуре хозяйства (4 часа)

Города - опорный каркас расселения.

Практическая работа:

  1. Концепции развития городов.

Семинар: Города мира: история и современность.


Тема 5. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества (2 часа)

Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Экологическая, энергетическая, сырьевая, демографическая и продовольственная проблемы и пути их решения. Проблема сохранения мира на Земле. Преодоление отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Геоэкология - фокус глобальных проблем человечества.

Семинар: Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.

Заключительное занятие (1 час)


Семинар: Самые красивые города мира.

В практической части представлено 9 практических работ.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:


  1. Викторина: «Достопримечательности мира».

  2. Путешествие по столицам и крупным городам.

  3. Урбанизация и ее глобальный характер.

  4. Города Древнего мира: города Востока, античный город, римский город.

  5. Образ города Древней Руси.

  6. Средневековые города Западной Европы.

  7. Средневековые города Востока.

  8. Образ современного города.

  9. Концепции развития городов.

Учебно-тематический план



п/п

Наименование

Всего часов

В том числе:

лекция

П/Р

семинар

1

Введение

1

1

0

0

2

Достопримечательности мира

10

7

2

1

3

От города до мегалополиса

4

2

1

1

4

Основные исторические типы городов

13

7

3

3

5

Города в территориальной структуре хозяйства

4

2

1

1

6

Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.

2

1

0

1

7

Итоговое занятие

1

0

0

1


ИТОГО

35

20

7

8





Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.


Наименования объектов и средств

материально-технического обеспечения

В наличии

(количество;

марка, год выпуска - для ТСО)

Библиотечный фонд

1. Нагорная И.И. Методическое пособие для учителя. М.: Просвещение, 2000.

2. Агеева И.Д. Весёлая география на уроках и праздниках. М.: Просвещение, 2005.

3. Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся на уроках географии 6-10 классы. М.: Просвещение, 2000.

4. Задачи по географии / Под редакцией А.Ф.Наумова. М.: МИРОС, 1999.

5. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. М.: Просвещение, 1991.

6. Тесты и вопросы по географии / Под редакцией К.В.Пашканга. М.: Просвещение, 2000.

по 1 экземпляру

7. Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл. М.: Дрофа, 2008.

8. Дронов В.П., Ром В.Я., Баринова И.И., Понурова Г.А. Методическое пособие по географии России. 8 - 9 кл. М.: Просвещение, 2000.

9.Баринова И.И., Ром В.Я., Пятунин В.Б. Дидактические материалы по географии России: 8 - 9 кл. М.: Просвещение, 2005.

10.Использование средств обучения в преподавании географии / Под редакцией Ю.Г.Барышевой. М.: Просвещение, 1999.

11.Максаковский В.П. География. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. М.: Просвещение, 2007.

по 1 экземпляру

Ученические атласы:

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс



по 15 экземпляров

Информационно-коммуникационные средства

Электронный банк рефератов. ID Company, 2006.

по 1 экземпляру

Электронные уроки и тесты: «География в школе». ЗАО «Просвещение - МЕДИА», 2006.

по 1 экземпляру

Технические средства обучения

Мультимедийный компьютер:

монитор

клавиатура

системный блок

1 (View Sonik; 2006)

1 (hp; 2006)

1 (View Sonik; 2006)

Принтер струйный

1 (Samsung; 2008)

Экран (навесной)

1

Мультимедиа проектор

1 (Beng; 2010)

Интерактивная доска

1 (HITACHI; 2010)

Учебно-практическое оборудование

Таблицы (содержание которых соответствует разделам стандарта).

31

Портреты (содержание которых соответствует разделам стандарта).

18

Карты мира; карты материков, их частей и океанов; карты России (содержание которых соответствует разделам стандарта).

54

Телескоп

1

Коллекция минералов и горных пород для школьников

1

Коллекция «основные виды промышленного сырья»

1

Комплект приборов и инструментов топографических

1

Барометр-анероид

1

Гигрометр

1

Гербарий для курса географии

1

Глобус Земли физический (масштаб 1:40 000 000)

3

Глобус Земли политический (масштаб 1:60 000 000)

1

Глобус Земли физический лабораторный (для раздачи обучающимся) (масштаб 1:50 000 000)

15


Планируемые результаты изучения курса географии.

Требования к подготовке выпускников по географии представляют собой установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования по географии, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Обучающиеся будут иметь представление:

  • о различных видах достопримечательностей;

  • о профессии гидов, экскурсоводов и других специальностях данной области;

  • об уровне жизни в различных государствах;

  • о традициях и обычаях населения стран мира;

  • о ценностях культуры данной страны.

Обучающиеся должны знать:

  • страны и столицы;

  • формирование политической карты мира;

  • формы экономических отношений;

  • виды достопримечательностей;

  • примеры достопримечательностей под эгидой ЮНЕСКО.

Обучающиеся должны уметь:

  • работать с различными источниками информации;

  • разбираться в вопросах определения достопримечательностей

  • работать на компьютере.

  • ориентироваться по карте;

  • свободно рассказывать о достопримечательностях мира.

Обучающиеся будут иметь опыт:

  • сотрудничества, взаимопомощи;

  • самостоятельного выбора будущей профессии;

  • общения в процессе учебной деятельности.








Календарно - тематическое планирование элективного курса:


«Города мира. География мировой урбанистики»


9 класс.


Планирование составлено в соответствии с общеобразовательной программой под редакцией В.Н.Холиной и учебным планом школы.

В работе используются учебники (соответствующие программе):

  1. «Экономическая и социальная география мира» (под редакцией В.П.Максаковского, М.: Просвещение, 2011);

  2. «География человеческой деятельности: экономика, культура, политика (под редакцией В.Н.Холиной, М.: Просвещение, 2011 г.).

Планирование составлено в соответствии с учебным планом школы - 35 часов (1 час в неделю).

В работе используются следующие элементы педагогических технологий:

- дифференцированное обучение;

- ИКТ;

- метод проектов.

Основная педагогическая технология, используемая в работе - проблемное обучение.




















п/п

№ занятия по теме

Дата

Тема занятия

Форма занятия

Содержание занятия

Информационное обеспечение

Введение (1 час)

1

1



Вводное занятие.


Беседа

Знакомство с общей структурой курса, его содержанием, формами, видами и планируемым объемом самостоятельных и творческих работ.

Презентация учителя по теме занятия.

Тема 1. Достопримечательности мира (10 часов)

2

1


Комитет ООН - ЮНЕСКО.

Лекция

Знакомство с положением об охране Объектов Всемирного Наследия, положением о внесении Объектов в Список.

Холина В. Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика. Учебник для 10 - 11 классов с углубленным изучением гуманитарных предметов. - М. Просвещение. 2002 г.

3

2


Определение достопримечательностей по критериям ЮНЕСКО.

Самостоятельная работа

Составление перечня достопримечательностей по критериям.

Холина В. Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика. Учебник для 10 - 11 классов с углубленным изучением гуманитарных предметов. - М. Просвещение. 2002 г.

4

3


Объекты Всемирного Наследия Европы.

Лекция

Знакомство с объектами Великого Наследия Зарубежной Европы. Составление картосхемы их размещения по территории региона.

География в школе. Европа. Электронные уроки и тесты. - М.: Просвещение - МЕДИА, 2006 год.

5

4


Объекты Всемирного Наследия Зарубежной Азии.

Лекция

Знакомство с объектами Великого Наследия Зарубежной Азии. Составление картосхемы их размещения по территории региона.

География в школе. Зарубежная Азия. Электронные уроки и тесты. - М.: Просвещение - МЕДИА, 2006 год.

6

5


Объекты Всемирного Наследия Австралии и Африки.

Лекция

Знакомство с объектами Великого Наследия Австралии. Составление картосхемы их размещения по территории региона.

География в школе. Австралия. Электронные уроки и тесты. - М.: Просвещение - МЕДИА, 2006 год.

7

6


Объекты Всемирного Наследия Америки.

Лекция

Знакомство с объектами Великого Наследия Америки. Составление картосхемы их размещения по территории региона.

География в школе. Северная и Южная Америка. Электронные уроки и тесты. - М.: Просвещение - МЕДИА, 2006 год.

8

7


Объекты Всемирного Наследия России.

Лекция

Знакомство с объектами Великого Наследия России. Составление картосхемы их размещения по территории региона.

География в школе. Россия. Электронные уроки и тесты. - М.: Просвещение - МЕДИА, 2006 год.

9

8


Викторина: «Достопримечательности мира».

Практикум

Определение объектов Великого Наследия мира.

География в школе. Электронные уроки и тесты. - М.: Просвещение - МЕДИА, 2006 год.

Диск: «География 6 - 10».

10

9


Путешествие по столицам и крупным городам.

Практикум

Защита творческих проектов обучающихся.


Диск: «География 6 - 10».

Презентации обучающихся.

11

10


Объекты Всемирного Наследия.

Семинар

Защита творческих проектов обучающихся.


Диск: «География 6 - 10».

Презентации обучающихся.

Тема 2. От города до мегалополиса (4 часа)

12

1


Основные формы расселения.

Лекция

Выявление закономерностей расселения населения.

География в школе. Электронные уроки и тесты. - М.: Просвещение - МЕДИА, 2006 год.

13

2


Город. Урбанизация и ее глобальный характер.

Лекция

Выявление закономерностей образования городов. Роль урбанизации в мировом хозяйстве.

Диск: «География 6 - 10».

14

3


Урбанизация и ее глобальный характер.

Практикум

Защита творческих проектов обучающихся.


Презентации обучающихся.

15

4


Город, городская агломерация, мегаполис - как формы расселения.

Семинар

Выявление закономерностей размещения городов, городских агломераций, мегаполисов.

География в школе. Электронные уроки и тесты. - М.: Просвещение - МЕДИА, 2006 год.

Тема 3. Основные исторические типы городов (13 часов)

16

1


Типы городов.


Лекция

Типы городов разных эпох, выявление и черт сходства и отличия.

География в школе. Электронные уроки и тесты. - М.: Просвещение - МЕДИА, 2006 год.

17

2


Классификация городов.


Лекция

Теория: классификация городов.

Диск: «География 6 - 10».

18

3


Города Древнего мира: города Востока.

Лекция

Знакомство с условиями образования и особенностями городов Востока.

Родионова И. А., Холина В. Н. Политическая карта мира. Пособие по географии для поступающих в вузы. - М. Уникум-Центр. 1998 г.

19

4


Города Древнего мира: города Востока, античный город, римский город.

Практикум


Знакомство с условиями образования и особенностями античных и римских городов.

Диск: «География 6 - 10».

20

5


Образ города Древней Руси.

Практикум

Составление картосхемы размещения основных городов Древней Руси.

География в школе. Электронные уроки и тесты. - М.: Просвещение - МЕДИА, 2006 год.

21

6


Средневековые города Западной Европы.


Практикум

Знакомство с условиями образования и особенностями городов Западной Европы.

География в школе. Европа. Электронные уроки и тесты. - М.: Просвещение - МЕДИА, 2006 год.

22

7


Средневековые города Востока.


Практикум

Составление картосхемы размещения основных Средневековых городов Востока.

География в школе. Восток. Электронные уроки и тесты. - М.: Просвещение - МЕДИА, 2006 год.

23

8


Города Нового времени.


Конференция


Выявление характерных черт сходства и отличия городов Нового времени.

Презентации обучающихся.

Диск: «География 6 - 10».

24

9


Современные города Европы.

Практикум

Составление картосхемы размещения современных городов Европы.

География в школе. Европа. Электронные уроки и тесты. - М.: Просвещение - МЕДИА, 2006 год.

25

10


Современные города Востока.

Практикум

Составление картосхемы размещения основных современных городов Востока.

География в школе. Восток. Электронные уроки и тесты. - М.: Просвещение - МЕДИА, 2006 год.

26

11


Города Древней Руси и России (с древнейших времен до начала 20 века).

Конференция


Выявление основных тенденций изменения структуры городов с древнейших времен до начала 20 века.

Презентации обучающихся.

Диск: «География 6 - 10».

27

12


Образ города современного города.

Практикум

Составление картосхемы размещения основных современных городов.

География в школе. Электронные уроки и тесты. - М.: Просвещение - МЕДИА, 2006 год.

28

13


Города: история и современность. Город - центр своего окружения.

Семинар

Выявление основных тенденций изменения структуры городов с древнейших времен до начала 20 века.

Презентации обучающихся.

Тема 4. Города в территориальной структуре хозяйства (4 часа)

29

1


Исторические особенности расселения населения.

Лекция

Выявление исторических особенностей расселения населения.

Диск: «География 6 - 10».

30

2


Города - опорный каркас расселения.

Лекция

Выявление характерных черт расселения населения.

Диск: «География 6 - 10».

31

3


Концепции развития городов.


Практикум

Выявление особенностей основных концепций развития городов.

Холина В. Н. Политическая карта мира. Пособие по географии для поступающих в вузы. - М. Уникум-Центр. 1998

32

4


Города мира: история и современность.

Семинар

Защита творческих проектов обучающихся.

Презентации обучающихся.

Тема 5. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества (2 часа)

33

1


Природа и цивилизация. Типологические особенности глобальных проблем.

Лекция

Выявление особенностей антропогенного воздействия на природу.

География в школе. Электронные уроки и тесты. - М.: Просвещение - МЕДИА, 2006 год.

Диск: «География 6-10».

34

2


Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.

Семинар

Защита творческих проектов обучающихся.

Презентации обучающихся.

Заключение (1 час)

35

1


Итоговое занятие:

«Самые красивые города мира».

Семинар

Значимость курса и степень его усвоения.

Презентации обучающихся.


© 2010-2022