- Преподавателю
- География
- Мастер-класс Работа с топографической картой
Мастер-класс Работа с топографической картой
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дубинкина Е.Н. |
Дата | 01.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Мастер-класс «Работа с топографической картой»
География - предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика- умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ. Таким образом, практические работы в географии - основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения.
Карта служит одним из важнейших источников географических знаний и поэтому часто рекомендуется для активизации обучения и самостоятельной работы учащихся. Работа с картой дает возможность познакомить школьников с методами географических исследований, прежде всего картографическим.
В действующих в настоящее время школьных программах заметно усилилось внимание к топографическим картам и планам. Изучение раздела «Изображение Земли на глобусах и картах» обеспечивает усвоение ряда картографических знаний и приемов. В то же время их подготовка имеет ряд существенных пробелов. В частности, слабо усвоены определения некоторых понятий - о горизонталях, азимуте, различия в способах изображения рельефа на картах и плане, назначение горизонталей. Большинство учащихся не может описать местность по топографическому плану.
Причины названных пробелов состоят в том, что многие понятия этой темы абстрактны и к тому же формируются в отрыве от соответствующих практических работ.
Сегодня я представлю вам несколько практических работ с использованием топографической карты.
-топографические карты, подробно изображают определенную местность в крупном масштабе, созданы для изучения небольших участков земной поверхности;
-с помощью топографических карт можно определить положение объекта; -пользоваться топографическими картами можно при условии знания таких понятий, как масштаб, горизонталь, азимут и т. п.
Нам необходимо разделиться на 5 групп. Каждая группа будет выполнять задания по топографической карте участка «Озеро Иткуль».
Задание группе №1
-
Переведите численный масштаб карты в именованный. Изобразите линейный масштаб карты.
Именованный в 1 см - 1000м или в 1 см - 1 км
Линейный масштаб _______________________________
-
Определите расстояние по прямой
а) от водокачки в поселке Жемчужный до насосной станции на берегу озера Итколь; (3,2 см*1000м=3200м или 3,2 км)
б) от озера Тачеевское до устья реки Карыш. (2,3*1000=2300м)
Задание группе №2
-
Составьте таблицу условных знаков объектов, встречающихся на данной топографической карте.
-
Название условного знака
Рисунок условного знака
Река, озеро, горизонталь, населенный пункт, болото, холм, отметка высоты, луг, грунтовая дорога, впадина и др.
-
Какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2, 3, наиболее подходит для катания на санках? Свой ответ обоснуйте, приведите не менее двух доводов. (участок 1)
Задание группе №3
-
Что находится севернее: оз. Итколь или оз. Шира? (Шира)
Что находится западнее: оз.Шунет или оз. Матарак? (оз Матарак)
-
В каком направлении от поселка Жемчужный находится:
А) оз. Итколь (ЮЗ)
Б) г. Сарахтаг (СЗ)
В) оз. Шунет (ЮВ)
Г) г. Чаргожак (Ю)
Д) ур. Ширинская степь (В)
3. Определите азимут, по которому надо идти от Каменного лога до:
А) курорта Жемчужный (130 градусов)
Б) насосной станции на берегу оз. Итколь (190 градусов)
В) геодезического знака на г. Сарахтаг (290 градусов)
Задание группе №4
Опишите топографическую карту по плану:
-
Месторасположение участка (окрестности, населенные пункты, координаты и др.)
-
Рельеф территории (максимальные и минимальные отметки, формы рельефа)
-
Гидрология (основные реки, озера, наличие болот, характер берегов, урез воды)
-
Перечень и размещение промышленных, сельскохозяйственных и социально-культурных объектов.
-
Пути сообщения (основные дороги, их направление).
-
Назовите положительные формы рельефа. (гора, хребет, холм, увалы, барханы)
Назовите отрицательные формы рельефа. (яма, балка, овраг, лощина, долина, котловина, впадина)
Как их отличить на карте?
-
Какие формы рельефа располагаются в квадратах: Г-5, Е-1, З-11? (лощина, холм, впадина)
-
Как определить какой склон крутой, какой - пологий? Найдите пример на карте.
Рефлексия
-
Что же вам больше всего запомнилось на занятии?
-
Какую информацию можно получить из топографической карты?
-
Что для себя вы взяли на заметку?
Написание отзывов