Мастер-класс Работа с топографической картой

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс «Работа с топографической картой»

География - предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика- умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ. Таким образом, практические работы в географии - основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения.

Карта служит одним из важнейших источников географических знаний и поэтому часто рекомендуется для активизации обучения и самостоятельной работы учащихся. Работа с картой дает возможность познакомить школьников с методами географических исследований, прежде всего картографическим.

В действующих в настоящее время школьных программах заметно усилилось внимание к топографическим картам и планам. Изучение раздела «Изображение Земли на глобусах и картах» обеспечивает усвоение ряда картографических знаний и приемов. В то же время их подготовка имеет ряд существенных пробелов. В частности, слабо усвоены определения некоторых понятий - о горизонталях, азимуте, различия в способах изображения рельефа на картах и плане, назначение горизонталей. Большинство учащихся не может описать местность по топографическому плану.

Причины названных пробелов состоят в том, что многие понятия этой темы абстрактны и к тому же формируются в отрыве от соответствующих практических работ.

Сегодня я представлю вам несколько практических работ с использованием топографической карты.

-топографические карты, подробно изображают определен­ную местность в крупном масштабе, созданы для изучения неболь­ших участков земной поверхности;
-с помощью топографических карт можно определить положе­ние объекта; -пользоваться топографическими картами можно при условии знания таких понятий, как масштаб, горизонталь, азимут и т. п.

Нам необходимо разделиться на 5 групп. Каждая группа будет выполнять задания по топографической карте участка «Озеро Иткуль».

Задание группе №1

  1. Переведите численный масштаб карты в именованный. Изобразите линейный масштаб карты.

Именованный в 1 см - 1000м или в 1 см - 1 км

Линейный масштаб _______________________________



  1. Определите расстояние по прямой

а) от водокачки в поселке Жемчужный до насосной станции на берегу озера Итколь; (3,2 см*1000м=3200м или 3,2 км)

б) от озера Тачеевское до устья реки Карыш. (2,3*1000=2300м)

Задание группе №2

  1. Составьте таблицу условных знаков объектов, встречающихся на данной топографической карте.

Название условного знака

Рисунок условного знака



Река, озеро, горизонталь, населенный пункт, болото, холм, отметка высоты, луг, грунтовая дорога, впадина и др.



  1. Какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2, 3, наиболее подходит для катания на санках? Свой ответ обоснуйте, приведите не менее двух доводов. (участок 1)

Задание группе №3

  1. Что находится севернее: оз. Итколь или оз. Шира? (Шира)

Что находится западнее: оз.Шунет или оз. Матарак? (оз Матарак)



  1. В каком направлении от поселка Жемчужный находится:

А) оз. Итколь (ЮЗ)

Б) г. Сарахтаг (СЗ)

В) оз. Шунет (ЮВ)

Г) г. Чаргожак (Ю)

Д) ур. Ширинская степь (В)

3. Определите азимут, по которому надо идти от Каменного лога до:

А) курорта Жемчужный (130 градусов)

Б) насосной станции на берегу оз. Итколь (190 градусов)

В) геодезического знака на г. Сарахтаг (290 градусов)

Задание группе №4

Опишите топографическую карту по плану:

  1. Месторасположение участка (окрестности, населенные пункты, координаты и др.)

  2. Рельеф территории (максимальные и минимальные отметки, формы рельефа)

  3. Гидрология (основные реки, озера, наличие болот, характер берегов, урез воды)

  4. Перечень и размещение промышленных, сельскохозяйственных и социально-культурных объектов.

  5. Пути сообщения (основные дороги, их направление).

  1. Назовите положительные формы рельефа. (гора, хребет, холм, увалы, барханы)

Назовите отрицательные формы рельефа. (яма, балка, овраг, лощина, долина, котловина, впадина)

Как их отличить на карте?

  1. Какие формы рельефа располагаются в квадратах: Г-5, Е-1, З-11? (лощина, холм, впадина)

  2. Как определить какой склон крутой, какой - пологий? Найдите пример на карте.

Рефлексия

  1. Что же вам больше всего запомнилось на занятии?

  2. Какую информацию можно получить из топографической карты?

  3. Что для себя вы взяли на заметку?

Написание отзывов

© 2010-2022