- Преподавателю
- География
- Проект Рабочая тетрадь по интегрированному курсу. 8 кл
Проект Рабочая тетрадь по интегрированному курсу. 8 кл
Раздел | География |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сивцева А.Л. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Министерство Образования РС(Я)
МКУ «Управление образования» МО «Кобяйский улус(район) РС(Я)»
МКОУ «Ситтинская СОШ им.В.Е.Колмогорова»
Материалы на участие в заочном конкурсе «Лучший проект» 2015
«Рабочая тетрадь интегрированного курса «Төрөөбүт дойдум -Сииттэм нэhилиэгэ»
В рамках профессионального конкурса работников образования «Серебряный глобус» 2015г. Кобяйского улуса
Выполнила: учитель географии и экологии
Ситтинской СОШ им.В.Е.Колмогорова
Сивцева Анна Лазарьевна
2016г.
Педагогический проект
«Рабочая тетрадь по интегрированному курсу «Торообут дойдум - Сииттэм нэьилиэгэ» в 8-м классе»
Сивцева Анна Лазарьевна
учитель географии и экологии
МКОУ «Ситтинская СОШ им. В.Е.Колмогорова»
678305 Кобяйский улус
п.Ситте ул. Кирова, 13
телефон 8-411-63-29-1-21
2015 - 2016 учебный год
Паспорт проекта
Наименование проекта
«Рабочая тетрадь по интегрированному курсу «Торообут дойдум - Сииттэм нэьилиэгэ» в 8-м классе»
исполнитель
Сивцева Анна Лазарьевна
Цель
Цель рабочей тетради: освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы земли Ситтинской, изменениях природной среды под воздействием человека и возможных путях её сохранения и рационального использования.
Задачи
-
Воспитать у учащихся любовь и уважение к своему родному краю как источнику жизни. Усилить межпредметную и внутрипредметную интеграцию знаний.
-
Формировать умения пользоваться источниками информации (картами, таблицами, схемами). Выявить особенности природных компонентов, уникальности природы Ситтинского наслега Кобяйского улуса.
-
Научить учащихся применять знания и умения для сохранения природы родного края в повседневной жизни.
Руководитель
Новгородова Антонина Иннокентьевна
Год разработки
2014- 2015 уч. г.
Предметная область
география,экология и краеведение
Учебная тема
Природа и экология родного края
Тип проекта
(информационно-исследовательский).
Тип проекта по предметно-содержательной характеристике:
межпредметный
Требования к уровню подготовки учащихся
1. Познавательная компетенция:
-
Иметь представления о физико-географическом положении своего наслега;
-
О рельефе и полезных ископаемых улуса;
-
О климате;
-
О реках, озёрах, грунтовых водах окрестностей наслега;
-
О почвах, растительном и животном мире;
-
О состоянии окружающей среды.
2. Информационно-коммуникативная компетенция:
-
Интерпретировать информацию окружающей природной среды в качестве средства обеспечения собственной безопасности;
-
Умение получать необходимую информацию от других людей.
3. Рефлексивная компетенция:
-
Уметь вести наблюдения за погодой;
-
Вести диалог;
-
Делать измерения;
-
Вести камеральную обработку материала исследований.
4. Уметь обеспечивать безопасность жизнедеятельности в природных условиях, перестраивать стиль общения адекватно ситуации.
Краткая аннотация проекта.
Изучение вопросов краеведения позволяют выявить следующие знания: специфику природы Якутии, изучить экологические проблемы своего родного края, дает возможность увеличить объем новых знаний по экологии, географии и конкретизировать наиболее сложные экологические понятия, закономерности, термины.
Региональный компонент способствует активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, содействует развитию у школьников познавательного мышления, наблюдательности, интереса к самостоятельному поиску знаний, развивает поисково-исследовательские умения и навыки.
В процессе изучения интегрированного курса краеведения в 8 классе учащиеся раскроют особенности природных компонентов и природных комплексов родного края, увидят не только своеобразие и неповторимую красоту Севера, но и новые тенденции современной экологической науки.
Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
.
Сроки реализации проекта
2014-2017уч.г.
Ожидаемые результаты.
Рабочая тетрадь - плодоносное поле для самостоятельных учебно-исследовательских поисков школьников, овладения ими начала творческой деятельности.
В ходе реализации этого проекта учащиеся приобретают освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования, стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации
Рабочая тетрадь по интегрированному курсу «Торообут дойдум - Сииттэм нэьилиэгэ» в 8-м классе
Сегодня велико значение интегрированного курса (география, экология и краеведение) в преподавании географии. Оно состоит в том, что при изучении своего края у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях, процессах, которые в свою очередь служат основой для формирования понятий.
Рабочая тетрадь по интегрированному курсу обеспечивает преемственность в изучении учебного материала, делает акцент на изучение регионального компонента.
Цель рабочей тетради: освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы земли Ситтинской, изменениях природной среды под воздействием человека и возможных путях её сохранения и рационального использования.
Для реализации этой цели поставила следующие задачи:
-
Воспитать у учащихся любовь и уважение к своему родному краю как источнику жизни. Усилить межпредметную и внутрипредметную интеграцию знаний.
-
Формировать умения пользоваться источниками информации (картами, таблицами, схемами). Выявить особенности природных компонентов, уникальности природы Ситтинского наслега Кобяйского улуса.
-
Научить учащихся применять знания и умения для сохранения природы родного края в повседневной жизни.
Рабочая тетрадь включает темы:
Географическое положение. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Факторы, определяющие климат. Внутренние воды. Растительный и животный мир. Охраняемые территории наслега.
Рассмотрение каждого природного компонента начинается с краткой информации о нём. Система заданий и практических работ представляет собой ряд заданий, по той или иной теме каждая из которых, часть одного целого. Они помогут учащимся закрепить знания и умения о природных компонентах на примере родного края; лучше организовать учебную деятельность; проявить свой интеллект, качества своей личности; правильно оценить результат обучения. А результатом выполнения заданий являются:
-
умение работать со справочными материалами;
-
оформлять контурную карту; читать и анализировать карты;
-
составлять описания и характеристики;
-
оценивать и прогнозировать изменения природных объектов.
Задания для выполнения практических работ имеют различный уровень сложности. Некоторые задания носят творческий характер, ориентированы на внимательное чтение информации, на развитие воображения, на индивидуальный подход к решению учебных задач. Например: тест «Что вы знаете о своем наслеге», задания с использованием карты РС(Я) и Кобяйского улуса, составление по выбору сравнительной характеристики климата различных населенных пунктов Якутии, озер и рек Якутии.
Материал в рабочей тетради, разнообразен: практические и творческие задания, схемы, таблицы, вопросники, тест.
Этот материал имеет широкое поле применения как домашнее задание, текущая и итоговая проверка пройденного, самопроверка.
Задания могут выполняться учащимися самостоятельно или под руководством учителя, позволяют учитывать индивидуальные способности учащихся при выборе развивающих и познавательных заданий.
Конечно, выполнение учащимися заданий определяется в зависимости от особенностей класса, степени обученности и обучаемости конкретных школьников, их интереса. Реальный смысл учения определяется не столько целями, сколько мотивами, отношением детей к предмету, к изучению родного края, а мотивы - внутренняя побудительная сила, заставляющая человека переходить к действию.
Географическое положение Ситтинского наслега Кобяйского улуса РС(Я)
Территория наслега- 543, 822 га
Сенокосы и пастбища- 7488,55 га
Население- 546 чел
Территория Ситтинского наслега занимает оба берега реки Лены, где центр Ситтинского наслега поселок Ситте расположен в 75 км к югу от центра Кобяйского района поселка Сангар. Географическое положение играет значительную роль для его развития, т.к по реке Лене летом привозят необходимые грузы, а зимой - по автозимнику осуществляется связь с городом Якутска и другими районами республики.
Территория Ситтинского наслега на юге граничит с территорией Тюбятского наслега Намского района (улуса), на западе граничит с территориями Одунинского и Атамайского наслегов Горного района (улуса), на северо-западе граничит с территориями Кобяйского и Куокуйского наслегов и на востоке с территорией Сеген-Кюельского наслега Кобяйского района (улуса).
Центр Ситтинского наслега п.Ситте расположен в 449 км наземным путем от столицы РС(Я) г Якутска.
Транспортная связь поселка Ситте с другими районами и центром Кобяйского района наземным путем с апреля по ноябрь полностью отсутствует. Транспортировка топлива, продуктов питания и других необходимых грузов производится по р.Лене, до пристани Арылаах, в 15 км от поселка Ситте. От пристани Арылаах до центра наслега прокладывалась насыпная дорога местного значения. С 2013 года на участках «Ситте-Арылаах-Баргы» построена дорога республиканского значения.
Задание № 1.Нанесите на контурной карте границы Ситтинского наслега, определить географические координаты п. Ситта.
Задание № 2. Определите по картам атласа расположение Ситтинского наслега в нашем улусе __________________________________
Вспомните план характеристики географического положения (ГП) территории:
-
Положение на материке
-
Крайние точки, их координаты
-
Границы
-
Омывающие моря
-
Положение в тепловых поясах
Задание№ 3. По карте Кобяйского улуса опишите географическое положение нашего наслега.
Задание № 4. Сделайте вывод об особенностях ГП Ситтинского наслега.
Практическая работа № 1
Ознакомление с тематическими картами и решение простейших задач по карте.
1. Проанализируйте карты:
Название карты
Стр. атласа, на которой она помещена
Что изображено на карте?
Способ изображения
При решении каких задач используется?
2. Решите по карте России следующие задачи:
В каком направлении от села Ситта находятся:
-
Москва_____________________________________
-
Якутск___________________________________
-
Санкт-Петербург_____________________________
-
Новосибирск________________________________
-
Тикси______________________________________
-
Владивосток________________________________
Рельеф и полезные ископаемые
Рельеф - это совокупность неровностей земной поверхности. Основные формы рельефа: горы, равнины. В Ситтинском наслеге большая часть территории - равнинная. На востоке наслега расположены Соркинский и Муннийский хребты, на юге возвышенности с высотой от 150 до 200 м.
Задание № 1. Заполните таблицу: особенности рельефа и конкретизируйте их примерами на основе анализа карт атласа.
Особенности рельефа наслега.
Примеры, подтверждающие их.
Разнообразие
Понижение территории к северу
Преобладание равнин
Горное обрамление
Задание № 2. Подпишите на контурной карте названия основных форм рельефа наслега.
Задание № 3. На каких тектонических структурах расположены равнины?
Полезные ископаемые Кобяйского улуса.
Месторождениями называют крупные скопления руд, имеющих промышленное значение.
Бассейнами называют группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.
Задание № 4. По каким источникам географической информации можно узнать о полезных ископаемых?
Задание № 5. Используя карту, запишите, какие полезные ископаемые относятся к магматическим породам:_______________________________________________________________________________,
к осадочным породам: ________________________________________
Климат. Факторы, определяющие особенности климата.
Климатообразующие факторы:
-
Географическое положение
-
Солнечная радиация
-
Движение воздушных масс
-
Подстилающая поверхность (рельеф)
-
Близость морей и океанов, течения
Климатические пояса, в которых расположена наша Якутия:
-
Арктический
-
Субарктический
-
Умеренный (резко континентальный)
Задание № 1. Составьте основные характеристики климата с севера на юг:
Температура воздуха:______________________________________________
Количество осадков:_______________________________________________
Испаряемость:____________________________________________________
Коэффициент увлажнения:_________________________________________
Задание № 2. Определите по карте, какой из названных климатических поясов занимает наибольшую площадь Якутии:___________________________________________
В каком климатическом поясе мы живем?______________________________________________________________
Практическая работа № 2. Составление графика годового хода температуры воздуха в п. Ситта и построение розу ветров п. Ситта. (по данным дневника наблюдения)
Самостоятельная работа: Подготовить характеристику климата нашего наслега, используя материалы личных наблюдений(дневников погоды)и сведений, полученных на различных метеостанциях Якутии.
Внутренние воды
Реки.
Общие сведения:
Крупная река Кобяйского улуса Лена, протяженность которого 4400 км. Ее притоки: Вилюй 2650 км., Алдан 2273 км., Белянка 217 км.,Кенкеме 627 км., Ханчалы 241 км.
Практическая работа № 3
Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока, падения реки, возможностей хозяйственного использования реки Лена.
-
Характер течения:_______________________________________________________
-
Тип водного режима:_____________________________________________________
-
Источники питания:______________________________________________________
-
Уклон и падение реки:____________________________________________________
-
Расход воды в устье и годовой сток:________________________________________
-
Возможности хозяйственного использования:________________________________
-
Озера Ситтинского наслега
Общая численность озер в Якутии составляет свыше 710 тысяч, а в Кобяйском улусе около 22 тысяч озер. Озеро Лабыда является уникальным озером улуса.
Творческое задание № 1. Найди стихи и произведения, которые писатели посвятили озерам Кобяйского улуса.
Почвы Ситтинского наслега
Механический состав почвы - это соотношение различных по размерам минеральных частиц песка и глины. Главное свойство почвы - плодородие.
В образовании почв участвуют следующие факторы:
-
Рельеф
-
Горные породы
-
Грунтовые воды
-
Климат
-
Растения
-
Животные
-
Деятельность человека
-
Время
Задание № 1. Подумайте, какие из этих факторов и почему оказывают наибольшее влияние на образование почв в нашей местности? _______
Задание № 2. Какие почвы в нашем наслеге наиболее плодородны? __________________
Водный режим почв:
-
Промывной
-
Непромывной
-
Выпотной
-
Застойный
Задание № 4. Какой водный режим будет преобладать в зоне тайги? __________________
Растительный и животный мир Ситтинского наслега
Растительный мир Якутии насчитывает более 1800 видов сосудистых растений. Основу якутской флоры составляют таежно- лесные растения - около 600 видов.
В растительном покрове отчетливо прослеживается зональность, а в горах - высотная зональность.
Животный мир приспособлен к суровым условиям Севера: это сезонная миграция, накопление подкожного жира, густой мех и пух, сбор запасов на зиму, залегание в зимнюю спячку и рытье нор в земле. Наземные животные представлены 4 видами земноводных, 2 пресмыкающих, 291 птиц и 63 млекопитающих, 50 видов рыб, из них 38- рыбы внутренних вод,12- морские
Основные типы растительности
-
Тундровая. Формируется при малом количестве тепла.
-
Лесная. Хвойные и смешанные леса лучше переносят переувлажнение и прохладный климат.
-
Степная. Формируется в условиях недостаточного и неустойчивого увлажнения.
Задание № 1. Составить словарный список растений и животных нашего наслега
Что влияет на растительный мир тайги? ____________________________________________________
Задание № 2. По карте растительности и почв выделите типы растительности для каждой природной зоны республики. ____________
Задания № 3. Распределите животных по природным зонам Якутии.
Природная зона
____________________
____________________
____________________
Животные
________________________
____________________
____________________
Задания № 4. Перечислите животных, которые имеют большое значение в природе, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Охраняемые территории Кобяйского улуса
Редкие и исчезающие растения и животные занесены в КРАСНУЮ КНИГУ. Для защиты и охраны не только отдельных видов, но и целых их сообществ создают заповедники.
Заповедниками называют земли, выделенные в установленном порядке участки, в пределах которых имеются природные объекты, представляющие особую научную или культурную ценность (типичные или редкие ландшафты), сообщества растительных и животных организмов, редкие геологические образования, виды растений, животных.
Заповедники навечно изымаются из хозяйственного пользования.
В Якутии имеются 2 заповедника, 20 заказников. В нашем Кобяйском улусе имеются ООПТ (особо охраняемые территории)- ресурсные резерваты «Белянка», «Келе», «Китчан» и национальный природный парк «Усть - Вилюйский»
Задание № 1. Заполните таблицу:
Название ООПТ
Природная зона
Охраняемые растения и животные
1)
2)
3)
4)
Тест "Что вы знаете о своем наслеге".
-
Площадь Ситтинского наслега?
-
Какой ресурсный резерват находится в нашем наслеге ?
-
Уникальное озеро?
-
Самое большое озеро наслега?
-
Какая река проходит через нашу территорию?
-
Назовите цветок гордости нашего наслега?
-
В каких наслегах находится ресурсный резерват «Белянка»?
-
Чем славится земля ситтинская в Якутии?
-
Какое древесное растение преобладает в нашем наслеге?
-
Какие писатели в своих произведениях писали о нашем наслеге?
-
Что было найдено на территории Ситтинского наслега во второй половине 50-х годов XX столетия?
Литература:
-
И.А.Белоконева, С.А.Демещук и др. «Мой край Кобяйский».Учебное пособие. ООО «Компания «Дани -Алмас»,2014
-
И.И.Жирков, К.И.Жирков, Г.Н.Максимов, О.М.Кривошапкина .География Якутии. Учебное пособие. Издательство «Бичик», 2002.288с.
-
О.М.Кривошапкина, Л.П.Афонская, Т.В.Михайлова. География Якутии. Методическое пособие. РИЦ «Офсет», 2005.
-
С.Е.Мостахов и др. Якутская АССР (краткий географический словарь). Якутское книжное издательство,1980
-
А.И.Щербаков. Краеведческая работа по географии.Учпедгиз.Москва.1958.
-
Е.А. Криксунов. "Экология". М. Издательство "Дрофа", 2002 г.
-
И.Н.Архангельская и др. Атлас Кобяйского улуса(района)ОАО «Сахагипрозем».2014.