Проект Рабочая тетрадь по интегрированному курсу. 8 кл

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство Образования РС(Я)

МКУ «Управление образования» МО «Кобяйский улус(район) РС(Я)»

МКОУ «Ситтинская СОШ им.В.Е.Колмогорова»



Материалы на участие в заочном конкурсе «Лучший проект» 2015

«Рабочая тетрадь интегрированного курса «Төрөөбүт дойдум -Сииттэм нэhилиэгэ»

В рамках профессионального конкурса работников образования «Серебряный глобус» 2015г. Кобяйского улуса



Выполнила: учитель географии и экологии

Ситтинской СОШ им.В.Е.Колмогорова

Сивцева Анна Лазарьевна

















2016г.

Педагогический проект

«Рабочая тетрадь по интегрированному курсу «Торообут дойдум - Сииттэм нэьилиэгэ» в 8-м классе»





Сивцева Анна Лазарьевна

учитель географии и экологии

МКОУ «Ситтинская СОШ им. В.Е.Колмогорова»



678305 Кобяйский улус

п.Ситте ул. Кирова, 13

телефон 8-411-63-29-1-21



















2015 - 2016 учебный год



Паспорт проекта

Наименование проекта

«Рабочая тетрадь по интегрированному курсу «Торообут дойдум - Сииттэм нэьилиэгэ» в 8-м классе»



исполнитель

Сивцева Анна Лазарьевна

Цель

Цель рабочей тетради: освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы земли Ситтинской, изменениях природной среды под воздействием человека и возможных путях её сохранения и рационального использования.

Задачи

  1. Воспитать у учащихся любовь и уважение к своему родному краю как источнику жизни. Усилить межпредметную и внутрипредметную интеграцию знаний.

  2. Формировать умения пользоваться источниками информации (картами, таблицами, схемами). Выявить особенности природных компонентов, уникальности природы Ситтинского наслега Кобяйского улуса.

  3. Научить учащихся применять знания и умения для сохранения природы родного края в повседневной жизни.


Руководитель

Новгородова Антонина Иннокентьевна


Год разработки

2014- 2015 уч. г.

Предметная область

география,экология и краеведение

Учебная тема

Природа и экология родного края

Тип проекта

(информационно-исследовательский).

Тип проекта по предметно-содержательной характеристике:

межпредметный

Требования к уровню подготовки учащихся

1. Познавательная компетенция:

  1. Иметь представления о физико-географическом положении своего наслега;

  2. О рельефе и полезных ископаемых улуса;

  3. О климате;

  4. О реках, озёрах, грунтовых водах окрестностей наслега;

  5. О почвах, растительном и животном мире;

  6. О состоянии окружающей среды.

2. Информационно-коммуникативная компетенция:

  1. Интерпретировать информацию окружающей природной среды в качестве средства обеспечения собственной безопасности;

  2. Умение получать необходимую информацию от других людей.

3. Рефлексивная компетенция:

  1. Уметь вести наблюдения за погодой;

  2. Вести диалог;

  3. Делать измерения;

  4. Вести камеральную обработку материала исследований.

4. Уметь обеспечивать безопасность жизнедеятельности в природных условиях, перестраивать стиль общения адекватно ситуации.


Краткая аннотация проекта.

Изучение вопросов краеведения позволяют выявить следующие знания: специфику природы Якутии, изучить экологические проблемы своего родного края, дает возможность увеличить объем новых знаний по экологии, географии и конкретизировать наиболее сложные экологические понятия, закономерности, термины.

Региональный компонент способствует активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, содействует развитию у школьников познавательного мышления, наблюдательности, интереса к самостоятельному поиску знаний, развивает поисково-исследовательские умения и навыки.

В процессе изучения интегрированного курса краеведения в 8 классе учащиеся раскроют особенности природных компонентов и природных комплексов родного края, увидят не только своеобразие и неповторимую красоту Севера, но и новые тенденции современной экологической науки.

Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.



.

Сроки реализации проекта

2014-2017уч.г.

Ожидаемые результаты.

Рабочая тетрадь - плодоносное поле для самостоятельных учебно-исследовательских поисков школьников, овладения ими начала творческой деятельности.

В ходе реализации этого проекта учащиеся приобретают освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования, стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации


































Рабочая тетрадь по интегрированному курсу «Торообут дойдум - Сииттэм нэьилиэгэ» в 8-м классе

Сегодня велико значение интегрированного курса (география, экология и краеведение) в преподавании географии. Оно состоит в том, что при изучении своего края у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях, процессах, которые в свою очередь служат основой для формирования понятий.

Рабочая тетрадь по интегрированному курсу обеспечивает преемственность в изучении учебного материала, делает акцент на изучение регионального компонента.

Цель рабочей тетради: освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы земли Ситтинской, изменениях природной среды под воздействием человека и возможных путях её сохранения и рационального использования.

Для реализации этой цели поставила следующие задачи:

  1. Воспитать у учащихся любовь и уважение к своему родному краю как источнику жизни. Усилить межпредметную и внутрипредметную интеграцию знаний.

  2. Формировать умения пользоваться источниками информации (картами, таблицами, схемами). Выявить особенности природных компонентов, уникальности природы Ситтинского наслега Кобяйского улуса.

  3. Научить учащихся применять знания и умения для сохранения природы родного края в повседневной жизни.

Рабочая тетрадь включает темы:

Географическое положение. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Факторы, определяющие климат. Внутренние воды. Растительный и животный мир. Охраняемые территории наслега.

Рассмотрение каждого природного компонента начинается с краткой информации о нём. Система заданий и практических работ представляет собой ряд заданий, по той или иной теме каждая из которых, часть одного целого. Они помогут учащимся закрепить знания и умения о природных компонентах на примере родного края; лучше организовать учебную деятельность; проявить свой интеллект, качества своей личности; правильно оценить результат обучения. А результатом выполнения заданий являются:

  • умение работать со справочными материалами;

  • оформлять контурную карту; читать и анализировать карты;

  • составлять описания и характеристики;

  • оценивать и прогнозировать изменения природных объектов.

Задания для выполнения практических работ имеют различный уровень сложности. Некоторые задания носят творческий характер, ориентированы на внимательное чтение информации, на развитие воображения, на индивидуальный подход к решению учебных задач. Например: тест «Что вы знаете о своем наслеге», задания с использованием карты РС(Я) и Кобяйского улуса, составление по выбору сравнительной характеристики климата различных населенных пунктов Якутии, озер и рек Якутии.

Материал в рабочей тетради, разнообразен: практические и творческие задания, схемы, таблицы, вопросники, тест.

Этот материал имеет широкое поле применения как домашнее задание, текущая и итоговая проверка пройденного, самопроверка.

Задания могут выполняться учащимися самостоятельно или под руководством учителя, позволяют учитывать индивидуальные способности учащихся при выборе развивающих и познавательных заданий.

Конечно, выполнение учащимися заданий определяется в зависимости от особенностей класса, степени обученности и обучаемости конкретных школьников, их интереса. Реальный смысл учения определяется не столько целями, сколько мотивами, отношением детей к предмету, к изучению родного края, а мотивы - внутренняя побудительная сила, заставляющая человека переходить к действию.

Географическое положение Ситтинского наслега Кобяйского улуса РС(Я)

Территория наслега- 543, 822 га

Сенокосы и пастбища- 7488,55 га

Население- 546 чел

Территория Ситтинского наслега занимает оба берега реки Лены, где центр Ситтинского наслега поселок Ситте расположен в 75 км к югу от центра Кобяйского района поселка Сангар. Географическое положение играет значительную роль для его развития, т.к по реке Лене летом привозят необходимые грузы, а зимой - по автозимнику осуществляется связь с городом Якутска и другими районами республики.

Территория Ситтинского наслега на юге граничит с территорией Тюбятского наслега Намского района (улуса), на западе граничит с территориями Одунинского и Атамайского наслегов Горного района (улуса), на северо-западе граничит с территориями Кобяйского и Куокуйского наслегов и на востоке с территорией Сеген-Кюельского наслега Кобяйского района (улуса).

Центр Ситтинского наслега п.Ситте расположен в 449 км наземным путем от столицы РС(Я) г Якутска.

Транспортная связь поселка Ситте с другими районами и центром Кобяйского района наземным путем с апреля по ноябрь полностью отсутствует. Транспортировка топлива, продуктов питания и других необходимых грузов производится по р.Лене, до пристани Арылаах, в 15 км от поселка Ситте. От пристани Арылаах до центра наслега прокладывалась насыпная дорога местного значения. С 2013 года на участках «Ситте-Арылаах-Баргы» построена дорога республиканского значения.

Проект Рабочая тетрадь по интегрированному курсу .8 кл.

Задание № 1.Нанесите на контурной карте границы Ситтинского наслега, определить географические координаты п. Ситта.

Проект Рабочая тетрадь по интегрированному курсу .8 кл.

Задание № 2. Определите по картам атласа расположение Ситтинского наслега в нашем улусе __________________________________

Вспомните план характеристики географического положения (ГП) территории:

  • Положение на материке

  • Крайние точки, их координаты

  • Границы

  • Омывающие моря

  • Положение в тепловых поясах

Задание№ 3. По карте Кобяйского улуса опишите географическое положение нашего наслега.















Задание № 4. Сделайте вывод об особенностях ГП Ситтинского наслега.

Практическая работа № 1

Ознакомление с тематическими картами и решение простейших задач по карте.

1. Проанализируйте карты:

Название карты

Стр. атласа, на которой она помещена

Что изображено на карте?

Способ изображения

При решении каких задач используется?







2. Решите по карте России следующие задачи:

В каком направлении от села Ситта находятся:

  • Москва_____________________________________

  • Якутск___________________________________

  • Санкт-Петербург_____________________________

  • Новосибирск________________________________

  • Тикси______________________________________

  • Владивосток________________________________





Рельеф и полезные ископаемые

Рельеф - это совокупность неровностей земной поверхности. Основные формы рельефа: горы, равнины. В Ситтинском наслеге большая часть территории - равнинная. На востоке наслега расположены Соркинский и Муннийский хребты, на юге возвышенности с высотой от 150 до 200 м.

Задание № 1. Заполните таблицу: особенности рельефа и конкретизируйте их примерами на основе анализа карт атласа.

Особенности рельефа наслега.

Примеры, подтверждающие их.

Разнообразие

Понижение территории к северу

Преобладание равнин

Горное обрамление

Задание № 2. Подпишите на контурной карте названия основных форм рельефа наслега.

Проект Рабочая тетрадь по интегрированному курсу .8 кл.

Задание № 3. На каких тектонических структурах расположены равнины?

Полезные ископаемые Кобяйского улуса.

Проект Рабочая тетрадь по интегрированному курсу .8 кл.

Месторождениями называют крупные скопления руд, имеющих промышленное значение.

Бассейнами называют группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.

Задание № 4. По каким источникам географической информации можно узнать о полезных ископаемых?

Задание № 5. Используя карту, запишите, какие полезные ископаемые относятся к магматическим породам:_______________________________________________________________________________,

к осадочным породам: ________________________________________















Климат. Факторы, определяющие особенности климата.

Климатообразующие факторы:

  • Географическое положение

  • Солнечная радиация

  • Движение воздушных масс

  • Подстилающая поверхность (рельеф)

  • Близость морей и океанов, течения

Климатические пояса, в которых расположена наша Якутия:

  • Арктический

  • Субарктический

  • Умеренный (резко континентальный)

Проект Рабочая тетрадь по интегрированному курсу .8 кл.

Задание № 1. Составьте основные характеристики климата с севера на юг:

Температура воздуха:______________________________________________

Количество осадков:_______________________________________________

Испаряемость:____________________________________________________

Коэффициент увлажнения:_________________________________________

Задание № 2. Определите по карте, какой из названных климатических поясов занимает наибольшую площадь Якутии:___________________________________________

В каком климатическом поясе мы живем?______________________________________________________________

Проект Рабочая тетрадь по интегрированному курсу .8 кл.

Практическая работа № 2. Составление графика годового хода температуры воздуха в п. Ситта и построение розу ветров п. Ситта. (по данным дневника наблюдения)

Самостоятельная работа: Подготовить характеристику климата нашего наслега, используя материалы личных наблюдений(дневников погоды)и сведений, полученных на различных метеостанциях Якутии.

Проект Рабочая тетрадь по интегрированному курсу .8 кл.

Внутренние воды

Реки.

Общие сведения:

Крупная река Кобяйского улуса Лена, протяженность которого 4400 км. Ее притоки: Вилюй 2650 км., Алдан 2273 км., Белянка 217 км.,Кенкеме 627 км., Ханчалы 241 км.


Практическая работа № 3

Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока, падения реки, возможностей хозяйственного использования реки Лена.

  • Характер течения:_______________________________________________________

  • Тип водного режима:_____________________________________________________

  • Источники питания:______________________________________________________

  • Уклон и падение реки:____________________________________________________

  • Расход воды в устье и годовой сток:________________________________________

  • Возможности хозяйственного использования:________________________________

  • Озера Ситтинского наслега

Общая численность озер в Якутии составляет свыше 710 тысяч, а в Кобяйском улусе около 22 тысяч озер. Озеро Лабыда является уникальным озером улуса.

Творческое задание № 1. Найди стихи и произведения, которые писатели посвятили озерам Кобяйского улуса.







Проект Рабочая тетрадь по интегрированному курсу .8 кл.









Почвы Ситтинского наслега

Механический состав почвы - это соотношение различных по размерам минеральных частиц песка и глины. Главное свойство почвы - плодородие.

В образовании почв участвуют следующие факторы:

  • Рельеф

  • Горные породы

  • Грунтовые воды

  • Климат

  • Растения

  • Животные

  • Деятельность человека

  • Время

Задание № 1. Подумайте, какие из этих факторов и почему оказывают наибольшее влияние на образование почв в нашей местности? _______

Задание № 2. Какие почвы в нашем наслеге наиболее плодородны? __________________

Водный режим почв:

  • Промывной

  • Непромывной

  • Выпотной

  • Застойный

Задание № 4. Какой водный режим будет преобладать в зоне тайги? __________________

Проект Рабочая тетрадь по интегрированному курсу .8 кл.

Растительный и животный мир Ситтинского наслега

Растительный мир Якутии насчитывает более 1800 видов сосудистых растений. Основу якутской флоры составляют таежно- лесные растения - около 600 видов.

В растительном покрове отчетливо прослеживается зональность, а в горах - высотная зональность.

Животный мир приспособлен к суровым условиям Севера: это сезонная миграция, накопление подкожного жира, густой мех и пух, сбор запасов на зиму, залегание в зимнюю спячку и рытье нор в земле. Наземные животные представлены 4 видами земноводных, 2 пресмыкающих, 291 птиц и 63 млекопитающих, 50 видов рыб, из них 38- рыбы внутренних вод,12- морские

Основные типы растительности

  • Тундровая. Формируется при малом количестве тепла.

  • Лесная. Хвойные и смешанные леса лучше переносят переувлажнение и прохладный климат.

  • Степная. Формируется в условиях недостаточного и неустойчивого увлажнения.

Задание № 1. Составить словарный список растений и животных нашего наслега

Что влияет на растительный мир тайги? ____________________________________________________

Задание № 2. По карте растительности и почв выделите типы растительности для каждой природной зоны республики. ____________



Проект Рабочая тетрадь по интегрированному курсу .8 кл.



Задания № 3. Распределите животных по природным зонам Якутии.

Природная зона
____________________
____________________
____________________

Животные
________________________
____________________
____________________



Задания № 4. Перечислите животных, которые имеют большое значение в природе, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Проект Рабочая тетрадь по интегрированному курсу .8 кл.

Охраняемые территории Кобяйского улуса

Редкие и исчезающие растения и животные занесены в КРАСНУЮ КНИГУ. Для защиты и охраны не только отдельных видов, но и целых их сообществ создают заповедники.

Заповедниками называют земли, выделенные в установленном порядке участки, в пределах которых имеются природные объекты, представляющие особую научную или культурную ценность (типичные или редкие ландшафты), сообщества растительных и животных организмов, редкие геологические образования, виды растений, животных.

Заповедники навечно изымаются из хозяйственного пользования.

В Якутии имеются 2 заповедника, 20 заказников. В нашем Кобяйском улусе имеются ООПТ (особо охраняемые территории)- ресурсные резерваты «Белянка», «Келе», «Китчан» и национальный природный парк «Усть - Вилюйский»

Задание № 1. Заполните таблицу:

Название ООПТ

Природная зона

Охраняемые растения и животные

1)

2)

3)

4)


Тест "Что вы знаете о своем наслеге".

  1. Площадь Ситтинского наслега?

  2. Какой ресурсный резерват находится в нашем наслеге ?

  3. Уникальное озеро?

  4. Самое большое озеро наслега?

  5. Какая река проходит через нашу территорию?

  6. Назовите цветок гордости нашего наслега?

  7. В каких наслегах находится ресурсный резерват «Белянка»?

  8. Чем славится земля ситтинская в Якутии?

  9. Какое древесное растение преобладает в нашем наслеге?

  10. Какие писатели в своих произведениях писали о нашем наслеге?

  11. Что было найдено на территории Ситтинского наслега во второй половине 50-х годов XX столетия?

Литература:

  1. И.А.Белоконева, С.А.Демещук и др. «Мой край Кобяйский».Учебное пособие. ООО «Компания «Дани -Алмас»,2014

  2. И.И.Жирков, К.И.Жирков, Г.Н.Максимов, О.М.Кривошапкина .География Якутии. Учебное пособие. Издательство «Бичик», 2002.288с.

  3. О.М.Кривошапкина, Л.П.Афонская, Т.В.Михайлова. География Якутии. Методическое пособие. РИЦ «Офсет», 2005.

  4. С.Е.Мостахов и др. Якутская АССР (краткий географический словарь). Якутское книжное издательство,1980

  5. А.И.Щербаков. Краеведческая работа по географии.Учпедгиз.Москва.1958.

  6. Е.А. Криксунов. "Экология". М. Издательство "Дрофа", 2002 г.

  7. И.Н.Архангельская и др. Атлас Кобяйского улуса(района)ОАО «Сахагипрозем».2014.

© 2010-2020