ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ

ЦЕЛЬ ЭКСКУРСИИ: развитие интереса по вопросу окружающей среды и формирования у учащихся умений и навыков, распознавать и оценивать важнейшие изменения, которые произошли (оценка состояния окружающей среды).

Количество участников: 8-12 или несколько групп. Можно группы распределить по разным точкам наблюдения, или на одной точке пронаблюдать два разных индикатора, или на одной точке несколько индикаторов.

Необходимо также иметь шкалы оценки состояния окружающей среды (приложения).на каждой точке наблюдения изучаются и оцениваются в баллах несколько показателей, которые характеризуют данный индикатор. Минимальная оценка для каждого показателя 0 или 1 , и она, также как и максимальная, указана непосредственно в шкале. Итоговая оценка индикатора не может превышать 10 баллов, потому что в шкале предусмотрено, что такое значение соответствует сумме «эталонных» показателей данного индикатора в пределах неизмененного ПТК. Далее, сложив оценки, выставленные на всех точках наблюдения, учащиеся могут оценить состояние окружающей среды в баллах.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

  • Биохимический круговорот

  • Биоиндикация

  • Биологический круговорот

  • Биомасса

  • Влияние человека на окружающую среду

  • Гумус

  • Индикаторы состояния окружающей среды

  • «кислотный» дождь

  • консументы

  • кругооборот воды

  • окружающая среда

  • парниковый эффект

  • показатели, характеризующие окружающую среду

  • плодородие почвы

  • почвенный горизонт

  • продуценты

  • радиационный фон

  • рациональное природопользование

редуценты

  • фотосинтез

  • шумовой фон

  • электромагнитное излучение

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

  • Высокие резиновые сапоги

  • Водный сачок

  • Портативный дозиметр

  • Калькулятор

  • Карточки с названиями индикаторов состояния окружающей среды

  • Кюветы или другие емкости для воды, желательно белого цвета ( не менее трех)

  • Лакмусовая бумага со шкалой кислотности

  • Лопата

  • мерная вилка

  • определитель бесхребетных

  • определитель растений

  • пинцет

  • полевой дневник

  • сантиметровая лента или линейка

  • почвенный нож

  • рисунок для определения бесхребетных -биоиндикаторов загрязнения водных объектов

  • рисунок для определения класса повреждения или усыхания хвои

  • схема определения продолжительности жизни хвои сосны

  • таблица оценки уровня загрязнения воздуха по наличию лишайников

  • таблица оценки уровня загрязнения воздуха по хвое сосны обыкновенной

  • увеличительное стекло

  • шкала оценки состояния окружающей среды

  • шкала силы звука

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Много людей последнее время уделяют внимание состоянию своего организма -посещают спортзалы и бассейны, стараются правильно питаться, быть у врача. Мы прекрасно знаем об определенных индикаторах, по которым мы судим об общем состоянии организма человека. Это - зрение, слух, нюх, вес, состояние внутренних органов, кровяное давление и т.д.

Для того , чтобы сделать выводы о состоянии своего здоровья, мы исследуем эти индикаторы.

Окружающая среда подобна человеческому организму. Она жива, даже там, где мы ее называем неживой природой. Все компоненты в природе взаимосвязаны. Окружающая среда может быть в разных состояниях: быть «цветущей» и «здоровой», а может и заболеть. Человек и природа взаимосвязаны, причем, человек относится к природе потребительски, эксплуатируя ее запасы, загрязняя окружающую среду. Соответственно, природа тоже влияет на человека. Рассматривая негативное влияние среды, выделим два аспекта: природный фактор (стихийные бедствия), второй наблюдаем тогда, когда окружающая среда является посредником , возвращая нам некачественную воду, загрязненный воздух, неплодородные почвы, пустынные земли. Через субъективные факторы человек острее реагирует на стихийные бедствия, чем на незаметное влияние «пораженной» природы, которое уже сейчас ставит человечество на грань вымирания. Мы привыкли жить в некомфортных , часто небезопасных условиях окружающей среды, хотя и в наших интересах не оставаться безразличными к состоянию природы и необходимо заботиться о ее здоровье.

Подумаем, что значит понятие «здоровая окружающая среда». Можем ли мы каким-то образом следить за состоянием здоровья, умеем ли его оценивать , ставить диагноз - и находить способ лечения? Очевидно, как и в случае с человеком, мы исследуем индикаторы состояния окружающей среды и показатели , которые их характеризуют.

КАРТОЧКИ:

  • КАЧЕСТВО ВОЗДУХА

  • КАЧЕСТВО ВОДЫ

  • КАЧЕСТВО ПОЧВЕННОГО ПОКРОВА

  • РАЗНООБРАЗИЕ РАСТИТЕЛЬНОСТИ

  • РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНОГО МИРА

  • ВОСПРОИЗВОДСТВО ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

  • БОГАТСТВО РАСТИТЕЛЬНОСТИ

  • КРУГООБОРОТ ВЕЩЕСТВ

  • УРОВЕНЬ ШУМА И УРОВЕНЬ НИЗКОЧАСТОТНОГО ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ, РАДИАЦИОННЫЙ ФОН

  • ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Учитель сообщает о направлении маршрута и количестве точек наблюдения(по количеству индикаторов). Каждый индикатор будет охарактеризован и оценен в баллах. В конце экскурсии будет выставлена комплексная оценка состояния окружающей среды исследуемого участка.

ТОЧКА НАБЛЮДЕНИЯ № 1

«КАЧЕСТВО ВОЗДУХА»

Это важнейший индикатор состояния окружающей среды. Действительно, когда хотят подчеркнуть острую потребность в чем-то, то говорят: «Нужен, как воздух!». Известно, что без еды человек может прожить недели, без воды -дни, а без воздуха - несколько минут. Поэтому воздух нам нужен…, как воздух, а тем более чистый! В среднем человек делает за свою жизнь примерно полмиллиарда дыхательных движений. Легкие способны пропустить приблизительно 250 000 м воздуха, а вместе с ним и те вредные вещества, которые в нем задерживаются.

Существуют два вида загрязнения атмосферы: природный и антропогенный. Природные источники загрязнения - это вулканы, лесные пожары, пыльные бури, процесс разложения и т.д. источником антропогенного загрязнения являются отходы от теплоэнергетики, нефтепереработке, металлургии, транспорта.

Разные негативные изменения в атмосфере связаны главным образом с изменением концентрации второстепенных компонентов воздуха. Установлено, что основными причинами парникового эффекта является повышенная концентрация диоксида углерода, оксида азота, озона и фреонов. Причиной истощения озонового слоя является чрезмерное использование последних в производстве и быту. Из-за увеличение в атмосфере концентрации диоксида серы и оксида азота возникают «кислотные» дожди.

Существует множество способов оценки качества воздуха. Часть из них - это определение и наблюдение (мониторинг) содержания в воздухе некоторых химических веществ, например, диоксида углерода, оксида азота, диоксида серы и т.д. Но еще издавна человек заметил и оценил способность растений чутко реагировать на изменение состояния окружающей среды: по их реакции предсказывали погоду и урожай, определяли плодородие почв. Позднее выяснилось, что многие растения тонко реагируют на негативное влияние человека на окружающую среду. Именно на этом основываются разнообразные методы биоиндикации загрязнения водоемов, почв и атмосферного воздуха.

В частности, чувствительными индикаторами воздуха являются лишайники. Среди высших растений - это хвойные, в частности, сосна.

Говоря о качестве воздуха, необходимо назвать некоторые признаки хорошего состояния :

-прозрачность атмосферы;

-свежесть воздуха;

-отсутствие запаха;

-воздух, который не раздражает глаза;

-воздух, который не оставляет неприятных ощущений на коже - «липкости», «стянутости» и т.д.

После этого можно перейти к описанию методов оценки качества воздуха. Это:

-оценка уровня загрязнения воздуха по хвое сосны(биоиндикационный метод);

- оценка уровня загрязнения воздуха по лишайникам на стволах деревьев(биоиндикационный метод);

- оценка уровня загрязнения воздуха по кислотности осадков;

- оценка уровня загрязнения воздуха по физическим характеристикам.

Практическое занятие:

Оценим качество воздуха по двум последним методам. Первый способ мы не можем применить по причине отсутствия сосновых насаждений. второй способ мы опробуем на точке наблюдения №4 , в лесополосе.

ЗАПОЛНИМ КАРТОЧКУ № 1

Первую строку пропускаем. начинаем заполнять со второй.

1.Оценка уровня загрязнения воздуха по кислотности осадков.

Перед началом работы учащихся нужно ознакомить с шкалой кислотности, обратить внимание на позицию показателя рН «норма», характерную для осадков, которые выпадают в условиях чистого атмосферного воздуха.

2. Прозрачность воздуха, его влияние на глаза:

3. Степень влияния воздуха на органы обоняния:

4. Степень влияния воздуха на органы осязания:

Максимальная оценка

Показатель, который характеризует качество воздуха, оценка его в баллах

Фактическая оценка

5

5 - идеально чистый воздух;

4 - чистый;

3 - относительно чистый «норма»;

2 - загрязненный («тревога»);

1 - грязный ( «опасно»);

0 - очень грязный («небезопасно»).

5

Определение чистоты воздуха по кислотности осадков:

5 - рН =5.6;

4 - рН =5-5.6;

2 - рН = 4-5;

0 - рН менее 4

2

Прозрачность воздуха, его влияние на глаза:

2 - воздух прозрачный и не раздражает глаза;

1 - воздух непрозрачный и раздражает глаза;

2

Степень влияния воздуха на органы обоняния:

2 - воздух свежий- легко дышится, отсутствуют посторонние запахи;

1 - в воздухе присутствуют посторонние запахи;

1

Степень влияния воздуха на органы осязания:

1 - воздух не оставляет неприятных ощущений на коже;

0 - воздух оставляет на коже ощущения «липкости», «стянутости».

15

ОБЩИЙ БАЛЛ






ТОЧКА НАБЛЮДЕНИЯ №2

РАСТЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ДВОРА.

ЧЕЛОВЕК НАЧИНАЕТСЯ С ЛЮБВИ,

А ЛЮБОВЬ ВЫРАСТАЕТ С ДЕТСТВА.

Вырастает с нежного прикосновения маминых рук и ласкового маминого слова, с тихой колыбельной и радуги в небе, с цветка вишни и яблони возле окна, потому что в цветке и в дереве так много добра к человеку.

Нельзя любить что-то или кого-то, не зная. Любить- это , прежде всего знать. Поэтому и природу любить -значит изучать ее, наблюдать, осознавать, и она , раскрывая дивные таинства, отзовется в нашей душе радостью бытия.

Слушайте же душу природы, как душу человека, познавайте ее загадочную жизнь, любите и берегите ее, только тогда мы сбережем Землю.

Весной наша школа утопает в тюльпанах, которые радуют глаз, создают приподнятое настроение. Послушайте прекрасную легенду об этом цветке.

ЛЕГЕНДА О ТЮЛЬПАНАХ

Липоксай после битвы с войском Реметалка искал свого друга Арпоксая и увидел его в колонне пленных, захваченных сарматами. Липоксай подъехал на своем низкорослом жеребце к предводителю и сказал:

-О, владыка бесчисленных стад быков, коров, табунов лошадей, храбрый, неустрашимый воин Реметалк! Бери и меня в плен, хочу разделить участь своего друга Арпоксая.

-Я беру пленников только в бою, -коротко ответил предводитель сарматов.

-Тогда бери моего коня, мой меч, мой щит, мое копье, дай взамен Арпоксая.

-У меня хватает скакунов. Наши копья, щиты, мечи прочнее скифских. Я не возьму тебя в плен, но поступлю, если того пожелаешь так, как поступают ваши с нашими пленниками. Я ослеплю тебя и отпущу в поводыри твоего друга Арпоксая.

- Я согласен! - хрипло выдавил из себя Липоксай.

И тогда телохранитель Реметалка выколол глаза Липоксаю… Арпоксая выбежал из колонны невольников, сорвал на обочине лист подорожника и приложил их к пустым глазницам друга. Все это видел старик-колдун, и он шепнул друзьям:

-Идите в страну Тюльпанов! Это же его родной край! Там осталась Гилея -возлюбленная. Она тогда прибежала на рассвете проводить Липоксая, завернутая в розовую тунику. И там , где ступали ее ноги, поднимались розовые тюльпаны. У подножия горы Опук бил источник сладкой целебной воды. Они пили эту воду. А дальше вдоль берега моря Скифского паслись в степи их стада. Где-то и сейчас там кочует шестиколесная кибитка с войлочной юртой Гилеи…

- Друг мой, Липоксай, - услышал он голос Арпоксая , - я тоже ослеплю себя, чтобы не быть зорче и сильнее тебя. Ты помнишь, как мы вместе выпили чашу вина, смешанную с нашей кровью?

- Нет, Арпоксая. Ты приведешь меня в страну тюльпанов, в мой родной край. Я хочу увидеть Гилею…

Любящее сердце Гилеи жило в предчувствии счастья и беды. Чтобы избавиться от страха, она каждый вечер перед сном купалась в теплых водах моря Скифского, а наутро куталась в свежую тунику: то белую, то красную, то желтую, то сиреневую. И когда одиноко брела по каменистой земле, то там , где она ступала, поднимались такого же цвета тюльпаны.

Однажды в начале мая после изнурительного и страшного сна Гилея завернулась в черную тунику. Вслед ее шагам из земли поднимались черные тюльпаны с шестью красными пестиками посередине. Она упала на землю и стала рвать эти тюльпаны и плакать. Ее сердце истомилось по Липоксаю, не хотело больше биться без его сердца…

Долго-долго шли в страну Тюльпанов Липоксай и его поводырь Арпоксай. Одежда обоих превратилась в лохмотья. И в родных местах не узнавали ни знакомые , ни близкие .

- Я вижу только черные тюльпаны и поваленную набок кибитку, -вздохнул Арпоксай.

-Сейчас , наверное, ночь. Подождем до утра, - взволнованно ответил Липоксай.

Они забрались в старую войлочную юрту крепко уснули. Разбудил обоих теплый весенний ветер. И тут Липоксай услышал нежную песню Гилеи, которая доносилась из-под земли. Липоксай упал на землю, его лица коснулись нежные лепестки тюльпанов, и он прозрел. Вокруг было много-много цветов. И ни одного черного. Вперемешку цвели розовые, сиреневые, красные, желтые тюльпаны. Это была его и Гилеи любимая поляна. Но тогда не было здесь кургана. И он догадался, кто покоится в нем… все остальное было по -прежнему. Напротив высилась серая громада горы Опук, плескались волны теплого моря Скифского, паслись стада…

Представим деревья школьного двора: тополь, платан, акация, айлант. Все деревья посажены учащимися нашей школы.










ТОЧКА НАБЛЮДЕНИЯ №5

«КАЧЕСТВО ПОЧВЕННОГО ПОКРОВА.»

Почва - компонент природы, который является продуктом взаимосвязи всех компонентов ПТК. Рассмотрим примеры взаимодействия в группах: почва - рельеф, почва - растительность, почва - климат. Очевидно, что вместе с изменениями условий почвообразование изменяется и почва. Почва является многокомпонентным образованием, в состав которой входит вода, воздух вещества в твердой фазе и живые организмы. Образование почвы - это сложный и длительный процесс в сотни и тысячи лет. Неповторимым свойством почвы является плодородие, которое обеспечивает поддержание жизни на Земле.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Вспомним некоторые понятия : «почва»,«типы почв», «эрозия почв» и т.д.

Работаем с почвенным разрезом. Описанием производим сверху вниз , закрепив метр. Далее визуально определяем горизонты и описываем их: мощность, признаки горизонта.

ЦВЕТ. Окраска грунтовых горизонтов зависит от состава, характера увлажнения почвы, наличия примесей. Например, темная окраска верхнего горизонта свидетельствует о высоком содержании гумуса - источника плодородия почвы. Излишек кремнезема придает почве светлый, белесый оттенок и свидетельствует о том, что почва относится к подзолистому типу.красные и оранжевые тона свидетельствуют о наличии окислов железа и марганца, образование белых пятен, примазок и «плесени» вызывает присутствие в почве извести.

СТРУКТУРА. Бывает зернистая(черноземы), столбчатая( засоленные, солончаки), пластинчато-листовая (дерново-подзолистые почвы), ореховая(серые лесные почвы).

ПОЧВЕННЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ-вещества генетически связанные с почвой: выцветы, налеты, корочки, потеки, прожилки, капролиты червей и личинок, кротовины крупных землероев.

ВКЛЮЧЕНИЯ- вещества генетически несвязанные с почвой: валуны, гравий, раковины, кости животных и т.д.

МЕХАНИЧЕСКИЙ СОСТАВ. В почве содержится песок и глинистая фракция, поэтому выделяют песчаные, супесчаные, суглинистые и глинистые почвы.

Определим механический состав почвы. Образец почвы смачиваем до консистенции теста и разминаем между пальцами, затем хорошо размятую почву раскатываем на ладони в шнур толщиной около 3 мм, который свертываем в колечко диаметром около 3 см.

шнур не образуется

песчаная

шнур формируется неустойчиво

супесчаная;

шнур распадается на дольки

легкосуглинистая

при свертывании в колечко разламывается

среднесуглинистая

шнур свертывается в колечко, однако оно трескается,

тяжелосуглинистая

свертывается в колечко и при этом трещин не образуется

глинистая.

Закончив описание первого горизонта, приступают к следующему, определяют характер границы между ними (четкая, нечеткая, размытая, условная). Желательно почвенные горизонты индексировать(А, В, С) и по совокупности признаков определяем название почвы. Заполняем таблицу, в сравнении с эталоном по рисунку или рассказу учителя.

Поверхностный горизонт А на каштановых почвах серовато-коричневого цвета, комковатой структуры, мощностью до 25 см. Это перегнойно-аккумулятивный горизонт , в котором преобразуется отмершее органическое вещество происходит накопление перегноя.

Далее идет переходный горизонт В, уплотненный, коричнево-бурого цвета, иногда с карбонатными новообразованиями внизу, мощностью до 30 см. Это горизонт вымывания и накопления вымытых веществ.

Еще ниже залегает желтовато-бурый , лессовидный горизонт С с карбонатными новообразованиями в верхней части, а с 1-1.5 м располагаются новообразования в виде скопления мучнистого гипса. Это почвообразующая или материнская порода.

Среди каштановых почв выделяют три подтипа: темно-каштановые, каштановые и светло-каштановые.

Уже в начале лета почвы сильно пересыхают, в них происходит консервация органических остатков. Непромывной режим и неглубокая промачиваемость создают условия к обогащению этих почв водорастворимыми солями, и прежде всего солями натрия. При распашке каштановые почвы создают и глыбистость и пылеватость, что способствует проявлению дефляции(вынос ветром частиц почвы).

ВЛАЖНОСТЬ.

Сырая или мокрая почва

При копании сочится вода

Влажная почва

Лист бумаги быстро промокает

Свежая почва

Мажется и на ощупь производит ощущение прохладной массы

Сухая почва

Пылит ,на ощупь не обнаруживает признаков увлажнения

Заполняем таблицу, в сравнении с эталоном по рассказу.

Максимальная оценка

Показатель, который характеризует качество почвенного покрова, оценка его в баллах

Фактическая оценка

2

Наличие типичных почвенных горизонтов и степень их выраженности:

2 - наблюдаются все почвенные горизонты, степень выраженности соответствует «эталону»;

1 - один или несколько горизонтов отсутствует или границы между горизонтами выражены хуже, чем в «эталоне»;

0 - почвенный профиль полностью нарушен

2

Мощность почвенного профиля в целом:

2 - мощность профиля меньше «эталонной» не более чем на 20%;

1 - мощность профиля меньше «эталонной» не более чем на 20-50%;

0 - мощность профиля меньше «эталонной» не более чем на 50%;

2

Мощность и степень выраженности верхнего плодородного горизонта почвы:

2 - мощность и степень выраженности горизонта почвы соответствует «эталону»;

1 - мощность или степень выраженности горизонта намного меньше, чем в эталонном;

0 - верхний плодородный горизонт почвы полностью отсутствует

2

Мощность органической подстилки:

2 - мощность подстилки соответствует «эталону» почвы;

1 - мощность подстилки намного меньше, чем в эталонном;

0 - органическая подстилка полностью отсутствует или вытоптана

2

Последствия влияния человека на почвенный покров:

2 - последствий нет или они незначительны (единичные кострища, немногочисленные тропинки, единичные сооружения, наземная и древесная растительность не повреждена);

1 - последствия заметно выражены (обработка земли, огороды, достаточно много сооружений, многочисленные тропинки, дороги, значительное нарушение растительности, поваленные деревья, ямы, канавы, мусоросвалки и т.д.);

0 - последствия достаточно значительны (плотная застройка, практически все площади заняты сельскохозяйственными угодьями, вырубленные деревья, полностью повреждена наземная растительность, мусоросвалки)

10

ОБЩИЙ БАЛЛ

ТОЧКА НАБЛЮДЕНИЯ №4

«КАЧЕСТВО ВОДЫ»

Вода - это из один из ценнейших природных ресурсов, наличие которой обусловливает наличие жизни на Земле. Действительно, является составляющей всего живого на Земле и ее запасы огромны. Однако, 96 % всего объема приходится на соленую морскую воду, 2% - на вечные снега и ледники , около 2 % - на подземные воды. Пресные воды рек, озер, источников составляет менее 1 %. При этом, потребности человека в пресной воде достаточно значительны - в современном городе на бытовые потребности ежесуточно приходится сотни литров воды на одного жителя.

В тоже время 30 % человечества не имеют доступа к чистой питьевой воде. В результате через различные заболевания , в первую очередь желудочно-кишечные, ежегодно умирают миллионы детей. Не только человек, но и все живое на Земле страдает от загрязнения воды. Поэтому качество воды имеет большое значение и является важнейшим индикатором, который определяет состояние окружающей среды.

Природная вода содержит много разных веществ: соли, кислоты, щелочи, газы, продукты отходов промышленных предприятий - и нерастворенные частицы минерального и органического происхождения. Свойства и качество воды зависит от содержания в ней веществ. Самая чистая вода - дождевая, го и она имеет примеси и растворенные вещества (до 50 мг/л).

В этой точке наблюдения используем метод, который позволит по наличию в воде определенных видов живых организмов - биоиндикаторов, которые чутко реагируют на вредные примеси, определить ее качество, а также описание таких характеристик воды, как запах, «цветение», наличие масляных пятен, мусора и других загрязнителей, которые определяются визуально. (Карточка №3)

Максимальная оценка

Показатель, который характеризует качество воды, оценка его в баллах

Фактическая оценка

4

Наличие в воде беспозвоночных - биоиндикаторов загрязнения водных объектов:

4 обязательное присутствие 1 группы, возможно -

2 и 3-й группы;

3 - только 2 и 3-й группы;

1 - только 3-й группы

3

Интенсивность запаха воды:

3 запах отсутствует;

2 - запах легко проявляется и настораживает;

1 - сильный, резкий запах

2

«Цветение» воды:

2 вода имеет природный окрас;

1 - вода ярко-зеленого или серовато-сине-зеленого оттенка

1

Загрязнители воды, которые проявляются визуально:

1 - отсутствуют;

0 - наличие на поверхности воды масляных пятен, мусора и других посторонних объектов, загрязнение дна

10

ОБЩИЙ БАЛЛ




1. Метод биоиндикации.

Суть метода биоиндикации в том, что некоторые беспозвоночные достаточно чувствительны к загрязнению. Они не могут выжить в воде , где растворены вредные примеси (ГРУППА 1), поэтому их наличие свидетельствует о благоприятной экологической ситуации. Присутствие в воде организмов 2 и3-й или только 3-й группы свидетельствует о существовании застойных зон, плохое качество воды и высокое содержание загрязняющих веществ.

Практическая работа на точке наблюдения выполняется следующим образом:

1 Учащийся в высоких сапогах, зайдя в воду, выбирает сачком несколько проб из придонного слоя воды и ила.

2.Каждая проба промывается.

3.все выявленные беспозвоночные переносят пинцетом в кюветы с чистой водой.

4. Организмы описывают с помощью увеличительного стекла и сортируют по принадлежности к биоиндикационной группе, согласно рисунка.

5.После завершения исследований живые организмы выпускают в водоем.

Заполнив соответствующий раздел шкалы оценки состояния окружающей среды, учащиеся вместе с учителем делают вывод о качестве воды и, если установлено загрязнение, определяют причины его загрязнения.

2. Интенсивность запаха воды.

3. «Цветение» воды.

4. Загрязнители воды, которые проявляются визуально.

Заполняем карточку №3.








ТОЧКА НАБЛЮДЕНИЯ на тропе к каналу

«РАЗНООБРАЗИЕ СТЕПНОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ»

Человек живет в конечном итоге, за счет зеленых растений_ основных производителей органических веществ и кислорода. Растения - важнейшие элементы системы жизнеобеспечения человека. Как писал К. Тимирязев в книге «Жизнь растений», «растения - это посредники между небом и землей. Они - щедрый Прометей, который выкрал огонь с неба. Украденный им луч Солнца движет удивительным маховиком гигантской паровой машины, и кистью художника, и пером поэта». Судьба зеленых растений - это судьба человечества и всего живого на планете. И она в руках самого человека.

В природе все взаимосвязано, и каждый вид растительности выполняет свою роль. Уничтожение растений имеет особенно тяжелые экологические последствия, потому что от одного вида растительности зависит жизнь 10-30 видов насекомых, иногда - высших животных и других растений. Но и искусственное внесение новых форм может негативно отразиться на окружающей среде. Интродуцированные виды могут быть полезными или вредными.

На точке наблюдения определяем характерную для нашего ПТК растительность и интродуценты.

ТОЧКА НАБЛЮДЕНИЯ на тропе к каналу

«РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНОГО МИРА».

Вмешиваясь в природу, человек вредит разнообразию животного мира не только непосредственно, но и опосредовано. Мы говорили о том, что уничтожая растительность , мы тем самым уменьшаем площади жизнедеятельности животных. Другой пример - домашние животные, которых выпасают. В конкуренции за корм и жизненное пространство овцы, козы и коровы могут вытеснить дикие виды. Из-за чрезмерного выпаса пастбища превращаются в пустыни.

Таким образом, активное вторжение цивилизации в дикую природу нарушает биологическое равновесие и приводит к разрушению условий жизни, что грозит животному миру исчезновением. Количественный и видовой состав чутко реагирует на изменения в окружающей среде и является индикатором его состояния.

Изучение разнообразие животного мира можно проводить на маршруте по следующим признакам:

-характерные повреждения растений;

-перья, кусочки шерсти, сброшенная кожица;

-экскременты;

-характерные звуки;

-следы;

-гнезда, норы и т.д.

Наблюдения записываются в таблицу:

1.Консументы I уровня

Травоядные (полевые мыши, зайцы и т.д.)


2. Консументы II уровня

Мясоедные (лягушки, кроты, птицы)


3. Консументы III-IV уровня

Хищники (ежи, лисицы, змеи, хищные птицы)


4. Редуценты

Питаются мертвым органическим веществом (дождевые черви, муравьи)

ТОЧКА НАБЛЮДЕНИЯ на тропе к каналу

«ВОСПРОИЗВОДСТВО ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ»

Наблюдения проводим по наличию:

- гнезд;

-скорлупе яиц;

-потомству;

ТОЧКА НАБЛЮДЕНИЯ на тропе к каналу

«КРУГООБОРОТ ВЕЩЕСТВ»

Одной из характерных особенностей биосферы Земли является наличие кругооборота веществ и энергии. Это не только особенность, но и обязательное условие существования биосферы - серьезные нарушения природных кругооборотов могут привести к ее гибели.

Предлагаем обратить внимание на доказательства основных кругооборотов веществ в природе - биологического (циркуляция веществ между почвой, растительностью, животными и микроорганизмами, когда перенос энергии и веществ осуществляется с помощью пищевых цепей), биохимического (углерода, азота и т.д.) и круговорота воды.

ПРИМЕРЫ:

-растения, животные и почва как участники биологического круговорота;

-дождь, канал как часть круговорота воды;

-перегнивание листьев, травы и другой органики;

-наличие редуцентов - живых организмов, которые берут участие в разложении органического материала (муравьи, дождевые черви)

-бобовые растения (конюшина, мышатник и др.) клубневые растения - участники кругооборота азота;

-продыхи на нижней поверхности листа, которые абсорбируют СО2, как часть круговорота углерода.

ВОПРОС:

Каким образом природный кругооборот веществ может быть нарушен или изменен человеком?

ВОЗМОЖНЫЕ ОТВЕТЫ:

-вырубка деревьев;

-распашка полей;

-загрязнение почв мусором и удобрениями;

-прокладка дорог;

НАБЛЮДАЕМ:

1.Восстановление растительного покрова;

2.Выявление организмов, которые берут участие в разложении органических веществ;

3.Выявление бобовых растений, которые берут участие в круговороте азота;

4.Подсчет поврежденных и неповрежденных человеком деревьев, растительных форм.

На 50-метровом участке лесополосы, подсчитано количество деревьев, вторичной поросли, пней.

Ряд (№ от трассы)

Деревья

Поросль

Пни

1

20

18

-

2

29

14

1

3

19

27

9

4

10

18

14

5

27

25

1

6

8

41

1

7

2

12

11

8

11

9

1

9

14

9

3

10

11

30

7

11

30

12

2

12

4

24

5

ТОЧКА НАБЛЮДЕНИЯ №4

«БОГАТСТВО РАСТИТЕЛЬНОСТИ»

Буйная растительность -это важнейший индикатор состояния окружающей среды.

Чем больше растительности, тем больше:

-вырабатывается кислорода;

-больше передается энергии с помощью фотосинтеза всем другим участникам пищевых цепей;

-смягчается микроклимат;

-абсорбируются и фильтруются загрязнители воздуха;

-появляется место жизни для диких форм жизни;

Оценка уровня загрязнения воздуха по лишайникам на стволах деревьев(биоиндикационный метод).

1.Выбираем несколько деревьев с диаметром ствола более 15 см ( возраст 30-35 лет) и подсчитываем суммарное количество видов лишайников на всех деревьях.

2.Используя таблицу 1 , определяем уровень загрязнения атмосферного воздуха.

НАПРИМЕР:

Кол-во наблюдаемых видов лишайников

Характеристика видов лишайников

Уровни загрязнения воздуха

Серый

Желтый

накипной

листообразный

кустистый

накипной

листообразный

6

+

+

++

+

+

I

3

+

+

+

II

3

+

+

+

II

2

+

+

III

2

+

+

III

2

+

+

III

1

+


IV

1

+

IV

0


V-VI

I - идеально чистый воздух;

II - чистый;

III - относительно чистый «норма»;

IV - загрязненный («тревога»);

V - грязный ( «опасно»);

VI - очень грязный («небезопасно»).

Кол-во наблюдаемых видов лишайников

Характеристика видов лишайников

Уровни загрязнения воздуха

Серый

Желтый

накипной

листообразный

кустистый

накипной

листообразный

















Дополняем карточку №1.

1.Определяем кислородообразующую способность деревьев.

ИНСТРУКЦИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ:

1.Выбираем 5 лиственных деревьев, расположенных близко друг к другу.

2.На высоте приблизительно 1,3 м от земли определяем диаметр стволов с помощью сантиметра и полученный результат делим на 3.14.

3.Используя таблицу, подсчитываем приблизительное количество листьев на одном дереве.

Диаметр дерева, см

Приблизительное количество листьев на одном дереве

25-40

25 000

40-50

50 000

50-65

75 000

65-75

100 000

Свыше 75

125 000

4.Определяем количество листьев на 5 деревьях.

5.Определяем средний показатель, разделив их общее количество на 5.

6.Вычисляем общую массу кислорода (в граммах), произведенную за сутки «средним» деревом, умножив общее количество листков на нем на 0.015 (в расчете, что один листок производит 0.015 г кислорода).

7.Рассчитываем , сколько деревьев такого размера могут произвести суточную норму для экскурсионной группы, зная, что потребность кислорода для одного человека составляет 440 г кислорода в сутки.

РЕШЕНИЕ:

5 ДЕРЕВЬЕВ ПО 25 000 ЛИСТЬЕВ

Средний показатель - 25 000

25 000*0.015 г = 375 г кислорода одно дерево

440г*20 человек = 8 800 г кислорода необходимо в сутки

8 800 : 375 г = 24 дерева

8.Предлагается решить следующую задачу:

Сколько деревьев можно сберечь, если каждая семья Украины ( в среднем состоящая из 4-х человек) сэкономит по одной ученической тетради. Учитываем следующие данные:

-одна тетрадь весит 40 г;

-с одного дерева производят 60 кг тетрадей;

-для производства 1 т бумаги и картона необходимо 4.5 м древесины, что составляет 16-17 взрослых деревьев;

-на 1 га вырастает в среднем около 500 деревьев;

- при использовании 1 млн т макулатуры можно спасти лесополосу шириной 100 км от Москвы до Санкт-Петербурга.

РАСЧЕТЫ:

48 млн : 4=12 млн семей и тетрадей

12 млн : 0,04 кг=0,48 млн кг=480 000 кг бумаги

480 000 : 60 кг=8 000 деревьев

8 000 : 500=16 га леса



2.Определение замкнутости крон деревьев: нужно стать в центр пробной площадки диаметром 10 м и, посмотрев вверх, определяют, какую часть неба закрывают кроны, в % на глаз. Заполняем таблицу.

Максимальная оценка

Показатель, характеризующий растительность

Фактическая оценка

4

Кислородообразовательная способность «среднего» дерева (грамм в сутки):

4 -свыше 1500;

3 -1500-1100;

2 -1100-750;

1 -750-350;

0 -меньше 350

3

Сомкнутость крон:

3 - больше 80 %;

2 - 50-80 %;

1 - 20-50%;

0 - меньше 20 %

3

Площадь покрытия земной поверхности наземной растительностью:

3 - больше 80 %;

2 - 50-80 %;

1 - 20-50%;

0 - меньше 20 %

10

ОБЩИЙ БАЛЛ

3.Площадь покрытия земной поверхности наземной растительностью ( на глаз)

ТОЧКА НАБЛЮДЕНИЯ №4

«БОГАТСТВО РАСТИТЕЛЬНОСТИ»

Буйная растительность -это важнейший индикатор состояния окружающей среды.

Чем больше растительности, тем больше:

-вырабатывается кислорода;

-больше передается энергии с помощью фотосинтеза всем другим участникам пищевых цепей;

-смягчается микроклимат;

-абсорбируются и фильтруются загрязнители воздуха;

-появляется место жизни для диких форм жизни;

-обогащается почва, наблюдается звуко- и шумоизоляционный эффект.

Определяем кислородообразующую способность деревьев.

ИНСТРУКЦИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ:

  1. Выбираем 5 лиственных деревьев, расположенных близко друг к другу.

  2. На высоте приблизительно 1,3 м от земли определяем диаметр стволов с помощью сантиметра и полученный результат делим на 3.14.

  3. Используя таблицу, подсчитываем приблизительное количество листьев на одном дереве.

Диаметр дерева, см

Приблизительное количество листьев на одном дереве

25-40

25 000

40-50

50 000

50-65

75 000

65-75

100 000

Свыше 75

125 000


  1. Определяем количество листьев на 5 деревьях.

  2. Определяем средний показатель, разделив их общее количество на 5.


  1. Вычисляем общую массу кислорода (в граммах), произведенную за сутки «средним» деревом, умножив общее количество листков на нем на 0.015 (в расчете, что один листок производит 0.015 г кислорода).

  2. Рассчитываем , сколько деревьев такого размера могут произвести суточную норму для экскурсионной группы, зная, что потребность кислорода для одного человека составляет 440 г кислорода в сутки.

РЕШЕНИЕ:

5 ДЕРЕВЬЕВ ПО 25 000 ЛИСТЬЕВ

Средний показатель - 25 000

25 000*0.015 г = 375 г кислорода одно дерево

440г*20 человек = 8 800 г кислорода необходимо в сутки

8 800 : 375 г = 24 дерева


  1. Предлагается решить следующую задачу:

Сколько деревьев можно сберечь, если каждая семья Украины ( в среднем состоящая из 4-х человек) сэкономит по одной ученической тетради. Учитываем следующие данные:

-одна тетрадь весит 40 г;

-с одного дерева производят 60 кг тетрадей;

-для производства 1 т бумаги и картона необходимо 4.5 м древесины, что составляет 16-17 взрослых деревьев;

-на 1 га вырастает в среднем около 500 деревьев;

- при использовании 1 млн т макулатуры можно спасти лесополосу шириной 100 км от Москвы до Санкт-Петербурга.

РАСЧЕТЫ:

48 млн : 4=12 млн семей и тетрадей

12 млн : 0,04 кг=0,48 млн кг=480 000 кг бумаги

480 000 : 60 кг=8 000 деревьев

8 000 : 500=16 га леса

Определение замкнутости крон деревьев: нужно стать в центр пробной площадки диаметром 10 м и, посмотрев вверх, определяют, какую часть неба закрывают кроны, в % на глаз. Заполняем таблицу.

Максимальная оценка

Показатель, характеризующий растительность

Фактическая оценка

4

Кислородообразовательная способность «среднего» дерева (грамм в сутки):

4 -свыше 1500;

3 -1500-1100;

2 -1100-750;

1 -750-350;

0 -меньше 350

3

Сомкнутость крон:

3 - больше 80 %;

2 - 50-80 %;

1 - 20-50%;

0 - меньше 20 %

3

Площадь покрытия земной поверхности наземной растительностью:

3 - больше 80 %;

2 - 50-80 %;

1 - 20-50%;

0 - меньше 20 %

10

ОБЩИЙ БАЛЛ

ТОЧКА НАБЛЮДЕНИЯ №4

«УРОВЕНЬ ШУМА И УРОВЕНЬ НИЗКОЧАСТОТНОГО И ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ.»

Устранение шума - одна из острейших проблем современности. По мнению большинства ученых , шум такой же замедленный убийца, как и смог. Постоянный шум является причиной болезни деревьев, они умирают намного раньше, чем в природной среде. Продолжительный шум высоких тонов приводит к угнетению, а нередко и к гибели не только растительных, но и животных организмов. Известны случаи массовой гибели домашней птицы из-за постоянного шума самолетов. От их звукового удара иногда лопается скорлупа яиц.

Шум также влияет и на человека. Исследования показали, что высокий звуковой фон снижает продуктивность физического труда на 30%, а умственного - на 60 %. В другой фазе нарушается сердечная деятельность, дыхание, кровяное давление и т.д. возрастает нервное напряжение: раздраженность, проявляется депрессия. В третьей фазе нарушается слух, зрение, бессонница.

Уровень звука (шума) измеряется в децибелах. Самый тихий звук, который может различить ухо,- приблизительно 4 дБ, а самый громкий, который оно способно выдержать,-150 дБ.

По шкале высоты звука территорию, на которой уровень шума составляет менее55 дБ, считают комфортной, а при более высоких значениях - дискомфортной. Безопасный порог шумового влияния для человека составляет 70 дБ. Первые разрушения органа слуха наблюдаем при 90 дБ, а при 160дБ мгновенно разрушается барабанная перепонка.

ВОПРОС

КАК ВОЗМОЖНО РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ ШУМОВОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ?

Ответы:

-озеленение;

-прокладка объездных дорог;

-улучшение покрытия автодорог;

-установка противошумовых экранов;

внедрение в производство новых технологий, уменьшающих шумовое влияние.

К сведению, зеленые насаждения регулируют шумовой фон населенных пунктов. Так, лиственные породы поглощают свыше 25% звуковой энергии, а также отражают и рассеивают большую ее часть. активно поглощают шум и хвойные деревья. поэтому в городах на свободных от застроек местах , созданы и создаются шумозащитные насаждения.





ТОЧКА НАБЛЮДЕНИЯ №7

«ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Общая оценка состояния окружающей среды.

-Какие эмоции пробуждает увиденное и познанное на тропе?

-Выразите свое отношение к вмешательству человека в природные процессы?

Человек - неотъемлемая часть природы! Мы принадлежим к царству - животных, подцарству - многоклеточные, разделу - двобокосимметричные, типу - хордовые, подтипу - хребетные, группе - челюстные, классу - млекопитающие, загону - приматы, надсемейству - человекоподобные, семейству - люди, роду - человек, виду - ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ! И мы, как и другие жители природы, имеем право жить, учиться и работать в благоприятных условиях, дышать чистым воздухом, получать пригодную для потребления пищу, пить чистую воду. Человек всегда осознанно или неосознанно, в меру своих возможностей стремится к тому, чтобы жить в условиях оптимального состояния окружающей среды. даже тогда, когда такие возможности отсутствуют, представители вида homo sapiens стремится хотя бы некоторое время жить там, где антропогенное вмешательство в природу сведено к минимуму, потому что именно в таких условиях, подобно окружающим его живым формам - растениям и животным, человек чувствует себя комфортно. Не поэтому ли с годами люди все активнее реагируют на безответственное отношение цивилизации к природе. исходя из этого, наше, пусть и субъективное, восприятие окружающей среды может считаться индикатором ее качества.

наше поведение в повседневной жизни и на природе, в быту, неравнодушное отношение к проблемам окружающей среды - это то, что реально поможет предупредить глобальный экологический кризис на планете. «Здоровье» природы зависит не только от кислотных осадков, выбросов предприятий, уничтожения лесов, использования пестицидов и т.д., но и от повседневных поступков каждого из нас. Если человек приложит усилие к охране природы, то мы увидим, что от поступков каждого зависит благополучия всех.

Максимальная оценка

Показатель, который характеризует восприятие окружающей среды человеком, и его оценка в баллах

Фактическая оценка

2

Привлекательность для проживания:

2 - привлекательное место, здесь хочется жить;

1 - хочется сделать это место привлекательным для человека, необходимы определенные мероприятия для улучшения состояния окружающей среды;

0 - для того, чтобы это место стало привлекательным для жизни, необходимы определенные мероприятия для улучшения состояния окружающей среды;

2

Привлекательность отдыха:

2 - привлекательное место, здесь хочется отдыхать, иметь дачу;

1 - для того, чтобы это место стало привлекательным для отдыха, необходимы определенные мероприятия для улучшения состояния окружающей среды;

0 - для того, чтобы это место сделать привлекательным для отдыха, необходимы определенные мероприятия для улучшения состояния окружающей среды;

2

Настроение:

2 - улучшилось;

1 - не изменилось;

0 - ухудшилось;

1

Желание ознакомить друзей с этим местом:

1 - такое желание есть;

0 - нет желания;

1

Желание рассказать об этом месте:

1 - такое желание есть;

0 - нет желания;

1

Желание снова очутиться в этом месте:

1 - такое желание есть;

0 - нет желания;

1

Желание оказать помощь природе:

1 - такое желание есть;

0 - нет желания;

10

ОБЩИЙ БАЛЛ

ТОЧКА НАБЛЮДЕНИЯ: «Географическая площадка школы»

Определяемый показатель

Результат

Облачность

Вид облаков

Температура воздуха

Направление ветра

Сила ветра

Высота Солнца над горизонтом



Максимальная оценка

Показатель, который характеризует качество воздуха, оценка его в баллах

Фактическая оценка

5

5 - идеально чистый воздух;

4 - чистый;

3 - относительно чистый «норма»;

2 - загрязненный («тревога»);

1 - грязный ( «опасно»);

0 - очень грязный («небезопасно»).

5

Определение чистоты воздуха по кислотности осадков:

5 - рН =5.6;

4 - рН =5-5.6;

2 - рН = 4-5;

0 - рН менее 4

2

Прозрачность воздуха, его влияние на глаза:

2 - воздух прозрачный и не раздражает глаза;

1 - воздух непрозрачный и раздражает глаза;

2

Степень влияния воздуха на органы обоняния:

2 - воздух свежий- легко дышится, отсутствуют посторонние запахи;

1 - в воздухе присутствуют посторонние запахи;

1

Степень влияния воздуха на органы осязания:

1 - воздух не оставляет неприятных ощущений на коже;

0 - воздух оставляет на коже ощущения «липкости», «стянутости».

15

ОБЩИЙ БАЛЛ



ТОЧКА НАБЛЮДЕНИЯ №3 ПОЧВЫ НАШЕЙ МЕСТНОСТИ

Максимальная оценка

Показатель, который характеризует качество почвенного покрова, оценка его в баллах

Фактическая оценка

2

Наличие типичных почвенных горизонтов и степень их выраженности:

2 - наблюдаются все почвенные горизонты, степень выраженности соответствует «эталону»;

1 - один или несколько горизонтов отсутствует или границы между горизонтами выражены хуже, чем в «эталоне»;

0 - почвенный профиль полностью нарушен

2

Мощность почвенного профиля в целом:

2 - мощность профиля меньше «эталонной» не более чем на 20%;

1 - мощность профиля меньше «эталонной» не более чем на 20-50%;

0 - мощность профиля меньше «эталонной» не более чем на 50%;

2

Мощность и степень выраженности верхнего плодородного горизонта почвы:

2 - мощность и степень выраженности горизонта почвы соответствует «эталону»;

1 - мощность или степень выраженности горизонта намного меньше, чем в эталонном;

0 - верхний плодородный горизонт почвы полностью отсутствует

2

Мощность органической подстилки:

2 - мощность подстилки соответствует «эталону» почвы;

1 - мощность подстилки намного меньше, чем в эталонном;

0 - органическая подстилка полностью отсутствует или вытоптана

2

Последствия влияния человека на почвенный покров:

2 - последствий нет или они незначительны (единичные кострища, немногочисленные тропинки, единичные сооружения, наземная и древесная растительность не повреждена);

1 - последствия заметно выражены (обработка земли, огороды, достаточно много сооружений, многочисленные тропинки, дороги, значительное нарушение растительности, поваленные деревья, ямы, канавы, мусоросвалки и т.д.);

0 - последствия достаточно значительны (плотная застройка, практически все площади заняты сельскохозяйственными угодьями, вырубленные деревья, полностью повреждена наземная растительность, мусоросвалки)

10

ОБЩИЙ БАЛЛ


Эталонные показатели каштановых почв:

Поверхностный горизонт А на каштановых почвах серовато-коричневого цвета, комковатой структуры, мощностью до 25 см. Это перегнойно-аккумулятивный горизонт , в котором преобразуется отмершее органическое вещество происходит накопление перегноя.

Далее идет переходный горизонт В, уплотненный, коричнево-бурого цвета, иногда с карбонатными новообразованиями внизу, мощностью до 30 см. Это горизонт вымывания и накопления вымытых веществ.

Еще ниже залегает желтовато-бурый , лессовидный горизонт С с карбонатными новообразованиями в верхней части, а с 1-1.5 м располагаются новообразования в виде скопления мучнистого гипса. Это почвообразующая или материнская порода.

Определение механического состава почвы:

шнур не образуется

песчаная

шнур формируется неустойчиво

супесчаная;

шнур распадается на дольки

легкосуглинистая

при свертывании в колечко разламывается

среднесуглинистая

шнур свертывается в колечко, однако оно трескается,

тяжелосуглинистая

свертывается в колечко и при этом трещин не образуется

глинистая.

ТОЧКА НАБЛЮДЕНИЯ №4 РАСТИТЕЛЬНОСТЬ РОДНОГО КРАЯ

1.Консументы I уровня

Травоядные (полевые мыши, зайцы и т.д.)


2. Консументы II уровня

Мясоедные (лягушки, кроты, птицы)


3. Консументы III-IV уровня

Хищники (ежи, лисицы, змеи, хищные птицы)


4. Редуценты

Питаются мертвым органическим веществом (дождевые черви, муравьи)



ДРЕВЕСНАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ

ТРАВЯНИСТАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ

Луговая/

злаковая















ТОЧКА НАБЛЮДЕНИЯ №5 «КАЧЕСТВО ВОДЫ»

Максимальная оценка

Показатель, который характеризует качество воды, оценка его в баллах

Фактическая оценка

4

Наличие в воде беспозвоночных - биоиндикаторов загрязнения водных объектов:

4 обязательное присутствие 1 группы, возможно -

2 и 3-й группы;

3 - только 2 и 3-й группы;

1 - только 3-й группы

3

Интенсивность запаха воды:

3 запах отсутствует;

2 - запах легко проявляется и настораживает;

1 - сильный, резкий запах

2

«Цветение» воды:

2 вода имеет природный окрас;

1 - вода ярко-зеленого или серовато-сине-зеленого оттенка

1

Загрязнители воды, которые проявляются визуально:

1 - отсутствуют;

0 - наличие на поверхности воды масляных пятен, мусора и других посторонних объектов, загрязнение дна

10

ОБЩИЙ БАЛЛ


ТОЧКА НАБЛЮДЕНИЯ №6 «КИСЛОРОДООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ ДЕРЕВЬЕВ»

Максимальная оценка

Показатель, характеризующий растительность

Фактическая оценка

4

Кислородообразовательная способность «среднего» дерева (грамм в сутки):

4 -свыше 1500;

3 -1500-1100;

2 -1100-750;

1 -750-350;

0 -меньше 350

3

Сомкнутость крон:

3 - больше 80 %;

2 - 50-80 %;

1 - 20-50%;

0 - меньше 20 %

3

Площадь покрытия земной поверхности наземной растительностью:

3 - больше 80 %;

2 - 50-80 %;

1 - 20-50%;

0 - меньше 20 %

10

ОБЩИЙ БАЛЛ

Диаметр дерева, см

Приблизительное количество листьев на одном дереве

25-40

25 000

40-50

50 000

50-65

75 000

65-75

100 000

Свыше 75

125 000


ТОЧКА НАБЛЮДЕНИЯ №7 «ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

Максимальная оценка

Показатель, который характеризует восприятие окружающей среды человеком, и его оценка в баллах

Фактическая оценка

2

Привлекательность для проживания:

2 - привлекательное место, здесь хочется жить;

1 - хочется сделать это место привлекательным для человека, необходимы определенные мероприятия для улучшения состояния окружающей среды;

0 - для того, чтобы это место стало привлекательным для жизни, необходимы определенные мероприятия для улучшения состояния окружающей среды;

2

Привлекательность отдыха:

2 - привлекательное место, здесь хочется отдыхать, иметь дачу;

1 - для того, чтобы это место стало привлекательным для отдыха, необходимы определенные мероприятия для улучшения состояния окружающей среды;

0 - для того, чтобы это место сделать привлекательным для отдыха, необходимы определенные мероприятия для улучшения состояния окружающей среды;

2

Настроение:

2 - улучшилось;

1 - не изменилось;

0 - ухудшилось;

1

Желание ознакомить друзей с этим местом:

1 - такое желание есть;

0 - нет желания;

1

Желание рассказать об этом месте:

1 - такое желание есть;

0 - нет желания;

1

Желание снова очутиться в этом месте:

1 - такое желание есть;

0 - нет желания;

1

Желание оказать помощь природе:

1 - такое желание есть;

0 - нет желания;

10

ОБЩИЙ БАЛЛ


© 2010-2022