Рабочая программа по географии 8 класс Вентана-Граф

Пояснительная записка   Рабочая программа по географии разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования; федерального базисного учебного плана, примерного учебного плана и программы по географии 6 -10 классы общеобразовательных учреждений, авторы-составители: Летягин А.А., Душина И.В., Пятунин В.Б., Бахчиева О.А., Таможняя Е.А., М. Издательский центр «Вентана-Граф», 2011.Примерной программы по географии 6-8, 9-11 класс (стандарты вто...
Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования; федерального базисного учебного плана, примерного учебного плана и программы по географии 6 -10 классы общеобразовательных учреждений, авторы-составители: Летягин А.А., Душина И.В., Пятунин В.Б., Бахчиева О.А., Таможняя Е.А., М. Издательский центр «Вентана-Граф», 2011.Примерной программы по географии 6-8, 9-11 класс (стандарты второго поколения) М: Просвещение 2010г.

Цель курса: формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире; развитие личностных качеств: патриотизма, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих её народов, выработка умений и навыков адаптации и социально - ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления;

Задачи:

- сформировать у учащихся географический образ своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте мирового (глобального) географического пространства;

- показать практическое значение изучения взаимосвязей всех явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших социально - экономических проблем России, её регионов;

- формирование необходимых практических умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками географической информации; картографической грамотности школьников;

- создание образа своего родного края;

- показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне ( на примере своей местности).

Курс «География России. Природа и население» изучается первым в курсе

« География России», продолжение следует в 9 классе « География России. Хозяйство. Регионы», поэтому в 8 классе особое место занимает комплексная физико-географическая характеристика крупных природных комплексов, с целью выявления основ хозяйственной деятельности и природопользования.

Количество часов: Всего 70 часов, в неделю - 2 часа

Практических работ - 19, из них оценочных -10:

  1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

  2. Определение поясного времени для разных пунктов России.

  3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

  4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля. Годового количества осадков по территории страны.

  5. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

  6. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

  7. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

  8. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт.

  9. Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ.

  10. Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства.

Требования к результатам освоения учебного предмета

Представленная программа обеспечивает реализацию личностной, метапредметной, предметной компетенций.

Раздел

Компетенции

Введение

Предметная компетенция:

Ученик научится:

-использовать основные средства и методы получения географической информации и осознания предмета изучения географии России

Ученикполучит возможность научиться:

- находить информацию (в сети Интернет, энциклопедиях, справочниках);

- Личностная компетенция:

- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

- формирование устойчивых установок социально- ответственного поведения в географической среде- среде обитания всего живого, в том числе и человека;

Метапредметная компетенция:

- вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу;

- организовывать свою жизнь в соответствии с общественно - значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

Территория России

Предметная компетенция:

Ученик научится:

- определять часовые пояса, поясное время, виды и типы границ;

- формировать представления об административно- территориальном устройстве России; истории освоения и изучения территории России; геологических эрах, тектонических структурах; внутренних водах, растительном и животном мире; природных зонах России;природно - хозяйственных зонах; уровнях ПТК, физико - географических районах России;

- выявлять факторы, определяющие климат России; почвообразования, свойства почв;

Ученикполучит возможность научиться:

- устанавливать взаимосвязь между ГП и другими компонентами природы;

Личностная компетенция:

- освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;

- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

- формирование уважительного отношения к мнению других.

Метапредметная компетенция:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- получить основные пространственные знания о своей стране, для осознания её относительно других стран мира;

- знание основных природных процессов, происходящих на территории страны, для выбора своего места жительства;

- анализировать полученную информацию;

- целесообразность антропогенного вмешательства в естественную среду;

Природа России

Предметная компетенция:

Ученик научится:

- формировать представление о природных ресурсах и природно - ресурсном потенциале страны;

Личностная компетенция:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях;

- освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;

- развитие интереса культуре разных народов, толерантного отношения к людям другой расовой принадлежности;

Метапредметная компетенция:

-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- объяснять влияние природного фактора на развитие общества;

- прогнозировать объем пополнения и истощения ресурсов;

- освоение форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, саморегуляции, самооценки)

Население России

Предметная компетенция:

Ученик научится:

- формировать представления о возрастном и половом составе населения, средней продолжительности жизни; народах, языковых семьях и группах, основных религиях; урбанизации, городских агломерациях;

- различать виды миграций, трудовые ресурсы, экономически активное население, занятость;

Ученикполучит возможность научиться:

- владеть информацией очисленности населения России, факторах, на неё влияющих;

Личностная компетенция:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях;

- освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметная компетенция:

-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- находить в разных источниках и анализировать информацию;

- ориентироваться в социальных процессах, явлениях;

- владение простейшей экономической и социальной грамотностью для адаптации в социуме

- организовывать свою жизнь в соответствии с общественно- значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

Природный фактор в развитии России

Предметная компетенция:

Ученик научится:

- формировать представления об основных типах природопользования; рациональном природопользовании и воспроизводстве природных ресурсов

- давать оценку природно- ресурсному потенциалу страны, его хозяйственную оценку и значение для развития экономики;

Ученикполучит возможность научиться:

- объяснять особенности размещения и потребления разных видов природных ресурсов на территории страны.

Личностная компетенция:

- осознание причастности себя к сохранению природы на локальном уровне;

- освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- формировать чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни.

- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения

- формирование бережного отношения к природным богатствам.

Метапредметная компетенция:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Содержание учебного курса

Вводный курс (1час)

Что изучает география России

Основной курс (67 часов)

Географическое положение и его виды. Размеры территории и природно- географическое положение России. Экономико- географическое и транспортно- географическое положение России. Геополитическое, этнокультурное и эколого- географическое положение России. Государственная территория России. Типы российских границ. Сухопутные и морские границы России. Различия во времени на территории России. Государственное устройство и территориальное деление РФ. Повторение и обобщение по теме: « Географическое положение и формирование государственной территории России». Заселение и освоение территории России в 9-17 вв. Заселение и хозяйственное освоение территории России в 18-19 вв. Географическое исследование территории России в 18-19 вв. Территориальные изменения и географическое изучение России в 20 веке. Повторение и обобщение по теме: « история заселения, освоения и исследования территории России». Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории. Развитие земной коры. Основные тектонические структуры. Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры. Зависимость рельефа от внешних геологических процессов. Литосфера. Рельеф. Человек. Повторение и обобщение по теме: « Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы». Условия формирования климата. Движение воздушных масс. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги по территории России. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов. Климат и человек. Повторение и обобщение по теме «Климат и агроклиматические ресурсы». Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа. Озера. Болота. Ледники. Подземные воды. Многолетняя мерзлота. Воды и человек. Водные ресурсы. Повторение и обобщение материала по теме:Внутренние воды и водные ресурсы. Почва - особое природное образование. Главные типы почв и их размещение по территории России. Почвенные ресурсы. Почвы и человек. Повторение и обобщение материала по теме:Почвы и почвенные ресурсы. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Повторение и обобщение материала по теме: «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы». Природные комплексы. Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс. Северные безлесные природные зоны. Лесные зоны. Тайга. Смешанные и широколиственные леса. Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни. Высотная поясность. Повторение и обобщение по теме: « Природные различия на территории России». Моря как крупные ПК. Природно- хозяйственные различия российских морей. Особо охраняемые природные территории России. Повторение и обобщение по теме: « Крупные ПК и охрана окружающей среды». Численность и воспроизводство населения России. Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни. Этнический и языковой состав населения России. Культурно - исторические особенности народов России. География основных религий. Особенности урбанизации в России. Городское население. Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения. Миграции населения в России. Размещения населения России. Повторение и обобщение по теме: « Население России». Влияние природы на развитие общества. Природные ресурсы. Природно- ресурсный потенциал России.





Контрольные параметры оценки достижения ГОС по географии класс ___8__

Четверть

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Формы контроля





Тест


1

2


Практическая работа

3

4

1

2

Зачет


2

1

2

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

учебно-методический комплект:

учебник: Е.А.Таможняя «География России. Природа и население» М. Издательский центр «Вентана-Граф», 2011

УМК: географический атлас 8 класс, М.Дрофа 2006

дополнительная литература:АлексеевА.И.«География России. Природа и население», М.Дрофа 2009г.В.П.Дронов, И.И. Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе «География России. Природа. Население. Хозяйство» 8 класс. М.Дрофа 2004 г. Сиротин В.И. «Рабочая тетрадь. 8 класс» М.Дрофа 2007г.«Тесты для итогового контроля 8-9 классы» М.Дрофа 2007г. Н.Ю. Маерова«Уроки географии 8-9 классы»,М.Дрофа, 2004г.

материально-техническое обеспечение

  • ПК;

  • мультимедийный проектор;

  • интерактивная доска;

  • общегеографические и тематические карты;

  • комплекты тематических таблиц для 6-10кл.;

  • мультимедийные приложения к урокам;

  • карточки-путеводители для выполнения практических работ 6-9 кл.



© 2010-2022