Научная работа Бытовой мусор как экологическая угроза нашему будущему

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

БОУ «Великорусская СОШ»











Бытовой мусор как экологическая угроза развития общества












Выполнил ученик 5 класса

Носик Игорь Сергеевич

Учитель Глуздак Ольга Сергеевна



Калачинск, 2014

Содержание:

Введение…………………….……………………………………………….…..3

  1. Загрязнение бытовым мусором. История и современность................ 7

  2. Меры по утилизации бытовых отходов на территории сельского поселения……………………………………………………………………….. 9

  3. Изучение экологического поведения подростков на основе исследования, проведенного среди учащихся 5-6 класса БОУ «ВеликорусскаяСОШ»……………………………………………………….11

7. Заключение……………………………………………………….….…13

8. Список использованных источников…………………………….…...14






Введение

В наше время, все больше углубляясь и вникая в результаты научно технического процесса, люди забывают о том, без чего наша жизнь невозможна - о природе. Считая себя королем природы, человек не задумывается о последствиях. И уже с раннего возраста вносит свой вклад в ухудшение экологической ситуации в нашем мире. Ухудшение экологии выражается в загрязнении всего окружающего. Окружающая среда - совокупность природных компонентов, оказывающих влияние на качество жизни, условия жизнедеятельности и состояние здоровья человека, включающая в себя такие компоненты, как атмосферный воздух, вода, почва, недра, животный и растительный мир[1, с. 236]. Загрязнение окружающей среды - изменение физико-химических свойств окружающей среды в результате хозяйственно-бытовой деятельности человека, вызывающей выбросы твердых, жидких и газообразных отходов в природные сферы: атмосферу, гидросферу, почву, появление в окружающей среде нежелательных факторов: шума, тепла, радиации, ионизирующего излучения, ультразвуковых волн, вибрации и т.д[2]

Согласно официальной статистике:

- выбросы загрязняющих атмосферу веществ от стационарных и передвижных источников загрязнения составили: 2010 год - 32,4млн. т;

2011год - 32,6млн. т;

2012 год - 32,5 млн. т.

- образование отходов производства и потребление продуктов составило:

2010 год - 3,7 млрд. т.;

2011 год - 4,3 млрд. т.;

2012 год - 5,0 млрд. т. [3]

Таблица № 2 Количество отходов по Омской области в 2011-2012 годах

Группы отходов

Кол-во отходов по годам, тыс. тонн

2011

2012

Отходы природного происхождения, животного и растительного (отходы содержания животных и птиц, зерновые отходы, опилки древесины и т. д.)

2253,1

3004,5

Отходы минерального происхождения (от сжигания углей, отходы песка, лом черных металлов, строительный щебень, потерявший потребительские свойства, и т. д.)

1739,3

1870,0

Отходы коммунальные (отходы из выгребных ям, отходы при механической и биологической очистке сточных вод, отходы из жилищ, мусор от бытовых помещений организаций и т. д.)

287,1

383,6

Отходы химического происхождения (очистки трубопроводов, емкостей от нефти и т. д.)

32,3

33,2

Рис. 2. Структура отходов в 2012 году


В Омской области на конец 2012 года выбросы вредных веществ от стационарных источников составили 240,2 тыс. т.. В том числе твердые вещества 68,9тыс. т. и газообразные и жидкие вещества 171,2 тыс. т.[2]В общественном сознании весьма распространено мнение: бытовой мусор по сравнению с выбросами предприятий, транспорта практически не опасен для окружающей среды. Однако, по мнению большинства экспертов, именно на твёрдые бытовые отходы (ТБО) приходится значительная - до 60 процентов, доля в общем объёме загрязнений. Согласно исследованиям, проведённым по заказу Федеральной антимонопольной службы России, Омск является лидером среди всех городов Сибирского федерального округа по количеству образующегося мусора. Мы обогнали даже Новосибирск, хотя жителей там почти в полтора раза больше, чем в Омске. У нас ежегодно образуется порядка 1 миллиона 700 тысяч кубометров мусора, из которых до 400 тысяч (примерно четвёртая часть) остаётся в городе, захламляя его территорию, или попадает на стихийно возникающие свалки, такие свалки опасны для экологии нашего региона. Омская область находится в состоянии перманентной экологической катастрофы. Эффект химического воздействия твёрдых бытовых отходов до конца не знает никто, поскольку необходимо изучать морфологию мусора. Известно о негативном влиянии метана и углекислого газа, свалки часто являются очагами природных инфекций.Загрязнение - это результат прогресса и развития, который происходит на регулярной основе. Стремительно развиваются технологии, чтобы улучшить качество человеческой жизни. Все это, несомненно, обеспечивает высокий уровень комфорта и богатую жизнь всем людям, но существенно уменьшает качество человеческого здоровья; необходимость иметь хорошую и здоровую окружающую среду игнорируется. Отсюда видно, что количество загрязнений, вызванных отходами от потребления продуктов, растет. Растет уровень загрязнения бытовым мусором. Но в своей работе я решил подробно рассмотреть загрязнение почвы, а именно распространение бытовых отходов, и исследовать причину их появления на природе.

Именно этот вид загрязнения я взял в основу своего исследования.

Цель исследования: выяснить отношение сверстников к бытовому загрязнению.

Объект: учащиеся 5-6 класса МКОУ «Великорусская СОШ».

Предмет: отношение учащихся к бытовому загрязнению.

Задачи:

- описать влияние отходов на окружающую среду;

- знать, как утилизируют мусор в разных странах;

- провести исследование среди сверстников;

- сопоставить полученные результаты исследования с выдвинутой гипотезой;

- провести наблюдения за состоянием стихийных свалок с бытовым мусором села Великорусское.

Основная гипотеза: подростки в возрасте 12-14 лет легкомысленно и несерьезно относятся к окружающей среде, что приводит к росту уровня бытового загрязнения.

Рабочие гипотезы:

- мои одноклассники позволяют себе бросить мусор на улице, не донеся его до урны;

- мои сверстники могут позволить себе оставить мусор после отдыха на природе;

- большинству подростков не бывает стыдно за то, что они бросают мусор на улице.

Методы, применяемые в исследовании:

- анализ периодических изданий по экологическим вопросам; информации, представленной на официальных сайтах Омской области и экологических движений;

- встреча с главой Великорусского сельского поселения А.М. Войтенко

- анкетирование и интервьюирование сверстников;

- компьютерная обработка полученных результатов исследования;

- анализ результатов исследования;

- демонстрация наглядных материалов.



  1. Загрязнение бытовым мусором. История и современность.

Мусор - это то, что стало нам уже не нужным. Раньше вопрос утилизации бытового мусора остро не стоял. Крестьяне отправляли свою продукцию с поля прямо к столу. Не нужно было упаковки, рекламы. Овощные очистки скармливались скоту или использовались в виде компоста как удобрение.

В древних городах мусор выбрасывали прямо на улицу. Приблизительно за 500 лет до нашей эры в Афинах был издан первый закон, запрещающий выбрасывать мусор на улицы. Его вывозили на свалки. Но города разрастались, а неприятные запахи и большое количество крыс становилось невыносимым. До сих пор одной из самых острых проблем во всех странах является утилизация (уничтожение) мусора. Вред от вывоза отходов на свалки огромен. Гниющие отходы отравляют воздух и почву на многие метры вокруг, проникают в грунтовые воды. Вредный дым от сжигаемого пластика, батареек, баллончиков ухудшает здоровье людей. В мире давно отказались от « просто свалок»

Эту проблему могли бы решить мусоросжигательные заводы - МСЗ. Но при высокой температуре горения - 900 градусов появляются диоксиды - опасные вещества, вызывающие онкологические заболевания. Такой завод должен быть оснащён очень надёжной системой очистки выбросов. Но если в печи отправлять не отсортированный мусор, то никакая система не спасёт от вредных и опасных для здоровья выбросов. Сейчас многие европейские страны стали закрывать МСЗ. Сжигается только малая часть отходов. В США - 7%, в Канаде - 9%, в Великобритании - 7 %, в Италии - 18%. Более 50% отходов в этих странах перерабатывается. Поэтому строятся мусороперерабатывающие заводы.

Во всём мире отходы рассматриваются как сырьё для будущего продукта. Но чтобы решить проблему переработки бытовых отходов, необходим раздельный сбор мусора. Первый вариант - европейский. Человек, подходя к мусорным контейнерам, рассортирует свой мусор: пластик в один бак, бумагу и картон в другой, пищевые отходы в третий и т.д. У нас в России такой метод не приживается. Люди бросают в контейнеры всё подряд.

Второй вариант - успешно используется в Китае. Жители многоэтажных домов выставляют пакеты с мусором за дверь, не сортируя его. А люди, желающие заработать деньги на сдаче мусора, забирают этот мусор, сортируют его, сдают на переработку и получают деньги. Такой вариант может прижиться в России.







  1. Меры по утилизации бытового мусора в сельском поселении

Я провелнаблюдения за состоянием стихийных свалок с бытовым мусором в лесу около села Великорусское.

Несанкционированные свалки находятся в окрестностях нашего села, в лесу, на лесных дорогах. Это портит вид нашей замечательной природы. Но это ещё и наносит вред природе и человеку. Провел наблюдения за кучами бытовых отходов, состоящих из бумаги, полиэтиленовых и стеклянных бутылок, полиэтиленовых пакетов, обуви, одежды, консервных банок, щепок, веток, пищевых отходов.Выяснил, что быстрее перегнивают и зарастают травой бумага и пищевые отходы. Они уже находились в стадии разложения. Из источников узнал, что бумага разлагается более 2-х лет, консервные банки - более 90 лет, полиэтиленовые пакеты - более 200 лет, стекло - 1000 лет. Это наносит непоправимый вред природе и экологии. Стихийно выброшенный мусор (стекло, пластик) так же может стать причиной лесных пожаров.

Я узнал, что у нас существует санкционированная свалка БО.

Я предложил администрации нашего села несколько путей решения этой проблемы:

• Установить в общественных местах села мусорные урны;

• Установить мусорные контейнеры на улицах и периодически вывозить из них мусор на полигон БО. На данный момент только весной трактор собирает бытовые отходы у населения и вывозит на полигон БО.

• Применять штрафные санкции к недобросовестным хозяевам и предпринимателям;

Во время беседы с главой, было установлено, что бытовой мусор

- Вывозят на полигон БО за село - 53% опрошенных.

- Сжигают в печках- 39% опрошенных.

- Выкидывают - 5% опрошенных. Куда? Может, на улицы села?

- Закапывают в ямы - 3% опрошенных, но некоторые отходы будут разлагаться долгие годы.

Значит, большинство семей данного села понимают, что бытовые отходы нарушают экологическое равновесие и вывозят их на полигон БО.




3. Изучение экологического поведения подростков на основе исследования, проведенного среди учащихся 5-6 класса БОУ «Великорусская СОШ»

Мною было проведено исследование среди сверстников, с целью выяснить, как ребята относятся к бытовому загрязнению, т.е. способствуют ли они ухудшению экологической ситуации в нашем селе. В исследовании приняли участие учащиеся 5 и 6 класса БОУ «Великорусская СОШ» в количестве 20 человек.

Рис 5. Характеристика объекта исследования.


По результатам опроса было выявлено, что 70% учащихся знают, что такое экология.

80%опрошенных после отдыха на природе забирают мусор с собой.


Доля ответивших «да забираю» из 5 класса 58%, из 6 -80%.

На вопрос «Можете ли вы позволить себе бросить мусор на улице» «да» ответило 50%, т.е. 10 учащихся из 20 человек. Но при этом 50% бывает за это стыдно, что, несомненно, говорит о хорошем экологическом воспитании школьников.

Конечно, есть те, которым за это стыдно не бывает и это так же 50% опрошенных сверстников.

В результате исследования основная гипотеза «подростки в возрасте 12-14 лет легкомысленно и несерьезно относятся к окружающей среде, что приводит к росту уровня бытового загрязнения» подтвердилась частично т.к. половина ребят бросает мусор и стольким же бывает стыдно за это действие.

Рабочие гипотезы:

- мои одноклассники позволяют себе бросить мусор на улице, не донеся его до урны, подтвердилась.

- большинство моих сверстников могут позволить себе оставить мусор после отдыха на природе не подтвердилась, т.к. 80% опрошенных забирают мусор с собой;

- большинству подростков не бывает стыдно за то, что они бросают мусор на улице, подтвердилась частично, т.к. мнения поделились пополам.

Результаты исследования говорят о том, что учащихся трудно привлечь к экологической культуре поведения. Но если об этом говорить постоянно, то любому человеку и сейчас и потом во взрослой жизни делать это будет несложно.

Мною были составлены и переданы буклеты по данной теме. В них я призываю всех ребят не выбрасывать мусор на улицы нашего села и вокруг села. Кто, если не мы, будет содержать наше село в чистоте? Уберём мусор - спасём село.

Заключение



В наше время перед человеком возникает множество глобальных проблем, связанных только с экологией, не говоря о наличие других сфер. Эти проблемы вызваны преобразовательной и разрушительной деятельностью человека, которая имеет огромные размеры. Решение этих проблем зависит от взаимного сотрудничества людей по охране природы.

В моей работе было рассмотрено бытовое загрязнение и отношение к нему моих сверстников. В результате опроса, который был проведен среди учащихся 5- 6 классов БОУ «Великорусская СОШ», я понял, что, не всем мои сверстники выбрасывают мусор на природе, но так же, что этим людям бывает за это стыдно. Это говорит о том, что они смогут пересмотреть свое поведение в будущем, и, я надеюсь, что я поспособствую им в этом, через свое исследование.

Я считаю, что если мы хотим жить в экологически благополучном селе, дышать свежим воздухом, пить чистую воду нужно изменить своё отношение к мусору. Как властям, так и населению.

Я понял, что бытовые отходы действительно загрязняют природу (это мы видели сами) и наносят вред человеку. Чем больше человек заинтересуется данной темой, тем больше мы принесём пользы нашему селу

В работе были использованы методы получения данных: наблюдение, опрос, метод статистической обработки, анализ литературы, сравнение, доказательство.




Список использованной литературы:


  1. Лапина, И., Маталина, Е. Большой энциклопедический словарь / под ред. И. Лапиной. - М.: Астрель, 2006. - 848 с.

  2. Статистическая информация «Выбросы загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников организаций Омской области». Методологические пояснения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: omsk.gks.ru

  3. Статистическая информация «Окружающая среда». Официальный сайт статистики по РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: gks.ru/

  4. Толковый словарь живого великорусского языка / под.ред. В. П. Бутромеевой. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2-12. - 448 с.


© 2010-2022