- Преподавателю
- География
- Рабочая программа обучения на дому по географии
Рабочая программа обучения на дому по географии
Раздел | География |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кузьмина М.Ю. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «География» для индивидуального обучения на дому ученика 8 класса Жукова Даниила составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы по географии для 6-11 классов и учебной программы по географии для 6-11 классов (автор И. В. Душина)
Общая характеристика предмета
«География России. Природа» является третьим по счету школьным курсом и частью целостного единого учебного предмета «География». Курс учитывает уже полученные знания не только на уроках географии, но и истории, биологии, физики, математики - что предполагает осуществление межпредметных связей. Знания о живой и неживой природе, приобретенные на этих уроках, могут быть использованы в объяснениях, а также самостоятельных работах учащихся. Одновременно возможно проведение интегрированных уроков с историей, биологией.
Основной материал подается путем изучения вначале особенностей природы России, а затем крупных природных районов. Описание природных особенностей страны основывается на классической схеме «типовая структура географической характеристики территории» обязывает выполнение практических работ с использованием типовых планов.
Параллельно основному блоку материала вводится понятийный аппарат, касающийся природных, а также некоторых социально-экономических явлений («природная зона», «природный комплекс», «высотная поясность», «широтная зональность» и т.д.)
Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников информации. Поэтому изучение географии России поможет освоению картографического метода познания нашей планеты.
Новизна данной программы заключается в том, что появляется новый интеграционный подход к изучению России. Важной причиной является интеграция физической и экономической географии в единую науку - географию. В курсе довольно значительно содержание общеземлеведческой составляющей, что должно обеспечить его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитание учащихся.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения географии в 8 классе основной школы из расчета 2 учебного часа в неделю.
В данной рабочей программе планирование рассчитано на 34 часа, т.е. 1 час в неделю, в связи с индивидуальным обучением учащегося.
Цели
-
Раскрыть закономерности землеведческого характера с тем, чтобы школьники в разнообразии природы увидели единство, определенный порядок, связь явлений. Это будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды.
-
Другая важная цель курса - создать у учащихся целостное представление об особенностях природы и ее богатствах, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.
В данной программе учтены особенности учебных способностей и возможностей учащихся, поэтому особенностью организации учебно-воспитательного процесса является то, что используются различные формы и методы: объяснение материала с элементами беседы, решение проблемных задач, самостоятельная работа с текстовым материалом, географической и контурными картами.
Требования к уровню усвоения предмета учащегося
1. Называть и/или показывать:
основные географические объекты, изучаемые в курсе (согласно перечню номенклатуры);
административные границы России, моря, омывающие территорию, формы рельефа, основные районы минеральных ресурсов, типы почв;
климатообразующие факторы, климатические пояса, основные типы воздушных масс, области пассатов, муссонов, западного переноса воздуха;
океаны, моря, реки, заливы, проливы, основные течения;
2. Определять:
географическое положение страны, координаты крайних точек, протяженность России с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах;
по картам различного содержания особенности природы регионов, их природные богатства, степень благоприятности природных условий для жизни людей в стране;
по климатическим картам распределение на поверхности температур и осадков;
3. Описывать:
Особенности географического положения страны;
особенности крупных форм рельефа, климат отдельных территорий, реку (по выбору); географическое положение природных зон, смену высотных поясов в горах, компоненты природных зон (по выбору);
4. Объяснять:
существенные признаки понятий «платформа», «рельеф», «воздушная масса», «пассаты», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона», «высотная поясность», «географическое положение территории», «режим реки»;
значение природных богатств для человечества, влияние природы на условия жизни людей, причины изменений природы под воздействием хозяйственной деятельности, необходимость международного сотрудничества в использовании природных богатств и в деле охраны природы;
особенности рельефа, различия в природе отдельных районов России;
влияние географического положения на особенности природы страны;
образование и размещение крупных форм рельефа;
влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека, свойства основных типов воздушных масс, причины возникновения областей повышенного и пониженного давления, причины неравномерного распределения осадков ;
Содержание курса
I раздел «Введение» (2 час)
В данном разделе рассматриваются особенности географического положения России, границы. Выделяются соседние государства. Формируются основные понятия о природе морей и их хозяйственной значимости. Вводятся понятия часовых поясов. Данный раздел предполагает проведение 1 практической работы, обозначение на контурной карте, границ, соседних государств и крайних точек страны.
II раздел «Общая характеристика природы» (18 часов)
В нем выделены темы «Рельеф», «Климат», «Внутренние воды», «Почвы», «Природные зоны».
В данном блоке раскрывается значение природных богатств для человечества, влияние природы на условия жизни людей, причины изменений природы под воздействием хозяйственной деятельности, необходимость международного сотрудничества в использовании природных богатств и в деле охраны природы;
особенности рельефа, различия в природе отдельных районов России;
влияние географического положения на особенности природы страны;
образование и размещение крупных форм рельефа;
влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека, свойства основных типов воздушных масс, причины возникновения областей повышенного и пониженного давления, причины неравномерного распределения осадков ;
Данный раздел предполагает проведение 3-х о практических работ.
Практическая работа №1 : Установление взаимосвязи между тектоническими структурами и формами рельефа.
Практическая работа №2 : Характеристика климата отдельных территорий.
Практическая работа №3 : Характеристика реки.
Раздел III «Крупные природные районы» (13 часов).
Изучение районов и его составляющих осуществляется по типовому плану. Учащиеся учатся определять географическое положение района; по картам различного содержания особенности природы регионов и их природные богатства, степень благоприятности природных условий для жизни людей в стране. Учатся объяснять влияние ГП на особенности природы страны, влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека. В этом разделе особое внимание уделяется работе с контурными картами, проводится 1 практическая работа, характеристика условий работы в одном из регионов. Учащиеся учатся делать краткие сообщения на основе работы с дополнительной литературой.
Раздел IV «Человек и природа» (1 час).
В заключительных темах обобщаются знания об основных закономерностях географической оболочки, уделяется огромное внимание экологическому воспитанию от макро- до микроуровня, от планетарного до регионального и локального. Учащиеся учатся прогнозировать тенденции в изменении природы России при условии человеческой деятельности.
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Дата проведения
Тема урока
Виды деятельности обучающихся
I раздел «Введение» 2 часа
Тема: Географическое положение
1
России на карте мира
Изучение нового материала
Практическая работа №1 Определение координат крайних точек территории России.
2
Часовые пояса и зоны страны
Изучение нового материала
II раздел «Общая характеристика природы» (18 часов)
Тема: Геологическое строение и рельеф (3 часа)
3
Геологическое летоисчисление и геологическая карта
Работа с атласом, чтение текста с остановкой, обсуждение и выводы.
4
Тектоническое строение
Общие черты рельефа
Работа с атласом, чтение текста с остановкой, обсуждение и выводы. Практическая работа №2
«Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа»
5
Литосфера и человек
Работа с атласом, чтение текста с остановкой, обсуждение и выводы.
Тема: Климат (5 часов)
6
Климатообразующие факторы
Работа с атласом, чтение текста с остановкой, обсуждение и выводы.
7
Распределение тепла и влаги на территории страны
Работа с атласом, чтение текста с остановкой, обсуждение и выводы.
8
Климаты России
Работа с атласом, чтение текста с остановкой, обсуждение и выводы. Практическая работа №3 «Характеристика климата отдельных территорий»
9
Погода
Атмосферные вихри
Изучение нового материала. Работа с атласом, чтение текста с остановкой, обсуждение и выводы.
10
Атмосфера и человек
Изучение нового материала.
Тема: Внутренние воды (5 часов)
11
Моря России
Работа с атласом, чтение текста с остановкой, обсуждение и выводы
12
Характеристики реки
Реки России
Изучение нового материала. Практическая работа №4 «Характеристика реки».
13
Озёра и болота
Работа с атласом, чтение текста с остановкой, обсуждение и выводы
14
Природные льды
Великое оледенение
Работа с атласом, чтение текста с остановкой, обсуждение и выводы
15
Гидросфера и человек
Работа с атласом, чтение текста с остановкой, обсуждение и выводы
Тема: Почвы (1час)
16
Зональные типы почв
Формирование и свойства почвы
Работа с атласом, чтение текста с остановкой, обсуждение и выводы
Тема: Природные зоны (4 часов)
17
Природные комплексы России
Работа с атласом, чтение текста с остановкой, обсуждение и выводы
18
Безлесные природные зоны Арктики и Субарктики Леса умеренного пояса
Работа с атласом, чтение текста с остановкой, обсуждение и выводы
19
Безлесные природные зоны умеренного пояса. Субтропики. Высотная поясность
Работа с атласом, чтение текста с остановкой, обсуждение и выводы
20
Ресурсы растительного мира и животного мира
Изучение нового материала.
Раздел III «Крупные природные районы» (13 часов).
Тема: Островная Арктика и Восточно - Европейская равнина (2часа)
21
Природа арктических островов
Работа с атласом, чтение текста с остановкой, обсуждение и выводы
22
Рельеф и геологическое строение Климат, внутренние воды и природные зоны. Природно-территориальные комплексы Восточно-Европейской равнины
Работа с атласом, чтение текста с остановкой, обсуждение и выводы
Тема : Кавказ (2 часа)
23
Геологическая история и рельеф
Работа с атласом, чтение текста с остановкой, обсуждение и выводы
24
Климат, внутренние воды
Работа с атласом, чтение текста с остановкой, обсуждение и выводы
Тема: Урал (2 часа)
25
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
Работа с атласом, чтение текста с остановкой, обсуждение и выводы
26
Климат и внутренние воды
Природно-территориальные комплексы
Работа с атласом, чтение текста с остановкой, обсуждение и выводы
Тема: Западно-Сибирская равнина (1час)
27
Геологическое строение, рельеф
Климат и внутренние воды
Природно-территориальные комплексы
Работа с атласом, чтение текста с остановкой, обсуждение и выводы
Тема: Средняя Сибирь (1час)
28
Рельеф и геологическое строение. Климат, внутренние воды и природные зоны Средней Сибири
Работа с атласом, чтение текста с остановкой, обсуждение и выводы
Тема: Северо-Восток Сибири (1час)
29
Рельеф и геологическое строение. Климат, внутренние воды и природные зоны Северо-Востока Сибири
Работа с атласом, чтение текста с остановкой, обсуждение и выводы
Тема: Горы Южной Сибири (2 часа)
30
Рельеф и геологическое строение
Климат и внутренние воды
Работа с атласом, чтение текста с остановкой, обсуждение и выводы
31
Высотная поясность
Работа с атласом, чтение текста с остановкой, обсуждение и выводы
Тема : Дальний Восток (2 часа)
32
Геологическое строение и рельеф
Климат, внутренние воды и природные зоны
Природно-территориальные комплексы дальнего Востока.
Работа с атласом, чтение текста с остановкой, обсуждение и выводы.
33
Обобщение по теме «Крупные природные районы России»
Практическая работа № 5 « Характеристика условий работы в одном из регионов»
Раздел IV «Человек и природа» (1 час).
34
Природные ресурсы и природные условия
Роль географии в современном мире
Работа с атласом, чтение текста с остановкой, обсуждение и выводы.