• Преподавателю
  • География
  • Крымоведение, 9 класс: Выдающиеся писатели, поэты, художники и деятели искусств, жившие и творившие в Крыму

Крымоведение, 9 класс: Выдающиеся писатели, поэты, художники и деятели искусств, жившие и творившие в Крыму

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 29 «Крымоведение» 9 класс.

Выдающиеся писатели, поэты, художники, деятели искусств, жившие и творившие в Крыму.

Планируемые результаты:

личностные: воспитывать уважение к людям, которые своим творчеством «расширили» границы нашей малой Родины;

метапредметные: воспитывать бережное отношение к культурному наследию Крыма, формировать интерес к литературе, живописи, музыке;

предметные: сформировать представление о творчестве писателей, поэтов, художников, деятелей искусств, живших и творивших в Крыму.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: демонстрационная карта Крыма; атлас, тетрадь с печатной основой «Крымоведение» под редакцией А.В. Супрычёва, мультимедийный комплекс с доступом в Интернет.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

Каждый житель Крымского полуострова, будь он школьником или студентом, инженером или рабочим, фермером или агрономом, предпринимателем или педагогом, управленцем или врачом, должен владеть многообразной информацией о писателях и поэтах, художниках и композиторах, живших и творивших в Крыму, писавших биографию и судьбу нашей малой Родины своим творчеством. Эти знания помогут каждому из нас ещё больше полюбить наш полуостров, который В.В.Маяковский называл «копией древнего рая».

Я люблю всё больней и больнее

Каждый метр этой странной земли.

Раскалённое солнце над нею,

Раскалённые горы вдали.

Истомлённые зноем деревни,

Истомлённые зноем стада.

В полусне виноградников древних

Забываешь, что мчатся года,

Что сменяют друг друга эпохи,

Что века за веками спешат…

Суховея горячие вздохи,

Исступлённые песни цикад.

И в тяжелом бреду суховея,

В беспощадной колючей пыли

Продолжаю любить, не трезвея,

Каждый метр этой трудной земли.

Ю.Друнина

III. Изучение нового материала.

На предыдущем уроке дано опережающее задание: каждому обучающемуся приготовить любимое стихотворение о Крыме (выразительное чтение) с краткой информацией об авторе.

Со словом «Крым» часто ассоциируется южная, меньшая часть полуострова - Южный берег, горные и предгорные территории. Именно здесь находятся живописные ландшафты, ставшие источником вдохновения для многих поэтов, писателей, художников. Крым опережает многие регионы по количеству знаменитых людей, посетивших полуостров и даже связавших с ним свою судьбу.

Пушкин А.С. 15 августа 1820 года впервые вступил на крымскую землю. Увидев представшую перед поэтом красоту природы, «муза» поэта заговорила: « Волшебный край очей отрада! Всё живо там: холмы, леса,

Янтарь и яхонт винограда

Долин приютная краса…»

С Крымом были связаны деятельность и творчество таких известных личностей, как Толстой Л.Н., Чехов А.П., Горький А.М. - его крымские впечатления легли в основу произведений «Песнь о Соколе», «Мой спутник». Здесь отдыхали и творили Грин А.С., Куприн А.И., Паустовский К.Г., Ахматова А.А. - русская и советская поэтесса каждое лето проводила с родителями под Севастополем на даче. В поэме «У самого синего моря» Крым описан как сказочный уголок.

«Бухты изрезали низкий берег,

Все паруса убежали в море,

А я сушила солёную косу

За версту от земли на плоском камне.

Ко мне приплыла зелёная рыба,

Ко мне прилетела белая чайка

А я была дерзкой, злой и весёлой

И вовсе не знала, что это - счастье…»

Конечно, хочется вспомнить о творчестве Брюсова В.Я., посвященного Крыму

«Волны приходят, и волны уходят,

Стелются пеной на берег пологий,

По морю тени туманные бродят,

Чайки летят и кричат, как в тревоге…»

Волошин М.А.- художник, краевед, советский поэт.

«Дрожало море вечной дрожью

Из тьмы пришедший синий вал

Победной пеной потрясал,

Ложась к гранитному подножью…»

Территориальное обособление Крыма всегда служило предпосылкой к его самостоятельности. С лёгкой руки писателя Аксенова В.П. к полуострову естественно прикрепилось название фантастического романа «Остров Крым» (1979г). Вот строки из произведения: « Городская управа объявила Симферополь полем самых сильных архитекторов мира, и вот теперь столица Крыма может поразить любое туристическое воображение…»

Как можно объяснить такую насыщенность крымского региона известными людьми, талантами? Крым всегда давал творческую энергию, удивление и восторг, возвышенные чувства художникам и поэтам, космонавтам и ученым, политикам и военным. Уникальна и история Крыма. Только в первой половине XX века по территории полуострова прокатились события трёх войн - Первой мировой, гражданской, Великой Отечественной. Крымская конференция решала судьбу Европы в 40 -е, а в 90-е Форос явился началом распада великой страны - СССР. А давайте задумаемся о дне сегодняшнем… Может быть действительно в нашем Крыму определяется судьба народов, целого человечества. Творчество великих людей еще долго будет привлекать к себе внимание людей разных поколений. Оно вдохновляет нас, лечит, пробуждает любовь к ближнему. Гимном полуострову можно назвать книгу писателя Маркова Е.В. «Очерки Крыма»(1902): «Люди, пожившие в Крыму и изведавшие наслаждения, которые даёт только один Крым, никогда не забывают его…». «Кто дышит Крымом, тот дышит радостью жизни, поэзии, долголетием. Спешите же уходить в Крым, кто может, кому ещё время…»

Красота « нарисованная» словом, у мастера с кистью в руке превращается в шедевр.

Айвазовский И.К.- художник водной стихии, изображенное на картинах море оживает и пишет музыку волн. Творчество Айвазовского И.К. надо смотреть. Демонстрация видео «Иван Айвазовский. Девятый вал» от 05.05.2011 год продолжительностью 6.55мин.

Можно долго вести разговор, рисуя творческий «портрет» полуострова, но надо предоставить слово учащимся…

IV. Домашнее задание : тетрадь стр.85, конспект.

4


© 2010-2022