- Преподавателю
- География
- Программа курса Медицинская география для учащихся 10-11 классов
Программа курса Медицинская география для учащихся 10-11 классов
Раздел | География |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Родионов А.В. |
Дата | 22.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Медицинская география» предназначена для учащихся 8-9-го классов и опирается на базовую программу «Медицинская география» (авторы - Т. В. Кучер, И. Ф. Колпащикова).Курс рассчитан на 102 часа, исходя из расчета 3 часов в неделю. География и медицина с каждым годом все больше сближаются. Появилось новое научное направление - медицинская география. Данный элективный курс формирует общее представление о медицинской географии как о науке, возникшей в глубокой древности на стыке медицины и географии; знакомит учащихся с методами медико-географических исследований, теоретическим и практическим вкладом этой науки в улучшение здоровья человека; раскрывает одну из важнейших детерминант здоровья человека - условия жизни.
В содержании современных школьных программ по географии практически не рассматриваются вопросы, связанные с географией здоровья и болезней человека. Это не редко создает у учащихся неправильное представление о географии как предмете необязательном, несвязанном с их будущей профессией врача. Возникшая на стыке медицины и географии, эта междисциплинарная отрасль науки с самого начала развивалась как комплексная дисциплина, интеграционные тенденции которой, заимствованные из географии, особенно усилились за последние годы в связи со всеобщей экологизацией наук.
Медико-географический подход отражает, в сущности, экологический образ мышления, который все больше проникает в медицину, природоохранные сферы деятельности и становится характерным для современной эпохи.
Цели программы
-
Раскрыть отношение географии к проблемам здоровья человека, зависимость его состояния от качества окружающей среды, а также научить учащихся определять медико-географические условия проживания.
-
Сформировать у учащихся целостное представление о медицинской географии как части географии здоровья, подготовить к пониманию главных аспектов современной жизни.
-
Создать условия для формирования у школьников индивидуального опыта творческой деятельности; развивать позитивные установки для решения экологических и социально-экономических проблем своей местности
Задачи программы:
-
медико-географическая оценка отдельных элементов природы, отдельных природных комплексов и экономических условий, влияющих на состояние здоровья человека;
-
разработка медико-географических прогнозов для обжитых районов, подлежащих в будущем экономическому освоению, а также тех территорий, в пределах которых наиболее интенсивно преобразуется природа в результате хозяйственной деятельности человека;
-
составление методик- географических карт, отражающих положительное и отрицательное влияние среды обитания и социально экономических условий на состояние здоровья;
-
изучение закономерностей географии отдельных болезней и составление карт их распространения;
-
изучение вопросов адаптации человека к экстремальным условиям;
-
изучение заболеваемости жителей Нижегородской области ( по данным эпидемиологической службы)
Методы и формы обучения.
Методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся; тренинги; лабораторный эксперимент; реферативные и экспериментальные исследования проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу учащихся, интерактивные методы (эвристические методы, учебный диалог , метод проблемных задач, деловые игры);самостоятельная работа учащихся с различными' источниками информации, включая Интернет-ресурсы.
Содержание программы
Введение
Что такое медицинская география?
Формирование медико-географических представлений
Этапы развития медицинской географии.
Становление медицинской географии в России.
Медицинская география в ХХ веке.
Методы медико-географических исследований
«Ключи» медицинской географии: что это такое?
Факторы окружающей человека среды и его здоровье
Понятие о природных и социально-экономических факторах в медицинской географии. Факторы здоровья. Статистические показатели здоровья. Нозогеография.
Природные факторы. Адаптация и акклиматизация.
Социально-экономические факторы.
Болезни, вызываемые природными и социально-экономическими факторами
Природный очаг болезни и природная очаговость.
Тропические болезни.
Болезни, вызываемые ядовитыми животными и растениями. Миазы. Аллергические болезни.
Географические ареалы распространения болезней современности
Болезни типичные для регионов мира
Географические ареалы распространения разного рода болезней
Лечебные и рекреационные ресурсы
Значение природной среды в укреплении здоровья. Ландшафтотерапия. География отдыха и туризма.
Фитотерапия.
Оценка территории России по степени благоприятности для туризма и отдыха.
Нозогеография (география болезней своей местности)
Определение эндемических болезней населения своей местности по географическим, историческим и медицинским источникам.
Итоговое занятие
Медицинская география, гигиена, экология человека - какая между ними связь?
Способы подведения итогов:
-
Разработка творческого проекта по теме: «Территориальная дифференциация болезней».
Учебно-тематическое планирование
Разделы
Количество часов
1
Введение
2
2
Раздел I. Формирование медико-географических представлений. Методы медико-географических представлений в истории человечества.
14
3
Раздел II Природные и социально-экономические факторы
40
4
Раздел III Болезни, вызываемые природными и социально-экономическими факторами
22
5
Раздел IV Географические ареалы распространения болезней современности
13
6
Раздел V Лечебные и рекреационные природные ресурсы
7
Итого
98
Календарно- тематическое планирование
Номер занятия
Тема занятия
Часы
Дата проведения
Введение
2
1.
Что такое медицинская география?
1
2.
Ключевые понятия медицинской географии. Терминология.
1
Раздел I. Формирование медико-географических представлений. Методы медико-географических представлений в истории человечества.
14
3.
Древний Египет
1
4.
Месопотамия
1
5.
Древний Иран
1
6.
Древний Китай
1
7.
Древняя Индия
1
8.
Древний Тибет
1
9.
Древняя Греция
1
10.
Клятва Гиппократа и её территориальная принадлежность
1
11.
Древний Рим
1
12.
Развитие медико-географических представлений в средние века
1
13.
Развитие медицинской географии в эпоху Возрождения и начальный период новой истории
1
14.
Развитие медицинской географии в России.
1
15.
Медицинская география в 20 веке
1
16.
«Ключи» исследования медицинской географии
1
Раздел II Природные и социально-экономические факторы
40
17.
Понятие о природных и социально-экономических факторах
1
18.
Способы их влияния на человеческий организм
1
19.
Понятие здоровья
1
20.
Понятие болезни
1
21.
География болезней
1
22.
Группа природных факторов
1
23.
Геофизические факторы. Солнечная радиация.
1
24.
Солнечная радиация и биосфера.
1
25.
Влияние лунного свечения на жизнедеятельность организма
1
26.
Геомагнетизм и его влияние на организм
1
27.
Космическое излучение
1
28.
Группа метеорологических факторов
1
29.
Влияние температуры на организм человека
1
30.
Влияние ветра
1
31.
Влияние влажности воздуха на организм человека
1
32
Влияние атмосферного давления на организм человека
1
33.
Геохимические факторы
1
34.
Биогеохимические провинции и связанные с ними эндемические заболевания
1
35.
Адаптации
1
36.
Адаптивный вид
1
37.
Акклиматизация
1
38.
Адаптация к суточным ритмам
1
39.
Обобщение по спектру природных факторов
1
40.
Группа социально-экономических факторов
1
41.
Способы их влияния на человеческий организм
1
42.
Медико-географическая оценка населения и населенных пунктов
1
43.
Человек и город
1
44.
Шумовой фактор
1
45.
Вибрации
1
46.
Электромагнитные излучения
1
47.
Механическое загрязнение городов
1
48.
Медико-географическая оценка промышленности, сельского хозяйства, транспорта
1
49.
Человек и воздух
1
50.
Человек и вода
1
51.
Человек и почвы
1
52.
Сибирская язва
1
53.
Эпидемиологические свойства почвы
1
54.
Медико-географические условия
1
55.
Окружающая среда и здоровье человека
1
56.
Обобщение по группе факторов.
1
Раздел III Болезни, вызываемые природными и социально-экономическими факторами
22
57.
Понятие о природном очаге болезни и природной очаговости
1
58.
Понятия о тропических болезнях
1
59.
Географические закономерности распространения холеры
1
60.
Группа болезней вызываемые ядовитыми животными
1
61
Болезни, вызываемые кишечнополостными
1
62.
Болезни, вызываемые членистоногими
1
63.
Болезни, вызываемые змеями
1
64.
Миазы
1
65.
Факультативные миазы
1
66.
Облигатные миазы
1
67.
Болезни, вызываемые ядовитыми растениями
1
68.
Аллергические болезни
1
69.
Аллергены
1
70.
Бактериальная аллергия
1
71.
Механизм аллергических реакций
1
72.
ВИЧ инфекция
1
73.
Гельминтные инфекции,
1
74.
Гепатиты
1
75.
Болезни кожи
1
76.
Болезни опорно-двигательного аппарата
1
77.
Стрессы и психические нарушения
1
78.
Обобщение по разделу 3
1
Раздел IV Географические ареалы распространения болезней современности
13
79.
Болезни типичные для Восточной и Средней Азии
1
80.
Болезни типичные для Юго-Восточной Азии
1
81.
Болезни типичные для Центральной Азии и Юго-Западной Азии
1
82.
Болезни типичные для Тропической Африки
1
83.
Болезни типичные для Северной Африки
1
84.
Болезни Центральной Америки
1
85.
Болезни Южной Америки
1
86.
Болезни Западной Европы
1
87.
Болезни Южной Европы
1
88.
Болезни Австралии и Океании
1
89.
География болезней постсоветского пространства
1
90.
Работа с географической картой и контурными картами
1
91.
Обобщение по разделу 4
1
Раздел V Лечебные и рекреационные природные ресурсы
7
92.
Солнце, воздух, вода
1
93.
Фитотерапия
1
94.
География отдыха и туризма
1
95.
Медицинская география, гигиена, экология человека, связь между ними.
1
96.
Природноочаговые болезни
1
97.
Заключение
1
98.
Подведение итогов
1
Резервное время 4 часа
Литература
1. Кучер Т.В., Беляева Т.К. Программа курса "Медицинская география" // География в школе.- 1994.- №2.- С. 31-34.
2. Кучер Т.В., Колпашникова М.Ф. Медицинская география. 10-11 кл.- М.: Просвещение, 1996.
3. Розанов Л.Л. Геоэкология. 10-11 кл.- М.: Дрофа, 2005
4. Сиротин В.И., Винокурова Н.Ф., Камерилова Г.С., Николина В.В., Смирнова В.М. Природопользование // География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл.- М.: Дрофа, 2002.- С. 207-222.