Программа курса Медицинская география для учащихся 10-11 классов

В данной разработке содержится  программа курса "Медицинская география" для учащихся школ, лицеев, гимназий с медицинской напарвленностью или  естственнонаучной специализацией. Программа куррса построена на основе учебного пособия "Медицинская география" под редакцией Кучер Т.В., Колпашниковой М.В.  Программа состоит из  пояснительной записки, учебно-тематического планирования, календарно - тематического планирования, содержания программы, требованиям к уровню подготовки учащихся, литературы.  В...
Раздел География
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Медицинская география» предназначена для учащихся 8-9-го классов и опирается на базовую программу «Медицинская география» (авторы - Т. В. Кучер, И. Ф. Колпащикова).Курс рассчитан на 102 часа, исходя из расчета 3 часов в неделю. География и медицина с каждым годом все больше сближаются. Появилось новое научное направление - медицинская география. Данный элективный курс формирует общее представление о медицинской географии как о науке, возникшей в глубокой древности на стыке медицины и географии; знакомит учащихся с методами медико-географических исследований, теоретическим и практическим вкладом этой науки в улучшение здоровья человека; раскрывает одну из важнейших детерминант здоровья человека - условия жизни.

В содержании современных школьных программ по географии практически не рассматриваются вопросы, связанные с географией здоровья и болезней человека. Это не редко создает у учащихся неправильное представление о географии как предмете необязательном, несвязанном с их будущей профессией врача. Возникшая на стыке медицины и географии, эта междисциплинарная отрасль науки с самого начала развивалась как комплексная дисциплина, интеграционные тенденции которой, заимствованные из географии, особенно усилились за последние годы в связи со всеобщей экологизацией наук.

Медико-географический подход отражает, в сущности, экологический образ мышления, который все больше проникает в медицину, природоохранные сферы деятельности и становится характерным для современной эпохи.

Цели программы

  1. Раскрыть отношение географии к проблемам здоровья человека, зависимость его состояния от качества окружающей среды, а также научить учащихся определять медико-географические условия проживания.

  2. Сформировать у учащихся целостное представление о медицинской географии как части географии здоровья, подготовить к пониманию главных аспектов современной жизни.

  3. Создать условия для формирования у школьников индивидуального опыта творческой деятельности; развивать позитивные установки для решения экологических и социально-экономических проблем своей местности




Задачи программы:

  • медико-географическая оценка отдельных элементов природы, отдельных природных комплексов и экономических условий, влияющих на состояние здоровья человека;

  • разработка медико-географических прогнозов для обжитых районов, подлежащих в будущем экономическому освоению, а также тех территорий, в пределах которых наиболее интенсивно преобразуется природа в результате хозяйственной деятельности человека;

  • составление методик- географических карт, отражающих положительное и отрицательное влияние среды обитания и социально экономических условий на состояние здоровья;

  • изучение закономерностей географии отдельных болезней и составление карт их распространения;

  • изучение вопросов адаптации человека к экстремальным условиям;

  • изучение заболеваемости жителей Нижегородской области ( по данным эпидемиологической службы)


Методы и формы обучения.


Методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся; тренинги; лабораторный эксперимент; реферативные и экспериментальные исследования проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу учащихся, интерактивные методы (эвристические методы, учебный диалог , метод проблемных задач, деловые игры);самостоятельная работа учащихся с различными' источниками информации, включая Интернет-ресурсы.


Содержание программы

Введение
Что такое медицинская география?
Формирование медико-географических представлений
Этапы развития медицинской географии.
Становление медицинской географии в России.
Медицинская география в ХХ веке.
Методы медико-географических исследований
«Ключи» медицинской географии: что это такое?
Факторы окружающей человека среды и его здоровье
Понятие о природных и социально-экономических факторах в медицинской географии. Факторы здоровья. Статистические показатели здоровья. Нозогеография.
Природные факторы. Адаптация и акклиматизация.
Социально-экономические факторы.
Болезни, вызываемые природными и социально-экономическими факторами
Природный очаг болезни и природная очаговость.
Тропические болезни.
Болезни, вызываемые ядовитыми животными и растениями. Миазы. Аллергические болезни.
Географические ареалы распространения болезней современности

Болезни типичные для регионов мира

Географические ареалы распространения разного рода болезней

Лечебные и рекреационные ресурсы
Значение природной среды в укреплении здоровья. Ландшафтотерапия. География отдыха и туризма.
Фитотерапия.
Оценка территории России по степени благоприятности для туризма и отдыха.
Нозогеография (география болезней своей местности)
Определение эндемических болезней населения своей местности по географическим, историческим и медицинским источникам.
Итоговое занятие
Медицинская география, гигиена, экология человека - какая между ними связь?
Способы подведения итогов:

  1. Разработка творческого проекта по теме: «Территориальная дифференциация болезней».

Учебно-тематическое планирование

Разделы

Количество часов

1

Введение

2

2

Раздел I. Формирование медико-географических представлений. Методы медико-географических представлений в истории человечества.

14

3

Раздел II Природные и социально-экономические факторы

40

4

Раздел III Болезни, вызываемые природными и социально-экономическими факторами

22

5

Раздел IV Географические ареалы распространения болезней современности

13

6

Раздел V Лечебные и рекреационные природные ресурсы

7

Итого

98

Календарно- тематическое планирование

Номер занятия

Тема занятия

Часы

Дата проведения

Введение

2

1.

Что такое медицинская география?

1


2.

Ключевые понятия медицинской географии. Терминология.

1


Раздел I. Формирование медико-географических представлений. Методы медико-географических представлений в истории человечества.

14


3.

Древний Египет

1

4.

Месопотамия

1

5.

Древний Иран

1

6.

Древний Китай

1

7.

Древняя Индия

1

8.

Древний Тибет

1

9.

Древняя Греция

1

10.

Клятва Гиппократа и её территориальная принадлежность

1

11.

Древний Рим

1

12.

Развитие медико-географических представлений в средние века

1

13.

Развитие медицинской географии в эпоху Возрождения и начальный период новой истории

1

14.

Развитие медицинской географии в России.

1

15.

Медицинская география в 20 веке

1

16.

«Ключи» исследования медицинской географии

1

Раздел II Природные и социально-экономические факторы

40

17.

Понятие о природных и социально-экономических факторах

1

18.

Способы их влияния на человеческий организм

1

19.

Понятие здоровья

1

20.

Понятие болезни

1

21.

География болезней

1

22.

Группа природных факторов

1

23.

Геофизические факторы. Солнечная радиация.

1

24.

Солнечная радиация и биосфера.

1

25.

Влияние лунного свечения на жизнедеятельность организма

1

26.

Геомагнетизм и его влияние на организм

1

27.

Космическое излучение

1

28.

Группа метеорологических факторов

1

29.

Влияние температуры на организм человека

1

30.

Влияние ветра

1

31.

Влияние влажности воздуха на организм человека

1

32

Влияние атмосферного давления на организм человека

1

33.

Геохимические факторы

1

34.

Биогеохимические провинции и связанные с ними эндемические заболевания

1

35.

Адаптации

1

36.

Адаптивный вид

1

37.

Акклиматизация

1

38.

Адаптация к суточным ритмам

1

39.

Обобщение по спектру природных факторов

1

40.

Группа социально-экономических факторов

1

41.

Способы их влияния на человеческий организм

1

42.

Медико-географическая оценка населения и населенных пунктов

1

43.

Человек и город

1

44.

Шумовой фактор

1

45.

Вибрации

1

46.

Электромагнитные излучения

1

47.

Механическое загрязнение городов

1

48.

Медико-географическая оценка промышленности, сельского хозяйства, транспорта

1

49.

Человек и воздух

1

50.

Человек и вода

1

51.

Человек и почвы

1

52.

Сибирская язва

1

53.

Эпидемиологические свойства почвы

1

54.

Медико-географические условия

1

55.

Окружающая среда и здоровье человека

1

56.

Обобщение по группе факторов.

1

Раздел III Болезни, вызываемые природными и социально-экономическими факторами

22

57.

Понятие о природном очаге болезни и природной очаговости

1

58.

Понятия о тропических болезнях

1

59.

Географические закономерности распространения холеры

1

60.

Группа болезней вызываемые ядовитыми животными

1

61

Болезни, вызываемые кишечнополостными

1

62.

Болезни, вызываемые членистоногими

1

63.

Болезни, вызываемые змеями

1

64.

Миазы

1

65.

Факультативные миазы

1

66.

Облигатные миазы

1

67.

Болезни, вызываемые ядовитыми растениями

1

68.

Аллергические болезни

1

69.

Аллергены

1

70.

Бактериальная аллергия

1

71.

Механизм аллергических реакций

1

72.

ВИЧ инфекция

1

73.

Гельминтные инфекции,

1

74.

Гепатиты

1

75.

Болезни кожи

1

76.

Болезни опорно-двигательного аппарата

1

77.

Стрессы и психические нарушения

1

78.

Обобщение по разделу 3

1

Раздел IV Географические ареалы распространения болезней современности

13

79.

Болезни типичные для Восточной и Средней Азии

1

80.

Болезни типичные для Юго-Восточной Азии

1

81.

Болезни типичные для Центральной Азии и Юго-Западной Азии

1

82.

Болезни типичные для Тропической Африки

1

83.

Болезни типичные для Северной Африки

1

84.

Болезни Центральной Америки

1

85.

Болезни Южной Америки

1

86.

Болезни Западной Европы

1

87.

Болезни Южной Европы

1

88.

Болезни Австралии и Океании

1

89.

География болезней постсоветского пространства

1

90.

Работа с географической картой и контурными картами

1

91.

Обобщение по разделу 4

1

Раздел V Лечебные и рекреационные природные ресурсы

7

92.

Солнце, воздух, вода

1

93.

Фитотерапия

1

94.

География отдыха и туризма

1

95.

Медицинская география, гигиена, экология человека, связь между ними.

1

96.

Природноочаговые болезни

1

97.

Заключение

1

98.

Подведение итогов

1


Резервное время 4 часа

Литература

1. Кучер Т.В., Беляева Т.К. Программа курса "Медицинская география" // География в школе.- 1994.- №2.- С. 31-34.

2. Кучер Т.В., Колпашникова М.Ф. Медицинская география. 10-11 кл.- М.: Просвещение, 1996.

3. Розанов Л.Л. Геоэкология. 10-11 кл.- М.: Дрофа, 2005

4. Сиротин В.И., Винокурова Н.Ф., Камерилова Г.С., Николина В.В., Смирнова В.М. Природопользование // География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл.- М.: Дрофа, 2002.- С. 207-222.

© 2010-2022