- Преподавателю
- География
- Действия с рациональными числами. Атмосфера
Действия с рациональными числами. Атмосфера
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Исмагилова Л.И. |
Дата | 24.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Интегрированный урок математики и географии по теме «Действия с рациональными числами. Атмосфера»
Цель урока: создание условий для усвоения учащимися действий с натуральными числами и повторение изученного по теме атмосфера; показать учащимся взаимосвязь математики и географии.
Задачи урока:
-
Выработка навыков действий с рациональными числами;
-
Формирование понятия «Атмосфера» ее состав и строение;
-
Раскрыть значение атмосферы для жизни на планете;
-
Реализация принципа связи изученного на уроке с жизнью;
-
Показать связь окружающего мира с математикой и географией.
Тип урока: повторение и закрепление ранее полученных знаний.
Оборудование: таблички с числами и буквами, учебник.
Научно-методическое содержание урока: отработка действий с рациональными числами, основных понятий по теме атмосфера.
Ведущие понятия: рациональные числа, атмосфера, погода, климат, температура, влажность, давление, направление ветра.
Геономенклатура: схема строения атмосферы, карточки с понятиями, графики температуры, влажности, давления, направления ветра.
Ход урока
-
Учитель математики говорит о форме урока, задачах урока, теме урока.
Устная работа с учащимися:
1.1. Повторение правил действий с рациональными числами
1.2. Заполнение таблицы
X
3
-2
12
-1,6
-1,5
17
-3,6
7,3
-0,6
Y
-5
-1,2
-11,2
-2
5
-10
8,3
-7,3
3,2
X+y
м
т
с
а
е
а
р
о
ф
1.3. Расположив числа в порядке возрастания, можно прочитать тему урока географии. Она зашифрована в таблице (атмосфера).
2. Учитель географии.
Атмосфера - это воздушная оболочка Земли, состоящая из смеси газов, а также паров воды и пыли. Без этой защитной оболочки люди не смогли бы выжить на Земле. Она защищает нас от испепеляющих лучей Солнца днем и ледяного холода ночью. Слово атмосфера происходит от греческого слова атмос - пар. Земная атмосфера результат развития и изменений воздушной оболочки, длившейся 3 - 4 млрд. лет. Первоначально атмосфера земли была ядовитой, совершенно непригодной для жизни. Но в процессе эволюции образовалась воздушная смесь пригодная для жизни живых организмов. Атмосфера начинается от Земли и плавно переходит в космическое пространство. Образована она несколькими сменяющими друг друга слоями, название слоев вы узнаете, выполнив математические действия.
3. Учитель математики. К доске приглашаются 10 человек, им даны карточки-таблички, на которых с одной стороны написаны числа, а с другой буквы.
1 задание. Расположите числа в порядке возрастания.
Повернув карточки другой стороной, дети читают слово: тропосфера.
-25,1
-11,3
-1,7
-0,25
-0,2
0
0,2
1,6
1,61
3,5
т
р
о
п
о
с
ф
е
р
а
2 задание. Расположите числа в порядке убывания:
Повернув карточки другой стороной, дети читают слово: стратосфера.
13,1
12,5
1,2
-3
-4,1
-5,5
-10
-11,6
-17
-18
-18,1
с
т
р
а
т
о
с
ф
е
р
а
4. учитель географии.
В атмосфере выделены 3 слоя - тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы. Основными свойствами воздуха является температура, влажность и запыленность. Тепло атмосфера получает от Солнца, она только пропускает через себя солнечные лучи, которые нагревают земную поверхность. Земная поверхность накапливает в себе тепло, а потом медленно отдает это тепло атмосфере. Чем дальше от поверхности Земли, тем становится холоднее. (Пример с раскаленной электрической плиткой). Температура в атмосфере понижается на 6 градусов Цельсия каждый километр. Это происходит в тропосфере, там есть небольшой узкий слой, где температура повышается до +, а затем снова резко падает. Больше всего водяных паров находится в нижнем слое атмосферы - тропосфере, который появляется в ней в результате испарения воды с поверхности Земли. Кроме водяного пара, в атмосферу может подниматься пыль, копоть и другие частички - это запыленность. Все эти процессы проходят наиболее активно в нижнем слое атмосферы - тропосфере. Это самый активный слой, он является кузницей погоды на планете. В стратосфере воздух разряжен, т. е. меньше в ней содержится газов, меньше плотность, водяной пар почти отсутствует. Слои атмосферы в разных широтах имеют разную толщину. Вся наземная жизнь на планете сосредоточена в тропосфере. В этом слое образуются облака, выпадают осадки и дует ветер. Чем выше от Земли, тем меньше воздуха и водяного пара.
Самые распространенные азы современной атмосферы - азот и кислород. В нижних околоземных слоях атмосферы содержится 78% азота и 21% кислорода. Кислород один из самых значимых газов на Земле. Им мы дышим. На долю остальных газов приходится всего лишь 1% (углекислый газ (0,03%) и иные газы).
Значение атмосферы очень велико. Она прозрачна и поэтому пропускает солнечные лучи к земной поверхности. Сама атмосфера нагревается за счет тепла отдаваемого земной поверхностью. Атмосфера задерживает это тепло, защищая Землю от переохлаждения.
Еще атмосфера ограждает Землю от падающих метеоритов. В безвоздушном пространстве они летят без преград. Встретив же сопротивление воздуха в атмосфере, они сгорают. Атмосфера не пропускает губительное для всего живого космического излучения. Сила тяжести притягивает атмосферные газы к Земле и не дает им улетучиваться в космос, так атмосфера удерживается вокруг Земли.
5. учитель математики.
Практическая работа. Решение задач. Задачи решаются коллективно классом под руководством учителя. Графики строятся на смарт доске.
-
Посчитайте среднюю температуру за год.
-
Вычислите амплитуду температур. Амплитуда - разница между самой высокой и самой низкой температурой.
я
ф
м
а
м
и
и
а
с
о
н
Д
-13
-11
-5
4
12
16
20
18
11
4
4
-10
-
Постройте график температур
-
Вычислите температуру на вершине вулкана Килиманджаро (5895 м), если у подножья 24. Если известно, что температура понижается на 1 градус на каждые 100 м высоты
-
По данным таблицы постройте график зависимости количества водяного пара в воздухе от температуры.
Температура
-20
-10
-5
0
10
20
30
40
Количество воды (г/м кб.)
1
2
3
5
9
15
30
51
-
Вычислите, сколько литров воды может поместиться в воздухе комнаты объемом 200 м кубических, если его температура 20 градусов. Если известно, что при температуре 20 градусов в 1 м кубическом содержится 17 грамм воды.
-
Рассчитайте значение температуры воздуха у подножия горы если известно, что на высоте 8000 м температура - 18 градусов.
-
Рассчитайте на сколько метров нужно подняться вверх, чтобы атмосферное давление уменьшилось на 1 мм рт. ст. если у подножия горы 760 мм рт. ст., на вершине горы 560 мм рт. ст., а высота горы 2100 м.
-
Определите высоту горы, если известно, что у ее подножия атмосферное давление 760 мм рт. ст., а на вершине 360 мм рт. ст.
-
По данным таблицы постройте климатограмму для города Санкт-Петербурга.
Месяц
я
ф
м
а
м
и
и
а
с
о
н
д
Средняя температура
-7
-6
-2
4
10
15
17
16
11
5
0
-4
Количество осадков
38
31
34
33
37
55
77
80
69
65
54
48
Посчитайте среднее количество осадков.
Укажите максимальную и минимальную температуры.
Посчитайте среднюю амплитуду температур.
-
Постройте розу ветров и диаграмму облачности для Москвы за декабрь 2005 г.
число
направление ветра
Облачность
1
ю
облачно
2
юз
облачно
3
Юв
облачно
4
В
облачно
5
В
облачно
6
В
облачно
7
В
облачно
8
св
Переменно облачно
9
с
Ясно
10
Сз
облачно
11
Юз
облачно
12
Юв
облачно
13
Юз
облачно
14
З
облачно
15
Юз
облачно
16
Юв
облачно
17
В
облачно
18
Юв
облачно
19
Св
Переменно облачно
20
С
Ясно
21
Сз
облачно
22
З
облачно
23
З
облачно
24
юв
облачно
25
В
облачно
26
Св
Переменно облачно
27
С
Ясно
28
Св
Переменно облачно
29
Юв
облачно
30
Ю
облачно
31
юв
облачно
6. Домашнее задание параграф 30 - 37.
Итог урока: математика и география тесно взаимосвязаны. Дети приводят примеры общих тем математики и географии.