- Преподавателю
- География
- Проект по проектированию внеурочной деятельности учащихся биологической направленности
Проект по проектированию внеурочной деятельности учащихся биологической направленности
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пасынкова М.В. |
Дата | 06.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Гидропонное выращивание овощей
в заполярной школе-интернате»
Краткое содержание проекта:
изучение возможностей и организация
тепличного хозяйства
в условиях заполярной школы-интерната
Проект подготовлен:
учащимися 9 в класса Тусида Виталиной Сергеевной, Вануйто Татьяной Эдуардовной, учителем географии Пасынковой Мариной Вальтеровной, руководителем проектной работы
Название учебного заведения/места работы - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сеяхинская школа - интернат»
Наименование муниципального образования - Ямальский район
Наименование населённого пункта - село Сеяха
2015 год
Содержание
1 . Введение……………………………………………………………………….3
2 . Основная часть
2.1. Обоснование актуальности проекта ……………………………………….4
2.2.Цели и задачи проекта…………………….……………………………...…..4
2.3.Сроки реализации проекта………………………………..……………...…..4
2.4.Содержание проекта ……………………………………………………….5-8
-
план реализации проекта
-
схема управления проектом в рамках территории
2.5.Используемые и необходимые ресурсы………………………………..…....9
2.6.Методы оценки (критерии оценки эффективности проекта)……….… …9
2.7.Результаты, перспективы развития проекта, долгосрочный эффект.….10
3. Заключение……………………………………………………………………20
Введение1
История Сеяхинской школы-интерната начинается с 30 - ых годов XX века. Школа того времени ничем не напоминает нынешнюю: узкий темный коридор, слева - классы, справа - столовая и комнаты, где живут учителя; печки-времянки; в классах самодельные лампы со стеклами из банок. Первые ученики под тусклым светом керосиновой лампы и под треск самодельной печи неумелыми руками выводили на бесценной бумаге школьных тетрадок первые в своей жизни рукописные слова.
В то время существовали разъездные учителя, которые вместе с «Красным чумом» каслали2 по тундре и обучали тундровиков, взрослых и ребят грамоте. «Красный чум» существовал десять лет - с 1943 по 1953 год. В 1956 году было построено новое школьное здание. Все это время школа оставалась начальной. Переход к восьмилетней школе начался в 1967 году, а в 1972 году состоялся первый выпуск. Выпускников было всего пятеро. В 1977 году было принято решение Сеяхинскую школу-интернат сделать средней.
Сегодня МБОУ «Сеяхинская ШИ» - современное образовательное учреждение, в котором с учетом приоритетных направлений развития системы образования страны и ЯНАО выстроена целостная стратегическая линия развития. Коллектив школы - интерната реализует модель социального парка как механизма повышения социально-культурной результативности общего образования школы-интерната Крайнего Севера. Социально-педагогическая миссия школы-интерната - создание достаточных и необходимых образовательных условий для социальной успешности учащихся и выпускников школы-интерната. В рамках программы развития идея «технологических парков» перенесена на социальную сферу для апробации, внедрения и использования в образовательном процессе социальных технологий, которые помогают расширить социально-ролевой репертуар обучающихся, обеспечить успешную социализацию выпускников школы-интерната, а также использовать возможности образовательного учреждения для решения социально значимых проблем общества.
Таким образом, МБОУ «Сеяхинская ШИ» - это хорошо продуманный, современный и устремленный в будущее социопарк. Здесь созданы все условия для того, чтобы повышать образование, развивать любознательность, исследовательские навыки, творчество.
2 . Основная часть
2.1. Обоснование актуальности проекта
Сегодня в Сеяхинской школе-интернате обучается 536 учеников, из них 474 учеников являются представителями коренных малочисленных народов Севера (ненцы), 56 % из них проживают в уютных и современных корпусах интерната. Большинство учеников к выпуску из школы имеют представление об окружающем мире, но не все дети, даже обучаясь в 11 классе, выезжали за пределы села, тундры и наяву видели города, села, рощи, дубравы или сосняки, не все ученики представляют как растет картофель или помидоры. Т.е. существуют учащиеся, которые обладают только теоретическими знаниями по многим разделам биологии, в то время как дети из средней полосы России, даже не изучая в школе данные разделы, имеют большие знания по ботанике, т.к они почерпнули их в обыденной жизни. Поэтому мы решили узнать как бы наши сверстники и педагоги отнеслись к тому, что в условиях школы-интерната была организована работа по оборудованию небольшой, но современной теплицы, в которой можно было проводить занятия по ботанике, ознакомиться с современным гидропонным оборудованием, новыми «зелеными технологиями», применяемыми в агрономии.
Актуальность настоящего проекта в возможности:
-
- организации экологического образования школьников;
-
- вовлечения учащихся в систему современных финансово-экономических отношений (основы агротехники, научно-опытническая работа);
-
- формирования социально-трудовых компетенций школьников, с последующим профессиональным самоопределением обучающихся на основе профильного образования;
-
и востребованности со стороны детей, их родителей, педагогов.
2.2. Цель проекта:
Создание проекта тепличного уголка «Гидропонная теплица» для ведения внеурочной деятельности учащихся экологической направленности.
Задачи проекта:
-
Изучить возможности создания тепличного уголка в условиях школы-интерната.
-
Проанализировать опыт отечественного и зарубежного гидропонного выращивания овощей.
-
Сформировать информационную базу для разработки проекта
-
Создать проект теплицы.
2.3. Сроки реализации проекта - 2014-2015 у.г.
2.4. Содержание проекта с обоснованием целесообразности решения
проблемы
При решении 1 задачи мы решили изучить возможности создания тепличного уголка в условиях школы-интерната. Для этого в феврале 2014 года нами было проведено исследование (анкетирование), с целью выяснения возможности организации в рекреации школы-интерната теплицы. Проанкетировав 202 человека мы узнали, что 62% детей о теплицах слышали, но сомневаются в том, что теплицу можно организовать в условиях школы-интерната, 37% учащихся считают, что в «нашей теплице» можно было бы выращивать огурцы, укроп, помидоры для нужд столовых школы-интерната, 30% из опрошенных детей были явно заинтересованы в наличии кружка, связанного с тепличным хозяйством. При анализе анкет удалось выяснить, что больший интерес к теплице проявляют ученики начальных классов и среднего звена. Кроме того, заниматься в таком кружке хотят именно те дети, которые никогда не видели как выращиваются овощи (т.е.дети коренной национальности).
Таким образом, проведя небольшое исследование, мы сделали вывод о том, что такое экологическое направление как создание тепличного уголка в школе-интернате, было бы актуальным для детей 1-6 классов. Тем более, обучение по новым государственным стандартам подразумевает, что дополнительное образование (кружки) должны соответствовать новым требованиям. Кроме того, мы допускаем, что работа в теплице, проведение простейших опытов, экономических подсчетов, заинтересует часть учащихся, и поможет некоторым из них выбрать дальнейший профессиональный путь в жизни.
Для реализации проекта «Гидропонная теплица» мы приметили помещение, в котором, в последствии, можно было бы поместить теплицу.
С этой идеей мы обратились к директору школы-интерната, обсудили идею, получили рекомендации и одобрение на создание проекта.
Для проекта теплицы с гидропонным поливом нам было обещано помещение в рекреации площадью 45,5 кв.метров.
В интернете мы нашли необходимую литературу (журнал «Гидропоника в России и странах СНГ», «Пособие по гидропонике» Кейт Роберто, книгу «Выращивание растений без почвы», В.А.Чеснокова и др.) и рекомендации по использованию оборудования, которое мы предлагаем разместить в рекреации.
Также в интернете мы нашли стоимость и разновидности того оборудования, которое нам рекомендовали авторы пособий по гидропонике. Исходя из отечественного и зарубежного опыта работы по выращиванию растений, мы разместили в бумажном формате необходимое для устройства и функционирования теплицы оборудование.
Макет расположения оборудования в теплице
Кратко о сути проекта «Гидропонная теплица»
При реализации проекта «Гидропонная теплица» в рекреации помещается оборудование: гидропонные установки для выращивания зелени и саженцев, цветов для озеленения школы-интерната, а также специальные емкости, с размещенным в них кокосовым субстратом, которые используются для выращивания овощей. Закупленные стеллажи встраиваются с левой стороны, на стеллажах устанавливаются емкости с кокосовым субстратом. Справа, на скамейках, устанавливается гидропонная установка. На стенах укрепляются агросветильники, использующиеся для подачи растениям света нужного спектра. Система очистки и увлажнения воздуха, инфракрасные обограватели-панели с терморегулятором, создадут в помещении нужную атмосферу. Кроме того, помещение рекреации будет перекрыто стеклянной перегородкой - дверями, необходимой прочности и состава. Зеленый уголок будет не только украшать рекреацию, но вызывать интерес и желание работать в теплице. Ведь ученики, получающие дополнительные знания в кружке «Парничок» будут участвовать в развитии «зеленых» технологий (актуального экологического направления). Выращенные при помощи гидропоники (в пробирках на питательном субстрате) растения, размножаются черенкованием, в условиях управляемого фотосинтеза (агросветильники). Для данной технологии характерно, что развитие растений идет намного быстрее и безопаснее, чем в природных условиях, ведь в стерильных сосудах никакая вирусная или бактериальная инфекция корням растений не страшна, а это способствует минимизации производственных затрат и повышению рентабельности процесса выращивания овощей.
План реализации проекта
Моделирование, целеполагание, определение тактики,
организационная стадия (осень 2014 года)
Мероприятия
Сроки
Содержание
Ответственный
Обсуждение
Сентябрь2014
Создание рабочей группы для работы в проекте.
Анализ отечественного и зарубежного опыта гидропонного выращивания овощей, формирование информационной базы для разработки проекта.
Изучение возможностей школы-интерната для создания тепличного уголка
Определение основных направлений работы, необходимых материально-технических, методических и человеческих ресурсов
Рабочая группа:
Тусида Виталина, Вануйто Татьяна, учащиеся 9в класса
Пасынкова М.В., заместитель директора по научно-методической работе
Организационная стадия
Октябрь- Декабрь
2014
Поиск в интернете стройматериалов и специального оборудования для оборудования тепличного уголка
Рабочая группа
Создание проекта, (январь-март 2015)
Создание проекта
Январь-март 2015
Разработка проекта теплицы с использованием современных «зеленых технологий»
Рабочая группа
Пополнение материально-технической базы методического обеспечения УВП (в случае спонсорской поддержки)
В течение 2014-2015 учебного года
Поиск в интернете и по возможности заказ:
Администрация школы- интерната
стеллажей, скамеек, инфракрасного обогревателя-панели, терморегулятора, агросветильников, системы очистки и увлажнения воздуха
модульной гидропонной системы капельного полива, набора удобрений для гидропоники
кокосового субстрата в наборе с удобрениями для кокосового субстрата, агроперлита
методических пособий, учебной литературы, ЭОРов для учителя и учеников
Разработка плана работы кружка внеурочной деятельности экологической направленности
Педагоги биологии
Результат: выполнены организационные работы, сформирована рабочая группа, обеспечивающая создание проекта, определены приоритеты для создания проекта теплицы, найдено необходимое оборудование, спроектирован проект
План проработки последующих шагов, в случае организации гидропонной теплицы
-
Проработка юридических вопросов и всех необходимых документов (юрист школы-интерната).
-
Разработка дизайна внешнего вида гидропонной теплицы.
-
Разработка сметы для оборудования гидропонной теплицы.
-
Заключение договоров по закупке и транспортировке грузов.
-
Подбор педагогического персонала.
-
Закупка и оборудование гидропонной теплицы.
-
Приемка объекта СЭС, службой МЧС и запуск объекта.
-
Брендинг
-
Запуск страницы на сайте школы-интерната
Необходимая документация для работы объекта
-
Внесение объекта в Лицензию школы-интерната.
-
Разрешение СЭС
-
Разрешение службы МЧС
-
Положение об инфраструктуре «Экологический центр - гидропонная теплица» в условиях заполярной школы-интерната.
-
Другие локальные акты, касающиеся функционирования объекта.
Основные параметры объекта «Гидропонная теплица»
-
Востребованность, компактность, комфортность.
-
Дешевизна.
-
Оригинальность и привлекательность.
-
Мобильность (при желании идея может быть распространена на территории ЯНАО).
Бюджет проекта «Гидропонная теплица»
Вид оборудования
Количество
Стоимость каждого предмета
Общая стоимость
1
2
3
4
Стеллаж технологический разборный СТР-224
1200х500х1830
sclad.ru/shkaf1hide/skam.htm
4
15 371
61484
Скамейка гардеробная СГ-1000
sclad.ru/shkaf1hide/skam.htm
5
2740
13 700
Инфракрасный обогреватель-панель, СТЕП-800 1,8х 0,59
2
4800
9600
Терморегулятор (для обогревательных панелей) ТР 710
2
2990
5980
Агросветильник T8 8х18Вт
plantgrower.ru/index.php?categoryID=713&category_slug=svetilnik_teplichnyj-dlja-rastenij
3
7000.00 руб.
21 000
Система очистки и увлажнения воздуха "Panasonic" F-VXD50R
1
24 900
24 900
Стремянка, 3 ступени
1
1317
1317
Стационарная перегородка NAYADA-Standart
1
30000
30000
UGro Pot 9 - кокосовый субстрат
200
420
84000
Набор удобрений для кокосового субстрата (300 л воды)
Hesi Coco Starter
3
3000.00 руб.
9000
Агроперлит (разрыхлитель для земли или субстрата) - 2 кг
growlight.ru/substrates/374--5-.html
50
229 руб
11450
Модульная гидропонная система капельного полива.
Количество посадочных мест: 24
DutchPot System Hydro 2m2 GHE
Д220/ Ш100 /В67см Посадочных мест: 24
highgrowing.ru/market/gidroponnye_sistemy/ghe_hydrosystem/6/
2
38900
77800
Hesi Hydro Starter - набор удобрений для гидропоники
plantgrower.ru/index.php?categoryID=594
3
3000 руб.
9000 р.
Удобрения сухие -
gidrapon2013.ru/g2485891-suhie-udobreniya-dlya
Азотно-фосфорно-калийное удобрение 13:19:19 1 кг
1
120 руб
120 руб
Удобрение Азофоска 16:16:16 1 кг
1
120 руб
120 руб
Удобрение Диаммофоска 10:26:26 1 кг
1
140 руб
140 руб
Удобрение Карбамид 1 кг
1
120 руб
120 руб
Удобрение Селитра аммиачная 1 кг
1
100 руб
100 руб
Удобрение Сульфат аммония 1 кг
1
80 руб
80 руб
Удобрение Калий сернокислый (Сульфат калия) 1 кг
1
220 руб
220 руб
Удобрение Суперфосфат 1 кг
1
130 руб
130 руб
1030
Итого
360 261р
Схема управления проектом в рамках территории
Основные параметры управления:
Обеспечение
-
организованности, экономичности ожидаемого результата;
-
активности, прогностичности (умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде), демократичности;
-
мониторинга, планирования, организации, контроля.
Проектировочная деятельность
авторов:
изучение мнения участников УВП;
формулировка цели, задач;
разработка проекта;
прогнозирование результатов;
разработка критериев и механизма оценки результата
Мониторинг
динамики готовности посещения кружка «Парничок»;
качества обучения
по биологии в последующих классах;
анкетирование
Обеспечение
работы
творческой группы по разработке проекта, реализации программы
кружка
Осуществление проекта
Педагоги-консультанты;
творческая группа авторов
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Рефлексивная деятельность
Обеспечение, осуществление контроля администрации за деятельностью по проекту
2.5.Используемые и необходимые ресурсы для обеспечения проекта:
а) кадровые ресурсы
Рабочая группа, разрабатывающая проект:
Тусида Виталина, учащаяся 9в класса
Вануйто Татьяна, учащаяся 9в класса
Пасынкова М.В. - замдиректора по НМР, учитель географии
Рабочая группа, готовая работать в проекте в рамках внеурочной деятельности:
Некрасова Л.Н., учитель биологии, химии
Золотарева М.И., учитель биологии, химии
Мурзахметова Г.Ж., зам.директора по АХЧ
Марьик Е.С., юрист школы-интерната
Информация об основных исполнителях проекта
Ф.И.О.
Должность в проекте
Обязанности
Место работы, учебы
1
2
3
4
Пасынкова Марина Вальтеровна
Руководитель проекта, консультативная помощь
Предоставление всех необходимых для реализации проекта содержательных материалов, изучение документов, проведение обсуждений с участниками, оказание консультативной помощи
заместитель директора по научно-методической работе, учитель географии
Тусида Виталина
Создатель проекта
Разработка проекта теплицы с использованием современных «зеленых технологий»
учащаяся 9в класса
Вануйто Татьяна
Создатель проекта
Разработка проекта теплицы с использованием современных «зеленых технологий»
учащаяся 9в класса
б) методическое обеспечение
пособия по ведению тепличного хозяйства, учебная и научно-популярная литература и т.д
в) материально-техническое и информационное обеспечение
Помещения, которые могли бы использоваться в процессе реализации проекта:
рекреация для оборудования в ней теплицы, туалетное помещение, мастерская, овощехранилище школьной столовой, кабинет биологии, химии, компьютерный класс с выходом в Internet.
Оборудование, которое могло бы использоваться в процессе реализации проекта:
мультимедиа оборудование, необходимый для работы в теплице инвентарь, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат, видеокамера.
2.6.Методы оценки (критерии оценки эффективности проекта)
Мониторинг
Название
2016
2017
2018
Положительная динамика готовности посещения кружка «Парничок».
Анкетирование
30%
32%
35%
Положительная динамика качества обучения по биологии в последующих классах
35%
40%
50%
Увеличение положительных отзывов о проекте Гидропонная теплица
50%
55%
60%
Анкетирование о значимости проекта, об отношении родителей, педагогов и общественности к проекту
60%
70%
80%
Риски (условия возникновения, методы устранения)
Среди основных факторов, способных повлиять на результаты введения и реализации проекта можно выделить следующие:
Фактор риска
Возможные пути разрешения
Дефицит бюджетного финансирования хозяйственной деятельности школы-интерната
-
поиск спонсорской помощи
-
привлечение к вопросу дополнительных материальных средств через участие проекта в грантовых мероприятиях разных уровней
-
привлечение спонсорской помощи через рекламную деятельность о ходе проекта (СМИ школы-интерната, Ямальского района, окружных СМИ)
Недостаток необходимых помещений
отказ предоставить необходимое помещение администрацией школы-интерната
Отсутствие позитивной поддержки родительской общественности
Проведение разъяснительной работы с родителями и общественностью через выступление по школьному телевидению и на сайте школы, района, округа
2.7. Результаты, перспективы развития проекта, долгосрочный эффект
В случае положительного решения и материальной поддержки нашего проекта в школе-интернате была бы организована работа инфраструктуры «Экологический центр» по новому направлению - развитие «зеленых» технологий в условиях заполярной школы-интерната. Данное направление в настоящее время является актуальным, т.к. при реализации проекта «Гидропонная теплица», выращенные растения размножаются черенкованием, выращиваются в пробирках на питательном субстрате, в условиях управляемого фотосинтеза.
Для данной технологии характерно, что развитие растений при использовании гидропоники идет намного быстрее и безопаснее, чем в природных условиях, ведь в стерильных сосудах никакая вирусная или бактериальная инфекция корням растений не страшна, а это способствует минимизации производственных затрат и повышению рентабельности процесса выращивания овощей.
Дальнейшая реализация проекта по плану осуществляется коллективом учителей биологии. Педагогами разработана программа внеурочной деятельности для учащихся «ПАРНИЧОК», а также дидактические материалы.
Таким образом, в школе-интернате будут созданы условия для развития качественного экологического образования. Ученики, занимаясь в кружке «ПАРНИЧОК», получат первичные социально-трудовые компетенции, смогут ориентироваться в основах агротехники, будут обучены простейшим приемам выращивания растений в условиях гидропонного сада. Кроме того, немаловажно то обстоятельство, что столовые школы-интерната получат дополнительное витаминизированное питание - овощи и зелень в свежем виде так редко поступающие на стол школьников.
Возможность использования проекта другими участниками ОП
Предложенная модель может быть использована другими школами.
В случае финансовой поддержки со стороны спонсоров проект может быть реализован, т.к. для реализации данного направления имеются все ресурсы, кроме материальных.
1 Введение извлечено из проекта Предшкольная подготовка тундровых детей в школе «Иɳгудотако»
2 Каслали - кочевали