Проект по проектированию внеурочной деятельности учащихся биологической направленности

 «Гидропонное  выращивание овощей в заполярной школе-интернате»                                                                      Краткое содержание проекта: изучение возможностей и организация тепличного хозяйства в условиях заполярной школы-интерната       Проект подготовлен: учащимися 9 в класса Тусида Виталиной Сергеевной, Вануйто Татьяной Эдуардовной, учителем географии Пасынковой Мариной Вальтеровной, руководителем проектной работы Название учебного заведения/места работы -  Муни...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




«Гидропонное выращивание овощей

в заполярной школе-интернате»

Краткое содержание проекта:

изучение возможностей и организация

тепличного хозяйства

в условиях заполярной школы-интерната


Проект подготовлен:

учащимися 9 в класса Тусида Виталиной Сергеевной, Вануйто Татьяной Эдуардовной, учителем географии Пасынковой Мариной Вальтеровной, руководителем проектной работы

Название учебного заведения/места работы - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сеяхинская школа - интернат»

Наименование муниципального образования - Ямальский район

Наименование населённого пункта - село Сеяха























2015 год



Содержание

1 . Введение……………………………………………………………………….3

2 . Основная часть

2.1. Обоснование актуальности проекта ……………………………………….4

2.2.Цели и задачи проекта…………………….……………………………...…..4

2.3.Сроки реализации проекта………………………………..……………...…..4

2.4.Содержание проекта ……………………………………………………….5-8

  • план реализации проекта

  • схема управления проектом в рамках территории

2.5.Используемые и необходимые ресурсы………………………………..…....9

2.6.Методы оценки (критерии оценки эффективности проекта)……….… …9

2.7.Результаты, перспективы развития проекта, долгосрочный эффект.….10

3. Заключение……………………………………………………………………20










Введение1

ИПроект по проектированию внеурочной деятельности учащихся биологической направленностиПроект по проектированию внеурочной деятельности учащихся биологической направленностистория Сеяхинской школы-интерната начинается с 30 - ых годов XX века. Школа того времени ничем не напоминает нынешнюю: узкий темный коридор, слева - классы, справа - столовая и комнаты, где живут учителя; печки-времянки; в классах самодельные лампы со стеклами из банок. Первые ученики под тусклым светом керосиновой лампы и под треск самодельной печи неумелыми руками выводили на бесценной бумаге школьных тетрадок первые в своей жизни рукописные слова.

Проект по проектированию внеурочной деятельности учащихся биологической направленностиВ то время существовали разъездные учителя, которые вместе с «Красным чумом» каслали2 по тундре и обучали тундровиков, взрослых и ребят грамоте. «Красный чум» существовал десять лет - с 1943 по 1953 год. В 1956 году было построено новое школьное здание. Все это время школа оставалась начальной. Переход к восьмилетней школе начался в 1967 году, а в 1972 году состоялся первый выпуск. Выпускников было всего пятеро. В 1977 году было принято решение Сеяхинскую школу-интернат сделать средней.

СПроект по проектированию внеурочной деятельности учащихся биологической направленностиПроект по проектированию внеурочной деятельности учащихся биологической направленностиПроект по проектированию внеурочной деятельности учащихся биологической направленностиегодня МБОУ «Сеяхинская ШИ» - современное образовательное учреждение, в котором с учетом приоритетных направлений развития системы образования страны и ЯНАО выстроена целостная стратегическая линия развития. Коллектив школы - интерната реализует модель социального парка как механизма повышения социально-культурной результативности общего образования школы-интерната Крайнего Севера. Социально-педагогическая миссия школы-интерната - создание достаточных и необходимых образовательных условий для социальной успешности учащихся и выпускников школы-интерната. В рамках программы развития идея «технологических парков» перенесена на социальную сферу для апробации, внедрения и использования в образовательном процессе социальных технологий, которые помогают расширить социально-ролевой репертуар обучающихся, обеспечить успешную социализацию выпускников школы-интерната, а также использовать возможности образовательного учреждения для решения социально значимых проблем общества.

Таким образом, МБОУ «Сеяхинская ШИ» - это хорошо продуманный, современный и устремленный в будущее социопарк. Здесь созданы все условия для того, чтобы повышать образование, развивать любознательность, исследовательские навыки, творчество.

2 . Основная часть

2.1. Обоснование актуальности проекта

Сегодня в Сеяхинской школе-интернате обучается 536 учеников, из них 474 учеников являются представителями коренных малочисленных народов Севера (ненцы), 56 % из них проживают в уютных и современных корпусах интерната. Большинство учеников к выпуску из школы имеют представление об окружающем мире, но не все дети, даже обучаясь в 11 классе, выезжали за пределы села, тундры и наяву видели города, села, рощи, дубравы или сосняки, не все ученики представляют как растет картофель или помидоры. Т.е. существуют учащиеся, которые обладают только теоретическими знаниями по многим разделам биологии, в то время как дети из средней полосы России, даже не изучая в школе данные разделы, имеют большие знания по ботанике, т.к они почерпнули их в обыденной жизни. Поэтому мы решили узнать как бы наши сверстники и педагоги отнеслись к тому, что в условиях школы-интерната была организована работа по оборудованию небольшой, но современной теплицы, в которой можно было проводить занятия по ботанике, ознакомиться с современным гидропонным оборудованием, новыми «зелеными технологиями», применяемыми в агрономии.

Актуальность настоящего проекта в возможности:

  • - организации экологического образования школьников;

  • - вовлечения учащихся в систему современных финансово-экономических отношений (основы агротехники, научно-опытническая работа);

  • - формирования социально-трудовых компетенций школьников, с последующим профессиональным самоопределением обучающихся на основе профильного образования;

  • и востребованности со стороны детей, их родителей, педагогов.

2.2. Цель проекта:

Создание проекта тепличного уголка «Гидропонная теплица» для ведения внеурочной деятельности учащихся экологической направленности.

Задачи проекта:

  1. Изучить возможности создания тепличного уголка в условиях школы-интерната.

  2. Проанализировать опыт отечественного и зарубежного гидропонного выращивания овощей.

  3. Сформировать информационную базу для разработки проекта

  4. Создать проект теплицы.

2.3. Сроки реализации проекта - 2014-2015 у.г.

Проект по проектированию внеурочной деятельности учащихся биологической направленностиПроект по проектированию внеурочной деятельности учащихся биологической направленности

Проект по проектированию внеурочной деятельности учащихся биологической направленности



2.4. Содержание проекта с обоснованием целесообразности решения

проблемы

При решении 1 задачи мы решили изучить возможности создания тепличного уголка в условиях школы-интерната. Для этого в феврале 2014 года нами было проведено исследование (анкетирование), с целью выяснения возможности организации в рекреации школы-интерната теплицы. Проанкетировав 202 человека мы узнали, что 62% детей о теплицах слышали, но сомневаются в том, что теплицу можно организовать в условиях школы-интерната, 37% учащихся считают, что в «нашей теплице» можно было бы выращивать огурцы, укроп, помидоры для нужд столовых школы-интерната, 30% из опрошенных детей были явно заинтересованы в наличии кружка, связанного с тепличным хозяйством. При анализе анкет удалось выяснить, что больший интерес к теплице проявляют ученики начальных классов и среднего звена. Кроме того, заниматься в таком кружке хотят именно те дети, которые никогда не видели как выращиваются овощи (т.е.дети коренной национальности).

Таким образом, проведя небольшое исследование, мы сделали вывод о том, что такое экологическое направление как создание тепличного уголка в школе-интернате, было бы актуальным для детей 1-6 классов. Тем более, обучение по новым государственным стандартам подразумевает, что дополнительное образование (кружки) должны соответствовать новым требованиям. Кроме того, мы допускаем, что работа в теплице, проведение простейших опытов, экономических подсчетов, заинтересует часть учащихся, и поможет некоторым из них выбрать дальнейший профессиональный путь в жизни.

Для реализации проекта «Гидропонная теплица» мы приметили помещение, в котором, в последствии, можно было бы поместить теплицу.

С этой идеей мы обратились к директору школы-интерната, обсудили идею, получили рекомендации и одобрение на создание проекта.

Для проекта теплицы с гидропонным поливом нам было обещано помещение в рекреации площадью 45,5 кв.метров.

Проект по проектированию внеурочной деятельности учащихся биологической направленности

ВПроект по проектированию внеурочной деятельности учащихся биологической направленностиПроект по проектированию внеурочной деятельности учащихся биологической направленности интернете мы нашли необходимую литературу (журнал «Гидропоника в России и странах СНГ», «Пособие по гидропонике» Кейт Роберто, книгу «Выращивание растений без почвы», В.А.Чеснокова и др.) и рекомендации по использованию оборудования, которое мы предлагаем разместить в рекреации.

Также в интернете мы нашли стоимость и разновидности того оборудования, которое нам рекомендовали авторы пособий по гидропонике. Исходя из отечественного и зарубежного опыта работы по выращиванию растений, мы разместили в бумажном формате необходимое для устройства и функционирования теплицы оборудование.


Макет расположения оборудования в теплице

Проект по проектированию внеурочной деятельности учащихся биологической направленности










Кратко о сути проекта «Гидропонная теплица»

При реализации проекта «Гидропонная теплица» в рекреации помещается оборудование: гидропонные установки для выращивания зелени и саженцев, цветов для озеленения школы-интерната, а также специальные емкости, с размещенным в них кокосовым субстратом, которые используются для выращивания овощей. Закупленные стеллажи встраиваются с левой стороны, на стеллажах устанавливаются емкости с кокосовым субстратом. Справа, на скамейках, устанавливается гидропонная установка. На стенах укрепляются агросветильники, использующиеся для подачи растениям света нужного спектра. Система очистки и увлажнения воздуха, инфракрасные обограватели-панели с терморегулятором, создадут в помещении нужную атмосферу. Кроме того, помещение рекреации будет перекрыто стеклянной перегородкой - дверями, необходимой прочности и состава. Зеленый уголок будет не только украшать рекреацию, но вызывать интерес и желание работать в теплице. Ведь ученики, получающие дополнительные знания в кружке «Парничок» будут участвовать в развитии «зеленых» технологий (актуального экологического направления). Выращенные при помощи гидропоники (в пробирках на питательном субстрате) растения, размножаются черенкованием, в условиях управляемого фотосинтеза (агросветильники). Для данной технологии характерно, что развитие растений идет намного быстрее и безопаснее, чем в природных условиях, ведь в стерильных сосудах никакая вирусная или бактериальная инфекция корням растений не страшна, а это способствует минимизации производственных затрат и повышению рентабельности процесса выращивания овощей.


План реализации проекта

Моделирование, целеполагание, определение тактики,

организационная стадия (осень 2014 года)

Мероприятия

Сроки

Содержание

Ответственный

Обсуждение

Сентябрь2014

Создание рабочей группы для работы в проекте.

Анализ отечественного и зарубежного опыта гидропонного выращивания овощей, формирование информационной базы для разработки проекта.

Изучение возможностей школы-интерната для создания тепличного уголка

Определение основных направлений работы, необходимых материально-технических, методических и человеческих ресурсов

Рабочая группа:

Тусида Виталина, Вануйто Татьяна, учащиеся 9в класса

Пасынкова М.В., заместитель директора по научно-методической работе

Организационная стадия

Октябрь- Декабрь

2014

Поиск в интернете стройматериалов и специального оборудования для оборудования тепличного уголка

Рабочая группа

Создание проекта, (январь-март 2015)

Создание проекта

Январь-март 2015

Разработка проекта теплицы с использованием современных «зеленых технологий»

Рабочая группа

Пополнение материально-технической базы методического обеспечения УВП (в случае спонсорской поддержки)

В течение 2014-2015 учебного года

Поиск в интернете и по возможности заказ:

Администрация школы- интерната

стеллажей, скамеек, инфракрасного обогревателя-панели, терморегулятора, агросветильников, системы очистки и увлажнения воздуха

модульной гидропонной системы капельного полива, набора удобрений для гидропоники

кокосового субстрата в наборе с удобрениями для кокосового субстрата, агроперлита

методических пособий, учебной литературы, ЭОРов для учителя и учеников

Разработка плана работы кружка внеурочной деятельности экологической направленности

Педагоги биологии

Результат: выполнены организационные работы, сформирована рабочая группа, обеспечивающая создание проекта, определены приоритеты для создания проекта теплицы, найдено необходимое оборудование, спроектирован проект

План проработки последующих шагов, в случае организации гидропонной теплицы

  1. Проработка юридических вопросов и всех необходимых документов (юрист школы-интерната).

  2. Разработка дизайна внешнего вида гидропонной теплицы.

  3. Разработка сметы для оборудования гидропонной теплицы.

  4. Заключение договоров по закупке и транспортировке грузов.

  5. Подбор педагогического персонала.

  6. Закупка и оборудование гидропонной теплицы.

  7. Приемка объекта СЭС, службой МЧС и запуск объекта.

  8. Брендинг

  9. Запуск страницы на сайте школы-интерната

Необходимая документация для работы объекта

  1. Внесение объекта в Лицензию школы-интерната.

  2. Разрешение СЭС

  3. Разрешение службы МЧС

  4. Положение об инфраструктуре «Экологический центр - гидропонная теплица» в условиях заполярной школы-интерната.

  5. Другие локальные акты, касающиеся функционирования объекта.

Основные параметры объекта «Гидропонная теплица»

  1. Востребованность, компактность, комфортность.

  2. Дешевизна.

  3. Оригинальность и привлекательность.

  4. Мобильность (при желании идея может быть распространена на территории ЯНАО).

Бюджет проекта «Гидропонная теплица»

Вид оборудования

Количество

Стоимость каждого предмета

Общая стоимость

1

2

3

4

Стеллаж технологический разборный СТР-224

1200х500х1830

sclad.ru/shkaf1hide/skam.htm

4

15 371

61484

Скамейка гардеробная СГ-1000

sclad.ru/shkaf1hide/skam.htm

5

2740

13 700

Инфракрасный обогреватель-панель, СТЕП-800 1,8х 0,59

2

4800

9600

Терморегулятор (для обогревательных панелей) ТР 710

2

2990

5980

Агросветильник T8 8х18Вт

plantgrower.ru/index.php?categoryID=713&category_slug=svetilnik_teplichnyj-dlja-rastenij

3

7000.00 руб.

21 000

Система очистки и увлажнения воздуха "Panasonic" F-VXD50R

1

24 900

24 900

Стремянка, 3 ступени

1

1317

1317

Стационарная перегородка NAYADA-Standart

1

30000

30000

UGro Pot 9 - кокосовый субстрат

200

420

84000

Набор удобрений для кокосового субстрата (300 л воды)

Hesi Coco Starter

3

3000.00 руб.

9000

Агроперлит (разрыхлитель для земли или субстрата) - 2 кг

growlight.ru/substrates/374--5-.html

50

229 руб

11450

Модульная гидропонная система капельного полива.

Количество посадочных мест: 24

DutchPot System Hydro 2m2 GHE

Д220/ Ш100 /В67см Посадочных мест: 24

highgrowing.ru/market/gidroponnye_sistemy/ghe_hydrosystem/6/

2

38900

77800

Hesi Hydro Starter - набор удобрений для гидропоники

plantgrower.ru/index.php?categoryID=594

3

3000 руб.

9000 р.

Удобрения сухие -

gidrapon2013.ru/g2485891-suhie-udobreniya-dlya

Азотно-фосфорно-калийное удобрение 13:19:19 1 кг

1

120 руб

120 руб

Удобрение Азофоска 16:16:16 1 кг

1

120 руб

120 руб

Удобрение Диаммофоска 10:26:26 1 кг

1

140 руб

140 руб

Удобрение Карбамид 1 кг

1

120 руб

120 руб

Удобрение Селитра аммиачная 1 кг

1

100 руб

100 руб

Удобрение Сульфат аммония 1 кг

1

80 руб

80 руб

Удобрение Калий сернокислый (Сульфат калия) 1 кг

1

220 руб

220 руб

Удобрение Суперфосфат 1 кг

1

130 руб

130 руб

1030

Итого

360 261р

Схема управления проектом в рамках территории

Основные параметры управления:

Обеспечение

  • организованности, экономичности ожидаемого результата;

  • активности, прогностичности (умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде), демократичности;

  • мониторинга, планирования, организации, контроля.

Проектировочная деятельность

авторов:

изучение мнения участников УВП;

формулировка цели, задач;

разработка проекта;

прогнозирование результатов;

разработка критериев и механизма оценки результата



Мониторинг

динамики готовности посещения кружка «Парничок»;

качества обучения

по биологии в последующих классах;

анкетирование


Обеспечение

работы

творческой группы по разработке проекта, реализации программы

кружка

Проект по проектированию внеурочной деятельности учащихся биологической направленностиПроект по проектированию внеурочной деятельности учащихся биологической направленности

Проект по проектированию внеурочной деятельности учащихся биологической направленности

Осуществление проекта

Педагоги-консультанты;

творческая группа авторов

Проект по проектированию внеурочной деятельности учащихся биологической направленности

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Проект по проектированию внеурочной деятельности учащихся биологической направленности

Рефлексивная деятельность

Обеспечение, осуществление контроля администрации за деятельностью по проекту

2.5.Используемые и необходимые ресурсы для обеспечения проекта:

а) кадровые ресурсы

Рабочая группа, разрабатывающая проект:

Тусида Виталина, учащаяся 9в класса

Вануйто Татьяна, учащаяся 9в класса

Пасынкова М.В. - замдиректора по НМР, учитель географии

Рабочая группа, готовая работать в проекте в рамках внеурочной деятельности:

Некрасова Л.Н., учитель биологии, химии

Золотарева М.И., учитель биологии, химии

Мурзахметова Г.Ж., зам.директора по АХЧ

Марьик Е.С., юрист школы-интерната

Информация об основных исполнителях проекта

Ф.И.О.

Должность в проекте

Обязанности

Место работы, учебы

1

2

3

4

Пасынкова Марина Вальтеровна

Руководитель проекта, консультативная помощь

Предоставление всех необходимых для реализации проекта содержательных материалов, изучение документов, проведение обсуждений с участниками, оказание консультативной помощи

заместитель директора по научно-методической работе, учитель географии

Тусида Виталина

Создатель проекта

Разработка проекта теплицы с использованием современных «зеленых технологий»

учащаяся 9в класса

Вануйто Татьяна

Создатель проекта

Разработка проекта теплицы с использованием современных «зеленых технологий»

учащаяся 9в класса

б) методическое обеспечение

пособия по ведению тепличного хозяйства, учебная и научно-популярная литература и т.д

в) материально-техническое и информационное обеспечение

Помещения, которые могли бы использоваться в процессе реализации проекта:

рекреация для оборудования в ней теплицы, туалетное помещение, мастерская, овощехранилище школьной столовой, кабинет биологии, химии, компьютерный класс с выходом в Internet.

Оборудование, которое могло бы использоваться в процессе реализации проекта:

мультимедиа оборудование, необходимый для работы в теплице инвентарь, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат, видеокамера.

2.6.Методы оценки (критерии оценки эффективности проекта)

Мониторинг

Название

2016

2017

2018

Положительная динамика готовности посещения кружка «Парничок».

Анкетирование

30%

32%

35%

Положительная динамика качества обучения по биологии в последующих классах

35%

40%

50%

Увеличение положительных отзывов о проекте Гидропонная теплица

50%

55%

60%

Анкетирование о значимости проекта, об отношении родителей, педагогов и общественности к проекту

60%

70%

80%

Риски (условия возникновения, методы устранения)

Среди основных факторов, способных повлиять на результаты введения и реализации проекта можно выделить следующие:

Фактор риска

Возможные пути разрешения

Дефицит бюджетного финансирования хозяйственной деятельности школы-интерната

  1. поиск спонсорской помощи

  2. привлечение к вопросу дополнительных материальных средств через участие проекта в грантовых мероприятиях разных уровней

  3. привлечение спонсорской помощи через рекламную деятельность о ходе проекта (СМИ школы-интерната, Ямальского района, окружных СМИ)

Недостаток необходимых помещений

отказ предоставить необходимое помещение администрацией школы-интерната

Отсутствие позитивной поддержки родительской общественности

Проведение разъяснительной работы с родителями и общественностью через выступление по школьному телевидению и на сайте школы, района, округа

2.7. Результаты, перспективы развития проекта, долгосрочный эффект

В случае положительного решения и материальной поддержки нашего проекта в школе-интернате была бы организована работа инфраструктуры «Экологический центр» по новому направлению - развитие «зеленых» технологий в условиях заполярной школы-интерната. Данное направление в настоящее время является актуальным, т.к. при реализации проекта «Гидропонная теплица», выращенные растения размножаются черенкованием, выращиваются в пробирках на питательном субстрате, в условиях управляемого фотосинтеза.

Для данной технологии характерно, что развитие растений при использовании гидропоники идет намного быстрее и безопаснее, чем в природных условиях, ведь в стерильных сосудах никакая вирусная или бактериальная инфекция корням растений не страшна, а это способствует минимизации производственных затрат и повышению рентабельности процесса выращивания овощей.

Дальнейшая реализация проекта по плану осуществляется коллективом учителей биологии. Педагогами разработана программа внеурочной деятельности для учащихся «ПАРНИЧОК», а также дидактические материалы.

Таким образом, в школе-интернате будут созданы условия для развития качественного экологического образования. Ученики, занимаясь в кружке «ПАРНИЧОК», получат первичные социально-трудовые компетенции, смогут ориентироваться в основах агротехники, будут обучены простейшим приемам выращивания растений в условиях гидропонного сада. Кроме того, немаловажно то обстоятельство, что столовые школы-интерната получат дополнительное витаминизированное питание - овощи и зелень в свежем виде так редко поступающие на стол школьников.

Возможность использования проекта другими участниками ОП

Предложенная модель может быть использована другими школами.

В случае финансовой поддержки со стороны спонсоров проект может быть реализован, т.к. для реализации данного направления имеются все ресурсы, кроме материальных.

1 Введение извлечено из проекта Предшкольная подготовка тундровых детей в школе «Иɳгудотако»

2 Каслали - кочевали

Проект по проектированию внеурочной деятельности учащихся биологической направленности

© 2010-2022