Проектная деятельность учащихся на уроке

Содержание школьной географии обладает богатыми возможностями в плане применения проектной технологии, что подтверждено требованиями к уровню подготовки выпускников основной и полной средней школы по географии. Эти требования предполагают, что учащиеся должны уметь прогнозировать (например, тенденции изменения природных и социально-экономических объектов и ПК в целом в результате хозяйственной деятельности человека).   В планируемых результатах обучения в вариантах программ по географии для обще...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ.

Под технологией обучения понимают способы повышения эффективности обучения, такое проектирование учебного процесса, который имеет четко заданный результат. Сущность технологии проектной деятельности школьников заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.

Технология проектной деятельности учащихся на уроках географии создает широкие возможности для развития многих качеств личности:

-опыта творческой деятельности

-познание окружающего мира: эмоциональное, теоретическое, практическое.

Содержание школьной географии обладает богатыми возможностями в плане применения проектной технологии, что подтверждено требованиями к уровню подготовки выпускников основной и полной средней школы по географии. Эти требования предполагают, что учащиеся должны уметь прогнозировать (например, тенденции изменения природных и социально-экономических объектов и ПК в целом в результате хозяйственной деятельности человека).

В планируемых результатах обучения в вариантах программ по географии для общеобразовательных учреждений ставятся задачи обучения школьников оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные изменения природных объектов под воздействием человека на примере рек, озер, подземных вод, роста численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие хозяйства регионов, отдельных районов и своей местности. Проектная технология может обеспечить проблемно-поисковую познавательную деятельность учащихся, выражающуюся в процессе создания проекта- прообраза предполагаемого или возможного природного или социально-экономического объекта, состояния природных комплексов.

Для применения проектной технологии в процессе обучения географии используются : учебники, атласы, рабочие тетради , практикумы и другие средства обучения , рассчитанные на применение в учебном процессе активных методов обучения- проблемного изложения, исследовательского метода. В настоящее время существуют различные классификации проектов ,используемых в географии.

КРИТЕРИИ

ТИПЫ ПРОЕКТОВ

Содержание

Экологические, физико-географические, социально-экономические, комплексные, краеведческие и др.

Уровень интеграции

Монопредметные (выполняются на материале по географии), межпредметные (учитывается содержание нескольких предметов), надпредметные (выполняются на основе сведений не входящих в школьную программу).

Продолжительность выполнения проекта

Мини-проек(несколько недель),средней продол-ти (неск. месяцев), долгосрочные( выполняются в течение года)

Количество участников

Индивидуальные, групповые. коллективные

Способ деятельности

Познавательная, творческая, игровая, исследовательская

Учебный проект с точки зрения учащегося- это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности; это деятельность , позволяющая проявить себя. Попробовать свои силы, приложить свои знания и показать публично достигнутый результат. При такой работе учащиеся самостоятельно формулируют цели и задачи, а найденное решение проблемы носит практический характер. Учебный проект с точки зрения учителя, это прежде всего дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач. На основании этого можем сделать вывод, что учебный проект-это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и форма организации взаимодействия учащихся и учителя, и результат деятельности как найденный способ решения проблемы проекта.

В основе каждого проекта лежит проблема. Нет проблемы- нет деятельности. Проблема проекта обуславливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Организационная деятельность учащихся при работе над проектом предполагает следующие функции учителя: помогает ученикам в поиске источников информации; сам является источником информации; координирует весь процесс; поддерживает непрерывную обратную связь; поощряет учеников. Проектное обучение ставит ребенка в позицию учащегося, а не обучаемого. Работа над проектом строится в несколько этапов.

этапы

Деятельность учителя и учащегося

Предварительная подготовка

Мотивация учащихся для работы над проектом

Выявление мотивированных детей

Познавательно-просветительская работа с учащимися

Собственно подготовка

Выбор и обсуждение темы, целей и задач проекта

Получение дополнительной информации

Формирование рабочих групп

Планирование

Выработка индивидуальных и групповых планов работы

Формулирование задач

Определение частных задач, источников и способов сбора информации, ее анализ и синтез

Планирование работы

Выбор формы и установление сроков отчета

Распределение задач и обязанностей между членами группы

Исследование

Выполнение исследований под руководством учителя

Применение на практике методов исследования

Анализ информации и формулировка задач и выводов

Отчет

Обсуждение и утверждение формы отчета и защиты

Оценка

Представление и оценивание результатов

Коллективный анализ деятельности

Характеристика этапов: На первом этапе выявляются ученики, способные творчески работать с текстом книги, подбирать и обобщать информацию, делать выводы, анализировать. После того как определились желающие работать над проектом, начинается поиск темы и определение целей работы. Главное -научит учащихся не только ставить перед собой цели, но делать это логически обоснованно, с высокой степенью результативности, потому что это определяет последовательность выполнения работы, помогает выявить и установить причинно-следственные связи между всеми ее частями. После определения тем и целей проектов важно установить последовательность выполнения работы. Чтобы она была проделана успешно, опять необходим контроль сл стороны учителя, потому что ученики часто не понимают, как выстроить план действий, как поставить задачи. На четвертом этапе работы ученики определяют источники информации, с которыми им предстоит работать. Выбор материала неограничен. Здесь и научно-популярная литература, справочники, словари, периодическая печать, интернет, документы. После определения тем, целей, рабочих гипотез, задач и источников информации, распределения задач и обязанностей внутри группы приступают к выбору формы отчета на будущей презентации и представлении. Здесь же необходимо оговорить критерии оценки проекта, включающих в себя соответствие заявленным целям, задачам и темам, структуру работы и ее оформление, качество и эмоциональность подачи материала и т.д. Оговорив все это, можно приступать непосредственно к исследованию.

Технология проектной деятельности требует от учителя особой подготовки школьников, разъяснения им заданий, способов их выполнения, требований к оформлению результатов.



© 2010-2022