- Преподавателю
- География
- Урок по ФГОС 2 поколение
Урок по ФГОС 2 поколение
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мешкова Н.В. |
Дата | 15.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Приупская средняя общеобразовательная школа»
администрации муниципального образования Киреевский район
Урок географии в 6 классе
по теме «Стороны горизонта. Ориентирование»
( с учетом требований ФГОС)
Автор:
Учитель географии 2 категории
МКОУ «Приупская СОШ» Киреевского района
Тульской области
Мешкова Наталья Викторовна
П.Приупский
2014г
Урок «Стороны горизонта. Ориентирование» направлен на формирование представлений о сторонах горизонта и способах ориентирования на местности, определении азимута.
Основной формой урока является деятельностный метод. Конечная цель урока достигается в результате выполнения практических работ, тренировочных упражнений, широко применяются информационно-коммуникационные технологии- презентации.
Тема урока: Стороны горизонта. Ориентирование.
УМК издательства «Дрофа». География. Начальный курс.6 класс. Учебник д/ (Т.П.Герасимова. Н.П. Неклюкова- 3 изд.,пересмотр): М.: Дрофа, 2014; География. 6 класс.: атлас.М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2014; Рабочая тетрадь к учебнику Т.П.Герасимовой и Н.П.Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс»/ (Т.А.Карташева,С.В.Курчина).
М.: Дрофа, 2014.
Уровень преподавания - базовый.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
Цели урока:
- Содержательная:
формирование представлений о сторонах горизонта и способах ориентирования на местности.
- Деятельностная (формирование новых способов действий):
-формирование практических умений определять с помощью компаса сторон горизонта и азимута на местности, по плану;
-формирование практических умений ориентироваться на местности по местным признакам;
- развитие у обучающихся способности владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-применение усваиваемых знаний в условиях решения учебных задач;
- формирование у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать.
Задачи урока:
-развивать у обучающихся умения находить нужную информацию из различных источников;
-развивать практические навыки работы с компасом, планом местности;
- формировать навыки использования информационных технологий с учетом стандарта второго поколения;
-формировать навыки самостоятельной и групповой работы;
- развивать у обучающихся интерес к предмету «география» и образное мышление.
Планируемые результаты: уметь объяснять значение понятий: «азимут», «стороны горизонта», «ориентирование»; определять (измерять) направления на плане, географической карте и на местности; ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов.
Личностные УУД: развитие познавательных мотивов;
Регулятивные УУД: постановка и сохранение учебной задачи, контроль и коррекция знаний выделение методов
( анализ, синтез), подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
Познавательные УУД: развитие кругозора учащихся по спектру применения знаний и навыков ориентирования в пространстве.
Обоснование и особенности используемых приемов/ методов обучения, педагогических технологий.
В данном уроке использовались следующие технологии:
-
Технология объяснительно-иллюстративного обучения, то есть информирование учащихся и организация их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) умений. Обучающиеся на данном уроке работают с текстом учебника ; анализируют, выделяют необходимую географическую информацию;
-
Информационно-коммуникационные технологии повышают учебно-познавательную мотивацию учащихся, рационально организовывают познавательную деятельность в учебном процессе, изменяют организацию процесса познания путем смещения его в сторону системного мышления. Использование средств ИКТ позволяет индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам, изучать явления и процессы в макро - и микромире, внутри сложных географических систем на основе использования средств компьютерной графики и компьютерного моделирования.
-
Технология коммуникативно-диалоговой деятельности. Учащиеся отвечают на проблемные вопросы, учатся вести дискуссию, отстаивать свое мнение. Урок был разработан с учётом требований проблемного обучения. В ходе проблемного обучения создаются различные проблемные ситуации и анализируются пути их решения, формируются умения видеть противоречия, формулировать проблему. Решение проблемного вопроса или задания приводит учащихся к получению новых знаний. Характерным признаком технологии проблемного обучения является самостоятельная познавательная деятельность учащихся в выполнении практических заданий.
-
Технология личностно-ориентированного (адаптивного) обучения, создающая условия для обеспечения собственной учебной деятельности учащихся, учета и развития их индивидуальных особенностей;
-
Технологии развивающего обучения, в основе которых лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников, в первую очередь их интеллектуальных способностей, формируя у школьников учебно-познавательные мотивы;
-
Технология критического мышления, т.е. умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п. Данная технология позволяет повысить качество образовательного процесса,
интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по предмету, развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа сложности;
-
Технология дифференцированного обучения -это разделение учащихся класса на типологические группы для организации обучения на разных уровнях усвоения учебного материала, используя при этом различные методы и приёмы обучения. Она предполагает разный темп усвоения содержания, дифференциацию вопросов и заданий, вариативность видов познавательной деятельности, характер и степень дозировки домашнего задания.
Содержание учебного материала: стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.
Основные термины и понятия: стороны горизонта, ориентирование, азимут.
Средства обучения (ресурсное обеспечение занятия):
- дидактическое сопровождение урока: География. Начальный курс.6 класс. Учебник д/ (Т.П.Герасимова. Н.П. Неклюкова- 3 изд.,пересмотр): М.: Дрофа, 2014; География. 6 класс.: атлас.М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2014; Рабочая тетрадь к учебнику Т.П.Герасимовой и Н.П.Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс»/ (Т.А.Карташева,С.В.Курчина).
М.: Дрофа, 2014., рабочая тетрадь В.И.Сиротина
; компьютерная презентация по теме «Стороны горизонта. Ориентирование.»
- необходимое техническое оборудование:
мультимедийный проектор, компасы, транспортиры, линейка, разноцветные карточки для групповой работы, лица для рефлексии карточки с обозначениями основных сторон горизонта, картинки с изображением жизни леса для физминутки.
Технологическая карта урока:
Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся
Личностные результаты
Предметные результаты
Метапредметные результаты
-
Организационный этап.
Приветствие учителя, пожелания в удачной совместной деятельности. Презентация. Слайд № 2
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей друзья за дело.
- Готовы потрудиться, наукам разным поучиться? С каким настроением вы пришли на урок.
Если с хорошим, то поднимите улыбающееся личико,
нет- грустное. Молодцы.
- Тогда начнем наш урок
Слушают учителя
Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
2 Этап: проверка домашнего задания.
2 человека по карточкам:
1 карточка-1:1000, 1:25 000, 1:22000 000,
В 1 см 500 м, в 1 см 2 км
2 карточка- 1:15000 1:200000 1: 8000 в 1 см 38 км в 1 см 100 м
Фронтальный опрос (прием похлопаем, потопаем).Ребята, я вам буду предлагать высказывания,
если вы согласны, то будете хлопать в ладоши,
нет- топать.
Готовы.?
-
Масштаб показывает, во сколько раз уменьшены все линии на плане по отношению к действительным размерам.
-
Масштаб бывает четырех видов: численный, именованный, графический, линейный.
-
Чем крупнее изображена территория, тем больше масштаб.
-
Чтобы перевести именованный масштаб в численный, необходимо приписать два нуля.
-
Физическая карта полушарий- мелкомасштабная.
-
При помощи линейного масштаба можно определять длину кривых линий, например реки.
2 человека работают по карточкам,остальные- фронтальный опрос (прием «похлопаем,потопаем»)
Умение вести диалог на основе равноправных взаимоотношений и взаимного уважения
Владение географическим мышлением
Формирование познавательных интересов
3 Этап : актуализации знаний учащихся
Вниманию учащихся предлагается картина В.М. Васнецова «Витязь на распутье» (презентация слайд 3 )
- Кто главный герой? Какое у него настроение? Как вы думаете, почему?
У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местонахождение, найти верную дорогу. Что же делать?
Вывод: Для этого каждому человеку необходимо научиться в жизни ориентироваться, т.е. определять свое местоположение.
просматривают иллюстрацию. Высказывают свои ощущения в подобной ситуации, какой выход можно найти из создавшейся ситуации
Умение вести диалог на основе равноправных взаимоотношений и взаимного уважения
Владение географическим мышлением, умениями географического анализа
Формирование познавательных интересов, Мотивация к познавательной деятельности
4) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Презентация, слайд 4Давайте попробуем Сформулировать тему урока, Определить цели, чему вы должны научиться. (
запись темы в тетрадь)
Высказывают свое мнение. Называют тему урока «Стороны горизонта.Ориентирование», записывают название темы в тетрадь.
Способность ставить цели. Развитие способности логически мыслить
Владение умениями географического анализа
Развитие умения определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике
5) Изучение нового материала
Презентация слайд 5
Отгадайте загадку:
Эта линия всё время
Между небом и землёй.
Хоть весь год к ней прошагаем,
А на месте мы с тобой.
-О чем идет речь?
_Что называется линией горизонта?(ответы детей)
-Из курса начальных классов давайте вспомним основные и промежуточные стороны горизонта. (презентация слайд 6)
-Так что же такое ориенирование?( презентация слайд 7)
- Какими способами можно определить свое местонахождение, вы узнаете из
§ 5 учебника, стр. 16. и атласа стр.(Учащиеся самостоятельно знакомятся с пунктом 2 и выделяют основные способы ориентирования).А сейчас разбейтесь на 2 группы согласно цвету карточки, лежащей у каждого ученика на парте: 1-ая группа получает задание: как можно определить стороны горизонта в лесу, по отдельно стоящему дереву;2 группа- по тени в полдень; по полярной звезде.
- Так о каких способах ориентирования вы узнали?(ответы детей, презентация слайд 10-12)
-С помощью какого прибора мы можем определить стороны горизонта?(ответы детей, презентация слайд 13)
Педагог подводит детей к формулированию первого вывода вопросом: как необходимо вести себя, если вдруг оказался в незнакомой местности?
Учащиеся делают первый вывод урока: существуют различные способы ориентирования. В сложной ситуации важно не растеряться, а суметь собраться и правильно определить основные стороны горизонта.
Ориентирование можно проводить с помощью специального прибора - компаса. Работа с атласом: стр.8. Где и когда впервые был изобретен компас?(презентация слайд13)
-Как вы думаете,как им пользоваться?(презентация, слайд 14)
- Определите, в каком направлении находится дверь нашего класса? Куда выходят окна? Где от вас находится ваш дом? Ваш сосед?
Работа с планом местности в атласе на стр.6. Объяснение учителем, как определять стороны горизонта по плану, если нет стрелки с обозначением направления север-юг. В этом помогает рамка плана местности: верхняя граница рамки обозначает север, нижняя- юг. А какие направления обозначают боковые рамки?
Отвечают на вопрос.
Один ученик зарисовывает схему на доске, остальные контролируют его действия.
Высказывание ребят.
Самостоятельная работа в группах с учебником пар5 стр 16. И атласом стр.
Работают с картами атласа,стр 8
Отвечают на вопрос.
.
Формирование представления о сторонах горизонта, об ориентировании, об определении азимута. Развитие умений работы с компасом. Формирование навыков нахождения, использования географической информации.
Каждая группа отчитывается через 2-3 мин с поддержкой педагога (показ слайда 10-12).
Работа с текстом и презентацией, выделение главной мысли, поиск определений понятий, поиск ответов на вопросы, составление по рисунку.
6) Физминутка
В виде игры «Прогулка по лесу».Представьте,что наша группа совершает заочное путешествие по осеннему лесу.. Я - ваш руководитель. Давайте полюбуемся красотами природы. Сегодня солнечная погода и солнышко находится от нас на юге.Повернитесь, ребята, по направлению «Юг».Идем дальше.Ой, смотрите какая красивая птица полетела на восток. Да, много преподносит лес нам красот.А посмотрите, какой необыкновенный цветок переливается в лучах солнца на западе.
Слайд 15,выполняют движения под музыку
7) Этап закрепления и применения знаний и способов деятельности.
Откройте форзац учебника, вам нужно через овраг пройти к реке Нара. В каком направлении вы пойдете? Но ведь и болото находится на юго-востоке? Как нам узнать, куда идти?
Посмотрите на слайд 16.Прочитайте определение азимута и запишите его в тетрадь.
Работа с учебником, стр.17, рис.9. определение азимута на предметы (слайд 17).
-Какой можно сделать вывод?
На основе изученного учащиеся, делают второй вывод урока: для того, чтобы определить точное направление на предмет, необходимо знать его азимут.
-А теперь я предлагаю задание для групп.1 группа определяет азимуты туриста,2 группа- велосипедиста.
Называют стороны горизонта.
Создание проблемной ситуации.
Работа с учебником стр.17,рис.9 и слайдом 17
Слайд 18-19,применение знаний на практике.
Овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных заданий.
Умение применять приборы и естественные ориентиры для определения сторон горизонта
Развитие способности к самостоятельному приобретению знаний и практических умений, в частности умения ориентироваться.
8)Подведение итогов урока . Рефлексия
- Какие задачи ставили мы в начале урока?
Учащиеся анализируют знания, полученные на уроке, проводят самооценку и взаимную оценку.
Обсуждают результаты урока, отвечают на вопросы:
Что вы открыли нового на уроке?
Чему вы научились сегодня?
Чем вам это может помочь?
В какой части урока вы работали лучше всего?
Что вам на уроке показалось трудным?
-Какое у вас сейчас настроение?
Делают выводы: ориентирование начинается с определения сторон горизонта, определить стороны горизонта можно не только по компасу, но и по местным признакам: деревьям, мху, муравейникам. Уметь ориентироваться необходимо каждому человеку, людям различных профессий.
Высказывают свое мнение об уроке
Овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Определять на местности и на карте азимуты и стороны горизонта географических объектов.
Умение вести самостоятельный поиск, анализ.
9)Домашнее задание. Оценки
Пар5,раб.тетрадь стр.11-12.