- Преподавателю
- География
- Конспект урока на тему Япония (12 кл)
Конспект урока на тему Япония (12 кл)
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Латыпова Г.Г. |
Дата | 21.12.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
ГБОУ Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №13 VI вида Республики Башкортостан
ЯПОНИЯ.
(план-конспект урока по географии в 12 классе (VIIвид))
Учитель: Латыпова Гульшат Галимяновна
2012 г.
Тема: Япония.
Цели урока:
1. Учебно-образовательные.
Знать основные черты ЭГП, проблемы использования территории, природные ресурсы, национальный состав и размещение населения Японии.
2. Развивающе-коррекционные.
Развитие умений выделять главное из увиденного и услышенного, сформировать представление о стране, развивать память, логическое мышление.
3. Воспитательные.
Развитие интереса и уважительного отношения к духовной культуре японского народа.
Оборудование: презентации к уроку, экономическая и физическая карта
Японии, политическая карта мира
Ход урока.
Организационный момент. Приветствие ученика. Проверка готовности ученика к уроку его самочувствие, настроение.
Включить музыку 1 и читать эпиграф
Эпиграф:
На островах в солёных водах
Лежала древняя страна.
От государств других районов
Так отличалася она.
Цунами берег разрушали,
И ежегодно много раз
Земля внезапно содрогалась,
Что люди гибли в тот же час.
Там развивалася культура,
Веками строились дома.
И что рождалось здесь впервые-
Не умирало никогда.
Страной Восходящего Солнца
Назвали соседи её.
Встаёт из-за моря здесь солнце,
За горы садиться оно.
-
Мотивационно-целевой блок
О какой стране идет речь? Объявить цели и план урока. Наша цель:
узнать о природных ресурсах, населении и хозяйстве страны
План урока:
1. Япония-«страна-наоборот».
2. Название страны и состав территории.
3.Экономико-географическое и политико-географическое положение . Влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во времени.
-
Особенности населения. Демографическая политика. Культура Японии.
-
Природные ресурсы и их использование. Оценка природно - ресурсного потенциала для развития хозяйства Японии.
-
Хозяйство страны
II. Изучение нового материала.
1.Япония-«страна - наоборот».
В этой стране пальто подаёт женщина; руль в машине с правой стороны; пишут сверху вниз; едят палочками; спят на полу, а белый цвет является траурным. Посмотрим где расположена страна см. Политическую карту мира
2. Название страны и состав территории. Беседа с дополнениями учителя.
-
Древнее название страны-Ямато, «Страна-восходящего Солнца»
-
Столица-Токио, что означает- «Восточная столица»,расположена на месте бывшего замка Эдо. Прежняя столица- г.Киото.
-
Экономически развитое государство. Член «Большой восьмерки», но не член НАТО. Конституционная монархия. Унитарное государство( 46префектур и губернаторство Хоккайдо).
-
Национальный японский флаг белого цвета с красным кругом-солнцем в середине.
-
Круглая хризантема - национальный цветок Японии.
Работа с физической картой Японии:
1. Характеризуем ГП и природные особенности страны.
-
Страна-архипелаг. 4крупных о-ва(о.Хоккайдо,о.Хонсю, о.Кюсю, о.Сикоку) и 4 тыс.мелких в Тихом о-не. Протяженность береговой линии 30 тыс. км.
-
Площадь страны-377.8 тыс.кв.км.
-
Рельеф преимущественно гористый, высшая точка-г.Фудзияма(3776м).Насчитывается 118 вулканов, из них более 40 действующих.
-
Низменности вдоль побережья, часто подвержены цунами и землетрясениям.
-
60% территории страны покрыто лесом.
-
Климат влажный морской , на севере-умеренный, на юге-тропический.
-
Имеются горячие источники.
Закрепление: Что мы узнали?
Как по другому называют Японию?
Столица
Сколько крупных островов?
В какой зоне расположена страна?
3.ЭГП и ПГП. Влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во времени.
Слайд 4, презентация 3 Япония
-
Япония-древнее государство(с 3-го века н.э.)
-
Политика самоизоляции
-
До 1945г. Имела большую территорию( южные о-ва Курильской гряды-Шикотан, Кунашир, Итуруп, о-ва Хабомаи), Юж.Сахалин, о.Тайвань и Корея.
-
До сегодняшнего дня не подписан с Россией мирный договор, остаются спорными Курильские о-ва.
Положительные и отрицательные черты ЭГП:
Благоприятные черты: Неблагоприятные черты:
1.Островное положение, 1.Удаленность от большинства развитых
возможность для развития стран «Большой восьмерки»,затрудняет
широких экономических отношений процесс интеграции.
2. Положение в центре АТР, 2. Положение в сейсмической зоне
наиболее динамично развиваю- 3. Малая площадь территории
щегося региона.
3.Благоприятные климатические
условия.
Сделаем вывод: Каково же в целом ЭГП Японии (выгодное или нет) ?
III. Физкультминутка. Прослушивание музыки 2
4.Особенности населения. Демографическая политика.
Проанализировать данные о населении на слайде 6 (презентация 3 Япония)
Численность- 127 млн. чел.(8-е место в мире).
Однонациональная страна (японцы составляют 99.3%; др.народы- корейцы-511.3 тыс чел.; китайцы-244.2тыс чел.; бразильцы-182.2 тыс чел.; филлипинцы-89.9 тыс чел; айны-20 тыс.чел.(на оХоккайдо)
Следовательно, какой государственный язык? (японский) Прослушать сообщение о японской письменности.
Религии: синтоизм и буддизм
Анализ слайда:
Рождаемость: 1947г - 34 чел.на 1000 жителей
1960г - 19 чел.на 1000 ж.
2000г - 9.5 чел.на 1000 ж.
Детская смертность снизилась с 60 до 3 чел/1 000 жит -«Японское чудо»
Естественный прирост снизился с 15 чел/1 000 (в 1950г), до 1/1 000(2000г)
Подобный демографический переход( демографическую революцию) страна совершила самой первой из стран Азии и в довольно короткие сроки.
С 1949г в стране проводится демографическая политика.
Основные направления: снижение рождаемости и повышение уровня жизни.
Методы достижения: - занятия со школьниками по планированию семьи
- повышение брачного возраста
- увеличение затрат на воспитание и образование детей
- дорогие свадебные церемонии.
В результате Япония столкнулась с демографическими проблемами:
- процессом постарения населения и угрозой депопуляции
Продолжительность жизни -одна из самых больших в мире.Твое мнение, почему?
Анализ слайда: -Употребление в пищу морепродуктов; Здоровый образ жизни;
- Малое употребление спиртных напитков; доброжелательность;
- Высокая образованность населения.
Какая территория Японии наиболее заселена?
Средняя плотность населения-336 чел.\кв.км. В городах плотность достигает- 1000чел\км.кв.
К каким странам относится Япония по уровню урбанизации?
80% - городское население. В стране более 200 больших городов, 12 из них-города миллионеры. Самыми крупными агломерациями считаются Токио, Нагоя, Осака. Они образуют мегалополис ТОКАЙДО, где живет около 56% всего населения страны.
Самым крупным городом мира является Токио(26 млн. чел.)
Культура Японии. От слайда 7 (през. 2 Япония)
слайда 4 ( през. 1 Япония)
слайда 12 ( през 3 Япония)
Архитектура; Одежда ; Японский сад; Праздники; Спортивные и военные традиции.
Закрепление по населению: Какая нация преобладает?
Какое место занимает в мире по численности?
Основные религии?
Национальная одежда?
Традиции
5.Природные ресурсы и их использование.
Страна богата культурными традициями, а
Какими природными ресурсами обладает Япония? Слайд 5 Презен. 3 Япония
1.Бедна минеральными ресурсами(есть только малые запасы меди, каменного угля, свинцово-цинковых руд).
2.Бедна земельными (пашней)
3. Хорошие агроклиматические и рекреационные ресурсы
4. Гидроэнергетические и лесные
5. Богатейшие морские( биологические)
Японцы умеют рационально использовать те богатства,чем их наградила природа. Создано много национальных парков, красивых уголков природы. В Японии хорошо налажена рыбоперерабатывающая отрасль, почти безотходное производство.
Страна бедна минеральными и земельными ресурсами. Как она решает эти проблемы?
1.В 50-60 г.г закупала дешевое сырьё. В настоящее время ориентация на наукоемкие отрасли.
2.Опора на высококвалифицированные трудовые ресурсы.
3.Отвоевывает у моря часть побережья, «чудом света можно назвать аэропорт Кансаи, построенном в бухте Осака в 5 км от о.Хонсю.
6. Хозяйство страны 7 слайд 3 презен Япония, 9слайд 1презен
-
машиностроение
-
черная и цветная металлургия
-
с/х
Закрепление.
На сегодняшнем уроке мы познакомились с Японией. Какая она, Япония, и какие японцы?
-
Страна с выгодным ЭГП, но с малой территорией и минеральными ресурсами.
-
Одна из наиболее урбанизированных стран мира, с высоким уровнем жизни, богатой культурными и духовными традициями.
-
Япония- страна образованных, интеллектуальных и культурных людей.
-
Экономически развитое государство
Итог урока.
Оценивание
Домашнее задание: просмотреть презентации, решить тест
Тест . Япония
1) Число жителей, проживающих на территории Японии:
а) 150 млн. чел.;
б) 130 млн. чел.;
в) 127 млн. чел.;
2) Государственный строй:
а) абсолютная монархия;
б) конституционная монархия;
в) республика;
3) По численности населения Япония занимает в мире:
а) 5 место
б) 7 место
в) 10 место
г) 4 место
4) Национальный состав - … японцы:
а) 89%; б) 90%; в) 99%;
5) Япония относится к:
а) I типу воспроизводства;
б) II типу воспроизводства;
6) Население Японии исповедует 2 основные религии:
а) буддизм и конфуцианство;
б) конфуцианство и синтоизм;
в) буддизм и синтоизм;
г) иудаизм и синтоизм;
7) Японское «Экономическое чудо» обусловлено:
а) заимствование и внедрение научно-технических изобретений;
б) высокие темпы развития военно-промышленного комплекса;
в) низкой заработной платой рабочих;
8) Ведущие отрасли промышленности:
а) пищевая;
б) автомобилестроение;
в) лесная;
9) По числу торговых судов Япония занимает … место
а) 3;
б) 1;
в) 10;
г) 2;
-
Искусство составления композиций из цветов:
а) бонсай
б) икебана
в) нэцкэ