Проект на уроке географии в 5 классе на тему: Ориентирование

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Визитка проекта

Авторы:

Образовательное учреждение (я)

МОУ Рождественская СОШ

(ФИО, должность)

Башкинова Галина Алексеевна, учитель географии

Тема проекта:

«Ориентирование»

Творческое название:

«Различные способы ориентирования на местности»

Типология проекта:

Информационный проект с элементами практической деятельности

Категория
учащихся:

5 класс

Продолжительность проекта

краткосрочный

Предметная
область (и):

География

Образовательные цели:

Формирование у учащихся представлений о способах ориентирования на местности.

Развивающие цели:

Способствовать формированию информационной культуры.

Способствовать развитию мыслительных операций.

Воспитательные цели:

Способствовать формированию коммуникативной культуры. Формирование познавательного интереса к предмету исследования.

Основополагающий вопрос (необязательно):


Проблемный вопрос (обязательно):

Как не заблудиться в незнакомой местности?

Частные вопросы
(в рамках учебной темы)

Исследования

Как с помощью компаса ориентироваться на местности?

1.1. По тексту выяснить, как можно с помощью компаса сориентироваться на местности? Ответить на вопросы: Как устроен компас? Как работает компас? Чтение текста раздела, стр.80-81,

Работа с рисунком на стр.80.

Заполнение карточки-задания.

Как ориентироваться по Солнцу, по Полярной звезде?

2.1. По тексту учебника выяснить, как ориентироваться по Солнцу, по Полярной звезде. Работа с текстом учебника, ресурсами Интернета, рисунками учебника, стр.81, создание презентации.

Как ориентироваться по местным признакам?

3.1. Изучить текст, рассмотреть иллюстрации и подготовить презентацию «Ориентирование на местности по местным признакам».

Этапы проекта:

Название этапа

Сроки

Ученик

Педагог

  1. Подготовительный

5 минут

Формулирование основополагающего и проблемного вопросов.

Создание проблемной ситуации.

  1. Проектировочный

5 минут

Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов.

Координация работы, помощь.

  1. Практический

20 минут

Сбор материала, работа над презентациями

Координация работы.

  1. Контрольно-коррекционный

В течении

всей деят-ти

Самооценка.

Координация работы.

  1. Заключительный

15 минут

Каждая группа представляет

свой продукт-результат деятельности.

Координация работы. Оценка работ.

Аннотация проекта:

Проект рассчитан на учащихся 5 класса. Реализация проекта рассчитана на один урок. Практическое значение проекта: учащиеся получат знания по ориентированию в незнакомой местности, получат опыт работы по отбору информации, работы с информационными технологиями.

Тема урока

Ориентирование.

Цель урока:

Формирование у учащихся представлений о способах ориентирования на местности.

Планируемые ОР

Ученик по окончанию изучения темы урока:

-раскрывает сущность понятий «ориентирование»;

-объясняет особенности работы компаса;

- ориентируется на местности при помощи компаса и местных предметов;

- определяет направления на местности;

- планирует предстоящую деятельность с помощью учителя;

- обосновывает значимость ориентирования для сохранения жизни;

- активно взаимодействует с другими участниками образовательного процесса;

- формулирует свое мнение по изучаемой теме;

- анализирует информацию из разных источников;

- организует самостоятельную работу.

Программные требования

Личностные результаты

Метапредметные

Предметные

- устойчивая мотивация и интерес к учению;

- умение использовать географические знания для адаптации,

- умение работать самостоятельно,

- формирование познавательного интереса к предмету исследования.

-целеполагание;

-выделяют существенную информацию из текста;

-формулируют собственное мнение и аргументируют его;

уметь организовывают свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирают с помощью учителя средства реализации цели и применяют их на практике, оценивают достигнутые результаты

раскрывать сущность понятий «ориентирование»;

определять по компасу и местным признакам стороны горизонта.

Мировоззренческая идея

Ориентирование - необходимое условие ориентации в незнакомой местности.

Программное содержание

Компас. Способы ориентирования на местности.

План изучения нового материала

1. Формулирование проблемы, цели, темы проекта, темы урока.

2. Планирование работы

3. Ход работы

4. Презентация готового продукта

Основные понятия

«компас», «ориентирование», различные способы ориентирования.

Тип урока

урок - мини-проект

Форма урока

работа по группам

Технология

проектная деятельность

Мизансцена урока

учащиеся сидят по группам (I, II, III)

Оборудование урока

раздаточный материал - таблицы, схемы, компасы, текст учебника, компьютеры, интернет.

Домашнее задание

§ 17, вопросы, стр. 82.

Технологическая карта урока

Название этапа

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Подготовительный

(мотивационный)

5 минут

Создание проблемной ситуации: ребята, представьте, что вы заблудились в лесу незнакомой местности. Как быть в этой ситуации?

Какова ваша цель?

Вы можете это сделать?

Какое вы видите противоречие?

В чём состоит проблема?

А что, по-вашему, нужно уметь, чтоб выйти из леса?

Верно! То есть ориентироваться на местности.

Какая цель стоит перед вами?

Какие способы ориентирования вам известны?

Верно, способов ориентирования есть довольно много.

Поэтому, какова цель нашего урока? (узнать, какие есть способы ориентирования на местности)

А как назовём мы наш проект?

По ходу беседы заполняют рабочий лист дневника проекта «Проблема»

Предлагают разные варианты: звать на помощь, идти по памяти, идти к реке и т. д.

-Выйти из леса, найти дорогу к лагерю.

- Нет, не хватает знаний, опыта.

Заблудились - нужно благополучно вернуться в

лагерь. (заполняют раб. лист дневника проекта)

-Не знаем, как выйти из леса.

-Определять стороны горизонта.

- Научиться ориентироваться на местности

-по компасу, по звёздам


-узнать, какие есть способы ориентирования на местности


Различные способы ориентирования на местности.

II.Проектировочный

(планирование проекта)

5 минут

Формулировка частных вопросов, координация работы.

Учитель делит уч-ся на три группы (по 4 человека), в I группе самые подготовленные ученики.


Учитель направляет, помогает, советует, консультирует

Определяют с помощью учителя темы исследования.

Учащиеся с помощью учителя формулируют темы исследования.

I группа: « Как с помощью компаса ориентироваться на местности»

II группа: «Ориентирование по Солнцу, по Полярной звезде».

III группа: «Ориентирование по местным признакам».

Учащиеся каждой группы заполняют рабочий лист дневника «Планирование» (прилагается)

Каждая группа получает карточку-алгоритм выполнения исследования. (прилагается)

III. Практический

(выполнение проекта)

18 минут

Учитель направляет, координирует деятельность уч-ся, в случае затруднений - помогает, советует.

Работают с текстом, рисунками учебника, компасом, заполняют карточки-задания.

анализируют информацию из разных источников;

организуют самостоятельную работу в группах, отбирают информацию, создают презентацию, отчёт.

IY. Контрольно-коррекционный

Координирует, помогает.

Доработка «продукта», самооценка

Y. Заключительный

Представление результатов работы.

15 минут

Учитель оценивает работы, выставляет оценки




Учитель спрашивает детей: вы сможете теперь выйти из леса, если заблудитесь?

Каждая группа представляет свой готовый продукт:

I - отчёт с рисунками на доске, рассказывают о строении компаса, показывают одноклассникам приёмы работы с компасом.

II - презентацию «Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде» (Работы прилагаются)

III - презентацию «Ориентирование по местным признакам».

Учащиеся отвечают: да, т. к. мы знаем способы ориентирования по компасу, по Солнцу, по звёздам, по местным признакам.

Рефлексия.

2 минуты

Как вы чувствовали себя на уроке, насколько вам было хорошо и комфортно?

Как вы оцениваете свою работу?

Можно использовать различные варианты:

На интерактивной доске - три вагончика, дети помещают свою фотографию в 1, 2, 3 в зависимости от активности на уроке. Можно использовать листья красные, жёлтые, зелёные, которые также отражают самооценку деятельности ребёнка на уроке.



1 группа

«Как с помощью компаса можно ориентироваться на местности»

Изучите строение компаса.

Задание: заполните таблицу на доске.

обозначение

направление

Градусы(º)

N

Север

S

Юг

180º

W

Запад

270º

E

Восток

90º

Изучите правила работы с компасом по тексту и покажите классу, как правильно ориентироваться по компасу.

Задание: со всеми одноклассниками, с помощью компаса, определите, в каком направлении находится церковь, магазин?

Строение компаса

Компас состоит из коробочки, внутри которой на острие иглы вращается магнитная стрелка - самая важная часть компаса. Один её конец показывает на север, а другой - на юг. На шкале компаса обозначены буквами стороны горизонта: N- север, S- юг, W- запад, E -восток, а цифрами - градусы.

Правила работы с компасом.
1. Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).
2. Освободите рычаг (зажим) и дайте стрелке успокоиться;

3. Поворачивая компас, совместите синий конец стрелки с буквой S (С).

4.По шкале определите нужное направление.

Задание для работы с классом

Расположите объекты (указав цифры в кружочках) в соответствующих направлениях:


  1. Река - север

  2. Дом - юго-восток

  3. Лес - запад

  4. Дерево - юго-запад

  5. Мост - восток

  6. Дорога - запад


2 группа

«Ориентирование по Солнцу и Полярной звезде»

Прочитайте внимательно §17 (раздел 2, 3) и выполните задания.

Выяснить, как, ориентироваться по Солнцу, по Полярной звезде. Представить информацию в виде презентации, книжки-малышки, мини - журнала, публикации (на выбор)


3 группа

«Ориентирование по местным признакам»

Изучить текст § 17, раздел 4, рассмотреть иллюстрации, используйте ресурсы Интернета и подготовить презентацию «Ориентирование на местности по местным признакам»




© 2010-2022