Урок-соревнование по географии для 8 класса «Лесные зоны России»

"Выдержка из материала: Урок-соревнование по географии «Лесные зоны России» Оборудование: физическая карта России, карта природных зон России, гербарий, мультимедиа. "Ход урока Организационный момент(1)Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности. Повторение (8) Новая тема (20) Закрепление (10) Итог, Д/з. Много леса - не губи, Мало леса- береги, Нету леса- посади. (восточная мудрость) Почему медведь «белый»? Почему полярники на дрейфующих станциях строго следят за чистотой снега?...
Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Лесные зоны России.

(урок- соревнование)

Цели и задачи:

- изучить леса России, рассмотреть причины различия лесных зон России;

-развивать интеллектуальные способности, интерес к географии;

-привитие навыков агитационной работы, воспитание экологической культуры у учащихся.

Оборудование: физическая карта России, карта природных зон России, гербарий, мультимедиа.

Ход урока

  1. Организационный момент(1)Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности.

  2. Повторение (8)

  3. Новая тема (20)

  4. Закрепление (10)

  5. Итог, Д/з.

« Много леса- не губи,

Мало леса- береги,

Нету леса- посади.»

( восточная мудрость)

Класс делится на 3 группы. Группы выполняют задания, участвуют в заданиях- конкурсах. Задания могут быть устные и письменные. За каждое задание каждой группе выставляются баллы. Если у команды нет ответа, то отвечает другая. Получая дополнительно 1 балл за каждый верный ответ. Итоги соревнования- урока подводятся по таблице, где учитываются баллы, полученные в ходе урока.

Прежде чем приступить к изучению темы, сделаем повторение по пройденной теме. Это будет разминка.

1(звено) группе

  1. Дайте краткую характеристику о тундре.

  2. Как приспособились животные к суровым экстремальным условиям?

  3. Почему в арктической пустыне отсутствуют почвы?

2(звено) группе

1. Дайте краткую характеристику арктической пустыни

2. В каком климатическом поясе расположена природная зона арктических

пустынь?

3. Почему в тундре прохладное лето, несмотря на то, что в полярный день солнце круглые сутки над горизонтом, а тепла земля получает за сутки не меньше, в зоне лесов?

3 звено.

1.Почему медведь «белый»?

2. Почему полярники на дрейфующих станциях строго следят за чистотой снега?

3.Объясните выражения слова «Страна льда и тьмы» (Ф. Нансен)

Признаки природной зоны. (учащиеся отличают верные признаки)

Арктические пустыни:

а) зона расположена на островах СЛО;

б) несколько месяцев длиться полярная ночь

в) избыточное увлажнение, много озер и болот;

г) значительные площади заняты ледником

д) лето короткое и холодное;

е) зона протянулась вдоль побережья СЛО. (Ответы а, б, г, д)

Зона тундры:

а) средняя температура июля +5-10*С;

б) выпадает много осадков

в) увлажнение избыточное;

г) почвы подзолистые

д) сильные ветра;

е) территория зоны- огромные пастбища оленей. (Ответы а, в, д, е)

Вам было задано написать мини- сочинение о значении леса. (Учащиеся читают свои сочинения)

Берегите лес. И хочу присоединиться к вашим сочинениям, какое это благо для всех нас- лес. Лес не только объект для восхищения, леса играют большую роль в сохранении влаги на земле, регулируют сток воды в реки. Внесите свой вклад в его сохранение. Соблюдайте правила: в лесу будьте осторожны с огнём, охраняйте, берегите муравейники(санитары леса), не оставляйте мусор. Собирайте макулатуру (60 кг сохраняет жизнь взрослого дерева, имеющего возраст 50-60 лет).

Какие у нас имеются леса. Мультимедиа. После просмотра диска учащимся даётся самостоятельная работа с таблицами.

Учащиеся каждого звена работают парами, изучая особенности тайги, смешанных и широколиственных лесов. Работают с помощью атласа и оформляют таблицу. (10мин)

Работа с таблицами

  1. Таблица

  2. Таблица

Тайга 1 звено

Компоненты природных зон

Русская равнина

Восточная Сибирь

  1. Климат



  1. Воды


3.Почвы


4.Растительность




Смешанные и широколиственные леса 2 звено

Компоненты природной зоны

Русская равнина

Приморье

Климат


Воды


Растительность


Почвы




После заполнения таблицы учащиеся представляют свои работы.

Почемучки. Что такое, кто такой?

  1. звено:

Почему почвы тайги несмотря на большую растительную массу зоны, не плодородны.2.Почему почвы тундры мало плодородны?



  1. звено

1. Почему тайга бывает темнохвойной и светлохвойной?

2.Почему в тундре преобладают многолетние растения?

3 звено:

1.Кто такой Лев Семенович Берг?

2.Объясните значение слов В.В.Докучаева: «Почва- зеркало ландшафта»

Занимательные вопросы.

  1. Из какого дерева делают спички? (осина)

  2. Какое дерево принимается для изготовления лыж?( береза)

  3. Какое дерево применяется для изготовления пианино? (ель)

  4. Какое дерево цветёт первым, а какое последним? (ольха, липа)

  5. У каких деревьев осенью листья красные? ( клён, рябина)

  6. Какие деревья дают сладкий сок? (берёза, клён)

Географический диктант ( в виде закрепления)

Задание: определить к какой зоне (тайга или смешанный и широколиственный лес) относятся следующие признаки:

Тайга смешанные и широколиственные леса

1, 4 , 6, 7, 9. 2, 3, 5, 8, 10.

Я читаю признаки лесов, вы отмечаете какому лесу они относятся.

  1. Эта природная зона имеет самую большую площадь

  2. Природная зона имеет более разнообразный растительный состав

  3. Почвы дерново-подзолистые, сырые лесные и бурые лесные

  4. Мало певчих птиц

  5. Условия зоны более благоприятны для земледелия

  6. В природной зоне деревья образуют один ярус

  7. Хищник зоны: рысь, волк, росомаха, соболь, лось

  8. Эта зона отсутствует в Сибири

  9. Деревья более холодоустойчивы

  10. Средняя температура января изменяется от -4 до -16гр.С

ЗНАЧЕНИЕ ХВОЙНЫХ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ.

Сосна относится к тем редким деревьям, которые идут в дело целиком, без остатка, от корней до вершины. Хвоя, ветки, шишки, смола, стволовая древесина - сырье для различных производств.

В народном хозяйстве ценная древесина сосны используется для строительства, для изготовления дверей и рам, мебели, домашней утвари. Как поделочный материал. В кедровых шкафах моль одежду не ест: ароматный, смолистый запах отбивает у неё "аппетит". Русские плотники научились вязать бревна без единого гвоздя. В 1669 г. под Москвой в селе Коломенское из отборных сосновых бревен был срублен царский дворец, представляющий собой сложный архитектурный комплекс. До наших дней дворец не сохранился, но судить о нем можно по рисункам и воспоминаниям очевидцев. Здесь было 270 больших комнат и три тысячи окон. Дворец поражал не только грандиозными размерами, но и сказочным великолепием деревянных построек. Недаром современники называли его "сосновым дивом" - еще одним после семи чудес света.

Древесина остается основным сырьем для изготовления бочек, спичек, шахтного крепления. Наука постоянно увеличивает диапазон применения древесины.

Кедровая древесина обладает отличным резонансным свойством: из неё изготавливают рояли, арфы, гитары. Кедровый орех - редчайший деликатес в наши дни.

Сосна - поставщик хвойно-веточного корма для зимнего рациона животных. А сколько ценных продуктов извлекают из сосновых деревьев: смола, живица, скипидар, канифоль, дубильные вещества, деготь, искусственный шелк, а из ели - бумагу. Более двух тысячелетий владеют люди секретом изготовления бумаги. Сырьем для бумажной промышленности служили в старину папирус, хлопок, конопля и др. Бумага из них была дорогой, а изделия из нее не по карману простым людям. В 1840 году немецкий инженер Келлер, а потом наши соотечественники Усачев, Жерестов и другие нашли способ изготовления бумаги из древесины.

Наш лес и щедр и богат

Под каждым кустиком есть клад

Там красотой и добротой

Наполнен чудный мир лесной

Он друг зверюшке, птичке, мошке

Он и тебе всегда поможет

Но помни: лес ты- изучи!

Лесное чудо - береги!

Д/з.1. Написать характеристику лесов Западной Сибири.

2.Написать сообщение о лекарственных растениях лесной зоны.

3.Тему читать , работа с картой.

На уроке использованы следующие педагогические технологии:

1.Частично- поисковая;

2.Личностно-ориентированное обучение;

3.Технология диалогового обучения;

4. Творческая;

5. ИКТ.

Результаты:

-повышение мотивации к учебной, познавательной деятельности;

-успешность учащихся в учебно-воспитательной деятельности;

-углубления уровня понимания учебного материала;

-развитие личностных качеств, необходимых для осознанной деятельности.



МБОУ СОШ №2 г. Чадана

Дзун- Хемчикского кожууна

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ:

Урок-соревнование по географии для 8 класса «Лесные зоны России»





По географии (природа России), 8 «б» класс,

Ооржак Айланмаа Кавайевна, учитель географии,

Стаж-29 лет, 1 категория.



2011-2012 учебный год.







© 2010-2022