• Преподавателю
  • География
  • Системно-деятельностный подход - методологическая основа концепции ФГОС ООО. Методы и приемы деятельностного подхода на уроках географии в условиях перехода на ФГОС ООО

Системно-деятельностный подход - методологическая основа концепции ФГОС ООО. Методы и приемы деятельностного подхода на уроках географии в условиях перехода на ФГОС ООО

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Пролетарская СОШ»






Сообщение к заседанию районного методического объединения учителей географии по теме:

Особенности уроков в рамках введения новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход - методологическая основа концепции ФГОС. Методы и приемы деятельностного подхода на уроках географии в условиях перехода на ФГОС ООО.


Сообщение подготовила заместитель директора

по учебной работе, учитель

географии первой квалификационной

категории МБОУ «Пролетарская СОШ»

Бахтиярова Сария Анваровна





Октябрь, 2012 год


"Великая цель образования -

это не знания, а действия"

Герберт Спенсер

«Деятельностный подход в обучении - это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательно деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат»


Деятельностный подход предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность.

На первый план здесь выходит деятельность, а знания являются условием выполнения этого дела.

В современном понимании знать - значит с помощью знаний осуществлять определенную деятельность, а не только помнить определенные знания.

Исторический опыт развития педагогики доказывает, что реализация современных целей образования возможна только в деятельности самого ребенка. Об этом говорил еще Сократ, приводя в пример то, что человек не может научиться играть на флейте, не приставив ее к губам. Метод обучения при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется деятельностным методом.

Основной задачей для меня является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Китайская мудрость гласит: "Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю".

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, стараюсь организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Деятельностный подход требует определенной формы организации, особого содержания, различных способов работы и их последовательности, специально подготовленного учителя, средств обучения. При этом выделяются три главных объекта: деятельность обучаемых, деятельность обучающих; взаимодействие деятельностей обучаемого и обучающего. Деятельность в данном случае - мотивированный процесс использования учеником тех или иных средств для достижения собственной или внешне заданной цели.

Учебная деятельность включает в себя систему деятельностных шагов, называемой технологией деятельностного метода обучения:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности;

2. Актуализация и фиксирование им индивидуального затруднения в пробном действии;

3. Выявление места и причины затруднения;

4. Построение проекта выхода из затруднения;

5. Реализация построенного проекта;

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

8. Включение в систему знаний и повторение;

9. Рефлексия учебной деятельности.

Мне хочется рассказать о деятельностном подходе в обучении географии

Модель обучения можно представить в виде следующей схемы:

а) восприятие информации;

б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);

в) запоминание (создание образа);

г) самооценка.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Учебная задача - задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.

Учебная деятельность - управляемый учебный процесс.

Учебное действие - действие по созданию образа.

Образ - слово, рисунок, схема, план.

Оценочное действие - я умею! У меня получится!

Эмоционально - ценностная оценка

Методы и приемы деятельностного подхода.

"Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить" это высказывание А. Дистервега известно всем. Однако используется ли это положение применительно к школьной географии в полной мере? Обращение к личности учащегося не может само собой привести к реализации идей развивающего обучения на уроках географии. Сумма знаний, данная ученику вне его деятельности, без учета его "внутреннего" содержания, не может привести к развитию личностных качеств, тем более творческих способностей школьника. Целью современной школы является не столько обогащение знаниями, сколько овладение способами деятельности. Большое значение в повышении качества географического образования играет умение учителя географии организовать учебную деятельность учащихся по практическому применению имеющихся у них теоретических знаний и самостоятельному получению из различных источников новых знаний, необходимых им для решения поставленных учебных задач. Собственно качество организации учебной деятельности на уроках географии и является в настоящее время основным критерием в оценке успешности проведенного урока. Качество географических знаний учащихся выступает в роли оценочного критерия работы учителя в целом.

Для реализации деятельностного подхода в обучении по географии можно использовать следующие методы и приемы:

  1. Работа в малых группах;

  2. Технология проблемного обучения;

  3. Модульное обучение

  4. Диалоговое обучение;

  5. Сравнительный метод

Работа в малых группах

Работа в малых группах позволяет всем учащимся участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.

С целью успешной работы в группах составляю четкую инструкцию и предоставляю достаточно времени на выполнение задания.

С помощью учебника, карт атласа, статистических данных подготовить информацию в течение 7-10 минут.

Главная особенность работы в группах: совместная деятельность приносит пользу каждому, так как позволяет всем учащимся (в том числе стеснительным и слабым) участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения ( умения активно слушать, вырабатывать общую стратегию решения заданной проблемы, разрешать возникающие согласия).

На некоторых уроках географии с целью активизации мыслительной деятельности обучаемых каждая группа готовит «проблемное» задание другой группе ( в форме вопросов: « Почему?, « В чем причина?, «Чем объяснить? и т. д.). В этом случае работа направлена на приобретение новых географических знаний, на решение проблем, на выход из сложных, но посильных для решения ситуаций.

В рамках групповой формы организации работы школьников провожу уроки в игровой форме. Каждая группа отвечает на заданные вопросы (за каждый правильный ответ получает жетоны). В конце урока подводится итог. Такие уроки практикую при проведении обобщающих уроков.

Технология проблемного обучения

Проблемным называется такое обучение, при котором усвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходят в процессе относительно самостоятельного решения проблем, протекающего под общим руководством учителя.

Этапы проблемного обучения:

Постановка практического или теоретического задания;

Поиск неизвестного в этой проблемной ситуации путем самостоятельного исследования ученика.

Проблемные ситуации создаю на разных этапах урока. На практических работах в начале урока ставлю проблему и предлагаю решить ее с помощью учебника, атласа и статистических данных.

Использование технологии проблемного обучения создает благоприятные условия для активизации устной речевой и творческой самостоятельной деятельности учащихся, что способствует развитию личностных компетенций школьника.

Модульное обучение

Его основная идея состоит в том, что учащийся должен учиться сам, учитель - осуществлять управление его учением. Главное - это разработка модульной программы, где ставиться цель и пошаговое выполнение работы, с указанием необходимых источников информации.

Каждый учащийся работает с модулем самостоятельно, то есть новую тему он усваивает сам, пользуясь учебником, атласом, статистическими данными и т.д. В процессе усвоения материала он получает консультацию у учителя, у одноклассника, свободно общается с ним, не нарушая дисциплины в классе. Главное, что ученик усвоил материал, добился сам поставленной цели.

Диалоговое обучение

Диалоговое обучение - взаимодействие учителя и учащегося.

Использование этой технологии способствует формированию:

Умения определять и отстаивать свою позицию;

Ораторского мастерства и умения вести диалог.

Дискуссия одна из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующая инициативность учащихся, развитие мышления. По его мнению, учебный материал в ходе дискуссии углублен, но усваивается за счет:

Обмена информацией между участниками;

Возможности критиковать и даже отвергать любое мнение;

Поиска группового соглашения в виде общего мнения или решения.

Перед началом дискуссии необходимо:

Убедиться, что все правильно понимают тему и цель дискуссии;

Взаимодействие учащихся в ходе дискуссии осуществляется на уважительном обращении друг к другу для углубленного и разностороннего обсуждения идей, позиций, мнений, способов, доказательств.

Сравнительный метод

На своих уроках применяю сравнительный метод, который позволяет провести подробный анализ предлагаемой темы и помогает выявить различия и сходства объектов, явлений.

Пример.

После изучения любого экономического района (9кл), предлагаю учащимся выявить черты сходства и различий:

1 вариант - географического положения и природных условий;

2 вариант - экономического развития и отраслей специализации.

Таким образом, одни учащиеся закрепляют свои знания; для других школьников необходимо еще раз найти данную информацию и проанализировать ее. Затем после сравнения учащиеся обязательно делают вывод, что способствует развитию мышления и приобретению навыков лаконичной записи. Сравнительный метод применяю часто на практических работах.

В обучении географии метод проектов занимает важное место. Суть его заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала по географии и получении конкретного результата в виде конкретного продукта.

«Проект - это такая открытая и динамичная форма организации учебной деятельности учащегося и педагогической деятельности учителя, которая предполагает их выбор и творческие решения.

Работа над проектом позволяет ребятам действовать самостоятельно, позволяет научиться учиться.

Компьютерные проекты позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде таблиц, схем, диаграмм, графических композиций, карт, фотослайдов, видеослайдов.

Четвёртый год работаю с комплектом УМК «Сферы», который позволяет использовать проектный метод обучения.

В программе 6 класса есть практическая работа «Составление презентации по теме: «Великие русские путешественники». Выполнение этой работы формирует умения составлять электронную презентацию. Конечно, проект выполненный учеником 6 класса намного проще и не претендует на звание исследовательского, но уже в 6 классе ребята учатся ставить цель, отбирать содержание, делать в ходе выполнения проектной работы выводы. Получив навык работы в составлении простого проекта, они могут использовать его при выполнении более сложных проектов.

Работа над проектом - объёмная, кропотливая, это поиск информации. Чтение научной литературы, написание рефератов, выполнение исследований.

Степень сложности проекта возрастает с каждым годом и в старших классах учащимся несложно выполнить проект исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень. Для организации учебно-исследовательской деятельности учащихся старших классов представляется традиционная и нетрадиционная урочная система.

Существует множество видов нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок- исследование, урок - лаборатория, урок - творческий отчёт, урок фантастического проекта, урок - защита исследовательских проектов, урок - экспертиза и другие.

Удачно проекты вписываются на уроках обобщающего повторения, ребята защищают проекты, и мы вспоминаем пройденный материал.

Стратегией уроков - проектов является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, это совокупность определённых действий. Урок-проект направлен на формирование у учащихся умений работать с дополнительной литературой, анализировать получаемую информацию, это всегда творческая деятельность.

Урок может готовиться заранее, учитель предлагает алгоритм разработки проекта, учащиеся ищут дополнительный материал, если надо готовят презентацию.

Проектирование на уроке состоит из следующих этапов:

1. Этап подготовки:

  • Обсуждение темы;

  • Определение состава групп;

  • Обсуждение правил ролевого поведения;

  • Разбор заданий для групп.

2. Этап домашней подготовки.

Ребята ищут дополнительный материал для своих групп.

3. Урок.

Учащиеся в начале урока рассаживаются по группам.

  • Вводное слово учителя (задания, критерии оценивания);

  • Групповая работа (учащиеся оформляют материал, готовят выступления от групп)

  • Выступления групп.

Различные формы самостоятельного использования системы заданий и упражнений по географии дают возможность учащимся применить свои теоретические знания на практике, в процессе непосредственной учебной деятельности и формировать необходимые им географические умения. Реализация деятельностного подхода в процессе преподавания географии позволяет добиться высокого качества географического образования и подготовить учащихся к использованию своих географических знаний в реальной жизни и практической деятельности.

Ни для кого не является секретом тот факт, что знание определения географического понятия «азимут» не поможет найти правильную дорогу в незнакомой местности, если при изучении географии в школе не были сформированы практи­ческие навыки ориентирования на местности с помощью карты, плана, компаса, местных признаков и т.д.

Теоретические знания без умений их применять на практике остаются мертвым грузом, перегружающим память учащихся совершенно не нужной им информацией.

Формы работы при деятельностном подходе:

1. Задания для организации практических и самостоятельных работ

2. Задания для организации работы с контурной картой

3. Задания для организации внутришкольного контроля и мониторинга качества географического образования

4. Самостоятельная работа с текстом

5. Использование таблиц на уроках географии

6. Использование новых технических средств обучения - важный фактор в реализации деятельностного подхода

7. Оформление кабинета географии.

Таким образом, деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

  • от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;

  • от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Поэтому «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать - вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…».


© 2010-2022