Рабочая программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности "Юный краевед" (по географическому краеведению) для 5-6 классов.    Автор-составитель Оргина Марина Валерьевна, учитель географии, высшей квалификационной категории МОУ СОШ с.Живайкино МО “Барышский район” Ульяновской области.          Программа  внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5-6 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чу...
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с.Живайкино

МО «Барышский район»

Ульяновской области



«Рассмотрено»

на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

от « 29 » августа 2014 г.


«Утверждаю»

Директор

МОУ СОШ с. Живайкино

МО «Барышский район»

Ульяновской области

____________/ А.И. Егоров _/

ФИО

Приказ № 150

от « 4 »сентября 2014 г.


Рабочая программа

внеурочной деятельности


«ЮНЫЙ КРАЕВЕД»

название программы

__на 2014 - 2015 учебный год__

год обучения


для учащихся 11-13 лет

возраст детей

Оргиной Марины Валерьевны,

учителя высшей квалификационной категории

Ф.И.О., категория


«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

МОУ СОШ с. Живайкино

МО «Барышский район»

Ульяновской области

____________/М.А. Юртаева/

ФИО

«___»____________20___г.

«Рассмотрено и одобрено»

на МО классных руководителей

МОУ СОШ с. Живайкино

МО «Барышский район»

Ульяновской области

Руководитель:__________/ Т.А.Еманеева /

Протокол № __от «___»_________20__г.




2014

Автор-составитель Оргина Марина Валерьевна, учитель географии, высшей квалификационной категории МОУ СОШ с.Живайкино МО "Барышский район" Ульяновской области.

Программа внеурочной деятельности "Юный краевед" (по географическому краеведению)", 5-6 класс, 21 с.








Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5-6 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями.

Программа может быть полезна учителям географии, истории.








Содержание



1. Пояснительная записка .............................................................................................3-8

2. Требования к уровню подготовки ..........................................................................9-11

3. Календарно - тематическое планирование ...........................................................12-17

4. Содержание рабочей программы...........................................................................18-19

5. Средства контроля....................................................................................................20-21

6. Учебно - методические средства обучения................................................................22











«Краеведение учит людей любить не только свои родные места,

но и знать о них, приучает их интересоваться историей,

искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Это самый массовый вид науки».

Д.С. Лихачёв


  1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» для учащихся 5-6 классов составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию).

Изучение родного края необходимо, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина», «Мира не узнаешь, не зная края своего!».

Краеведение - благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы внеурочной деятельности не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории села через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» является актуальной т.к. занимается решением данной проблемы - воспитанием юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Творческое объединение «Юный краевед» носит личностно ориентированный характер. Изучение родного края - это ведущий фактор воспитания патриотизма у учащихся.

Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии.

Новизна программы: интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Цель программы: формирование осознанного отношения детей к природе, привлечение обучающихся к работе по изучению и сохранению исторических и культурных ценностей своего края, любви к природе родного края.

Задачи программы:

Образовательные:

  • формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;

  • приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа, соей семьи;

  • научить видеть и понимать красоту живой природы;

  • сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;

  • познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.

Воспитательные:

  • сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, своей семьи, его истории, культуре, природе;

  • воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

  • воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;

  • воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.

Развивающие:

  • развивать потребности общения с природой;

  • развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;

  • развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

  • развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой;

  • развитие навыков исследовательской деятельности.

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

  • системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;

  • научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;

  • доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;

  • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;

  • деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;

  • активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;

  • прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;

  • принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.


Организация достижения целей:

  • Целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа;

  • Связь с социосредой (родителями, культурой и природой).

При отборе краеведческих сведений для занятий следует придерживаться правил:

  • События местной истории и культуры должны быть важными для данного края, приятными и доступными, эмоционально насыщенными;

  • Представлять учащимся возможность совершать маленькие "открытия", привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту;

  • Формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;

  • Вызвать интерес к родным местам, городу, улице, дому, школе, содействовать формированию патриотических чувств.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо - туристические технологии, проектные технологии.

Отличительные особенности программы внеурочной деятельности


Объекты изучения:

История: история своей семьи, история населенных пунктов, географических объектов; прошлое, настоящее и будущее села, края; происхождение названий населенных пунктов и географических объектов.

Природа: типичные и редкие виды представителей животного и растительного мира края; природные ресурсы края; охраняемые территории; памятники природы.

Экология: важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения и истощения, жизненная необходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Хозяйство: промышленные предприятия; предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию; служба благоустройства; виды транспорта.

Население: национальный состав населения; отношение к окружающей природной среде; труд людей в городе и селе;

Культура: народные промыслы; произведение профессионального искусства; писатели и художники, памятники архитектуры, достопримечательности.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотозарисовок, видеозарисовок, мультимедийных презентаций, видеофильмов, используется разнообразный раздаточный материал.

Возраст детей и их психологические особенности.

Жизнь ребёнка характеризуется глубокой перестройкой всего организма, общим подъемом жизнедеятельности, совпадает с обучением в школе второй ступени. Данная рабочая программа составлена с учетом возраста учащихся (11-13 лет); опирается на личность ребенка в соответствии с социальными условиями жизни, адаптацией в коллективе, личностными качествами, индивидуальными склонностями и задатками, характером.

Срок реализации программы внеурочной деятельности.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный краевед» разработана на год обучения и изучается обучающимися в 5-6 классах. Набор детей осуществляется с их согласия и по заявлению родителей.

Режим занятий.

Общее число часов года обучения - 35.

Число часов в неделю - 1 час.

Занятия проводятся каждую неделю - по средам.








  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные и метапредметные результаты


Результаты

Формируемые умения

Средства формирования

личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Требования к уровню знаний, умений и навыков

по окончанию реализации программы:

  • иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

  • знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

  • уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

  • уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

  • владеть планированием и постановкой эксперимента

Предполагаемые результаты обучения.

  • Изучение истории Ульяновской области.

  • Сбор богатого материала об известных и безымянных героях Великой Отечественной войны.

  • Овладение начальными навыками работы с ПК: умение выполнять простейшие операции в программах текстового редактора, графического редактора, редактора фотоизображений.

  • Усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.


Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
























III. Календарно - тематический план


Тема учебного занятия

Коли-чество часов

Форма проведения

Содержание деятельности

Дата проведеня занятия

Теоретическая часть занятия/

форма организации деятельности

Практическая часть занятия/ форма организации деятельности

план

факт

Раздел I. Введение (2 часа)

1

Краеведение - наука о родном крае. Содержание и задачи работы внеурочных занятий. Организация занятий.

1

Беседа (теория)

Правила ТБ. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.



2

Природа - наш второй дом

1

Практическое занятие, групповая работа





Раздел II. Введение в ИКТ (8 часов)

3

Организация занятий, формы и методы исследовательской работы.

1

Беседа (теория)

Правила ТБ при работе с ПК.

4

Программа текстовый редактор Word.

1

Практическое занятие, групповая работа

Работа с компьютером.

5-6

Программа PowerPoint.

2

Практическое занятие, групповая работа

Работа с компьютером.

7-8

Работа с интернетом, знакомство с сайтом википедия.

2

Практическое занятие, групповая работа

Работа с интернетом.

9

Формы и методы исследовательской работы.

1

Лекция.

Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Работа над актуальностью выбранной проблемы.

10

Исследовательский проект. Разработка исследовательских проектов.

1

Практическое занятие, групповая работа

Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем.

Раздел III. Мой край на карте Родины (6 часов)

11

Россия - Родина моя. Символы государства: герб, флаг и гимн.

1

Лекция. Презентация.


12

Символ России - берёза.

1

Практическое занятие, индивидуальная работа.

Рисование дерева. Загадки, пословицы.

13

Ульяновская область - частица России. Символика края.

1

Лекция, викторина.

Сбор информации для призентации. Работа в интернете.

14

Известные люди Ульяновской области. Достопримечательности Ульяновской области.

1

Лекция, экскурсия.

Практикумы в библиотеке, работа с документами.

15

Село, в котором живем. Понятие «село». Происхождение названия села. Исторические корни нашего села. Легенды и предания.

1

Лекция.

Практикум в школьном краеведческом музее. Работа с документами.

16

Знакомство с символикой Барышского района.

1

Лекция, викторина.

Сбор информации для призентации. Работа в интернете.

Раздел IY. Природа нашего края (8 часов)

17

Полезные ископаемые Ульяновской области и Барышского района.

1

Лекция

Коллективная работа с картой Ульяновской области.


18

Речная сеть области. Озера, их происхождение.

1

Практическое занятие, групповая работа

Коллективная работа с картой Ульяновской области.

19

Климат области

1

Практическое занятие, групповая работа

Коллективная работа с картой Ульяновской области.

20

Растительный мир края.

1

Лекция

Сбор информации.Работа в интернете

21

Лекарственные и комнатные растения. Редкие и исчезающие виды растений (Красная книга). Охрана растений.

1

Лекция. Викторина «Что это за листья?»

Сбор информации.Работа в интернете

22

Животный мир края.

1

Лекция

Сбор информации.Работа в интернете

23

Редкие и исчезающие виды животных (Красная книга). Численность животного мира нашего края (много, мало);

1

Практическое занятие, групповая работа.

Викторина «В мире животных»

Сбор информации.

Работа в интернете (Игры, загадки, пословицы и поговорки о животных)

24

Птицы нашей области. Охрана и подкормка птиц. Красная книга.

1

Лекция

Сбор информации.Работа в интернете

Раздел Y. Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны (6 часов)

25

Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад.

1

Лекция.

Просмотр документального фильма о ВОВ.

26

Героизм ульяновцев на фронтах войны.

1

Практическое занятие, групповая работа

Практикумы в библиотеке, экскурсия в школьном краеведческом музее, работа с архивными документами.

27

Земляки - Герои Советского Союза.

1

Беседа (теория), экскурсия в школьный краеведческий музей.


28-29

Ульяновцы - фронту. Изучение семейных архивов: фотографий, трудовых книжек, военных билетов, наградных документов и др.

2

Практическое занятие, групповая работа.

Встречи с ветеранами войны и тыла. Сбор информации. Создание альбома "Дети войны"

30

Оформление Книги Памяти «Ветераны войны, работавшие в нашей школе».

1

Практическое занятие, групповая работа

Творческая работа, оформление альбома.

Раздел VI. Я и моя семья (3 часа)

31

Профессии моих родителей

1

Практическое занятие, групповая работа


32

Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…»

1

Практическое занятие, индивидуальная работа

Творческая работа: эссе

33

Моя родословная

1

Практическое занятие, групповая работа

Творческая работа: нарисовать родословное древо.

Раздел Y. Итоговое занятие (2 часа)

34

Оформление и защита творческих работ

1

Практическое занятие, групповая работа

Творческая работа, оформление альбома.

35

Компьютерная презентация результатов работы.

Выставка фотографий.

1

Практическое занятие, групповая работа

Выставка работ, фотографий















IY. Содержание программы

Раздел I. Введение (2 часа).

Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий год. Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Природа - наш второй дом. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности.

Раздел II. Введение в ИКТ. (8 часов).

Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Правила ТБ при работе с ПК. Программа текстовый редактор Word. Программа PowerPoint. Работа с интернетом, знакомство с сайтом «Википедия». Исследовательская работа. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему»

Раздел III. Мой край на карте Родины (6 часов).

Россия - наша Родина. Москва - столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн) Символ России - берёза. Рисование дерева. Загадки, пословицы. Понятие край, область, регион. Территория и географическое положение Ульяновской области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Символика края. Известные люди Ульяновской области. Достопримечательности Ульяновской области. Село, в котором живем. Понятие «село». Происхождение названия села. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Знакомство с символикой Барышского района.

Раздел IY. Природа нашего края (8 часов).

Полезные ископаемые Ульяновской области и Барышского района.

Речная сеть области. Озера, их происхождение.

Климат области; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду.

Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью. Лекарственные и комнатные растения. Редкие и исчезающие виды растений (Красная книга). Охрана растений.

Животный мир. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни человека. Редкие и исчезающие виды животных (Красная книга). Численность животного мира нашего края (много, мало);

Птицы. Птицы нашей области. Группы птиц: перелетные, оседлые, кочующие. Хищники. Зимовка птиц. Охрана и подкормка птиц. Красная книга.

Раздел Y. Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны (6 часов).

Раздел посвящен историческим событиям нашего государства и родного края периода Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад. Героизм ульяновцев на фронтах войны. Земляки - Герои Советского Союза. Вклад Ульяновцев в победу над врагом. Знакомство с Ульяновской книгой памяти.

Раздел VI. Я и моя семья (3 часов).

Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.

Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…» Моя родословная - нарисовать родословное древо.

Раздел VII. Итоговое занятие (2часа).

Оформление и защита творческих работ. Компьютерная презентация результатов работы. Выставки фотографий.

Всего: 35 часов








































Y. Средства контроля

и формы диагностики учета результатов освоения программы

Занятия проводятся в кабинете географии, в музее, библиотеках, на пришкольном участке. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Формы учета знаний, умений:

  • групповая работа;

  • экскурсии;

  • беседы, викторины;

  • коллективные творческие дела;

  • смотры-конкурсы, выставки;

  • экскурсии, поездки, походы;

трудовые дела.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;

  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

  • участвовать в работе конференций, чтений.

  • участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом - работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы, учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации- энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии - это экскурсии (виртуальные и выездные в каникулярное время) либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.

Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы - опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

• с уроками русского: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

• с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ,

с географией: работа с картами.























YI. Учебно - методические средства обучения


Материально-техническое обеспечение


  • Компьютер

  • Проектор

  • Экран

  • Карта России, Ульяновской области, Топографическая карта Барышского района, с.Живайкино.


Учебно-методическое обеспечение

Список литературы для учащихся


  1. Географическое и экологическое краеведение (Ульяновская область).

  2. Егорова Е.В., Справочник «Экспозиции и экспонаты школьного музея». Живайкино, 2013.- 18 с.

  3. Кондратьева И., Города России. Энциклопедия - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994. - 148 с.

  4. Пчелов Е.В., Государственные символы России - герб, флаг, гимн. - Москва: «Русское слово», 2002. - 94 с.

Список литературы для учителя


  1. Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения. - М.: Глобус, 2007. - 140 с.

  2. Даринский А.В., Краеведение. - М.: Просвещение, 1987. - 245 с.

  3. Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю., Методическое пособие «Симбирский венец»- Ульяновск, 2003. - 60 с.

  4. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы основного общего образования

  5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. - М.: Просвещение, 2011.

  6. Роль краеведения в патриотическом воспитании подрастающего поколения: материалы II межрегиональной научно-практической конференции /под ред. Т.Б. Табардановой. - Ульяновск: УИПК ПРО. 2007. - 96 с.


© 2010-2022