Рабочая программа по географии 9 класс

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа по географии для 9 класса на 2015-2016 учебный год составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

  • федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 21.12. 2012;

  • федеральный компонент Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ № 1089 от 05.03.2004г.);

  • федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для общеобразовательных учреждений РФ»;

  • приказ МО РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • примерная программа основного общего образования по географии;

  • авторской программой авторов И.В. Баринова, В.П. Дронов «География России» (8-9 класс), География 6-11 класс. Программы для общеобразовательных учреждений; М.: Дрофа - 2010 г.

  • учебный план МОБУ СОШ № 4 на 2015-2016 учебный год.

Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-8 классах. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «Экономическая и социальная география России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».

Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану рассчитана на 68 часов, количество их изменено до 66 часов за счет календарного графика работы школы. Программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Главная цель - формирование целостного представления об особенностях населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

Основные задачи:

  • сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;

  • сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

  • показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;

  • вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

  • развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

  • создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  • познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

  • сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

  • соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности

  • с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов

Содержание программы

Особенности географического положения России (4 часа).

Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа. Практические работы.

1.Определение по картам особенностей экономико-географического положения России.

Население России (9 ч.)

Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения.

Народы и религии России. Россия - многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.

Особенности расселения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.

Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие.

Практические работы.

2. Анализ по картам и статистическим материалам особенностей размещения крупных народов России.

3. Определение плотности, доли городского и сельского населения.

Хозяйство России (27 ч.)

Особенности развития хозяйства России. Предприятие - первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий. Отраслевая структура функциональная и территориальная структуры хозяйства, их особенности.

География науки. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.

Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.

Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды.

Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии

важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.

Сельское хозяйство.Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля - главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.

Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы.

Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.

Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности.

География коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.

География социальной сферы. Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства. Жилье - одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.

Практические работы. 4. Сравнительная характеристика угольных бассейнов России.

5.Составление картосхемы размещения чёрной и цветной металлургии России и определение факторов их размещения.

6.Описание одной из отраслей по типовому плану.

7.Определение по картам районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

8.Характеристика одного из видов транспорта.

Регионы России (28 ч.)

Районирование России. Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.). Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы.

Районы и крупные регионы России. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Практические работы.

9. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.

10.Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

11. ПТК Западной Сибири.

12. Сравнительная характеристика Западного и Восточного макрорегионов.

Учебно-тематический план 9 класс

Раздел

Кол-во часов

Практические работы

по программе

по рабочей программе

1.Введение

4

4

1

2.Население России

9

9

2

3.Хозяйство России

27

26

5

4.Районы России

28

27

4

Всего

68

66

12

Практические работы

1.Определение по картам особенностей экономико-географического положения России.

2. Определение плотности, доли городского и сельского населения в России, крае, районе по статистическим материалам.

3.Анализ по картам и статистическим материалам особенностей размещения крупных народов России.

4. Сравнительная характеристика угольных бассейнов России.

5.Составление картосхемы размещения чёрной и цветной металлургии России и определение факторов их размещения.

6.Характеристика одной из отраслей по типовому плану.

7.Определение по картам районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

8.Характеристика одного из видов транспорта.

9. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга. 10. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе. 11. ПТК Западной Сибири. 12. Сравнительная характеристика Западного и Восточного макрорегионов.

Календарно - тематическое планирование 9 класс

Тема

Практическая работа

Дата

план

факт


Введение - 4 ч.

1

1

Место России в мире

2

2

Географическое положение и границы РФ

3

3

Государственная территория России

№ 1.Определение по картам особенностей экономико-географического положения России.

4

4

Экономико-географическое, геополитическое положение России


Население России - 9ч.

5

1

Освоение территории России

6

2

Численность и естественный прирост населения

7

3

Национальный состав населения

№ 2.Анализ по картам и статистическим материалам особенностей размещения крупных народов России.

8

4

Миграции населения

9

5

Городское и сельское население

10

6

Возрастной состав населения и трудовые ресурсы

11

7

Размещение населения России

№ 3. Определение плотности, доли городского и сельского населения

12

8

Рынок труда, занятость населения России.

13

9

Обобщение

тестирование

Хозяйство России - 26ч.

14

1

Что такое хозяйство страны

15

2

Цикличность развития экономики

16

3

Особенности развития хозяйства России

17

4

Структура хозяйства страны

18

5

Научный комплекс

19

6

Машиностроительный комплекс. Роль, значение, проблемы.

20

7

Факторы размещения машиностроения

21

8

Военно-промышленный комплекс

22

9

Топливно-энергетический комплекс.

23

10

Нефтяная и газовая промышленность.

24

11

Угольная промышленность. Проблемы

№ 4.Сравнительная характеристика угольных бассейнов России.

25

12

Электроэнергетика

26

13

Металлургический комплекс.

27

14

Факторы размещения черной металлургии

28

15

Цветная металлургия

№5.Составление картосхемы размещения черной и цветной металлургии России и определение факторов их размещения

29

16

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность

30

17

Факторы размещения химической промышленности.

31

18

Лесная промышленность

№.6.Описание одной из отраслей по типовому плану.

32

19

Агропромышленный комплекс. Особенности с/х. Растениеводство.

33

20

Животноводство.

№ 7. Определение по картам районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства

34

21

Пищевая и легкая промышленность

35

22

Инфраструктурный комплекс. Состав. Роль транспорта

36

23

Железнодорожный и автомобильный транспорт

37

24

Водный и другие виды транспорта

№ 8. Характеристика одного из видов транспорта

38

25

Связь. Сфера обслуживания

39

26

Обобщение по теме «Межотраслевые комплексы России»

тестирование


Районы России - 27 ч.

40

1

Районирование территории России.

41

2

Центральная Россия. Состав, проблемы

42

3

Население и главные черты хозяйства района.

43

4

Районы Центральной России. Москва и столичный регион

№ 9. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.

44

5

Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы

45

6

Народные промыслы Центральной России

46

7

Северо-Западный район

47

8

Калининградская область

48

9

Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы

49

10

Население

50

11

Хозяйство Европейского Севера

51

12

Европейский Юг. Географическое положение, природные условия и ресурсы

52

13

Население

53

14

Хозяйство Северного Кавказа

№10. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

54

15

Поволжье. Географическое положение, природные условия и ресурсы

55

16

Население

56

17

Поволжье. Отрасли специализации

57

18

Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы

58

19

Население

59

20

Хозяйство Урала

60

21

Обобщение : Западный макрорегион

61

22

Восточный макрорегион. Общая характеристика.

62

23

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики Восточного макрорегиона

63

24

Западная Сибирь.

№ 11. ПТК Западной Сибири.

64

25

Восточная Сибирь.

65

26

Дальний Восток

№12. Сравнительная характеристика Западного и Восточного макрорегионов.

66

27

Обобщение


Учебно - методический комплекс

Литература для обучающихся

1. Учебник: Дронов В.П , В.Я. Ром. География. Россия. Население и хозяйство.-М. : Дрофа,

2. Атлас «География России. Население и хозяйство» М.: Дрофа. Издательство ДИК. 2014.

3. Контурные карты

Литература для учителя

1. Алексеев А.А. «География России. Природа и население» - М., Дрофа, 2010г.

2. Сиротин В.И. «Тесты для итогового контроля» 8-9 класс - М., Дрофа, 2003г.

4. Пятунин Б.Б. «Новые контрольные и проверочные работы по географии» 8-9 класс - М., Дрофа, 2005г.

5. Перлов Л.Е. «Дидактические карточки - задания по географии. Часть 1 и 2 - М., Издательство «Экзамен», 2008г.

6. Контрольно-измерительные материалы. География: 9 класс/ Сост. Е.А. Жижина.- М.: ВАКО, 2012.- 112с.

Дополнительная литература для обучающихся

1. Алексеев А.А, Николина В.В. География: население и хозяйство России: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений.- 7-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 2006.- 336с.: ил.-

2.Таможняя Е.А География России: хозяйство и регионы: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е. А Таможняя, С.Г. Толкунова; под общ. Ред. В.П. Дронова.- М.: Вентана-Граф, 2010.- 368с.: ил

Интернет-ресурсы:

geosite.com.ru

geo.1september.ru - сайт «Я иду на урок»

georus.by.ru- «География России»

geo.metodist.ru http: //gao.spb.ru/russian

http: //fmm.ru http: //mchs.gov.ru

http: //national-geographic.ru -Электронный журнал «National Geographic»

http: //nature.com http: //ocean.ru

http: //pogoda.ru - Прогноз погоды в городах мира и России.

http: //weather.com

http: //vokrugsveta.ru/vs /- электронная версия журнала «Вокруг света»

rgo.ru - сайт Русского географического общества. rgo.ru - "RGO.ru" географический портал Планета Земля. terrus.ru "Территориальное устройство России" - Справочник-каталог "Вся Россия" по экономическим районам.

Программа действительна до внесения в нее изменений

© 2010-2022