«Картография» рабочая программа 6 класс

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПАСПОРТ

на авторскую, адаптированную образовательную программу



I раздел (заполняется автором программы)

1. ФИО автора, учреждение, полный адрес: Прокопьева Светлана Викторовна, МКОУ «Кардойская ООШ», Иркутская область, Братский район, д. Кардой, ул. Трактовая

2. Предмет, предметная область: география

3.Программа предназначена для обучающихся 6класса

4.Группа пользователей: данная программа используется с 2015 года

5.Авторская оценка программы

Авторская педагогическая разработка факультативного курса по географии

«Картография» Прокопьевой С.В рассчитана на углубление знаний по основному школьному курсу. Он расширяет и углубляет знания учащихся об оболочках Земли, дает возможность получить более полные знания о картах, развивает навыки работы с ними, помогает применять полученные знания на практике.

II раздел

Оценка программы администрацией школы:

2. Программа факультативного курса.

3. Тип программы

III раздел (заполняется методической службой районного отдела образования)

__________________________________________________________________

краткое заключение

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

IV раздел (заполняется экспертом на основании Положения об авторских и адаптированных программах)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

















Министерство образования и науки Российской Федерации

Отдел образования администрации МО «Братский район»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кардойская ООШ»

РАССМОТРЕНО:

Заседание МС МКОУ «Кардойская ООШ»

Протокол №

От ____________г

Зам.директора по УВР

М.В. Зуева ___________

РЕКОМЕНДОВАНО:

ЭС Отдела образования АМО «Братский район»

Протокол № ____

от «____»________20___г

Заведующий ИМК

И.Г. Бусыгина ___________

УТВЕРЖДЕНО:

Приказ №

От ___________г

Директор МКОУ

«Кардойская ООШ»

Т.Н. Зуева____________



Авторская адаптационная педагогическая разработка

«Картография»

Программа факультативного курса




Автор разработки:

Прокопьева Светлана Викторовна,

учитель географии

МКОУ «Кардойская ООШ»,






2015 г

с. Кардой


Пояснительная записка



Данная рабочая программа учебного предмета география по теме «Картография» для учащихся 6 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе примерной авторской программы Макубаева Д.М адаптирована пояснительная записка, Прокопьевой С.В в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и основной образовательной программой ОУ.

Распределение часов в течении года


Период обучения

Количество часов

1 четверть

9

2 четверть

7

3 четверть

10

4 четверть

9

Итого за год

34

Использование УМК

Программа

Автор - составитель учитель географии

Макубаева Д.М

КГУ «Троебратская средняя школа»

С.Троебратское 2012г

Дидактические средства для учителя

  1. Безруков А. Занимательная география.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

  2. География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах/ сост. Н.А. Касаткина.- Волгоград: учитель, 2004.

  3. Крылова О.В. Интересный урок географии: кн. для учителя.- М.: Просвещение, 2000.

  4. Олимпиады по географии. 6-11 классы: Мет. пособие / Под ред. О.А. Климановой.- М.: Дрофа, 2003.



Интернет ресурсы

krugosvet.ru

geografia.ru

carib.ru

vokrugsveta.ru


Общая характеристика курса

Факультативные занятия по географии - важная часть общешкольной учебно-воспитательной работы в школе. Такие занятия доказали свою жизненность, широкие возможности, направленные на формирование у школьников более высокого уровня знаний, ознакомление с достижениями науки, техники, культуры, всестороннее развитие личности с учетом индивидуальных интересов.

Факультативный курс по географии для учащихся 6 класса рассчитан на углубление знаний по основному школьному курсу. Он расширяет и углубляет знания учащихся об оболочках Земли, дает возможность получить более полные знания о картах, развивает навыки работы с ними, помогает применять полученные знания на практике.

Содержание программы включает теоретические знания по наиболее сложным темам курса географии (географические координаты, рельеф и тектоническое строение территории, погода и климат) и практическую часть. Данный курс позволит расширить и конкретизировать знания о географических картах, а также продолжит развитие интеллектуальных, познавательных и творческих способностей учащихся. Тем самым даст возможность более полной подготовки учащихся к олимпиадным заданиям по предмету

Цель

Повышение интереса к изучению географии, расширение и углубление знаний по предмету, подготовка учащихся к конкурсам и олимпиадам различного уровня. Это решается путем развития индивидуальных интересов учащихся, подготовки их к самообразованию.

Задачи

- Формировать и развивать диалектико-материалистическое мировоззрение учащихся, подводя их к более глубокому осознанию мировоззренческих идей развития, целостности, взаимосвязи в природе Земли, повышать их научные знания.

- Продолжить развитие картографической грамотности школьников;

- Вооружить учащихся системой знаний и умений по работе с картами разной тематики и содержания, статистическими материалами и справочниками, выполнять простейшие статистические расчеты и составлять комплексные характеристики.

- Способствовать развитию географического мышления, применению в работе картографического и статистического методов.

Формы работы.

Фронтальный опрос, самостоятельная работа учащихся, практические работы, информационные компьютерные технологии.

Практическая работа способствует углублению и развитию теоретических знаний и навыков (работа с контурными картами, составление плана местности, самостоятельное использование учебника и дополнительной литературы, карт, статистических материалов, наглядных пособий, географических приборов и т.д.). Практическая работа подготавливает учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями.

Информационные компьютерные технологии позволяют школьнику с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности

Перечень учебного оборудования и наглядных пособий.

Карты, глобус, атлас , контурные карты ,статистический материалов, наглядные пособия, географические приборы, ноутбук, проектор, обучающие диски, книги, тетрадь Реализация программы рассчитана на 1 год обучения - 34часа: 1час в неделю

Учебно - тематический план

Тема

Количество часов

1

Введение

1

2

План и карта

20

3

По материкам и странам

3

4

Немая карта

10

Итого

34

Ожидаемый результаты изучения факультативного курса.

Изучение факультативного курса «Картография» способствует активному формированию географического мышления школьников, развивает их интерес к предмету. Данный курс помогает наиболее глубже развивать знания географической карте, развивает навыки работы с ней.



Планируемые результаты

В курсе изучения школьники закрепляют свои умения: ориентироваться на местности, составлять план местности, различать виды карт, работать с разными видами масштаба, находить объекты на физической карте мира и изображать их на контурных картах Учащиеся в дальнейшим могут использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни.





Основные требования к уровню подготовки обучающихся

Знать

географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,

составлять простейший план местности;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;

учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных

Формы контроля уровня достижений обучающихся

В конце каждой темы будут проведены практические работы

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

Учебно-методический комплекс; печатные пособия; экранно-звуковые пособия натуральные объекты;

Содержание программы

Введение (1 час)

Цели и задачи курса. Особенности заданий. Оборудование для занятий.

План и карта (20 часов)

Глобус - Модель Земли. Что такое план местности, методика составления плана местности. Масштаб Ориентирование на местности. Работа с географическими картами. Виды географических карт. Знакомство с номенклатурой карты.

По материкам и странам (3часа)
Природные особенности материков: особенности рельефа, климата, внутренних вод, растительного и животного мира. Факторы, влияющие на особенности природных компонентов на материках.

Немая карта (10 часов)
Работа с контурной картой. Определение указанных территорий, обозначение географических объектов на контурной карте.

Подведение итогов

Календарно-тематическое планирование занятий

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Характеристика деятельности обучающихся

Введение (1ч)

1

Картография - наука о географических картах

1

Объяснять значение термина «картография»; развивать память, воображение

План и карта (20ч)

2.

Общие сведения о Земле

1

Познакомить с различными видами карт, глобусом. Определить язык карт, ознакомиться с условными обозначениями. Развивать умение измерять крутизну склонов, сформировать представления о видах картографических проекций.

3.

Глобус - модель Земли

1

4

Понятие карты, как модели действительности

1

5-6

Построение карт. Картографические проекции

2

7-8

Масштаб

2

9-10

Ориентирование на местности

2

11-12

План местности

2

13-14

Топографическая карта

2

15

физической карты

1

16

Политическая карта мира

1

17

Задачи по горизонталям

1

18

Направления на карте

1

19-20

Определение географических координат

2

21

Приёмы использования условных знаков карты

1

По материкам и странам (3ч)

22-23

Материки и океаны

2

Сформировать представления о природных особенностях материков: рельефа, климата, внутренних вод, растительного и животного мира

24

Особенности природы материков

1

Немая карта (10ч)

25-26

Путешественники и их открытия

2

познакомиться с открытиями путешественников с термином «топонимика», рассмотреть происхождение географических названий, развивать умение работать с картой.

27

«Вопросы путешественников

1

28-30

Крупные географические объекты материков и океанов на карте

3

31-33

Работа с контурными картами

3

34

Итоговое повторение

1
































Приложение

Разработка урока «Картография - наука о географических картах».

Цели: познакомить с историей географических карт; объяснить значение термина

«картография»; развивать память, воображение; воспитывать интерес к картографии.

Оборудование: иллюстрации картографических рисунков первобытных людей, карты

античного периода, атласы за 6 класс, настенная физическая карта.

Ход занятия.

Загадки:

- Её с собой берёт геолог,

Турист, водитель, археолог.

(карта)

- Государства и моря -

Все на стенке у меня.

(карта).

Как вы считаете, что обозначает термин «картография»? (карта - изображение частей земной поверхности; графо - пишу; картография - наука о создании карт)

Изучая этот курс, вы познакомитесь с историей картографических изображений, узнаете, какие бывают карты, что и как на них изображено, где они используются и как их создают.

- Географическая карта - величайшее творение человечества. Она служит замечательным средством познания и преобразования окружающего мира. К ней обращаются инженеры и исследователи, геологи и агрономы, учёные и военные и каждый находит нужные ответы на свои вопросы.

Карта прочно вошла в нашу жизнь. Её мы видим в газетах, журналах, на экранах телевизоров. Картой сопровождают обзор международных событий, прогноз погоды, рассказы о внутреннем положении страны, новости о ходе полевых работ и крупнейших новостройках, советы о туристских походах выходного дня.

Заглянем в прошлое.

- История зарождения карты уходит в далёкое прошлое, когда люди ещё не знали письменности. Об этом рассказывают нам археологические находки, среди которых можно увидеть примитивные рисунки местности на камнях, костяных пластинах, бересте, дереве. Возраст их достигает 10-15 тысячелетий. Совсем недавно, в 70-х годах прошлого столетия, один из таких рисунков был найден в Черкасской области.

Показать рисунок.

Рисунок вырезан на куске бивня мамонта. В сетке беспорядочных царапин специалист различает осмысленную картину местности: спуск с горы, стволы деревьев, дальше река, показанная двумя параллельными линиями, на берегу стоят четыре загадочных сооружения. Эти странные сооружения действительно существуют! Вначале археологи обнаружили 3 больших дома. Сложены они были из костей мамонтов. Внутренние части сооружений были завалены бивнями. Основные части ландшафта узнавались сразу. Есть спуск с горы, и река, и постройки, но только 3, а на рисунке 4! Значит, нужно искать ещё одну. На это ушло несколько лет, и наконец, археологи нашли четвёртое сооружение, показанное на древней карте. Учёные установили, что это одна из самых древнейших карт!

Научные истоки картографии берут начало в античной Греции. На первых картах древние греки изображали Землю в виде плоского или слегка выпуклого круга, окружённого водой. В VI веке до н.э. великий учёный Пифагор впервые высказал предположение о шарообразности Земли. Пифагор оказался прав. Но доказать, что Земля - шар, и тем более определить радиус земного шара удалось значительно позже. Сделал это известный египетский математик и географ Эратосфен, живший в III веке до н.э. Карта Эратосфена была первой картой известной к тому времени, составленной с учётом шарообразности Земли. Ею пользовались до конца I века н.э.

Рассмотреть в атласах за 6 кл. карту Эратосфена.

Самыми необычными были арабские карты. Географические объекты независимо от их формы изображены фигурами, которые представляют собой комбинацию прямых и кривых линий. Иногда такие фигуры имеют строго геометрическую форму в виде окружности, прямоугольника, треугольника и др. Особенно любопытна геометрическая правильность очертания морей, полностью исключающая выделение даже крупных заливов и полуостровов. Такие карты весьма труднодоступны для чтения, и лишь названия позволяют немного разобраться в них.

Показать рисунок арабской карты Каспийского моря.

Географические исследования новых земель позволили составить более точные карты, особенно велики достижения были в период Великих географических открытий XV-XVI вв. Труден был путь создания карты мира. Каждая извилина на ней, каждый штрих и точка - результат огромного многолетнего труда, совершённого землепроходцами, отважными путешественниками и исследователями. Но иногда отдельные составители в погоне за славой становились на неверный путь и показывали на карте то, чего не было в действительности. Дорого обходились людям такие карты! История знает немало примеров, когда неверная карта приводила к гибели исследователей. Великий русский мореплаватель В.Беринг поплатился жизнью, доверившись ошибочно составленной карте. Дело в том, что член его экспедиции Л. Дедиль показал карту, составленную его братом Жозефом, на которой к югу от Камчатки была изображена несуществующая «Земля Гамы». И, несмотря на то, что Сенат совершенно точно указал курс экспедиции, Беринг изменил его в поисках фантастической земли. Конечно, никакой «Земли Гамы» он не нашёл, только напрасно потратил 3 недели драгоценного времени. Вот этих-то недель и не хватило командору для успешного завершения экспедиции. На обратном пути начались осенние штормы, продовольствие было на исходе, и люди совершенно обессилили. Почти неуправляемый корабль был выброшен на один из Командорских островов. Здесь во время вынужденной зимовки скончался великий командор.

- Так люди создавали карты!

- Каких только карт вы сейчас не встретите! И что только на них не отображается. Трудно даже перечислить всё разнообразие карт.

«Несуществующие земли»

- Создание карты - это дело трудоёмкое, кропотливое. Картографы - это те люди, которые занимаются созданием карт. Сегодня на занятии каждый из вас побывает в роли картографа. Вам предстоит составить карту несуществующей земли. Быть может, где-то существуют планеты, на которых есть жизнь?

В тетрадях дети рисуют планету, обозначают материки, океаны, моря, острова и т.д., дают им названия. После выполнения работы проводится выставка.

Остров романтики.

От Арктики до Антарктики

Люди весь мир прошли,

И только остров Романтики

На карты не нанесли.

А он существует, заметь-ка,

Там есть и луна, и горы,

Но нет ни единого скептика

И ни одного резонера.

Ни шепота, ни обывателей,

Ни скуки и ни тоски.

Живут там одни мечтатели,

Влюблённые и чудаки.

Там есть голубые утёсы

И всех ветров голоса,

Белые альбатросы

И алые паруса.

Там есть залив Дон-Кихота,

И мыс Робинзона есть.

Гитара в большом почёте,

А первое слово - «честь»!

Там сплошь туристские тропы,

И перед каждым костром

Едят черепах с укропом

Под крепкий ямайский ром.

Там песня часто увенчана

Кубком в цветном серебре,

А оскорбивший женщину

Сжигается на костре.

Гитары звенят ночами,

К созвездьям ракеты мчат,

Там только всегда стихами

Влюблённые говорят.

А каждая мысль и фраза

Сверкает там, как кристалл,

Ведь здесь никому ни разу

Никто ещё не солгал.

От Арктики до Антарктики

Люди весь мир прошли,

И только остров Романтики

На карты не нанесли.

Но, право, грустить не надо

О картах. Всё дело в том,

Что остров тот рядом -

Он в сердце живёт твоём.

Э. Асадов.



© 2010-2022